Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Роман Петренко, гендиректор телеканала ТНТ

"На телевизионном рынке происходит настоящая мясорубка"

На вопросы обозревателя "Известий" Евгения Кузина ответил генеральный директор телеканала ТНТ Роман Петренко.

"Раньше телевидению не хватало денег, а теперь - людей"

известия: Произошли ли в минувшем сезоне серьезные изменения на телевизионном рынке, которые способны кардинально повлиять на российское телевидение?

Роман Петренко: Последние пять лет мы видим, что на телевизионном рынке происходит настоящая мясорубка. Вырос рынок, вслед за ним и спрос на качественный телепродукт так возрос, что существующих на телевидении креативных людей просто перестало хватать. Если раньше "узким" местом на телевидении были деньги, то сейчас главная проблема - люди. Денег стало больше, а количество блестящих сценаристов, режиссеров, продюсеров осталось прежним.

Увеличиваются бюджеты, растет качество, программы становятся сложнее и сложнее. Например, сериал "Гибель империи" - это принципиально новый уровень качества для ТВ-сериала. Похоже, что и стоимость серии тоже побила все рекорды.

Если пять лет назад отечественных сериалов было немного, то сейчас их снимается не менее двухсот в год - зритель постоянно видит премьеры.

Всему этому телеканал ТНТ тоже должен что-то противопоставить. Мы занимаемся только тем, где у нас есть шанс стать первыми. Это два основных направления: реалити и комедия.

известия: Бюджеты реалити-шоу растут так же стремительно, как и у сериалов, или же это менее дорогое удовольствие?

Петренко: Эскалация затрат в реалити-шоу тоже есть. Мы понимаем, что этот жанр тоже надо поднимать на новый уровень, чтобы противопоставлять чужим бюджетам и тому, что предлагают другие каналы. Сейчас мы имеем преимущества по затратам, работая в менее дорогом жанре - реалити.

Для того чтобы закрепить лидерство ТНТ в этом жанре, на начало следующего года запланирован мегапроект, который будет следующим словом в реалити - и не только для России. Вот он будет дорогим. Мы мечтаем о настоящем "шоу Трумена" - город, естественная среда, где люди живут и становятся участниками реалити-шоу. Как в фильме с Джимом Керри. Это будет технологический и бюджетный прорыв. Это будет шоу на целый год. Оно не похоже ни на "Большого брата", ни на все наши другие реалити-шоу. Это будет первое шоу в мире, которое выйдет из привычной фабулы всех реалити: "группа людей, искусственные задания, регулярный отсев участников, последнему оставшемуся - большой денежный приз". В новом гиперпроекте будет командная игра и победить герои смогут только все вместе. Я почти проговорился - не терпится.

известия: Для старта нового проекта уже ставший бесконечным "Дом-2" придется закрыть? Вы-то знаете, когда завершится эта стройка?

Петренко: Есть много идей о продолжении "Дома-2". Пока закрывать проект мы не собираемся. "Дом-2" будет интересен до тех пор, пока будут интересные герои и их личные истории. Сейчас есть ощущение, что "Дом-2" может стать почти бесконечным. Почти - потому что вечного ничего нет.

"Мы не так забронзовели, как крупные телеканалы"

известия: Остальные реалити-шоу ТНТ не всегда набирают высокие рейтинги, к примеру, "12 негритят" или "Большой брат", рейтинги которых ниже, чем ожидалось. Это значит, что в России не работают западные идеи? Или формат реалити устарел?

Петренко: Это ничего не означает. Мы делаем много экспериментов. Этому всегда сопутствуют удачи и неудачи. Единственный способ для нас достичь успеха в этом жанре, который для ТНТ стал стилеобразующим, - пробовать разные идеи. У нас были сомнения в "Большом брате". Но мы решили попробовать. Сделали из этого выводы. Кстати, идея "Дома-2" родилась после того, как мы провалились с "12 негритятами". Здесь для нас успехи даже менее важны, чем поражения. Мы изучаем разные подходы. Когда мы все ноты изучим, вот тогда мы реально заиграем как настоящие виртуозы.

известия: Как вы все-таки оцениваете "Большой брат" - как поражение или как успех?

Петренко: Я бы не отнес его ни туда, ни сюда. "Большой брат" нейтральный. Успех этого проекта для ТНТ в том, что он изменил наш имидж в сторону молодежно-развлекательного телевидения и отстроил нас от "Окон". При этом "Большой брат" набирает достаточно средние аудиторные показатели, дает колоссальную, как мы это называем, подводку к "Дому-2". Мы видим, что после запуска "Большого брата" рейтинги "Дома-2" повысились.

известия: В любом случае все эти шоу воспринимаются как подглядывание. Вас не смущает, что в сознании зрителя это занятие не считается приличным?

Петренко: Да, мы делаем шоу подглядывания. Точно так же можно кино назвать подглядыванием за артистами.

Искусство заключается в том, что мы создаем какую-то среду, в которой участники проявляют все свои качества. Технология уже позволяет снимать реалити на качественном уровне, не уступающем уровню сериалов. Причина популярности в том, что это реальные, а не вымышленные истории, реальные, а не вымышленные герои, которые не играют, а живут своей жизнью. И нет таких актеров, которые могут играть жизнь так же правдиво, как ведут себя реальные персонажи наших реалити-шоу. Эта реальность происходящего и привлекает зрителя. Подглядывание неприлично, потому что это вторжение в частную жизнь без ведома и согласия тех, за кем подглядывают. В нашем случае все прилично, потому что участники прекрасно знают, что их дом напичкан аппаратурой.

известия: Вы сказали о том, что для ТНТ важны эксперименты, в то время как на других каналах их было не так много. Почему на крупных каналах сейчас не появляется так много новых программ, как раньше?

Петренко: По разным причинам. У ТНТ меньше есть что терять, мы не так забронзовели. Наши амбиции заключаются в серьезном, скачкообразном росте доли аудитории. А такого роста нельзя добиться методом консервативных, мелких шагов - только благодаря крупным новаторским и экспериментальным проектам.

известия: В прошедшем сезоне ТНТ часто эксплуатировал темы секса и любви: и в "Доме-2", и в программе "Секс с Анфисой Чеховой", и "Запретная зона" часто обсуждала семейные отношения. С чем это связано?

Петренко: Секс - только после 11 вечера. Вообще, мы любим неуклюжие, нестереотипные названия, которые цепляются за уши. Я говорю только о названиях. Вот "Секс с Анфисой Чеховой" - это не эротическая программа. Мы хотели сделать познавательную программу, которая интересует всех.

Почему мы делаем программы про отношения? Почему мы делаем программу про любовь? Вот вы можете назвать три художественных фильма не про любовь?

Любовь - это самая востребованная тема. В жизни по большому счету людей интересуют только три вещи. Условно говоря - выживание. Поэтому смотрят фильмы-катастрофы и криминальные программы. После того как человек чувствует себя в безопасности, он хочет смотреть про любовь и про деньги. Поэтому программы ТНТ про то, что интересует людей больше всего.

известия: А вы лично верите в романтическую любовь? Или это чувство уже несовременно?

Петренко: Вопрос веры в любовь стар как мир. Я верю в любовь, понимаю природу этого чувства. Но наши программы не ставят целью воспевание этого чувства. В реалити-шоу мы показываем реальность, как бы сильно она ни отличалась от поэзии. Мне кажется, что молодежи полезно избавляться от иллюзий и приобретать реальный взгляд на вещи, даже если это выглядит не так красиво, как в женских романах.

"Если везде на остановках ругаются матом, мы не можем избежать его в реалити-шоу"

известия: Благодаря содержанию ряда программ ТНТ активно критиковали представители власти - и министр культуры, и депутаты разного калибра, которые стараются представить вас маргинальным каналом. Вы прислушиваетесь к этой критике?

Петренко: Нас радует рост популярности канала и то, что власть начинает наконец нас замечать. После каждого необоснованного наезда, не подкрепленного никакими фактами, у нас рейтинги растут. Мы внезапно осознали, что из незаметного канала мы стали заметным и популярным. Так же внезапно осознали, что вокруг много людей, которые хотят этим воспользоваться. Кто знал нескольких депутатов Мосгордумы до того, как они стали нападать на ТНТ?! А теперь их знают по именам и в лицо - их фотографии печатали газеты.

известия: Но я не только от депутатов слышал критические отзывы. Ваши коллеги на телевидении говорят, что часть сцен нельзя показывать на открытом канале, потому что это развращает. Вы думаете о социальной ответственности или только о росте рейтингов?

Петренко: Мы очень осторожно относимся к тому посылу, который несет ТНТ миллионам зрителей. Вопрос в том, что же считать моральным, а что нет.

Сформировать идеальную картину мира легко. Можно просто сгладить все острые углы в телевизоре. Мы уже это проходили в Советском Союзе. Гораздо сложнее улучшить мир, чем улучшить его отражение в телевизоре. Я не приветствую попытки некоторых людей сделать из телевидения такого рода идеальную картинку жизни: "Давайте не будем показывать настоящую жизнь, а будем показывать только ее хорошие стороны". Но, построив идеальный мир в телевизоре, отпадает необходимость что-то менять в реальной жизни. Это страшнее, чем порой "некультурное" поведение наших героев. Мы считаем своей ответственностью показ жизни такой, какая она есть на самом деле. Если везде на остановках ругаются матом, мы не можем избежать его в реалити, хотя обязательно заглушаем.

Вообще, все новое вызывает недовольство. Я знаю историю о том, как несколько лет назад девушку, капитана милиции, уволили из органов за то, что она снялась в рекламе прокладок. Когда-то хотели запретить рок-н-ролл, твист. Сейчас не нравится реалити-шоу, но наступит и другая пора.

известия: Вы сказали о том, что "Большой брат" помог откреститься от "Окон". Почему для канала важно сменить имидж и "Окна" были закрыты?

Петренко: Во-первых, "Окна" теряли популярность в течение последних двух лет. Во-вторых, мы формируем свежее, новое молодежное веяние в телевидении. "Окна" же не совсем подходили под формат нашего нового облика ТНТ - это было не новое телевидение. Программа помогла нам сделать первый шаг. Сейчас пришло время для второго.

известия: Чем не устроила вас народная программа "Живой журнал"? Обычные люди не интересны зрителям?

Петренко: Интерес к простым, обычным людям у зрителя есть. "Живой журнал" тоже из разряда смелых экспериментов. Была иллюзия, что мы можем личными короткими историями, смонтированными как "чарт", заполнить до этого провальный слот местного "окна" в семь часов вечера. Еще была идея поиска с помощью программы героев из числа реальных зрителей для наших других шоу. Попробовали - не удалось. Но мы ничем не рисковали - мы его ставили в тайм-слот, где и раньше рейтингов не было. Зато нам стало ясно, что без внутренней драматургии продукт не идет.

известия: А другие жанры - игры, викторины, ток-шоу - вам не интересны?

Петренко: Общая тенденция телевидения заключается в "выходе из студий". Поэтому ни ток-шоу, ни игр не планируем.

известия: Как вы оцениваете новую юмористическую программу "Комеди клаб"?

Петренко: Этот юмор и эти юмористы совсем не похожи на другие программы. Это молодое, свежее поколение артистов-разговорников. Я думаю, что через год ребята еще больше укрепятся, поработают над репертуаром. Безусловно, есть над чем работать! Ребятам трудно, потому что каждую неделю надо придумать новый репертуар, а они так никогда не работали. Но в целом "Комеди клаб" нас удовлетворяет по рейтингам, а самое главное - по потенциалу. Когда его начинали, мы сказали: "О'кей, запустим и будем обкатывать формат в эфире".

В продолжение развития комедии на ТНТ следующей весной мы запустим крупный проект, который будем делать вместе с Sony Pictures. Это ситком "Married with children", переводится "Женаты, с детьми", но в российском варианте будет называться по-другому. Мы купили права на ремейк 250 серий. Мы считаем, что это будет прорыв. Мы стараемся формировать свое лицо по принципу непохожести, новаторства, молодежности и, возможно, провокативности.

известия: Какие-то еще экспериментальные программы, кроме реалити и сериалов, появятся?

Петренко: Ничего, кроме реалити и комедии. Зато появится много разноплановых реалити-шоу, очень не похожих друг на друга: комедийный реалити-проект; шоу о карьере и бизнесе и многое другое. "ТНТ-Комедия" станет лучше. Сейчас запустили новый "Голод", который будет сниматься на другом континенте.

Зритель ТНТ оценил нестандартное программирование

Согласно данным компании TNS Gallup Media, за последние несколько лет ТНТ добился самых впечатляющих успехов - за три последних сезона доля канала выросла с 2,6% в 2002 году до 6,8% в прошлом сезоне (данные по России среди зрителей старше 4 лет). Среди же целевой аудитории ТНТ, к которой относится молодежь от 18 до 45 лет, рост доли более значительный - с 3% в 2002 году до 8,4% в прошлом сезоне. Согласно статистике, основной прирост доли ТНТ обеспечили женщины 16-24 лет - одна из самых привлекательных для рекламодателей аудитория.

Подобному успеху способствовало то, что канал последние годы шел на различные программные эксперименты. Например, одним из первых в России отказался от привычного летнего отдыха и уже несколько лет именно летом запускает новинки. Два года назад летом стартовало первое реалити-шоу канала "Дом", рейтинги которого в несколько раз превысили средние показатели ТНТ. В прошлом году в мае канал запустил "Дом-2", который благодаря популярности у зрителя и высоким рейтингам остается в эфире до сих пор, хотя по планам должен был завершиться еще в ноябре 2004 года. А в этом году, тоже в мае, стартовала российская премьера всемирно известного реалити-шоу "Большой брат".

В то же время содержание реалити-шоу "Дом-2" на протяжении всего сезона вызывало нарекания со стороны министра культуры Александра Соколова и депутатов разных уровней (в частности, Мосгордумы и Госдумы), которые считали безнравственным показ в эфире откровенных любовных сцен. Однако никаких судебных и других официальных санкций в отношении ТНТ так и не последовало.

Вообще, решение ТНТ отдать прайм-тайм под реалити-шоу, когда большинство остальных каналов показывают сериалы или кино, было рискованным. Риск оправдался. Три первые строчки в двадцатке лучших программ ТНТ сезона 2004-2005 года занимают разные сезоны "Дома-2" с долей 14,2%. Примечательно, что "Большой брат", с успехом прошедший во многих странах, до топ-двадцатки ТНТ не дотянул.

Зато в двадцатку попало несколько старых индийских кинофильмов, которые именно канал ТНТ вернул на телеэкраны (остальные каналы стали закупать кино Болливуда уже после того, как картины успешно прошли по ТНТ). Так, фильм "Зита и Гита" набрал долю 13,2%, "Танцор диско" - 12,3%, "Месть и закон" - 9,8%.

Также рейтинги каналу делали и комедии, наряду с реалити-шоу ставшие визитной карточкой ТНТ. Гоблинский "Антибумер" занимает четвертую строчку топ-двадцатки с долей 17,1%, "Данди по прозвищу Крокодил" на десятом месте собрал 15,9% зрителей, "Крокодил Данди-2" - 16,6%, "Няньки" - 14,5%.

Еще ТНТ приучил своих зрителей к тому, что в праздничные дни устраивал почти круглосуточные спецпоказы своих фирменных проектов. Так, в ноябрьские праздники были дни "Дома-2" (доля 13,5% по России в аудитории "18-45") и ситкома "Саша + Маша" (доля 17,4%). В новогодние каникулы канал крутил много мультфильмов, часть из которых - "Каникулы в Простоквашино", "По следам бременских музыкантов", "Маугли" - попали в топ-двадцатку канала. Результат такого программирования заметно увеличивал долю канала, что заметно на графике.



Известия
17.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов