Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Игольное ушко

Может ли Россия заработать на дизайне?

Только в 2004 году российские потребители дизайнерской одежды обогатили итальянскую легкую промышленность не менее чем на 2 млрд евро и дали работу миллионам китайских рук. И это на фоне того, что текстильные комбинаты терпят убытки, а истории успеха отечественных дизайнеров остаются сугубо частными случаями.

Бразилия, коллега России по БРИК (группа перспективных стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай. – Прим. «Ко»)до последнего времени позиционировавшаяся в глобальном экономическом сообществе как страна, где «много-много диких обезьян», сезона три назад заявила о себе в ином качестве. Rosa Cha, производитель купальников, «взорвала» мировую fashion-критику и открыла выход на европейские рынки целой плеяде латиноамериканских модельеров. Пара треугольников и веревочек, соединенных неподражаемым образом, фактически перевели страну в новую категорию. Получив статус экспортера люксовой продукции, Бразилия сделала «длинный шаг» по присоединению к пулу постиндустриальных держав. И правительство ее, проплачивая платный эфир на Fashion-TV, конечно, понимает, что вкладывается не в конкретные трусики-маечки, а работает на капитализацию национального бренда: на мировых «эксгибициях» пора уже демонстрировать не натуральное хозяйство в «тропическом раю», но идейное и технологическое лидерство.

В России, конечно, тоже есть главная презентационная тема – вот уже 200 лет это блины и медведи. Фишка в том, что, если бикини от Rosa Cha и иже с ними имеют вполне конкретную цену в евро и составляют конкретную статью экспорта, то экспорт медведей видится делом бесперспективным. Да и блины потенциальные потребители все чаще называют «крепами»…

Продать родину

«Ничего удивительного, что fashion как индустрия находится в России в младенческом состоянии», – говорит Евгений Ящук. Генеральный директор «Недели моды в Москве (Гостиный двор)» считает, что в стране, где дизайн одежды как профессия формализовался только год назад, иначе и быть не может. «В пятилетних планах Минэкономразвития вопрос о дизайне одежды пока не ставится, – продолжает Ящук. – Судя по имеющейся у меня информации, рассматривать fashion в качестве жизнеспособной отрасли еще мало кто готов».

Симптоматично, что «не видящий» fashion Герман Греф, глава МЭРТ, – один из самых элегантных российских политиков и точно самый большой модник в правительстве…

Впрочем, лейблы на грефовских галстуках почти наверняка имеют роскошное итальянское происхождение. Только по официальным данным, объем импорта одежды и аксессуаров в России составил в 2004 году $300 000. Реальные цифры могут быть на порядки выше (по оценкам отдела легкой промышленности департамента промышленности Минпромэнерго, объем нелегального импорта и контрафактной одежды и обуви в прошлом году составил $20 млрд).

Однако в последние несколько сезонов наряды от отечественных дизайнеров все чаще мелькают на страницах модных изданий и телах столичных селебритис. Создается устойчивое ощущение, что модный рынок входит в ту фазу, которую в конце 1990-х пережил рынок продуктовый: всплеск потребительского патриотизма, начавшийся при экономике дефолта, а закончившийся в идеологии тотального русофильства.

Пока еще координаты russian fashion бутиков занимают довольно скромное место в разделе «адреса» соответствующих журналов, но по сравнению с картиной пятилетней давности глянцевые редакторы отмечают прогресс: психологический барьер преодолен – тусовка охотно привечает «российских армани», да и сами они активно становятся завсегдатаями светских хроник. Сегмент отечественной дизайнерской одежды, по данным КОМКОН, занимает всего порядка 3,5% российского fashion-рынка. Да и эта цифра считается завышенной. Например, по мнению Евгения Ящука одежда и аксессуары отечественных марок занимают не более 2,5 – 3% рынка (хотя тенденция к росту, отмечает Ящук, есть). И эту крошечку делят между собой около сотни модельеров.

«Конечно, российских дизайнеров никто не покупает! Потому что их никто и не продает!» – утверждает Елена Васса, более известная как Vassa, дизайнер и совладелица одноименной марки одежды. Она считает, что одной из основных препон на пути к индустриализации моды является антипатриотическая позиция модных ритейлеров. Бывшая сотрудница дизайн-бюро Calvin Klein апеллирует к опыту Соединенных Штатов: «В Америке, если ты получил хотя бы один заказ ритейлера, то будешь продаваться сразу в 200 точках по всей стране. А у нас? Вот вы говорите Bosco, «Подиум»… Ну что такое два-три мультибренда в масштабах всей России? Откуда при такой дистрибуции возьмется узнаваемость бренда? За счет чего будут расти обороты?»

Марка Vassa, оборот которой, по оценкам «Ко», составляет около $10 млн в год (компания данные не раскрывает), сейчас представлена в 23 розничных точках. Все они – фирменные. Именно с создания собственной торговой сети пять лет назад начинали Васса и партнеры свое «модное» дело. И именно собственная розница дает марке возможность развиваться сейчас: оформленные в едином стиле, магазины работают на узнаваемость имиджа Vassa. Как бы ни оценивали ее продукт эстеты, «урбанистическая мода» Вассы на сегодняшний день едва ли не единственный коммерчески успешный проект в среднем ценовом сегменте. (В масс-маркете, где одежда не имеет статуса дизайнерской, активно развиваются такие российские бренды, как Oggi, Sela, «Твое»). Пеняет Васса и на непопулярность в нашем отечестве формата department store: универмагов, подобных Selfridges, где весь первый этаж отдается на откуп «молодым» маркам (каждая из которых занимает минимум площади, но вкупе с остальными составляет вполне конкурентоспособный ассортимент), в России раз-два и обчелся: ЦУМ, где организация дела принадлежит автору Selfridges Витторио Радиччи, и ГУМ, который хоть и не является классическим «департментом», однако зонирует арендаторов схожим образом (на одной линии «гуртует» молодежные, демократичные марки, на другой – «имена» и т.д.).

Кстати, главный акционер ГУМа и президент компании Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, контролирующей четверть импорта дизайнерской одежды, россиянам от дома никогда не отказывал (сейчас под их продукцию отдается 10% закупочного бюджета, что является нормой для крупного ритейла). Но продавать отечественные вещи Куснирович предпочитает в мультибрендовых магазинах, где итальянские марки в известном смысле страхуют риски, связанные с russian fashion. «Я не могу реализовать в сезон больше пяти платьев одной модели от Алены Ахмадуллиной или больше трех пар брюк от Андрея Шарова – это нереально!», – признается директор по развитию Bosco di Ciliegi Константин Андрикопулос, отмечая при этом, что собирать десятки брендов под одной крышей заставляет и ассортиментная политика (современное табу на total look – когда полный ансамбль составляется из вещей из одной коллекции одного дизайнера), и ограниченность выбора, который могут обеспечить отечественные дизайнеры. «Из 90 российских дизайнеров не больше 20 обеспечивают нужное нам качество производства, – констатирует он. – А если вещь сделана кустарно, я не могу ее продавать, какой бы оригинальной ни была идея».

Сейчас Bosco продает русские имена в двух мультибрендах под собственной вывеской. В феврале собирается открывать третий. А к лету 2007 года намерен воплотить в жизнь специальный «русский проект»: 200-метровый мультибрендовый магазин в ГУМе, в котором все вешалки и полки будут отданы под продукт соотечественников. Только и исключительно. Не имеющие привычки работать себе в убыток «босковцы» делают первую серьезную ставку на российский дизайн, работая на увеличение «аппетитности» нового сегмента рынка.

No name

«Мы не можем себе позволить выписать бренд-менеджера из-за границы и платить ему 25 000 евро ежемесячно!», – говорит Донис Пупис. Участник дизайнерского дуэта с Ниной Неретиной, Донис Пупис делает одежду, на бирке которой значится NinaDonis. Одежду хорошую: свой «знак качества» поставили на ней и классик модной критики Мария Тер-Маркарян, и бизнес-вумен Зоя Барбарунова, известная безошибочным нюхом на таланты. Качество позволяет NinaDonis представляться в миланском Ghizelli (одном из самых желанных для «модников» всего мира шоу-руме, попасть в который очень непросто) и продаваться в Le Form и «Лидэ» – самых концептуальных и дорогих московских бутиках. Но и только. Две розничные точки на всю страну и «камерная» узнаваемость фиксируют оборот марки на отметке $350 000 – 360 000 в сезон (полгода). Ясно, что отдавать почти половину этой суммы бренд-менеджеру Донис Пупис не может. Встретить же толкового fashion-маркетолога в России за меньшие деньги партнерам пока не посчастливилось.

Платить 25 000 евро человеку, который будет заниматься продвижением бренда, не может сейчас ни один из российских модельеров. Равно как не в состоянии платить сотни тысяч консалтерам тот, кто только помышляет о создании собственной марки. С одной стороны, это связано с объективной данностью – ограниченностью финансовых возможностей (в 9 случаях из 10 речь идет о деньгах частного «инвестора», внутренне ориентированного на неприбыльность вложений). С другой – с фактором субъективным: художники брезгуют быть продавцами, выбирая «интуитивный маркетинг». А интуиция выстраивает порой довольно причудливые конфигурации.

Кому-то она подсказывает, что, подружившись с иной «звездой», можно неплохо устроиться в роли придворного портного: «шить три платья в сезон и продавать по ценам Versace, чтобы клиент понимал, что не фуфло какое-то покупает». Кого-то, напротив, сподвигает «выйти в тираж», как, например, это сделала Султанна Французова, выгодно продавшая руки и голову рознично-обувной компании «Ж». Взамен на отказ от слишком сложного креатива дизайнер получила масштабную рекламную кампанию – «Султанна Французова для Ж», широкую дистрибуцию и ресурс для развития собственного бренда Soultanna Frantsuzova. На деньги партнеров из «Ж» осенью 2004 года в Китае была построена фабрика по пошиву одежды. Проект обещает оказаться успешным: демократичный дизайн Султанны, копеечная стоимость рабочей силы в Китае («задорого» на фабрике трудятся только русские специалисты-конструкторы, курирует работу дизайн-бюро сама Султанна, фактически переехавшая в КНР), развитая розница и отлаженный маркетинг «Ж» могут сделать марку лидером средне-высокого сегмента..Иных жизнь заставляет взять в долю профессионального управленца. Денис Симачев, уговоривший Ольгу Самодумову оставить пост директора в Le Forme и взяться за менеджмент марки Denis Simachev, сейчас, пожалуй, самый востребованный российский дизайнер. Растиражированная пиарщиками легенда о блудном сыне, возвращающемся на родину после заграничного триумфа, максимум прессы на показах – и вот уже публика «помнит и любит». Помнит придуманную некогда олимпийку с надписью «СССР», а любит – представленные только что матросские бушлаты с пуговицами из ювелирного золота. «Но мы отдаем себе отчет в том, на каком этапе пути находимся, – отрезвляет Самодумова. – Мы пока «в садике». Сейчас нас закупают 35 магазинов по всему миру. Ближайшая цель – сто. А для того чтобы сказать: «Да, мы успешны во всем мире», надо около трех тысяч».

Однако даже если представить, что по мановению чьей-то волшебной руки сейчас началась бы миграция маркетинговых кадров в сторону fashion-рынка, не факт, что кадры эти были бы рынком метаболизированы. «Все-таки в основе пирамиды бренда должно лежать качество продукции и авторский стиль, – считает fashion-консультант и первый байер бутика Marki (специализируется на продукции отечественных модельеров) Андрей Аболенкин. – А он у нас часто подменяется случайными декоративными решениями. Когда нет основы бренда, то и продвигать в общем-то нечего». По мнению Аболенкина, черед агрессивного маркетинга для русской моды настанет в тот момент, когда окончательно сложатся черты национальной школы. Естественное вызревание этих черт – глобальный процесс, не отменяющий локальных задач вроде персонального успеха российских дизайнерских марок «здесь и сейчас». И здесь и сейчас его главная потребность – брендбилдинг. Забавно, что неготовность уделять должное внимание маркетингу локализована сейчас в той самой сфере, которая по природе своей есть не что иное, как «отдел маркетинга» – постиндустриальная надстройка индустрии мануфактур, ведущей свой отсчет в Европе со времен Филиппа Красивого.

Слабое звено

«Я приведу вам стратегического инвестора!»один из кандидатов в Госдуму от Костромской области методично обольщает работниц местного льнокомбината. Облезлые, морально исчерпавшие себя еще в 1970-х цеха; ткачихи, которых почему-то все время хочется назвать доярками. При слове «инвестор» ткачихи зябко ежатся. Хотя, возможно, это просто от холода: у предприятия гигантские долги перед энергетиками. Пытаясь увести разговор в безопасное русло (за слово «инвестор» в этих краях можно и по зубам получить), директор комбината затягивает обычную песнь о «волшебных руках костромских мастериц» и «исконных техниках прядения». «Доярки» синхронно кивают.

Заметно сжавшиеся за последние 30 лет льняные угодья ЦФО (с момента начала перестройки территория выращивания льна в центральных областях сократилась в 5 – 7 раз) сейчас обеспечивают едва ли больше 15 – 20% потребности отечественного производителя одежды в тканях. При этом склады текстильщиков имеют свойство «мертветь». Чтобы понять сей парадокс, достаточно зайти в специализированный магазин. Например, «Русский лен»: тяжелые пыльные мотки и ткани, пергидролевые кассирши по одну сторону прилавка и редкие пенсионерки по другую. Массовому покупателю этот лен «без нужды и не по карману»: индонезийский, например, хлопок в 1,5 – 2 раза дешевле. Мелкооптовому, каким является наш дизайнер, отечественные ткани не интересны в принципе: их качество несопоставимо с итальянским, французским или швейцарским. В промышленных масштабах текстильщики попадают впросак по тому же алгоритму: масс-маркету не удобны по цене (ткани, в основном, натуральные), средневысокому и высокому сегменту – по качеству. Единственным стабильным потребителем российской ткацкой продукции являются производители бытового текстиля и униформы: вафельные полотенца и «спецовки» остаются, увы, самым популярным конечным продуктом отечественного легпрома.

Очевидно, что технологическая отсталость – следствие непривлекательности швейных и ткацких активов для профессиональных инвесторов. Если при становлении других сегментов потребительского рынка – той же «кондитерки» – крупнейшие российские ФПГ жестко соперничали за право контроля над фабриками, то легкая промышленность входила в капитализм как-то подозрительно тихо и, по общему мнению участников рынка, до сих пор «плохо лежит». Осязаемый пример – снабжавшая советских кокеток шелком фабрика «Красная Роза». Несколько лет назад, взяв курс на прогресс, руководство залучило в главные дизайнеры модельера Дашу Разумихину. О грядущей «новой жизни» фабрики с восторгом написала пресса. Сегодня новые разработки «Красной Розы» – бесконечные «песенки» и «элегии» – продолжают брать призы на текстильных выставках, а предприятие продолжает скукоживаться, с каждым годом сдавая все больше квадратных метров под рестораны и галереи. Фирменная розница зафиксирована на уровне одной точки.

Системный кризис, в который неизбежно ввергаются постсоветские вертикальные структуры (изготовление ткани – пошив изделий – реализация через собственную розничную сеть), изначально «заточенные» под собственную игру, а не под функцию аутсорсеров, по идее, должен был заставить их по-иному взглянуть на роль и место производственных мощностей в современном процессе изготовления одежды. Или – в случае общей экономической невменяемости руководства – уничтожить их вовсе. Однако легпром продолжает пребывать в коме, и отдельные предприятия, вырвавшиеся к жизни, увы, лишь подтверждают правило. Громоздкие по структуре, они плохо перенастраиваются: разработка и запуск нового артикула ткани или модельного ряда занимает месяцы (в то время как и западные, и восточные конкуренты измеряют эти этапы неделями). А вертикальная интеграция окончательно герметизирует предприятие, лишая качественной обратной связи на каждом из этапов производства. В итоге время на фабрике останавливается – дессинаторы маниакально воспроизводят из сезона в сезон запавший в душу пять лет назад мотивчик, технологи копируют успевшие устареть образцы, и если эстетическая неликвидность приводит к «мертвым» складам, то технологическая несостоятельность – к тому, что большинство местных дизайнеров предпочитают держать свой штат портных, которые отшивают коллекцию и минимальные заказы (более крупные партии размещаются за границей), и лично контролировать качество изготовления каждой вещи. При тех объемах поставок, которые осуществляют сейчас российские дизайнеры, производство внутри страны остается для них оптимальным вариантом: ритейлеры, заказывая минимальные партии, иногда требуют оперативно «дошить» еще несколько экземпляров, что невозможно при размещении заказа за рубежом. Другой вопрос – готовы ли наши швейные комбинаты начать работать на манер итальянских: четко, оперативно, на относительно небольших тиражах.

И в воздухе пахнет грозой

«Эксклюзивность! В ней сила российских дизайнеров. Маленькие тиражи, необычные вещи… Можно продавать именно «эксклюзивность», развиваясь по нишевому принципу. Один делает интересные кепочки, другой шьет какие-то особенные брюки…», – Константин Андрикопулос из Bosco считает, что практика limited edition будет полезна русским модельерам. Не вступая в противоборство с традиционными luxury-игроками и не вторгаясь в вотчину китайских unbranded, можно развивать новые марки (как по эстетике, так и по соотношению цена/качество), удачно лавируя меж Сциллой и Харибдой. «Игольное ушко» – зазор между Европой и Китаем – со временем может стать достаточно просторным для отечественных модельеров.

Такой сценарий для отечественной fashion-индустрии видится тем более реальным, чем чаще звучат стенания западных критиков о выхолощенности европейской моды, в которой на маркетинг выделяются в десятки, а то и сотни раз большие бюджеты, чем собственно на дизайн. Париж и Милан жадно накидываются то на британцев, то на японцев, то на бельгийцев в ожидании «свежей крови». Следующими в списке фаворитов вполне могут оказаться русские. По мнению Евгения Ящука, сейчас происходит активный драфт, о результатах которого можно будет отчетливо судить после Недели моды в Москве, которая состоится в октябре.

Действительно, сейчас все наши дизайнеры работают по «серым» схемам, в которых тон варьируется от бледненького (обычная двойная бухгалтерия), до почти черного, когда, принимая от поставщика ткань, они вынуждены получать посылки «от дяди Васи» едва ли не по системе «пароль-отзыв», пытаясь переиграть нашу таможню. Действительно, многие из дизайнеров имеют весьма туманное представление даже о собственных продажах, не говоря уже об обороте конкурентов. И русский дизайнер, не уехавший работать «бедным Мишей» в крупный европейский Дом или к Kenzo, ищет, ищет по инерции мецената, свою такую «маму Зою», а Германа Грефа лично не знает, лишь галстуки его ругает за попсовость.

А этажом ниже производитель березовых ситцев терпит убыток и алчет государственной помощи, здорового такого протекционизма – снижения пошлин на сырье и оборудование и, хорошо б, повышения – на готовую продукцию. И знать он не хочет никаких дизайнеров (читайте интервью с директором «Большевички» на стр. 18), а только смотрит с надеждой на Германа Грефа, ругая все же за антипатриотическую позицию.

Но «в воздухе пахнет грозой». Все ждут прихода в легпром большого капитала. Ждут первой, включенной в международный реестр модных недель, Недели моды в Москве. И ждут весны-2007 с выводом Bosco на Красную площадь «русской витрины».

Весна-то придет. Вопрос только в том, попадем ли мы сразу в постиндустриальный рай, где «белые люди красиво управляют красивыми брендами». Или сначала будем учиться ровно прокладывать строчки.


Татьяна Здобнова
16.08.2005  Журнал "Kомпания"

16.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов