Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Универсальный отбеливатель 

Силовики стараются внушить российскому бизнесу мысль об опасностях работы с «серым» импортом. Самое время подумать о переходе к более цивилизованным формам торговли. «Секрет фирмы» представляет три способа, как перекрасить «серое» в «белое».

«Серая» горячка
После долгих лет спокойной работы менеджмент многих российских розничных компаний фактически оказался на нелегальном положении. «Серый» импорт сделал их соучастниками экономических преступлений, причем как минимум по четырем статьям. «Мы чувствуем себя как на пороховой бочке: не дай бог появится искра, рванет – мало не покажется»,– сказал в разговоре с СФ директор одной торговой компании. Он признался, что в буквальном смысле боится «каждого звонка в дверь», ожидая, что «за ним придут». Итоги недавних милицейских проверок в аэропорту Шереметьево лишь усилили его страхи. По результатам проведенных там рейдов возбуждено несколько уголовных дел по статье «контрабанда». Под следствием оказались десять юрлиц, половина из них – сотовые дилеры. За последнее время только в Москве было изъято более 355 тонн мобильных телефонов.

Аресты «серых» партий товара случались и раньше. Из-за проблем с таможней в свое время была приостановлена работа крупного подмосковного мебельного центра «Три кита» – в нем обнаружили продукцию, которую милиционеры сочли контрабандной. В итоге хозяева арестованной мебели оказались на грани разорения. Им пришлось заплатить $2,5 млн, чтобы вернуть товар и возобновить работу. Однако то была разовая акция устрашения – без какого-либо намека на тенденцию.

«На сей раз все серьезнее»,– отмечает гендиректор концерна «Научный центр» Александр Гончарук (концерн является одним из крупнейших российских производителей компьютеров и бытовой техники). Гончарук считает, что государство настроено решительно и жить «серому» рынку осталось недолго. «В последние год-полтора российские налоговики стали уделять пристальное внимание таможенным декларациям на импортные товары и направлять в таможенные органы и МВД материалы проверок,– рассказывает председатель президиума коллегии адвокатов John Tiner & Partners Валерий Тутыхин.– В результате иностранные поставщики все чаще стали получать официальные запросы от российской стороны о том, кому и по какой цене был продан товар. После получения ответа, в котором указана реальная цена сделки, достаточно просто выявить всю цепочку платежей – от российской компании до иностранного поставщика».

С середины 1990-х годов «всерую» в Россию завозится не менее 50% бытовой электроники, одежды, обуви, компьютеров, сотовых телефонов, мебели и парфюмерных изделий. «Серыми» условно называют целый спектр технологий, позволяющих существенно ускорять прохождение таможни и, главное, экономить на налогах при ввозе товаров в страну.

Экономия выходит немалая. «В сравнении с „белыми” поставками „серые” схемы ввоза дают импортеру преимущество по ценам минимум на 20–30%»,– говорит президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Пляцевой.

Однако низкие цены, полученные в результате «серых» поставок, их участникам будут обходиться все дороже.

«Серый» расклад
Эксперты различают следующие схемы нелегального ввоза продукции:
– Контрабанда: перемещение товара через границу без декларирования;
– Ввоз под видом другого товара;
– Ввоз под правильным кодом, но с существенным занижением цены товара;
– Ввоз под правильным кодом и, возможно, с правильной ценой, но с существенным занижением количества ввозимого груза: растаможивается одна фура, а въезжает десять.

Также «серыми» называют поставки товара, предназначенного производителем для сбыта в другой стране.

При всех этих способах ввоза товар внутри России реализуется за наличные (неучтенный оборот) или вбрасывается в легальную дистрибуцию фирмами-однодневками. В стандартной «серой» схеме участвует несколько контрагентов. Продавец товара – крупная западная компания, которая не знает (или делает вид, что не знает), что сделка незаконна. Российский банк, обслуживающий схему. Компания, покупающая товар в стране-производителе (как правило, зарегистрированная в офшоре). «Черный брокер» – компания, имеющая «окно» на таможне. Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель продукции (розничная компания).

