Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Евгений Чичваркин, глава сети салонов сотовой связи «Евросеть»

«Я хочу купить еще кое-что»

Глава крупнейшей в России сети салонов сотовой связи «Евросеть» Евгений Чичваркин в августе увеличил свою компанию почти на 200 магазинов, сначала купив столичный «Техмаркет», затем – крупнейшую в Воронеже «Сеть салонов связи России» (СССР). А скоро «Евросеть» станет импортером – начнет самостоятельно ввозить продукцию. Но это не все. Как заявил Чичваркин в интервью «Секрету фирмы», до конца года он намерен сделать еще ряд приобретений.

«Я не хочу, чтобы у них был мультипликатор»

СЕКРЕТ ФИРМЫ: Пролейте свет на сумму сделки с «Техмаркетом». Одни говорят, что это крупнейшая сделка на российском рынке ритейла и покупка обошлась вам в $150 млн. Другие уверены, что вы заплатили $6 млн, то есть сумму долгов «Техмаркета», третьи – что всего $1,5 млн. Кто прав?
ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН: Мы рекордсмены. Разница в оценке составила 120 раз!

СФ: А все-таки, сколько на самом деле?
ЕЧ:
Не скажу.

СФ: Почему?
ЕЧ:
Потому что я хочу купить еще кое-что.

СФ: Кое-что – это какие-то сети?
ЕЧ:
Да. И я не хочу, чтобы у них был мультипликатор. Скажем так: мы приобрели «Техмаркет» с учетом имеющихся у нас взаимоотношений с вендорами и банками. Так что долги удастся реструктуризировать и растянуть во времени, поэтому сумма сделки получилась приемлемой.

СФ: Но это все-таки крупнейшая сделка на рынке ритейла?
ЕЧ:
По количеству магазинов – да. По степени ужаса конкурентов – надо спросить у них.

СФ: Зачем вам понадобился «Техмаркет»?
ЕЧ:
Это прежде всего торговые точки. И три-четыре менеджера со своими командами. Одному из них я делал предложение еще до сделки.

СФ: Что касается СССР: почему ваш выбор пал именно на эту региональную сеть?
ЕЧ:
Места, места и еще раз места. У этой сети тоже очень удачная география.

СФ: Когда конкретно собираетесь покупать еще сети?
ЕЧ:
Нет смысла делать что-то после Нового года, поэтому будем покупать до.

СФ: Что это будут за сети: московские или региональные?
ЕЧ:
Разные. Вообще, это должны быть магазины в хороших местах. Если стоит магазин, мимо него проходят люди и рядом нет «Евросети», значит, этот магазин нам нужен.

СФ: На прошлой неделе вы объявили, что к концу года начнете самостоятельно импортировать продукцию. Зачем вам это?
ЕЧ:
С тем объемом товаров, который продает «Евросеть», мы не можем зависеть от особенностей нашего рынка. Кроме того, мы подсчитали, что, став импортером, получим серьезный экономический эффект – сэкономим около 2% оборота и сможем выиграть во времени, которое уходит на товарооборот, до трех дней. Прямой ввоз товаров позволит нам продолжить работу над проектом по размещению заказов на производство телефонов под собственной маркой, что, я надеюсь, произойдет в ближайшем будущем.

СФ: Вы ведь уже раньше объявляли о своем намерении выпускать телефоны «Евросеть», но проект так и не был реализован.
ЕЧ:
Просто тогда мы сочли его экономически нецелесообразным.

Компания «Евросеть» – крупнейшая в России сеть салонов связи, в которую входят почти 2 тыс. магазинов в РФ и странах СНГ. Совладельцами компании являются Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев. В августе этого года компания приобрела сеть «Техмаркет» (157 салонов связи) и воронежскую «Сеть салонов связи России» (СССР), включающую 32 салона.
«Евросеть» является официальным дилером крупнейших производителей мобильных телефонов и цифровой техники, а также сотовых операторов. За восемь месяцев текущего года компания продала 5,6 млн мобильных телефонов. Оборот «Евросети» в прошлом году составил $968,2 млн, за восемь месяцев этого года – $1,4 млрд. Ожидается, что к концу года выручка достигнет $2 млрд.



«Забирайте деньги, садитесь в машину и езжайте отсюда»
СФ: В свое время вы вели переговоры с греческой сетью Germanos, собиравшейся выйти на наш рынок, о продаже «Евросети». Тогда вы не сошлись в цене, но сам факт переговоров означает, что вы готовы не только покупать, но и продаваться?
ЕЧ:
Представьте, что к владельцам журнала «Секрет фирмы» подгоняют машину, набитую деньгами. И говорят: «Забирайте деньги, садитесь в машину и езжайте отсюда». Как вы думаете, они согласятся или нет?

СФ: Это у них надо спросить.
ЕЧ:
Ну хорошо, две машины.

СФ: Я не знаю, честно. Мне бы, может, и одной машины хватило.
ЕЧ:
Вот! С этого и начинать надо. Большие деньги дают возможность сделать что-то еще.

СФ: А объективно существуют сейчас компании, которые готовы подогнать вам эти машины?
ЕЧ:
Уже три с половиной года предложения сыплются на нас в геометрической прогрессии. Это и западные, и русские компании. Все кому не лень, и не из нашего сектора тоже.

СФ: Получается, вы исповедуете ту же философию, что и Олег Тиньков, создающий бизнесы для последующей продажи. Вас, кстати, часто сравнивают как больших любителей эпатировать публику.
ЕЧ:
Как раз недавно с ним встречались, полтора часа беседовали.

СФ: О чем?
ЕЧ:
О развитии. И его, и нашем.

СФ: Иными словами, вы будете что-то делать совместно?
ЕЧ:
Никогда не говори «никогда». Хотя мы все-таки по-разному мыслим. Стратегически, может быть, и сходно, а тактически – по-разному.

СФ: И в чем заключается разница?
ЕЧ:
Я, наверное, могу его процитировать. Ему, как он говорит, интересен реплицируемый бизнес. Грубо говоря, есть ресторан Аркадия Новикова, и есть «Тинькофф». В новиковском все сделано дорого, потрясающе, но вручную. А Тиньков хочет, чтобы был конвейер. Мы тоже хотим, чтобы был конвейер, но с индивидуальной подгонкой под каждое конкретное место, здание, республику. Тиньков создает машины для зарабатывания денег и продает их. Это здорово! А у нас машина для самореализации. Тиньков более циничный, и я ему завидую.

СФ: Кстати, как-то в интервью «Секрету фирмы» вы сказали, что хотите открыть элитный салон, где продавцами будут работать люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Удалось?
ЕЧ:
Да, мы его открыли, но место оказалось неподходящим, поэтому мы переделали салон под обычный магазин. А продавцы разошлись по другим точкам «Евросети». За них у руководителей секторов была просто драка, потому что они очень хорошо обслуживают,– были собраны действительно самые лучшие. Но мы вернемся к этой идее. Как только найдем в Москве «манерное» место, сразу же откроем такой салон.

«Как можно обогнать „Эльдорадо”?»
СФ: На рынке говорят, что к концу этого года вы достигнете оборота в $2,5 млрд и станете сетью номер один в России. Согласны с такими прогнозами?
ЕЧ:
Нет. Я не знаю, какие будут в этом году обороты у IKEA и Metro, но и та, и другая сеть могут в этом году уйти далеко за $2 млрд. У «Эльдорадо», по нашим оценкам, будет $3,5 млрд. А у нас – чуть более $2 млрд. Как можно обогнать «Эльдорадо», я не понимаю. Многие просто считают их показатели без учета франчайзи. Но почему? Банк, который кредитует их бизнес, считает франчайзи, а журналисты не считают. Как так? Во всем мире франчайзинговая выручка консолидируется с общей. И вообще, как нас можно сравнивать со всеми этими сетями? У нас рынок меньше.

СФ: В прошлом году президент «Евросети» Элдар Разроев говорил, что вы вторая по оборотам сеть в Европе среди сотовых ритейлеров после британской Carphone Warehouse, но в этом году станете первой. Это действительно может произойти?
ЕЧ:
В обороте Carphone Warehouse консолидируется выручка от MVNO (Mobile Virtual Network Operator, виртуальный оператор.– СФ). Но если сравнивать только розничные продажи, то, вероятно, мы их обгоним к концу года. Не по всему году, а по месячным продажам. А если считать с MVNO, то, конечно, нет. Общий оборот у них за $4 млрд зашкаливает.

СФ: Кстати, вы сейчас тоже создаете виртуального оператора совместно с поволжской СМАРТС.
ЕЧ:
С ними мы строим опытную зону.

СФ: А зачем вам это?
ЕЧ:
Быть оператором? Чтобы деньги зарабатывать.

СФ: Да? Но ведь все говорят, что рынок еще не созрел для «виртуалов».
ЕЧ:
Время, когда «большая тройка» будет готова продать трафик, уже близко.

СФ: Тогда почему сейчас, по сути, только «Мегафон» плотно сотрудничает с виртуальными операторами?
ЕЧ:
В России нет виртуальных операторов, есть те, кто только перепродает трафик. У нас же будет все совсем по-другому. Своя коробка, кнопка в телефоне, биллинг, контент.

СФ: И как скоро мы все это увидим?
ЕЧ:
Мы хотим во втором квартале будущего года запустить сеть в коммерческую эксплуатацию по всей России. Начнем продавать свои карточки, свои телефоны.

СФ: Какие прогнозы по количеству абонентской базы?
ЕЧ:
Никаких. Вскрытие покажет.


«Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус»
СФ: История развития «Евросети» – череда бесконечных конфликтов. Недавно вы поссорились с Samsung, до этого долго не сотрудничали с Nokia, ссорились с «Вымпелкомом», однако рано или поздно столкновения все-таки улаживаются. Это похоже на взаимоотношения Wal-Mart с поставщиками. Компания всех раздражает своим жестким обращением, но является настолько мощным каналом сбыта, что с ней просто невозможно не считаться.
ЕЧ:
Ага, мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

СФ: Примерно так. Вам, наверное, льстит, что вы сумели создать компанию, которую нельзя игнорировать?
ЕЧ:
Мне льстит, когда небогатая семья, накопив деньги и обзвонив кучу магазинов, в итоге приходит и покупает телефон именно у нас. Для них это событие. Вот это и есть взаимообмен положительной энергией. И то чувство благодарности, которое дают нашей компании люди, не сравнимо ни с чем. Всем ханжам не нравится «Евросеть». Да ради бога. Но каждый четвертый житель России доверяет нам свои кровно заработанные деньги.

СФ: Если уж заговорили о небогатых семьях, хочу спросить: мне всегда было непонятно, почему «Евросеть» называет себя дискаунтером. Ведь цены такие же, как в других салонах, по крайней мере в Москве.
ЕЧ:
Дело в разных ценовых сегментах. Есть дорогие телефоны, на них необязательно держать низкие цены – кому надо, все равно заплатит. А люди, которые копили деньги, они и 50, и даже 20 рублей не могут переплатить. Поэтому в дешевом сегменте мы стремимся держать минимально низкие цены.

СФ: Вас все кому не лень обвиняют в продаже «серых» телефонов. Та же Nokia в свое время именно по этой причине долго не сотрудничала с вами.
ЕЧ:
Это любимая тема – у них дешево, потому что «серое». Да столько «серых» поставок не существует в природе, сколько телефонов мы продаем! У нас прямые отношения со многими вендорами. Мы продаем ровно то, что хотят компании. Но вот, например, мы не продаем Panasonic, Voxtel и Alcatel.

СФ: Действительно, вы еще весной объявили, что не будете торговать телефонами этих марок, потому что компании отказались от прямых поставок. Зачем брэндами разбрасываетесь?
ЕЧ:
Мы не разбрасываемся, мы вынуждаем компании сменить дебильный менеджмент, работающий в России.

СФ: Между тем разговоры о продажах «серых» телефонов – уже не просто кривотолки. МВД очень плотно занялось рынком: задержало большую партию нерастаможенных телефонов, в связи с чем и на ваших складах проводились проверки, а на прошлой неделе сообщило, что у них есть вопросы к сетям. Дескать, растаможено телефонов всего на несколько десятков миллионов долларов, тогда как только у «Евросети» оборот свыше $1 млрд. В связи с этим у вас могут быть проблемы?
ЕЧ: Мы пока не занимаемся внешнеэкономической деятельностью и продаем ровно то, что покупаем в России. Вот когда начнем заниматься, тогда и будем нести ответственность в полной мере. А пока, если есть вопросы, их нужно адресовать таможне и импортерам.

СФ: Ну хорошо, вот конкретный пример. В прошлом году компания Sharp вывела на наш рынок свой первый мобильный телефон. И что интересно: они еще только презентовали его, а в интернет-магазине «Евросети» телефон Sharp уже вовсю продавался, причем совсем другой модели – той, которая вообще для российского рынка не предназначалась. Как это получилось?
ЕЧ:
Волшебство! Если же говорить о Sharp, то мы полгода вместе с ними изучали рынок, дали им весь расклад, потому что рассчитывали на дилерство. А потом они сказали: эксклюзив будет у Dixis. Вот так. Ну, мы ответили: хорошо, но тогда вам не видать рынка как своих ушей.

«Цены ниже плинтуса – и все, на голодный паек»
СФ: Вы весьма агрессивно ведете себя на рынке, но и конкуренты в долгу не остаются. Я слышала, что региональные компании используют в борьбе с вами весьма нестандартные методы. В одном из городов якобы хозяин местной сети даже обстрелял витрины «Евросети» из помпового ружья.
ЕЧ:
Да, это было в Коломне. На «Горбушке» нас сжигали, в Волгограде бомбили восемь салонов, в Сыктывкаре и Железнодорожном взрывали.

СФ: И как вы реагируете на эти инциденты?
ЕЧ:
Цены на 5% снижаем в этом регионе и накачиваем товаром. В диалог никто не вступает, никто никому не угрожает. Цены ниже плинтуса – и все, на голодный паек.

СФ: Результат есть?
ЕЧ:
А как же! Вот, например, в Томске конкуренты открыли магазины «Евросити», точно такие же, как наши. Это они перед Новым годом решили наши продажи размыть. Мы опустили цены на 15% ниже себестоимости и накачали Томск товаром, благо он у нас был под праздник. Через две недели они пришли к нам договариваться, а потом всего за четверо суток демонтировали все свои магазины.

СФ: Голодный паек, по-видимому, всех уже изрядно утомил. Недавно 22 крупные розничные региональные сети даже объединились в ассоциацию, которая будет выражать их интересы в борьбе с московскими захватчиками. Речь, безусловно, идет не только о вас, но все-таки своим главным врагом эти сети считают «Евросеть». Что вы об этом думаете?
ЕЧ:
О! Сейчас я вам покажу, что думаю. Вот (демонстрирует письмо, написанное им для внутреннего пользования, где называет ассоциацию «союзом местных двадцати двух живопырок сотовой связи»). Это висит во всех подсобках. Тираж – 2,5 тыс. экземпляров. Кстати, когда японцы из Sumitomo прочитали мое первое подобное письмо, их большой босс сказал: «Вы мыслите так же, как мы. Это полностью отвечает нашей корпоративной религии».

СФ: В письме вы весьма нелицеприятно отзываетесь о российском офисе Samsung. Обвиняете их в том, что они поставляют вам телефоны в маленьком объеме и тем самым нарушают договоренности.
ЕЧ:
Дело в том, что к этой ассоциации все вендоры отнеслись прохладно, кроме Samsung, которая пытается любым путем напихать как можно больше товара в разные магазины, лишь бы не к нам. Им кажется, что так они не попадут к нам в зависимость. Они решили не грузить много в одну сеть, а распределять всем по чуть-чуть. Вот поэтому и накачивают ассоциацию телефонами. Но кто платить будет? У них есть общий плательщик, счет, банк? Они же в итоге друг друга обманут и разбегутся. Так всегда бывает.

В компании Samsung думают, что раз нам не отгружают, то не находятся в зависимости, а на самом деле они сейчас пребывают в абстиненции. Можете так и написать: в третьем квартале из-за нежелания работать с нами Samsung лишится лидерства на российском рынке мобильных телефонов, а возможно, окажется на третьем месте.

«Какая может быть корпоративная лояльность во время строительства БАМа?»
СФ: Почему вы, в отличие от многих других сетей, не развиваетесь по франчайзингу?
ЕЧ:
Нам нет необходимости отдавать свое имя чужим магазинам, когда мы можем открыть свои. Да мы с трудом успеваем подтащить человеческий и товарный ресурс в свои новые точки.

СФ: Интересно, а как вы решаете вопрос с персоналом, особенно в регионах?
ЕЧ:
Не с персоналом, а с людьми. Если решать, как с персоналом, он и будет «стафф», как начинка из яблочного пюре. Люди – самая большая проблема, не сравнимая ни с чем. У меня есть письмо с воззванием, где написано, что руководитель любого ранга две пятых своего времени должен использовать на выбор и расстановку бойцов.

СФ: По поводу бойцов. Как вы считаете, у вас в компании все в порядке с корпоративной лояльностью?
ЕЧ:
Нет.

СФ: Почему?
ЕЧ:
Потому что ее долгое время на шестую полку закидывали и занимались только развитием. Какая может быть корпоративная лояльность во время строительства БАМа? Какая лояльность, если компания рубит чащу?

СФ: Вам это мешает?
ЕЧ:
Да, это плохо. Но мы пытаемся сделать труд людей у нас комфортным, благодарить их. Вот совсем недавно Motorola выделила на $500 тыс. подарков за продажи своей продукции. И у нас теперь есть программа «Мото-мотивация», в рамках которой 150 телевизоров и 10 автомобилей будут розданы лучшим «Мото-продавцам». Люди благодарны за это. Потому что мы могли бы эти деньги себе присвоить и сбить цену на продукцию.

СФ: Может быть, проблема с лояльностью связана с тем, что вы всех проверяете на детекторе лжи, демонстрируя сотрудникам свое недоверие?
ЕЧ:
Мы проверяем новичков и тех, кто перемещается на должность с другим уровнем материальной ответственности. Если у человека с головой все в порядке, он честен, то относится к этой процедуре с пониманием.

«Мы хотим, чтобы „Связной” был большой и развитой сетью»
СФ: Вы любите быть первопроходцами. В свое время первыми стали вводить в ассортимент цифровую технику, первыми открыли салон сотовой связи в Чечне. А недавно стали продавать картинки, мелодии и игры для мобильных телефонов с помощью специальных автоматов…
ЕЧ:
Проект хромает. Автоматы работают скверно, в третий раз переделываем. Мы их сами придумали, сами сделали, но плохо. Попали на $100–150 тыс.

СФ: А как насчет результатов еще одного проекта: в конце прошлого года вы разместили облигации на 1 млрд рублей, опять же первыми среди сотовых ритейлеров. Довольны размещением?
ЕЧ:
В рынок ушло не 100% бумаг, но мы все равно более чем довольны. Мы были первыми, головой сломали лед, а потом уже другие потянулись.

СФ: Почему на IPO не выходите? Некоторые компании с оборотами гораздо меньшими, чем у вас, уже разместились.
ЕЧ:
Мы собираемся. С января у нас уже проводит аудит PricewaterhouseCoopers. Но когда именно пойдем на IPO, я пока не знаю.

СФ: В последнее время крупные игроки практически всех отраслей любят говорить, что на их рынках скоро останется всего трое-пятеро ведущих игроков. А у вас сколько останется?
ЕЧ:
Два: мы и «Связной».

СФ: Это соответствует вашим же словам о том, что на рынке вы наблюдаете только за «Связным», остальные вас не интересуют.
ЕЧ:
Точно. А на кого еще смотреть?

СФ: Ну, к примеру, «Цифроград» обещает к концу года открыть чуть ли не тысячу магазинов…
ЕЧ:
Вот откроет, тогда посмотрим. Да, есть города, где «Цифроград» активен. Поэтому там, когда мы проводим мониторинг цен, их прайс-лист также принимается во внимание.

Но вообще мы хотим, чтобы «Связной» был большой и развитой сетью и чтобы у нас был сильный конкурент. Ну, представьте себе Олимпийские игры, допустим, соревнования в беге, в которых участвует один человек. Он спокойно идет, и все. А когда люди вдвоем, они тренируются, как-то улучшаются. На рынке обязательно должны быть две компании. Тогда, если кто-то с Запада захочет к нам прийти, обе они будут в тонусе.

Председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин родился в Москве 10 сентября 1974 года. В 1996 году окончил Государственную академию управления по специальности «экономика управления на автотранспорте». Затем до 1998 года учился в аспирантуре академии. В бизнес пришел еще в 1991 году, занимаясь торговлей различными товарами. А через шесть лет вместе со своим партнером Тимуром Артемьевым основал компанию «Евросеть».


Елена Локтионова
30.08.2005  Секрет фирмы

30.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов