Совладелец группы компаний Виктория Николай Власенко считает, что в столице всем хватит места
Совладелец одной из самых быстро растущих продуктовых сетей России Николай Власенко называет себя провинциалом, пьет только чай и занимается йогой. Оборот его бизнеса в этом году, как ожидается, превысит $0,6 млрд, а начинался он с обычной палатки, торговавшей в 1991 г. сигаретами и кукурузными хлопьями рядом с Калининградским мореходным училищем. О том, как Виктория сумела из небольшой региональной фирмы превратиться в компанию федерального уровня, и перспективах проведения IPO Николай Власенко рассказал в интервью Ведомостям.
Как начинался ваш бизнес?
Мы начинали вместе с Александром Зарибко торговали вместе в палатке, а потом пришел Владимир Кацман и стал жарить рядом сосиски. Так и познакомились. С Зарибко учились вместе в мореходке, а Кацман был нефтяником до 1993 г., работал в Грознефти.
До прихода в торговлю я был начальником радиостанции на судах, ходил в плавания. Потом полгода работал преподавателем. Однажды, как раз начался путч, мой товарищ шел по улице и позвал меня продавать колеса. У него не было машины, чтобы отвезти импортную резину на рынок. А у меня был старый ВАЗ. За одну субботу я заработал на телевизор. После этого меня охватила жажда наживы. (Смеется.) Она сподвигла меня на активную деятельность.
Вначале все было примитивно товарищ жены откуда-то притащил два ящика сигарет и еще коробки с хрустящими хлопьями. Так мы и торговали сигаретами и хлопьями, а потом народ стал постепенно что-то приносить на продажу. Самое неприятное для меня было то, что палатка находилась напротив моей мореходки. Когда шли мои курсанты, я прятался под прилавок, а торговал мой товарищ. И наоборот когда его знакомые шли, он прятался, я торговал.
Я никогда не думал, что буду заниматься торговлей. Мне казалось, что это не для моей романтической натуры. А сейчас я понял, что все профессии романтические.
В 1993 г. у вас появилась оптовая компания Магазин для магазинов, а в 1998 г. вы занялись розницей, открыв магазин cash & carry. Почему именно такой формат? Пятерочка, например, тогда же начала с дисконтных магазинов.
Именно потому, что мы вышли из оптовой торговли, наш первый магазин ориентировался на мелкий опт. Если бы в рознице не сложилось, просто переделали бы магазин под склад, ничего не теряя. Тогда делать дискаунтер было просто бессмысленно все равно дешевле, чем на рынке, продавать было невозможно. Прежде чем открывать cash & carry, мы поездили по Питеру, по Москве, искали аналоги не нашли. Съездили в Германию, Голландию. Там увидели Metro и, если честно, очень расстроились. Такой здоровый и дорогой магазин его же никогда не построишь! А потом нашли в Бельгии cash & carry размером всего 3500 кв. м такой невзрачный, темненький. Обрадовались и фактически скопировали. Он был очень экономный. Такой дисконтный cash & carry. С небольшим, может быть, оборотом, но и с очень небольшими издержками.
В Москву вы пришли в 2002 г. с форматом Дешево. Почему супермаркеты сразу не появились?
Это самый безболезненный формат: получится хорошо, не получится не страшно. В
2002 г. открыли два магазина, в 2003 г. уже 25. Сейчас поражаешься, насколько стратегия, нарисованная на коленке, оказалась эффективной. Мы сидели думали: ну сколько надо открыть магазинов? Написали 30 и открыли 30. Почему 30, откуда это взялось? Доверились интуиции. Так же мы принимали решение о первых супермаркетах в Калининграде. Проехали по городу посмотрели: надо здесь, вот здесь, вот здесь. При том что никогда ведь до этого не строили супермаркеты.
У вас сейчас самые разные форматы магазинов. Нет планов сделать один формат основным?
Сейчас наш лидер Квартал. Этот формат родился в Москве, когда мы увидели, что теряем часть оборота, из-за того что ассортимент Дешево состоит из не очень доходных категорий продуктов. Пока мы будем работать со всеми направлениями дискаунтеры, супермаркеты, cash & carry. Разноформатность позволяет задействовать любые площади от 300 кв. м до 10 000 кв. м.