На закупку партии товара за рубежом нужны деньги, поэтому ищется банк, который обеспечивает перевод нужной суммы через свои корсчета. Как рассказывает участник рынка бытовой техники, в одном столичном банке есть целый этаж-призрак, на который не ходит лифт и куда можно попасть только по специальной лестнице. Сотрудники, работающие на этом этаже, занимаются исключительно схемами «серого» импорта.



На перепутье
Ввоз товара по заниженным ценам чреват неприятностями для всех действующих лиц «серой» цепочки, включая производителя. Так, «серое» пятно осталось на репутации компании L’Oreal/PBI после того как с ней дважды, хотя и безуспешно, судился бывший дистрибутор Temtrade, обвинявший парфюмерного гиганта в организации «серых» поставок в Россию.

И все же репутационные потери выглядят бледно на фоне проблем, которые «серые» схемы могут создать крайнему звену в цепи поставок – рознице. «Никто из ритейлеров, торгующих бытовой техникой, одеждой, мебелью и другими подобными товарами, не застрахован от того, что ему перекроют каналы поставок, и сеть будет вынуждена закрывать магазины или сокращать ассортимент»,– говорит Александр Пляцевой.

Давление силовиков на «серый» бизнес делает все менее актуальным вопрос, стоит ли работать «по-белому». На смену ему приходит другой: «Как лучше это сделать?» Переход в зону легальной торговли неизбежно ведет к тому, что товары в рознице подорожают, а компания столкнется с ценовой конкуренцией со стороны недобросовестных импортеров. Однако сумму, уплаченную в виде налогов, можно компенсировать за счет других преимуществ. В зависимости от размеров бизнеса компании предоставляется выбор одного из трех путей работать «по-белому».

Товар из первых рук
Первый способ заключается в закупках товара напрямую у производителя. Однако доступен он лишь крупным торговым сетям с годовым оборотом $100 млн и выше. Процесс заключения договоров с производителями – достаточно трудоемкое занятие. Очевидно, что международные гранды весьма избирательно подходят к выбору торговых партнеров и избегают мелочовки. Другое дело компания, контролирующая в своем сегменте более 10% национального рынка. У нее будет больше шансов добиться льготных условий от производителя: бонусы за объем, быстрые и удобные поставки новых товаров и пр.

С 1 сентября этого года сеть сотовых салонов Dixis официально начала ввозить сотовые телефоны в Россию.Товар – около 8 тонн телефонов Nokia и Samsung – поступил на российский рынок с грузового склада в Финляндии. Эта партия уйдет как в собственную розничную сеть, так и в магазины Dixis франчайзинговых партнеров. Глава Dixis Андрей Шлыков заявил, что в дальнейшем компания готова поставлять импортируемый товар всем участникам рынка сотового ритейла в России.

При ввозе товаров из-за границы транспортная логистика часто передается на аутсорсинг. Товар, отгруженный производителем, транспортные компании доставляют на арендованный импортером склад (он может находиться как на территории России, так и за рубежом) и отправляют партии продукции розничному торговцу по мере необходимости.

Прежде чем начать ввоз продукции из-за рубежа, российской розничной компании нужно стать официальным участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Процедура сбора документов занимает несколько дней, максимум – недель. Кроме стандартных сведений компания предоставляет данные о стоимости товаров, подтвержденные производителем (такая форма предусмотрена приказом Федеральной таможенной службы №727 от 28.06.2004). Если стоимость импорта производителем не подтверждена, на таможне ее сверяют с данными так называемого «профиля риска» – таможенного документа, устанавливающего нижнюю границу цены ввозимого в страну товара.

По большинству товарных групп «профиль риска» сегодня сильно расходится с реалиями рынка. Это приводит к тому, что «серый» дистрибутор, не вызывая особых подозрений у таможни, может ввозить товар по заниженной стоимости. В такой ситуации сходит на нет преимущество закупок напрямую у производителя с его специальными ценами – на «сером» рынке они оказываются неконкурентоспособными. Единственный выход Александр Пляцевой видит в активной позиции заинтересованной стороны. Компания должна отслеживать уровень «профиля риска» и при необходимости добиваться его повышения. Так поступил один из крупнейших в России импортеров копировальной техники – компания МВ, которая обратилась в Минэкономразвития и Федеральную таможенную службу с просьбой пересмотреть ценовой минимум на копировальную технику. Ее пожелания были услышаны, и показатель был увеличен с $5,5 до $17 за килограмм.

Ограничив возможности «серых» импортеров, торговая компания одновременно может работать и над тем, чтобы удешевить для себя ввоз продукции, добиваясь снижения импортных пошлин. К примеру, благодаря лоббистским усилиям Ассоциации предприятий спортивной индустрии в ближайшее время пошлины на спортивный инвентарь будут снижены с 15% до 5%.

Не наши партнеры
Для торговца средней руки путь к прямому партнерству с мировыми производителями, как правило, закрыт. Такой подход предполагает индивидуальные контакты с каждым из них, и далеко не все компании позволяют себе подобную роскошь. Однако можно заключить контракт с крупным зарубежным дистрибутором, имеющим налаженные связи со всеми международными брэндами. В этом заключается второй подход к организации «белых» поставок.

От производителей такой зарубежный дистрибутор получает товар по специальным ценам, поскольку закупает большие объемы. Груз собирается на иностранном складе и ввозится в страну по мере необходимости. Тем самым основные издержки передвижения, хранения товара за границей и взаимодействия с производителем ложатся на иностранного посредника.

В 2003 году соглашение с крупным европейским дистрибутором Dangaard Telecom заключила российская сеть магазинов цифровой техники Vobis. В рамках контракта Vobis закупала у Dangaard смартфоны и коммуникаторы производства тайваньской компании HTC (продаются в рознице под брэндами Qtek, i-Mate). «Изначально Dangaard довольно прохладно относился к России, мы для них были регионом второстепенной важности,– говорит коммерческий директор Vobis Виктор Лопатин.– Сейчас ситуация меняется к лучшему». Лопатин утверждает, что компании, ввозящие товар «всерую», не угрожают бизнесу Vobis. «Да, они экономят на налогах, но закупают продукцию у мелких посредников. Мы же работаем с крупным дистрибутором, цены которого намного ниже»,– поясняет он. Сотрудничество с иностранным дистрибутором дает ритейлеру не только прямую (логистика), но и косвенную экономию. Это позволяет не отвлекать сотрудников от профильного розничного бизнеса.

Однако по сравнению с закупкой напрямую у производителя, цена у дистрибутора все равно выше. К тому же российский закупщик попадает от него в зависимость: дистрибутор может оказаться равнодушным к проблемам покупателя, у которого, например, из-за шквального спроса резко закончился товар. «К сожалению, европейские компании не привыкли работать в нашем темпе. Рынок у них более спокойный и зрелый,– делится наблюдениями Лопатин.– Их „минуточка” нередко равняется пяти российским часам. Все это сильно мешает работать, но ситуация постепенно нормализуется. Рано или поздно они научатся работать и по нашим стандартам».

А ввоз и ныне там
Самостоятельным ввозом в страну товаров российские предприниматели занялись в начале 1990-х годов. Таможенных пошлин тогда практически не было, платили только за процедуру оформления. Эта плата составляла 0,15% от декларированной стоимости товара. В 1991–1992 годах появились пятипроцентные таможенные пошлины. Тогда же для некоторых организаций были установлены таможенные льготы. Льготным импортом занимались, например, Национальный фонд спорта и Ассоциация ветеранов-афганцев. Однако в 1995 году эти льготы были отменены. Основные импортные операции стали вестись через «уставщиков» – компании со стопроцентным иностранным капиталом. Но и эти каналы через два года оказались под запретом. Завозить компьютеры и бытовую электронику начали, скажем, под видом зеленого горошка.

В 1999 году борьба с нелегальным импортом вновь активизировалась. Были введены минимально допустимые ввозные цены по каждой категории товаров (так называемые «профили риска»). Это привело к снижению объемов импорта зеленого горошка, но породило практику занижения цены на дорогие товары, даже указанные в таможенной декларации под собственным наименованием.

В целом попытки покончить с «серым» импортом до сих пор ни к чему не привели. По данным Роспотребнадзора, за 2004 год в сегменте обуви доля нелегально ввезенных товаров составляла до 80% от объема всего рынка. А в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) отмечают, что только 10% сотовых телефонов попадают в страну без нарушений закона.



Торговля за глаза
Третий и наиболее доступный вариант «обеления» – выбрать себе надежного российского дистрибутора, не перестраивая систему поставок. Именно так работает львиная доля российских компьютерных компаний, однако большинство предпочитает не афишировать этот факт. Президент концерна «Белый Ветер» Юрий Дубовицкий – единственный, кто подтвердил, что его компания закупает товар у российских юридических лиц. Другие игроки компьютерной индустрии, опрошенные СФ, отказались говорить о схемах работы и не пояснили, каким образом к ним попадают товары.

«Единственной гарантией того, что с дистрибутором не возникнет проблем, служит многолетний опыт работы с ним»,– говорит источник в крупной компьютерной компании. За годы существования российского компьютерного рынка серьезные проблемы с правоохранительными органами у основных его игроков возникали неоднократно. Только в отличие от недавнего «сотового» кризиса милиция не так громко рапортовала о своих успехах. В ходе подобного «естественного отбора» недобросовестные дистрибуторы выбраковывались, а к тем, чей товар не вызывал нареканий, повышалось доверие. «Еще Екатерина II говорила, что в России все делается не по закону, а по совести. С тех пор мало что изменилось»,– замечает собеседник СФ.

Полная информация об импортных операциях российских компаний есть только в таможенных документах, но они закрыты для посторонних глаз. Правда, оперативно получить доступ к этим сведениям можно, купив пиратскую базу данных. В отсутствии других способов проверить дистрибутора глава компьютерной компании «K-Системс» Эдуард Воронецкий советует «обязательно посмотреть в глаза» руководителю фирмы. «K-Системс» недавно прошла милицейскую проверку. Представители правоохранительных органов арестовали московский склад компании и несколько недель искали там незаконно импортированную продукцию. Однако «K-Системс» удалось доказать свою непричастность к «серому» импорту.

Серость без купюр
В период становления рынка и ценовых войн «серый» импорт помог выжить немалому числу российских компаний. Однако он же затрудняет дальнейшее развитие бизнеса, который планирует выйти на биржу или привлечь стратегического зарубежного инвестора. В начале 1990-х годов, на заре «мобильного» бизнеса в России, нынешние лидеры рынка стояли перед выбором: заниматься продажей телефонов самостоятельно, как это делают крупные европейские игроки Vodafone, O2 и T-Mobile, или сосредоточится только на развитии сотовой связи. МТС и «Вымпелком» отказались от розницы. Завозить телефоны легально было невыгодно, а ставить под удар основной бизнес они не хотели. Это позволило операторам выйти на западные биржи и привлечь инвестиции, необходимые для модернизации сети и региональной экспансии.

В противном случае может произойти то, что случилось с компанией «Техмаркет». Эта сеть сотовых салонов оказалась в финансовом тупике. За 2005 год она задолжала производителям телефонов более $5 млн по товарным кредитам. Когда Motorola потребовала с «Техмаркета» долг за поставки товара на сумму $2,3 млн, выяснилось, что денег, чтобы расплатиться, взять негде. В результате «Техмаркет» был по дешевке куплен «Евросетью». Подобным рискам подвержено большинство ритейлеров. При объемах продаж в сотни миллионов долларов они страдают от постоянного дефицита оборотных средств, и даже незначительные финансовые проблемы могут привести их к краху.

Нелегальность и непрозрачность компаний значительно сужают их потенциал как заемщиков. «Основной риск здесь в возможном аресте товара таможенными органами, что может иметь самые серьезные последствия, вплоть до остановки бизнеса и, следовательно, невозможности вернуть кредит. Это не теория. Подобное периодически случается среди импортеров»,– объясняет начальник кредитного департамента МДМ-банка Олег Машталяр.

«Западные банки очень хотят кредитовать российских импортеров, так как существует возможность давать им кредиты под 10% годовых (отечественные банки в среднем кредитуют импортные операции под 17%.– СФ). Однако мало кто из российских торговых компаний соответствует международным стандартам прозрачности,– говорит Валерий Тутыхин.– В подавляющем большинстве сделок по импорту выпадает одно или два звена».

Та же «Евросеть» долгое время была уверена, что подобные «серые» звенья в цепи поставок – не ее проблема. «Мы покупаем телефоны в России, а как наши поставщики оформляют отношения с таможней – на их совести»,– заявил после милицейских рейдов в Шереметьеве председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин. Однако сейчас компания, заявившая о планах привлечь $100 млн на рынке еврооблигаций, уже готова отказаться от работы с ненадежными российскими посредниками. Ожидается, что «Евросеть» будет ввозить телефоны самостоятельно, и только «вбелую».


«„Игра вбелую” будет содержать в себе риск оказаться раздавленным госмашиной»

Олег Бериев, президент компании Mildberry:


– Борьба с нелегальным импортом – несомненное благо, злом могут быть только способы этой борьбы. У российского бизнеса, как, впрочем, и у российской власти, нет иного пути, кроме как перейти от «серых» схем к «белым» стандартам. И в этом процессе первый шаг должен делать сильнейший – государство.

Проблема импорта, хотя и не в такой степени, как в 1990-х годах, стала поистине ахиллесовой пятой российской экономики. Простые и четкие правила игры, вменяемая политика по налогам и пошлинам, уважение и защита легального бизнеса,– единственный путь к цивилизованной экономике. И не очень понятно, почему такие простые истины требуют дополнительного объяснения и обоснования.

Проблема сложившейся ситуации, скорее всего, не в нежелании бизнеса переходить на «белые» схемы, а в неготовности руководства, органов власти эффективно решать современные задачи. У бизнеса есть два ярко выраженных свойства: приспосабливаться к условиям и находить компромисс между доходностью и рисками. Бесполезно говорить о вариантах перехода к легальному бизнесу до тех пор, пока «игра вбелую» будет содержать в себе риск оказаться раздавленным госмашиной только потому, что у ее отдельных представителей недостаточно мозгов, опыта или элементарного воспитания.

Регулирование в экономической сфере – чрезвычайно тонкое и деликатное ремесло, и в этом смысле рвение борцов с нелегальным импортом, которое должно радовать бизнес, по-моему, только пугает его. А страх может привести лишь к появлению еще более изощренных «серых» схем. Ведь когда пугают, первая реакция – спрятаться.

При этом в долгосрочной перспективе у бизнеса нет иного выхода, кроме как найти способы легализации импорта. Это потребует от него серьезной перестройки деятельности и переоценки многих ее составляющих. Например, переход на «белый» импорт, скорее всего, повлечет повышение стоимости продукции и, соответственно, более внимательное отношение потребителей к месту приобретения товаров и самому факту покупки. А в таких условиях от розничных компаний потребуются дополнительные маркетинговые и рекламные усилия.


Антон Бурсак
21.09.2005  Секрет фирмы

21.09.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов