Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Олег Попцов, президент телеканала ТВЦ

"Народ устал не от политики, а от ее неуспешности"

На вопросы обозревателя "Известий" Евгения Кузина ответил президент телеканала ТВЦ Олег Попцов.

"Идея ТВЦ - это прогрессивный консерватизм"

известия: Канал ТВЦ создан московским правительством, но вещает во многих регионах страны. Как вы определяете задачу ТВЦ: это московский канал или же общероссийский?

Олег Попцов: ТВЦ - это телеканал, который работает на метровой частоте, базируется в Москве и является столичным. Но Москва - это столица не Московской области, а всей России. Поэтому наш канал обязан как продуцировать идеи столицы на всю Россию, так и аккумулировать на плацдарме Москвы все то, что происходит в стране. Мы не должны забывать слова Ломоносова, что Россия прирастает Сибирью, то есть провинцией. Поэтому стремления ТВЦ быть российским каналом естественны. На сегодняшний день один из наиболее насыщенных информацией изнутри России телеканалов - это ТВЦ. Внимательный зритель это видит.

известия: Но, судя по рейтингам, популярность ТВЦ в России в два раза ниже, чем в Москве. Не говорит ли это о том, что все-таки у вас получается больше московский телеканал, чем российский?

Попцов: Нет. Разница московских и российских рейтингов объясняется, во-первых, нашим возрастом. ТВЦ существует восьмой год. А каналу ВГТРК, в создании которого я принимал участие, пятнадцать лет. НТВ старше нас, я уже не говорю о возрасте "Первого канала". Во-вторых, разница зависит от зоны распространения сигнала ТВЦ и той политики, которая раньше существовала в федеральном Министерстве печати. Прошлое руководство Минпечати всеми доступными способами сдерживало распространение ТВЦ в регионах. Подобная ревность меня и настораживала, и радовала - значит, мы делали нечто путное, что доставляет энные неудобства нашим конкурентам.

Но если вернуться к вопросу о московских и российских рейтингах, то третьей причиной является разница часовых поясов. Жители восточных регионов получали наши вечерние программы поздно ночью, что не добавляло рейтинга. Мы только год назад перешли на вещание по "орбитам", то есть в реальном времени, на Урале, в Сибири, остался Дальний Восток. И рейтинг стал повышаться. Естественно, это беспокоит наших конкурентов. Абсолютно нормальная реакция. Мы будем постепенно наращивать аудиторию.

известия: Программное наполнение ТВЦ заметно отличается от того, что показывают другие каналы. Почему?

Попцов: Я несколько иначе трактую концепцию современного телевидения, нежели мои коллеги на других каналах. Эту концепцию нестандартности я заявил в начале девяностых, возглавив ВГТРК. Идея ТВЦ - это прогрессивный консерватизм. Трагедия России в том, что мы - страна крайностей. Именно поэтому нам, как никакому другому государству, необходимо центристское движение. Консерватизм - это киль корабля, который не дает ему перевернуться. Консерватизм - это привычки людей, традиции нации. Но он должен быть прогрессивным. Я сторонник новаций, но при этом против того, чтобы забывать и тем более перечеркивать прошлое, каким бы оно ни было. Это наше прошлое.

Реформы в стране идут 15 лет, и сегодня никто не может высказать удовлетворение их результатами. Следовательно, мы должны задать вопрос: "Может, в реформировании мы что-то не так делаем?" Ведь за такой же срок в начале прошлого века, скажем, с 1919 года по 1934-35 годы, страна сделала невероятный рывок. Почему мы боимся этих сравнений? В такой период, как сегодня, человеку необходимо понимание, как вписаться в жизнь общества, как найти себя. Для этого надо говорить правду о происходящем, человеку надо помогать обретать чувство самостоятельности, которое подразумевает и независимость, надо просвещать. Я не согласен с господином Роднянским, что телевидение - это прежде всего зрелище.

Да, телезрителю не надо читать нотации, но открывать глаза на происходящее необходимо. Зрелище должно быть, но нужен еще и хлеб. Надо объяснить зрителям, как заработать хлеб, как выстроить себя, как сегодня жить тем, кто не приспособлен к бизнесу. Не всякий же родился бизнесменом. Телевидение в переходный период должно выполнять роль в каком-то смысле "скорой помощи" и постоянного отслеживать настроения и состояния общества. И юмор, и танцы, и песни тоже нужны на телеэкране, но я хочу, чтобы после каждой такой программы человек становился чуть-чуть умнее. Я всегда говорил, что нельзя пренебрегать общими интересами и вкусами. Опуститесь к людям, почувствуйте их, а потом немного приподнимите планку, заставив зрителя встать на цыпочки. А потом - еще чуть-чуть. Со временем вы обнаружите, что вас окружают более высокие люди, которые смотрят дальше. К сожалению, дебилизация общества уже состоялась, и нам нужно отыгрывать ситуацию назад.

"Лужков может позвонить мне и спросить: "Что за дела?"

известия: Канал ТВЦ, который строится на деньги московского правительства, может быть независимым от мэрии?

Попцов: Когда я в начале девяностых пришел на телевидение строить канал "Россия" и ВГТРК, я хотел создать формат независимого государственного телевидения. Все считали, что это абсурд, а я настаивал, что только так и должно быть. Если независимость является прерогативой коммерческих структур, то она тут же становится товаром. А если независимость - прерогатива госструктур, то это уже - политика государства.

Когда мы делали канал "Россия" на федеральные деньги, он не был независим от этих средств и не был независим от того, чем живет страна. Когда же сейчас мы делаем канал ТВЦ на московские деньги, он не имеет права быть независимым от того, чем живет Москва. Но мы не замыкаемся на Москве. Для нас важно не делать местечковое телевидение. Москва - это же мир, вбирающий в себя Россию.

Да, мы сторонники той конструктивной позиции, которую проводит московское правительство. Но сразу хочу сказать, что мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков никогда не оказывал давления на канал,... - это было моим условием, на котором я согласился возглавить ТВЦ.

известия: Трудно поверить, что мэр на ТВЦ всем доволен.

Попцов: Довольным быть всем и всегда вообще невозможно. Да, мэр может позвонить и спросить: "Что за дела?" Я объясняю, почему появился тот или иной сюжет. Иногда мы спорим, ругаемся. Но он никогда, никогда не позволял себе диктовать, как нам работать. У него, как у человека увлеченного, нацеленного на результат, всегда масса идей. Мы их обсуждаем и те, которые могут быть интересны не только городским чиновникам, но и зрителям, находят воплощение. Поверьте мне, с мэром очень интересно общаться. Кстати, логотип ТВЦ придумал Юрий Лужков.

известия: Какие программы телеканала ТВЦ вы считаете удачными?

Попцов: Последние годы мои коллеги говорят о том, что народ устал от политики и что надо сократить политическую составляющую телевидения. Это не так! Народ устал не от политики, а от ее безрезультативности и неуспешности. Он устал от неисполнения его надежд. Политика людей интересует. Вообще Россия - страна политизированная и всегда такой была. Именно поэтому у нас произошла революция и народные потрясения - и Емельян Пугачев, и Степан Разин, и т.д.

Народ интересуется тем, что происходит, а не только "Аншлагами" и концертами. И телеканалы, и газеты - это буфер между властью и народом. Мы же провозглашаем принципы открытой политики. Наш президент говорит об этом постоянно. Открытая политика - это когда власть все знает о своем народе, а народ все знает о власти. Эта моя позиция объясняет и работу ТВЦ. Я считаю важным повышать познавательность телевидения. Все потому же надо противостоять дебилизации общества.

известия: Но вашу телевикторину "Алло, ТВ!" трудно назвать программой, повышающей интеллектуальный уровень зрителей.

Попцов: Согласен, это - коммерческая программа. От нас акционер требует, чтобы мы зарабатывали деньги. При этом я заверяю, что, если "Алло, ТВ!" не обретет хотя бы относительного интеллектуального начала, мы эту программу закроем. Такое же условие я поставил и перед музыкальной программой "Кто на новенького?". Но пока подобные проекты - это эксперименты. Вопрос в другом: коммерческие программы не должны делаться в расчете на идиотов.

известия: Давайте вернемся к удачным программам ТВЦ.

Попцов: Я вернусь к тому, почему на других каналах исчезают политические программы. Когда власти не нравится, что появляются критические материалы, некоторые руководители телеканалов тут же закрывают публицистические программы, прекращают журналистские расследования, убирают из эфира политические ток-шоу, от которых одни неприятности. На смену приходят развлекательные программы.

Я придерживаюсь другой позиции и считаю, что у ТВЦ должно быть четко выраженное публицистическое "я". Поэтому к нашим успехам я отношу и программу "Постскриптум" Алексея Пушкова, и программу "Момент истины" Андрея Караулова, и "Нашу версию: под грифом секретно на телеканале" Михаила Маркелова, и не очень ровную, но правильную программу "Отдел Х" Александра Горянова, и "Особую папку" Леонида Млечина. Неплохо работает наш утренний канал "Настроение". Появилась программа о селе "Крестьянская застава". Удачей я считаю и фестиваль "Настоящее документальное кино", который мы непременно продолжим. Еще хочу назвать два политических ток-шоу - "Версты" и "Народ хочет знать". Тут есть определенный параллелизм - мы должны развести эти программы или оставить какую-то одну.

Уникальна по-своему программа "Времечко", которая, на мой взгляд, как никакая иная, заслуживает премии "ТЭФИ". В последнее время они, правда, слегка затиражировались, ударились в коммерцию, но это поправимо. Народность - вот бренд "Времечка" и неправомерно ее терять.

известия: Публицисты ТВЦ согласовывают с вами свои заявления и позиции или же полностью самостоятельны?

Попцов: Объективность - это сумма субъективностей. Не бывает объективности в чистом виде. Правду правдой делает не изложение фактов, а их толкование. Конечно, Караулов не работает на ТВЦ, но мы всегда обсуждаем с ним программы и до эфира, и после каждой программы обсуждаем результат. Практически всем ведущим я объясняю, что на ТВЦ нет запретных тем, запретных персонажей. Показывать можно все, вопрос в другом - что, как и когда. Мы постоянно проводим мозговые атаки и обсуждаем: какие мнения столкнуть, каких гостей пригласить, какой комментарий был бы уместен, как выстроить видеоряд и многое другое.

известия: А какие программы у канала не получились?

Попцов: Есть такая неуходящая проблема - когда идея оказывается сильнее ее воплощения. Была прекрасная по замыслу передача "Ностальгия", которую пришлось закрыть из-за того, что программа не справилась с поставленной перед ней задачей. По тем же причинам я закрыл и "Клуб ворчунов". Такие же проблемы возникают и с покупными программами, например "Тюрьма и воля", которая исчерпала свой ресурс. Прекрасная идея в программе "Я - мама", но результат не дотягивает до желаемого уровня. Я хочу, чтобы на экране воплощались те образы, те идеи, о которых мы договорились, а не те, которые у исполнителей получаются в зависимости от обстоятельств.

известия: Почему на ТВЦ в сравнении с другими каналами почти нет собственных телесериалов?

Попцов: К сожалению, мы сегодня не можем составить конкуренцию нашим коллегам в кинопроизводстве и снимать блокбастеры - на это нет средств. Это и неправильно, и несправедливо. У нас должна быть возможность снимать кино. Те единичные проекты, которые мы смогли позволить себе, были приличными - и "Наследницы", и три фильма "Женской логики", и "Янтарные крылья". Главное, в этих фильмах есть культура. Но раз нет возможности снимать собственное кино, наш ответный ход конкурентам - яркая публицистика и новые форматы информационно-аналитических программ. Например, "25-й час" и новая программа "Прогнозы" с Ильей Колосовым. Готовим еще два интеллектуальных шоу. Будет программа "Человек из ящика". Появится и новая юмористическая программа. Юмор пока, увы, это наша слабость.

"Рекламодатели не должны диктовать, как делать ТВ"

известия: Вы отстаиваете идею познавательного ТВ. Но познавательные программы не приносят рейтинга и денег.

Попцов: Не только в деньгах счастье. Конечно, ТВЦ должен увеличивать коммерческие доходы от рекламы. Но нельзя допускать того, чтобы рекламодатели диктовали нам, каким должен быть эфир. А сейчас именно так происходит. Рекламодатели говорят, что в образовательные программы они рекламу не дадут, в программу о детях тоже и т.д. Вот ежели марафон голых женщин - тогда уж. Телевидение оказалось в ловушке. Во-первых, деньги, а все остальное - потом. Так, шаг за шагом, телевидение начинает тупеть. А оглупленный народ никогда не совершит экономического прорыва и не удвоит ВВП. Это только так кажется, что дураками управлять легче.

известия: Какой выход есть из ситуации - ведь без рекламы телеканалы не смогут работать?

Попцов: Надо убеждать рекламодателей, нельзя идти у них на поводу. Ибо не телевидение для рекламы, а реклама для телевидения. Надо идти друг другу навстречу. Ну и относительно зрелищ - без них нельзя, иначе разучишься радоваться жизни. Но есть одно условие - нельзя, чтобы зрелища делали нас глупее. В качестве примера, что можно делать интеллектуальные развлекательные программы, приведу "Открытый проект" - блестящее шоу. Оно привлекает интеллектуальную молодежь, что очень важно. Эту программу считаю одной из лучших программ ТВЦ, хотя она не всегда собирает рейтинг.

известия: В начале года совет директоров ТВЦ высказал претензии к федеральным амбициям и большим расходам телеканала. Существует ли сегодня конфликт между менеджментом и советом директоров?

Попцов: Нет, конфликта нет. А осенью мы шли к продлению лицензии. Кто-то хотел обострить ситуацию вокруг нас, например Михаил Лесин. А нужен ли Москве канал федерального звучания? Кто-то на это клюнул. Разговор шел о том, что надо ли тратить деньги на распространение сигнала ТВЦ по стране? И почему эти расходы должен оплачивать городской бюджет? Увы, закон развития простой - не вложишь, не получишь. Кто-то этого не хочет понять. Подобную точку зрения высказал Геннадий Хазанов, что вызвало недоумение у многих, в том числе и у Юрия Лужкова. Мы разошлись в оценках с Геннадием Хазановым, которого я как актера очень уважаю. Если Москва строит школы в Беслане, ей важно, чтобы программы ТВЦ в Осетии смотрели. Другое дело - надо отрабатывать мягкую схему: богатые области могут разделить с нами расходы на распространение сигнала ТВЦ. Председатель совета директоров Валентин Лазуткин поддержал меня, и в итоге мы пришли к выводу, что расширять зону распространения канала по России необходимо. Именно оттуда идут значительные поступления от рекламы.

известия: Сегодня ТВЦ не окупается. Ставится ли перед вами задача выйти на окупаемость?

Попцов: Легенда об окупаемости телевидения была придумана Гусинским. Он брал кредиты, потом следующим кредитом погашал часть предыдущего. А когда он ушел с НТВ, выяснилось, что у канала долги в десятки миллиардов долларов. Ни один канал полностью себя не окупает - возможно окупать только производство программ. Три федеральных канала - "Первый", "Россия" и НТВ - имеют льготную оплату на распространение сигнала. ТВЦ же оплачивает сигнал по коммерческим расценкам, которые кратно дороже.

Правительство Москвы проводит социально ориентированную политику. Эта политика требует и социально ориентированного эфира. Рекламные возможности такого эфира кратно меньше, нежели развлекательного. Те же самые телесериалы, которые мы не делаем, могли бы значительно увеличить коммерческие поступления. И тем не менее мы стараемся, и коммерческая отдача от эфира растет.

Когда я принял канал, он зарабатывал всего 5% необходимых средств. Сейчас уже где-то в пределах 21-23% бюджета. С нынешней эфирной политикой максимально, что мы сможем достичь, - это поднять планку до 30% бюджета. Такую задачу я ставлю перед командой.

известия: Какие программы других российских телеканалов вас порадовали или огорчили?

Попцов: Сериал по Достоевскому "Идиот", показанный на канале "Россия". Хотя и показан не в прошлом сезоне, но это знаковое явление. При этом я не разделяю пафоса некоторых новых фильмов о войне. Я сам из военного поколения, моя семья пострадала в тридцать седьмом году, но я не считаю, что, например, фильм "Штрафбат" был идеальным программным ходом. Я не люблю искусственных фильмов о войне, которые снимают те, кто не знает, что было на самом деле. Надо пережить, чтобы понять.

Из программ шоу Владимира Соловьева "К барьеру" считаю настоящей работой. Он хорошо исполняет роль провокатора: он "хамит", задирает. В этой программе он талантлив, а вот другая его программа уступает первой. Правда, в Соловьеве стало проявляться очень много от человека, который не страдает от синдрома бедности, что начинает бросаться в глаза. "Времена" Владимира Познера - программа не моего стиля, хотя сделана она очень профессионально.

Нравится художественная документалистика Льва Николаева на "Первом". Но похожие форматы есть на зарубежном телевидении, а я категорически не приемлю лицензионных программ. Они все рассчитаны не на нашего зрителя. Хотя есть и удачи, например "Как стать миллионером". Ментальность России и Америки - это очень разные состояния. Там телевидение - суперконвейер: фильмов, шоу, детских программ, а мы - другая нация. Наше телевидение заражено вирусом подражания, эпигонства, мы пытаемся сделать все, как в Америке. Но этого не будет - Россию потеряем, а Америку не создадим. Русское телевидение, которое я считаю тоже великим, прекрасно тем, что оно самое эмоциональное в мире, несбалансированное. Когда мы начинаем внедрять чужие стандарты, то теряем себя. Я мечтаю, чтобы лицензировались наши отечественные программы и они находили спрос. И за рубежом тоже. Всегда надо работать в масштабе вызова.

Публицистика ТВЦ собирает больше зрителей, чем концерты

ТВЦ, созданный московским правительством, на протяжении восьми лет своего существования прилагает усилия, чтобы зрители воспринимали его не городским телеканалом, а общероссийским. Судя по данным компании TNS Gallup Media, пока эта задача реализована не до конца - доля ТВЦ в Москве в минувшем сезоне колебалась от 5,5 до 6%, что более чем в два раза превышает число россиян, которые отдают предпочтение программам этого канала - их всего 2,6% (данные приведены по всей аудитории старше 4 лет). В то же время надо отметить стабильное положение канала на рынке в последние годы. Общероссийская доля ТВЦ составляет 2,6% с 2002 года и не падает, несмотря на обострившуюся конкуренцию.

Самыми рейтинговыми программами ТВЦ в минувшем телесезоне были "Постскриптум" Алексея Пушкова и "Момент истины" Андрея Караулова. Эти программы имеют успех у зрителей и в столице, и в России, постоянно возглавляют список 10 самых популярных программ ТВЦ. Их доли всегда в два и более раз превышают средние показатели канала. Так "Постскриптум" по России собирает долю более 6%, а "Момент истины" - 5,5%. В Москве доли этих программ превышают 10%. Хорошо смотрит российский зритель и информационные выпуски ТВЦ - доля выпусков программы "События. Время московское" также составляет порядка 5,5%. А вот народные новости в программе "Времечко" привлекают только московских зрителей. Примечательно и то, что сугубо московская программа "Лицом к городу", постоянным гостем которой является Юрий Лужков, обсуждающий столичные вопросы, также регулярно попадает в "Топ-10" ТВЦ по России с долей 2,7-3%. Долю выше 3% собирает и программа "Наша версия. Под грифом секретно".

Второй сильной стороной ТВЦ является кино: часто старое - как взрослое, так и детское. Они часто собирают даже больше зрителей, чем фирменные публицистические программы. Так фильм "Найти и обезвредить" получил долю 8,8%, "Чингачгук Большой Змей" - 8,6%, "Старая, старая сказка" - 7%. Долю выше 8% по России собирали и разные части сериала "Женская логика". Нравятся российским зрителям и концерты, которые периодически показывает канал. Телеверсия вечера Муслима Магомаева собрала 4,6% зрителей, концерт "Да здравствует "Шансон" - 4,2%.

Также эфир ТВЦ отличает большое количество рекламно-коммерческих программ, которые зарабатывают не на рейтинге, а на спонсорстве. Другие крупные вещатели давно отказались от подобного бизнеса, так как наличие коммерческих проектов создают в сетке пустоты, во время которых зритель переключается на другие каналы.

Известия
26.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов