Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть»

Нам интересны все магазины, рядом с которыми нет «Евросети»

В условиях кризиса на рынке сотовых телефонов в России, который сложился в результате недавних конфискаций крупных партий «серых» мобильников, крупнейший российский сотовый ритейлер – компания «Евросеть» – готовится самостоятельно импортировать товары «вбелую». «Евросеть» уже подала документы на получение карточки участника внешнеэкономической деятельности, кроме того, планирует до конца этого года определиться со строительством крупного логистического центра в Подмосковье стоимостью 18-23 млн долл. Об агрессивной стратегии развития своей компании и о себе как о крупном бизнесмене рассказал журналисту RBC daily Ольге Соколик председатель совета директоров и совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин.

– Евгений, я смотрю, у Вас в офисе собственной компании даже нет своего отдельного кабинета. Вы редко появляетесь на работе?

– Зачем же нужен кабинет? Чтобы общаться со всеми, нужно все время таскать людей к себе или постоянно куда-то выходить? У меня секретов нет.

– Каждый день бизнесмена Чичваркина начинается с чтения газет?

– Да, всегда.

– А есть ли любимые авторы среди журналистов?

– Любимые авторы есть, но среди них нет журналистов.

– «Евросеть» всегда на слуху. Лидер на рынке, растущие обороты, число салонов, естественно, харизматический лидер. При этом Вас (и лично, и «Евросеть») обвиняют во многих грехах – от чрезмерной эпатажности до использования «серых» механизмов в бизнесе. Ради чего вообще Вы делаете свой бизнес – ради денег, морального удовлетворения, светлого будущего, просто интересен сам процесс?

– Процесс – тяжел, поэтому надо быть извращенцем, чтобы делать бизнес ради самого процесса. В принципе, наверное, моральное удовлетворение важнее всего. Ради самореализации тоже – построить свой большой бизнес непросто…

– То есть получается, что «Евросеть» – во многом Ваше отражение. Тут сразу вспоминается недавняя скандальная рекламная кампания «Евросети» – «Цены просто ох…!». Вы были автором этой идеи?

– Это ведь старая кампания. Ее придумал Николай Купатин. Я его поддержал.

– Не раз слышала мнение покупателей, что «Евросеть» постепенно скатывается к слишком дешевому магазину, ширпотребу. Вас беспокоит такая репутация Вашей компании, или для расширения и роста оборотов все средства хороши?

– А «Макдональдс», по вашему мнению, беспокоит подобная репутация? При их-то оборотах. Репутация «Евросети», естественно, меня беспокоит, но, наверное, нужно понимать, кто твои покупатели, и их терять нельзя. Люди голосуют деньгами, и нужно делать все, чтобы они продолжали это делать. Логично, что людям с высокими запросами может не понравиться стандартизованный подход. Мы его стараемся делать нестандартизованным, но это достаточно тяжело сделать все индивидуально в почти 2200 магазинах. Такая задача стоит. Насколько возможно, мы подбираем людей, которые умеют хорошо обслуживать покупателей. Здесь даже дело не в том, что это ширпотреб, ведь телефоны во всех салонах одинаковые. Зачастую нетребовательные покупатели плохо влияют на продавцов. Когда 9 человек из 10 не требуют высокого уровня сервиса, то десятый – требовательный – может не получить того обслуживания, которое нужно. К сожалению, такая проблема есть и у нас.

– Насколько я знаю, Вы достаточно жестко «расправляетесь» с провинившимся персоналом. Вы ведь не штрафуете сотрудников за ошибки, а сразу увольняете?

– Да, я не штрафую. Деньги мне их не нужны. Я плачу деньги, то есть меняю их на хорошую работу человека. Мне нужна либо его работа, либо работа другого человека.

– Какие основные качества должны быть у хорошего продавца «Евросети» – умение «впарить» клиенту товар, продать его любой ценой – эти качества Вы вкладываете в понятие «боец»?

– Держать синхронность с другими, чтобы такты и ритмы команды совпадали. Такую команду достаточно трудно подобрать. Но кто сможет это сделать, тот выиграет.

– А правда, что всех кандидатов на работу в «Евросети» Вы проверяете на детекторе лжи? Результат проверки – решающий аргумент в принятии решения о принятии или непринятии сотрудника на работу в компанию?

– Стараемся проверять всех. Это не решающий аргумент, но очень серьезная консультация. Если по результатам собеседования на полиграфе у человека «зашкаливают» наркотики, мы начинаем разбираться, но зачастую люди сами рассказывают. Наркотики, непогашенные долги, судимости, хищения на предыдущих местах работы, склонность к азартных играм, «просаживание» всех денег в игровых автоматах – это недопустимо.

– А у Вас, интересно, нет вредных привычек?

– М-м-м… Ну, я вот вчера водки выпил. Время ведь стрессовое, рынок меняется. В казино никогда не был, не курю. Вина вот выпить могу. Наркотики не употребляю – меня и так прет, без всякого компота.

– Вас работа так «зажигает»? А не надоело еще, ведь «Евросеть» существует уже почти девять лет?

– Мне нравится управлять компанией. Пока не устал. Если бы надоело, я бы давно продал свою долю и занимался чем-нибудь другим.

– Кстати, некоторые эксперты говорят, что г-н Чичваркин растит сейчас свой бизнес, покупая другие сети, занимая средства, чтобы вскоре его продать. Так, например, не так давно сделал Олег Тиньков, «слив» свое пиво компании InBev за очень неплохую сумму и сосредоточившись на ресторанном бизнесе. Хотелось бы услышать из первых уст: аналитики правы?

– Вы можете из Интернета поднять о нас заметки с 2000 года. Аналитики уже пять лет говорят про «Евросеть» одно и то же. Конечно, каждый бизнес имеет свою цену. Если привезут один самосвал денег, то почему бы и не продать.

– А какой еще бизнес Вы хотели бы построить с нуля?

– Торговый какой-нибудь. Мне кажется, что я большие магазины мог бы строить. Мне кажется, что я могу это сделать ничуть не хуже, чем «Мега». Вот как IKEA – вряд ли, деревяшками не могу торговать. Во всяком случае гипермаркет – это прикольно. Там нужно музыку правильную включить, ароматизаторы, свет правильный, кофе чтобы пахло, булочками…

– Глядя на Вас, Евгений, можно с уверенностью сказать, что стиль для Вас очень важен. Внешне Вы выглядите совершенно необычно для топ-менеджера. Интересно, как реагируют деловые партнеры на переговорах, видя Вас впервые? Стиль г-ну Чичваркину помогает или мешает вести бизнес?

– Если партнер по общению – ханжа, традиционалист заржавевший, то это прежде всего мешает ему самому.

– Можно ли Вас хоть иногда увидеть в галстуке?

– Галстук используется только в качестве ремня, чтобы штаны не падали.

– Кто Ваш стилист, модельер?

– Почему Вы считаете, что я сам не могу одеться? Я сам покупаю все, что мне нравится.

– Мобильный телефон и аксессуары к нему, очевидно, тоже элементы стиля. Что для Вас мобильный телефон и часто ли Вы его меняете?

– Кстати, вот этот чехол для мобильного я сам сделал.

– Так Вы еще и рукодельничаете на досуге?

– Этот чехол я соткал, когда был в Мандрогах – там есть мастер-классы работы на ткацких станках. Там Владимир Владимирович (Путин – RBC daily) себе горшок глиняный сделал. А я чехол. Только я в другое время там был.

– Возвращаясь к сотовым телефонам, скажите, Евгений, Вы продвинутый пользователь различных дополнительных услуг или «чайник»? Часто отправляете SMS, MMS, пользуетесь GPRS?

– Нет, нечасто. Я вот сейчас купил новый SonyEricsson с MP3-плеером, слушаю «Земфиру». У меня два телефона. Постоянный, основной телефон я меняю нечасто, вот этот – мой четвертый (Motorola C200, сейчас в «Евросети» стоит 40 долл. – RBC daily). Я в основном звоню и принимаю SMS. Сам посылать сообщения крайне не люблю, делаю это редко. Первое в жизни SMS отправил в этот новый год, поздравил Элдара (Разроева, президента «Евросети» – RBC daily). Если честно, я даже не знаю, какая кнопка – пробел между символами.

– А с компьютерами тоже не дружите?

– Как говорил один персонаж, «я компьютер не умею». А зачем?

– Как же у Вас получается управлять такой большой компанией? В чем Ваша роль в «Евросети»?

– Прихожу, ору на всех, и все (смеется). На самом деле я в целом занимаюсь стратегией, тактикой в тех областях, которые мне интересны. Элдар Разроев – главный исполнитель, тактик. Хотя, Элдар еще и стратег, например, в таком направлении бизнеса «Евросети», как MVNO (виртуальный оператор мобильной связи). Конечно же, то, что я ору тут на всех, – это шутка (или все же преувеличение? – RBC daily). Я обычно тихо говорю.

– Да, кстати, про стиль ведения бизнеса Чичваркина на рынке ходят почти легенды. В Интернете есть несколько документов для внутреннего пользования «Евросети», написанные якобы Вами, рисующие достаточно яркую картину внутрикорпоративной политики «Евросети». Это действительно эффективный способ?

– А как же! Правда, в Интернете есть и подделки, не все эти письма написал я.

– Вы уже давно работаете на российском рынке мобильных телефонов, видите его динамику. По Вашему мнению, какие бренды (производители) смогут на нем выжить, удержать серьезную долю рынка?

– Samsung будет на третьем месте. А если и дальше станет вести идиотскую дилерскую политику, то опустится и дальше. У Nokia очень серьезное будущее в России, достаточно большой потенциал. Motorola «выезжает» за счет очень хорошей работы в России, но им необходима более интересная модельная линейка. Siemens, на мой взгляд, даже несмотря на переход в BenQ, останется в лидерах. По большому счету, успех продаж сотовых телефонов зависит от линейки моделей и команды, которая его продвигает. Телефон хоть «пятой точкой» (Евгений Чичваркин употребил более конкретное выражение, процитировать которое в газете не представляется возможным – RBC daily) назови, главное, чтобы он был красивым. И чтобы была грамотная система дистрибуции. Вот и все.

– Как выяснилось недавно, есть еще и таможня…

– Да, рынок сейчас в переходном периоде. В данный момент все телефоны, которые поступают в «Евросеть», проходят абсолютно всю таможенную очистку. Те партнеры-импортеры, с которыми мы работаем сейчас, полностью нами контролируются, и заявленная таможенная стоимость на продукцию даже выше, чем реальная. То есть в данный момент мы переплачиваем таможенные платежи. Это только начало работы по новым схемам. Думаю, что со временем рынок успокоится. В итоге цены на «трубки» немного снизятся, но, очевидно, что докризисного уровня уже не достигнут.

– Несмотря на проблемы на рынке, «Евросеть» продолжает агрессивную политику развития сети в регионах. Элдар Разроев на пресс-конференции недавно упомянул, что «Евросеть» к стратегии развития Greenfield (бизнес с нуля) добавляет стратегию Acquisition (покупка компаний, слияние). И уже были куплены сети «Техмаркет» и воронежская «СССР». Какие еще компании Вы рассматриваете в качестве объекта для поглощения?

– На примете все магазины, мимо которых проходят люди, и рядом нет «Евросети». Если серьезно, в настоящее время мы рассматриваем различные варианты – многим региональным и московским компаниям мы сделали предложения по покупке, некоторые сами предлагают продаться нам. Для нас прежде всего важна география салонов.

– Зачем же «Евросеть» все-таки купила салоны «Техмаркет»?

– Чтобы зарабатывать деньги. В данный момент времени продажи в этих салонах достигают 230 тыс. долл. в день. Некоторые салоны «Техмаркета», которые дублируют по месторасположению наши магазины, останутся с брендом «Техмаркет», потому что торговая марка принадлежит нам. Около сотни магазинов сейчас переделываются в салоны «Евросети». Продажи там растут. Я доволен этой покупкой.

– В последнее время «Евросеть» активно привлекает заемные средства. Стало известно, например, что в октябре компания разместит сертификаты участия в кредите (loan participation notes, LPN) на 100 млн долл. На что Вы тратите заемные деньги? Как распределяются финансовые потоки в компании?

– Все просто до безумия: на собственные – открываются магазины, на заемные – они наполняются товаром. Насчет LPN пока ничего не могу добавить – этим занимаются наши финансисты, пока еще все в «сыром» состоянии. Эти деньги нам нужны будут, чтобы к Новому году был товар. Денег нужно много. Вот столько (широко развел руки – RBC daily), в самых крупных купюрах.

– А Вам лично много нужно денег? Читала Ваши предыдущие интервью, обнаружила противоречие. Оказывается, Евгений Чичваркин предпочитает вполне спокойные способы проводить досуг – жарить мясо на природе, ходить в спорт-клуб и баню, гулять, посещать театры. Даже как-то не верится, что Вы не ходите по клубам, не ездите на пафосные курорты… Может быть, и книжечку на берегу реки почитывать любите?

– Читаю в основном в самолетах, либо редко – раз в год – неделю на пляже. Больше книжке, к сожалению, нет места. Сейчас читаю «Теряя невинность» Ричарда Бренсона.

– А свои интервью в газетах и журналах читаете? Обращаете внимание на всевозможные слухи про Вас и «Евросеть», домыслы?

– Уже нет. Поначалу да, читал, и по телевизору на себя смотрел. Слухов очень много, очень много всякой дряни. «Евросеть» журналисты регулярно то банкротят, то продают. Еще, например, писали, что у меня чехол для мобильного телефона из человеческой кожи сделан. Ерунда все это.

RBC Daily

22.09.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов