Интервью: Питер Друкер: «Скажем прямо, я не верю в лидеров»
Питеру Друкеру 95 лет. Он – живая легенда. Он написал более тридцати книг, привил уважение к теории менеджмента как к дисциплине. А многие считают, что и вовсе ее создал. Ему мы обязаны целым списком теорий и терминов, некоторые из которых, например, knowledge worker, до сих пор трудно перевести на русский язык. Сегодня Друкер – один из самых уважаемых в мире философов менеджмента и общественных отношений. Сегодня мы спрашиваем его о том, что, по его мнению, изменилось за этот век в мире, который он создал.
«Нет никаких существенных различий между нынешним веком и
прошлым»
– Что вы чувствуете, глядя на мир с высоты своих 95 лет?
–
Я чувствую себя очень старым. Но мои представления не очень
изменились. Сорок лет назад я по большей части работал с
коммерческим сектором. В последние тридцать лет занимаюсь в
основном некоммерческими организациями, хотя у меня по-прежнему
есть несколько давних клиентов в бизнес-среде. Те руководители, с
которыми я работал, в большинстве уже отошли от дел, и теперь я
сотрудничаю с новыми, очень интересными людьми. Все не очень
изменилось.
– Вы писали книги, преподавали, занимались консалтингом в
области менеджмента в течение 60 с лишним лет, выступая как
мыслитель и как глашатай своих идей. Вы причислили менеджмент к
числу самых важных новых явлений в общественной жизни ХХ века.
Почему? Чем общество, по-вашему, обязано менеджменту?
–
Слово «менеджмент» получило распространение в 1911 году. Ранее его
никто не знал. До того времени все полагали, что бизнесом управляет
собственник. Профессиональные управляющие-несобственники появились
незадолго до Первой мировой войны. Тогда же Дж. П. Морган «изобрел»
понятие профессионального менеджмента в Америке, Японии и Германии.
Менеджмент стал новой общественной функцией, благодаря которой
стало возможно возникновение нового общества – общества
организаций. И я бы сказал, что, хотя менеджмент в коммерческой
сфере возник раньше, он не был самым важным явлением. Самым важным
стал менеджмент в некоммерческих организациях, например в
больницах, университетах, храмах. Это наиболее интересные
организации, поскольку им необходимо определить, в чем выражаются
результаты их работы. Как вы определите результаты деятельности
большого собора, с которым я работаю: у него уже не пятьсот, а
шесть тысяч прихожан? Как подвести итоги работы Клермонтского
университета? А они более важны, их труднее определить, но это
намного интереснее.
– С тех пор как вы пятьдесят лет назад опубликовали свою
основополагающую книгу The Practice of Management («Практика
менеджмента»), вы продолжаете работать над образованием менеджеров,
издавая книгу за книгой – на сегодня их уже десятки. Какова
основная мысль, которую Друкер хочет донести до менеджеров XXI
века?
– Я всегда задаю одни и те же вопросы, независимо от
того, имею я дело с коммерческой организацией, с религиозной или с
университетом. И не имеет значения, работаю ли я с американской,
немецкой или японской организацией. Первый вопрос: «Что
представляет собой ваш бизнес? Какую задачу вы пытаетесь выполнить?
Что отличает именно вашу компанию?» Второй вопрос: «Как вы
определяете результаты?» И это очень непростой вопрос, он намного
более сложен для некоммерческих организаций. И третье: «Кто ваши
основные конкуренты? И каковы их цели?»
Вот и все. И нет никаких существенных различий между нынешним
веком и прошлым, разве что сейчас так много разных организаций. Мы
теперь живем в обществе организаций. Когда менеджеров было мало,
можно было полагаться на управляющих, у которых был талант «от
природы». А сейчас профессиональные менеджеры требуются в большом
количестве.
– Более тридцати лет назад вы ввели термин knowledge worker
(«интеллектуальный работник»), и сейчас эти люди уже стали заметной
прослойкой в обществе. В чем особенный вызов в управлении этими
специалистами?
– Я борюсь с этим вопросом тридцать лет.
Как сделать «интеллектуальных работников» более продуктивными?
Знания по определению всегда специализированны. Никто не может
знать очень хорошо много вещей. Вот, например, журналисты – в том
числе и я, один из старейших,– способны очень хорошо схватывать
суть знаний разных людей и работать с ними. Но это не значит, что
они знают хоть что-либо о психологии – они знают, как писать об
этом, как сделать это доступным для понимания непрофессионалов.
Знания чрезвычайно специализированны. И раз уж нам приходится
управлять работниками, обладающими такими знаниями, приходится
признать, что специализация сама по себе непродуктивна. Она должна
быть интегрирована вместе со знаниями других, интегрирована в
команду. Вторая проблема в том, что «интеллектуальный работник» –
не то чтобы «одиночка», но я бы назвал его солистом. И чтобы
сделать его эффективным, вы должны стать его защитником и
покровителем, глазами и ушами, а может, и языком. Но проблема еще и
в том, что, как правило, они не хотят быть управляемыми. Хорошие
«интеллектуальные работники» хотят сохранить себя в
неприкосновенности, считая себя и свою работу особенными,
уникальными. Управление ими – очень сложная проблема, особенно
когда престиж, популярность и оплата достаются менеджерам, а вы тем
не менее должны развивать карьерную лестницу специалистов.
«Мне нет дела до сегодняшних суперменов
топ-менеджмента»
– Вы говорите о менеджменте как о практической дисциплине.
Интересно, что вы под этим понимаете? И что называют наукой
менеджмента? Чем отличаются менеджмент как практика и менеджмент
как наука?
– Я очень редко говорю о науке менеджмента.
Менеджмент – это практика, как медицина. Чтобы поддерживать
практику, существует медицинская наука, есть и ученые. И
менеджмент, как и медицина,– это тоже практика. Результаты ведь не
в науке, а в том, что на самом деле происходит. Наука является
опорой для менеджера, предлагает инструменты для достижения
желаемых результатов. Но применение этих инструментов – это
практика, а не наука.
– Сегодня существует множество организаций, множество
бизнес-школ, которые готовят профессиональных менеджеров и
руководителей. Справляются ли они с этой миссией?
–
Утверждать, что бизнес-школы готовят лидеров, ошибочно. Их задача –
подготовить рядового специалиста, способного выполнять работу на
должном компетентном уровне. То же самое можно сказать и о
медицинских колледжах. Их задача – подготовить не светило медицины,
а среднего врача, от рук которого погибнет не слишком много людей.
То же можно сказать и о юридических вузах. Там готовят
специалистов, которые могут набросать приличное завещание, а не
блестящих юристов и законодателей. Нельзя выучить на лидера, то
есть можно – но только в том смысле, что у школ есть возможность
дать специалисту максимум знаний. Но задача школ – подготовить
много компетентных специалистов, не более того. И мы занимаемся как
раз этим. Я не знаю, хорошо мы делаем это или плохо. Это уже другой
вопрос.
– Как можно получить достаточное количество
высококомпетентных менеджеров или высококомпетентных
лидеров?
– На этот вопрос ответили 350 лет назад во время
реорганизации медицинских школ в XVI – начале XVII веков в
Голландии и Шотландии. Людям нужно дать инструмент, установить
стандарты и четко изложить суть основных вопросов. Поэтому не стоит
начинать с вопроса, с которого начинали в средневековых медицинских
школах: как выучить светило медицины? Вопрос в том, как подготовить
компетентного специалиста, способного грамотно поставить диагноз.
Какие вопросы они должны задавать? Какого уровня они должны
держаться? Какая поддержка им необходима? Те же вопросы задаются и
в школах менеджмента. Каковы результаты, что еще нужно сделать,
каковы приоритеты, кто должен понимать, что мы пытаемся сделать?
Всем этим вопросам 350 лет. И для всех профессий они одинаковы. Они
как раз и определяют профессию. И, возможно, не все могут получить
специальность. Но если работать усердно, то абсолютное большинство
может этого добиться.
Скажем прямо, я не верю в лидеров. Вся эта шумиха вокруг лидеров
– опасная ерунда. Это пустословие. Забудьте об этом. Мне печально
видеть, что после ХХ века с его Гитлером, Сталиным и Мао, которых
считали лидерами – возможно, величайшими лидерами последних
столетий – мне действительно печально видеть, что люди еще
стремятся найти лидеров, зная о таких страшных примерах лидеров
«ложных». Стоит задаться вопросом: «Каковы их идеалы? Каковы их
ценности? Можем ли мы доверять им? Есть ли в них харизма?»
По-моему, нам с лихвой хватило харизмы за прошедшие сто лет.
– Если вы так скептически относитесь к лидерству, скажите,
что вы думаете об эпохе высококлассных директоров, в которую мы
недавно вступили? И, кстати, каково ваше отношение к огромным
компенсациям, которые они получают в Америке?
– Я
достаточно стар и прекрасно помню Франклина Делано Рузвельта и
Гарри Трумэна; если Рузвельт был величайшим лидером, то Трумэн был
лучшим президентом в истории США, сделавшим для страны больше всех
других. И он не был высококлассным лидером. Напротив. Его
недооценивали все, включая его самого. Так что мне нет дела до
сегодняшних суперменов топ-менеджмента.
Что касается высоких зарплат, это настоящий скандал. Дж. П.
Морган, который был неравнодушен к деньгам, в 1906 году сказал, что
любая организация, любая компания, в которой руководство получает
зарплату, более чем в 20 раз превышающую зарплату рядового
сотрудника,– это плохо управляемая компания. Он отказался от
инвестиций в такие компании. И до сих пор это золотое правило, и,
следуя ему, я бы в большинство наших компаний не стал вкладывать
деньги. Кстати говоря, директора, которых я знал,– а я немало
директоров знал – не считают себя суперменами. Они создали команду.
Они главы команд.
– Вы только что говорили о лидерстве пренебрежительно и
вспоминали в связи с этим Мао, Гитлера и Сталина. Было сказано, что
менеджмент сам по себе вы считаете чем-то близким к оплоту фашизма.
Насколько это верно? И как менеджмент выполняет эту
функцию?
– Нет, я не считаю менеджмент таким оплотом.
Оплотом я считаю организации, которые действуют в обществе. А вот
они зависят от менеджмента, ведь он их неотъемлемая часть. Сейчас
есть тенденция воспринимать менеджмент как нечто самодостаточное.
Глупости. Менеджмент существует ради организации. И любой
менеджмент, забывающий об этом,– ложь.
– Каковы последствия того, что менеджеры не видят свою роль в
таком свете?
– Ну, такая организация быстро развалится.
Каковы последствия плохого руководства? Разрушение атмосферы
организации. Менеджеры и руководители – слуги, и как только они об
этом забывают, они наносят организации удар.
«Мы не понимаем этот мир»
– Вы скептически отзываетесь о правительствах, о роли государства в
управлении экономикой. Каков ваш взгляд на будущее правительства,
роли правительства в посткапиталистическом обществе?
– Вы
знаете, я скептически отношусь к любому институту, не имеющему
ограничений на свободу действий и власти. Я скептически отношусь к
власти. Я старый консерватор. Власть без законов, ее
ограничивающих,– худшее из политических зол. Правительство
нуждается в ограничениях и сдерживании. В частности, у нас, в США,
за последние тридцать лет нам удалось вернуть правительство к
вещам, которые оно умеет делать хорошо, хотя оно по-прежнему
продолжает делать слишком много дел. Через пятьдесят, сто лет, я
надеюсь, правительства будут выглядеть совершенно иначе.
– Сегодня столько поводов для тревог и волнений, они охватили
весь мир. Какие у вас есть ощущения насчет того, куда мы
движемся?
– Ну, я думаю, любой, кто не испытывает сегодня
тревогу насчет того, куда движется мир, слеп и глух. Вера в
прогресс, которую мы унаследовали от XVIII века, прошла. Вера в
превосходство западного мира уходит. Нарождающиеся силы – Китай и
Индия – не пойдут по пути вестернизации, как сто пятьдесят лет
назад сделала Япония. Мы не понимаем этот мир. Мы не знаем, к какой
черте подойдет Европейский Союз – останется союзом или станет
конфедерацией. Мы не понимаем, куда двигаются страны Латинской
Америки. Мы находимся на пороге изменений фундамента нашего мира. В
мире больше не будет только одной доминирующей силы. И многим эту
мысль будет трудно принять. Большинство из нас до сих пор живут в
мире 1960-х, мире, где есть великая сила – Америка, государство с
самой эффективной и развитой экономикой. Сегодня Европейский Союз
больше. Китай пытается построить свободные экономические зоны,
которые будут больше, чем вся Америка с ее производством и
потреблением. Мы должны понимать, что это будет совершенно другой
мир, в котором будут сосуществовать совершенно разные ценности.
Миром будет управлять информация, а не сила. Вот в каком
направлении движется мир. И следующие тридцать лет станут для него
периодом тяжелых изменений.
Питер Друкер родился в Вене в 1909 году. Изучал право в
Германии. Спасаясь от фашизма, переехал в Великобританию, затем в
США. В 1945 его книга Concept of the Corporation («Понятие
корпорации»), которая была написана на основе двухлетнего опыта
исследований в General Motors и стала бестселлером. С 1971
преподавал менеджмент в Клермонтском университете в Калифорнии
(Claremont Graduate University) – в 1987 году школа менеджмента при
университете получила название Друкеровской школы менеджмента.
Имеет 19 докторских степеней в различных университетах США,
Бельгии, Великобритании, Испании, Японии и Швейцарии. Последняя из
изданных его книг – The Daily Drucker: Three-Hundred and Sixty-Six
Days of Insight and Motivation for Getting the Right Things
Done.
01.09.2005
Секрет фирмы