Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Одежда «под ключ»

Костюмы от фирмы Валерия Костюковича носит половина российских менеджеров среднего звена

КАРЕН ГАЗАРЯН

Офис компании «Энтон», выпускающей мужскую одежду, находится в помещении швейной фабрики. В том же здании, где и производство. В нижних этажах расположены цеха, склонились над столами швеи, а наверху, на третьем этаже,— бухгалтерия, отделы продаж и закупок, там трудится топ-менеджмент, по стенам висят дипломы и благодарности, там в светлом и просторном кабинете работает Валерий Костюкович — совладелец и генеральный директор компании.

— Я знаю, что вы производите одежду… — Точно. Мы никогда и ничего не перепродавали.

— И что вы производите одежду для среднего класса.

— Да.

— Вы считаете, что он существует в России или это по-прежнему миф? — В газетах пишут, что миф, но одних костюмов мы продаем более 20 тыс. в год, значит, есть реальный потребитель.

Как наступает светлое будущее
Валерий Костюкович хоть и одел половину менеджеров среднего звена нашей необъятной страны, не считает себя лишь производителем мужских костюмов. Он говорит, что брэнд «Энтон» — это не только строгий офисный костюм, это и куртки, и брюки, и пальто, и плащи, и многое другое. «Мы одеваем „под ключ”»,— говорит Костюкович.

— В каком ценовом сегменте вы работаете? — Где-то $300–400. То есть это вполне посильно для тех людей, которые и составляют средний класс.

— Расскажите о людях поподробнее. Как вы своего потребителя видите?

Костюкович улыбается.

— Я вижу его в разных тонах. А если серьезно, то это мужчина от 25 лет, который хочет и может одеваться качественно и красиво и при этом лоялен к российской продукции. Последнее качество особенно ценно, потому что реже встречается. После кризиса 1998 года лояльность к отечественной пищевой продукции резко возросла. С легкой промышленностью такого фантастического скачка не произошло, однако то, что произошло, тоже можно назвать прорывом. Я это на себе почувствовал.

— Расскажите поподробнее, как все было.

— Тогда я начну с самого начала. Мы с моим компаньоном еще в институте познакомились. Нам по двадцать лет тогда было, а на дворе конец 80-х, одеться людям не во что, они думают о колбасе, которой тоже нет.

А нам страсть как хотелось не только не голодать, но и какой-нибудь еще для себя праздник устроить. И вот мы постепенно начали что-то такое на коленке для самих себя клепать, а дальше — все эти горбачевские подарки посыпались: индивидуальная трудовая деятельность, малое предприятие, кооператив.

Стало понятно, что приятное можно совмещать с полезным, бизнес делать. Открыли мы тогда крохотный цех по производству мужской одежды. Приглашали специалистов из хороших ателье, а потом уже появилось собственное производство. В 1991 году мы были уже начинающими бизнесменами. Тогда же пригласили очень профессионального главного бухгалтера, который поставил нам дело как ни у кого: вокруг творится совершеннейший кавардак, а мы работаем как часы. И так работали достаточно долгое время, постепенно наращивая обороты, расширяясь, чувствуя себя неплохо, но вместе с тем как-то неуютно. Хотелось большего, а куда и как двигаться— ясности не было.

— А как вы для себя объясняете, это было чувство неудовлетворенности?
— Не вполне. Чувство неудовлетворенности есть и должно быть всегда, без него вы вообще ничего не сделаете, разве что деградируете. Это было осознание того, что у нас отсутствует четкая стратегия. Мы оттачивали технологии, расширяли ассортимент, занимались разными экспериментами, но все казалось каким-то мелкотравчатым. Как говорится, не было счастья, так несчастье помогло.

— Вы про кризис?
— Да. Мы тогда с компаньоном семьями отдыхали в Крыму по старой традиции.

Конечно, что-то до нас такое в прессе долетало — ГКО, перегретость финансового рынка, но как-то не особо трогало, мы ведь не финансовые воротилы. Итак, мы в Крыму, время от времени звоним в Москву справиться, как там дела идут. Мобильных телефонов у нас тогда, кстати, не было, звонили со стационарных. И вдруг нам говорят те, кто в лавке остались: тут что-то невероятное происходит. Все магазины заваливают выручкой, не успеваем принимать.

Возвращайтесь! Мы, честно говоря, не сразу решились. Новость-то хорошая, а не плохая. Но дня через два все же прервали отпуск и вернулись в Москву. А в Москве— кризис. Импортное сырье и комплектующие купить невозможно: в пять раз подорожали. Мы немедленно переориентировались на российские. Потому что клиенты ждут, деньги тают, а останавливаться нельзя. И где-ток октябрю 1998 года увидели, что за нашим товаром выстраивается очередь, предприятие вынуждено работать в три смены и без выходных. Это и был час Х. В хорошем смысле. Наступило светлое будущее.

Мы делаем перерыв на кофе с конфетами «Белочка» и «Красная Шапочка», и Костюкович рассуждает о том, что кризисный менеджмент — родственник кризиса, а заключается он не в особых каких-то талантах, а в умении вовремя сообразить, что делать, исходя из направления ветра. Не все российские производители это поняли тогда, в 1998 году, но зато те, кто понял, оказались в выигрыше.

— Вы серьезно расширили производство?
— Знаете, когда года через два этот невероятный всплеск закончился, когда последствия кризиса разошлись как круги по воде, на холодную голову от глобального расширения пришлось в конце концов отказаться. Не потому, что деньги все были потрачены, ушли сквозь пальцы, нет. Надо было принять политическое решение: брэнд или швейная машинка? Можно было бы построить новые цеха, вывести производство за пределы Москвы, а можно — вложиться в торговую марку, в брэнд, в качество. Мы предпочли качество количеству.

— Это было правильным решением?
— Сейчас я понимаю, что да.

— Но оно не было кризисным?
— Нет.

— Значит, серьезные управленческие решения можно принимать и не под влиянием кризисной ситуации.
— Выходит, можно,— соглашается Костюкович.

Чему учиться?
Затем Костюкович рассказывает, что даже и без глобального расширения коллектив вырос до 200 человек, и это породило управленческие проблемы.

— Как вы их решили? — Обложились книгами по теории и практике управления и решили.

А иначе никак. Без книжек нельзя, надо постоянно чему-то учиться и не ждать, пока тебя научит жизнь, ибо учит она, как правило, довольно жестоко. Лучше сначала что-то освоить в теории, а потом уже на практике, чем только на практике.

Без теоретических знаний нельзя управлять бизнесом, тем более таким, как наш. У нас ведь очень длинная цепочка: мы занимаемся всем, от дизайна до розничной торговли.

Итальянцы смотрят на нас и удивляются: как вы так можете? У них там все отдельно, и такой бизнес могут позволить себе лишь крупные корпорации вроде Benetton.

— А сколько у вас розничных магазинов? — Полноценно наших, фирменных магазинов — три.

А вообще торговых точек, где продается наша продукция, более 250 по всей стране.

Первый фирменный магазин мы открыли как раз в 1998 году, но кризис помешал развитию сети.

Вновь отвлекаемся на кофе. Костюкович говорит, что управленческая работа с людьми — едва ли не самое сложное в его бизнесе. К примеру, в любой уважающей себя компании должен быть отдел маркетинга. Без него как бы даже и стыдно. Однако нанять приличного маркетолога довольно сложно. Приходят люди, которые рисуют какие-то графики и диаграммы и смотрят на тебя так, как будто это они с 1991 года на этом рынке, а не ты…

— И никаких других проблем, кроме управленческих?
— Ну отчего же? Периодически случаются проблемы. Еще когда кооператив у нас был, в те достославные годы, бухгалтер— не тот, о котором я говорил, а тот, который был до него,— допустил ошибку, и это очень нам повредило, были проблемы. Но выпутались. В 1993 году бандиты приходили. Причем, кажется, даже не по наводке, а просто мимо проходили, видят— производство, зашли. Никаких сложностей особенно не возникло, мы знали, к кому обратиться, не скажу к кому.

— Не надо. В этой истории нет ничего неординарного.

— Да, наверное. Они тогда ко всем ходили.

К проблемам собственно бизнеса это не имеет никакого отношения. Вот нас однажды итальянцы подставили — это куда интереснее.

— Расскажите.

— Это случилось года четыре назад. Наш итальянский поставщик перебросил производство ткани в Китай. Сейчас это обычное дело для европейской легкой промышленности, тогда мы еще не слишком к этому привыкли. А итальянцы нас об этом в известность не поставили. Приходит ткань — жуткая, некачественная, некондиционная. Итальянцы уперлись: мы, дескать, исполняем условия контракта. Но заказчику все равно, он же такую ткань не купит! Мы в результате очень сильно обожглись, потеряли и деньги, и заказы. Конечно, выпутались потом как-то, сменили ассортимент, стали работать с другими партнерами. Но опыт приобрели неоценимый. Никогда нельзя класть все яйца в одну корзину, необходимо диверсифицировать поставщиков. Причем когда мы требовали от итальянцев контроля качества на этапе выхода продукции, они отказалинам. Мы насторожились, но понадеялись. Не надо было.

Гармония для санэпидемстанции
— А с властями проблем не было?
— С крупными — нет, а с санэпидемстанцией — у кого же их не было? Однажды в начале года пришли все эти службы подряд, дверь закрываться не успевала.

— Что вы с ними делаете? Денег даете? — Не даю. Они меня любят.

— Они никого не любят.

— Они тоже люди. Вы к ним несправедливы. Вы думаете, что это монстры со стеклянными глазами. А это не так. Вы знаете, когда они приходят и видят, что здесь производство, а не две картонные коробки — одна со сникерсами, вторая с наличностью, они становятся куда более снисходительными. Даже если видят ошибку, зачастую прощают. Знаете, однажды мы брали кредит в банке, и вот пришел человек из банка, он просто обалдел. Впервые, говорит, имею дело с производством, а не с «купи-продай». Человек не так чтобы вчера в банк работать поступил, между прочим. Да, и еще одно, чуть не забыл. Для вот этих монструозных дам из госпожнадзора, санэпидемстанции и прочих всемогущих организаций имеет какое-то совершенно определенное значение, что у нас в коллективе работает много женщин. Фабрика, цеха, швейные машины и склонившиеся над ними труженицы в косынках или даже без косынок — наверное, эта картина будит в их памяти что-то очень родное, видимо, в их представлении мировая гармония должна выглядеть именно так. Или наоборот, им становится жалко этих людей, потому что цех напоминает им учебник истории за какой-нибудь восьмой или девятый класс, где как раз об «эксплуатации человека человеком» говорилось. Черт их разберет, что они себе там думают.

— А вы кого-нибудь эксплуатируете? — Ну что вы? — смеется Костюкович.— Это меня все эксплуатируют.

Страха нет
— Давайте вернемся к вашему потребителю, этому самому лояльному к российской марке патриотическому клерку. Может быть, сегодня, когда последствия кризиса 1998 года уже стерлись, он покупает российское по инерции, потому что привык?
— Все же у него есть какие-то еще мотивы, кроме привычки. Все же наша продукция дешевле аналогичной импортной. К тому же у нас 50% продаж — региональные.

А там 5 тыс. руб. за костюм — это очень немалые деньги.

— Совершенно верно. Но ведь в регионах иные вкусы, чем в Москве. В каком-нибудь Орле в 2005 году люди в массе своей одеваются так, как они одевались в 1985 году: костюм в непонятных серых тонах о двух пуговицах, узкий галстук с узлом величиной с диетическое яйцо первого класса и т. д., сами знаете…
— Да, конечно, это палка о двух концах.

Но мы не идем на поводу у массового вкуса, а стараемся его воспитывать. Вместе с тем у нас достаточно широкий выбор, длинная, так сказать, линейка, человек может выбрать то, что ему ближе ментально, в конце концов. Сейчас вот мы очень хотим выпустить на рынок фэшн-марку, сотрудничаем с одним из известнейших российских дизайнеров Дмитрием Логиновым. Называться будет «Арсеникум от Энтона». Это обогатит наш брэнд. «Энтон» — брэнд универсальный, на том стояли и стоять будем.

— И последний вопрос. Страха перед завтрашним днем нет?
— Нет. Когда я был юным, то читал всякие журналы, которые в 1985 году писали, что человек 2005 года будет одет в скафандр, из которого будут торчать трубочки разнообразные. Прогноз не оправдался. А о мобильных телефонах эти журналы для юношества не писали вообще ничего. Так что нет смысла бояться завтрашнего дня.

Деловая газета "Бизнес"

17.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов