Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Приход по-английски

Компании Ричарда Хейнсворта неоднократно пришлось доказывать, что рейтинги бывают настоящие

АНАСТАСИЯ НАРЫШКИНА

Обычно иностранный бизнесмен отличается от нашего, как Эйфелева башня от Останкинской. Ну не такие они. Похожи, но отличаешь сразу, даже если иностранец еще не успел наградить вас лучезарной улыбкой и сообщить нечто вроде "nice to meet you". Ричард Хейнсворт улыбается на местный манер устало и "здравствуйте" произносит без акцента. Теоретически мистер Хейнсворт - британский специалист по банковским рейтингам, а практически - самый что ни на есть отечественный труженик малого бизнеса, начинавший вместе с кооперативами. Вышло это как-то само собой. Ричард приехал в Россию в 1982-м на полугодовую стажировку, да так и остался. Здесь в Москве его жена Коринн родила ему троих детей, и здесь он открыл агентство, которое публикует рейтинг российских банков.

Не боги горшки обжигают

В свободное от банков время Ричард лепит из глины и покрывает глазурью разнокалиберные сосуды в японском духе. В его квартире уже и место выделено для гончарного круга - не зря же Ричард проходил курс обучения у одного лондонского гончара. Печку для обжига не покупает: дороговата. Но это ничего, печка обнаружилась на соседнем керамическом заводе. Решено было поставить увлечение на службу бизнесу: Ричард собирается дарить свои изделия ведущим клиентам агентства. Всего клиентов, подписавшихся на отчеты, около пятидесяти. Так что перед каждым праздником Ричарду приходится туго.

Не всегда, конечно, у "Рус-рейтинга" было столько клиентов. Совсем недавно жили от аванса до аванса, а зарплату сотрудникам платили из своих сбережений.

- Был момент, когда мы вложили свои деньги, а они пропали. Я даже обратился к брату, и он был готов помочь, но, к счастью, появился подписчик с авансом,- говорит Ричард.- Первые годы жили именно так. Только в прошлом году вышли на нормальный уровень.

Зарабатывает "Рус-рейтинг" так: в его рейтинге 44 российских банка. Подписка на отчеты о каждом из них (это 20-30 страниц раз в год плюс три-четыре ежемесячно) стоит 600 евро в год. Если подписчик хочет получать информацию обо всех, то это будет стоить 25 тыс. евро в год. Подписчики серьезные: ЕБРР, Ситибанк, МФК. Но нельзя сказать, что они валят валом.

- Конечно, это довольно дорогое удовольствие, особеннов России, где за интеллектуальный труд платить не любят,- объясняет Ричард.

Информацию черпают из финансовых документов, предоставляемых агентству самим оцениваемым банком, и из разных открытых источников. А еще - из разговоров с чужими аналитиками.

- Цель отчета - понять риск банка,- объясняет Ричард.- А для этого нужно узнать, кто за ним стоит, кто владелец, кто управляет. Очень много можно извлечь из финансовых документов. Мы просим банк прокомментировать цифры в его документах.

Если комментарии соответствуют цифрам, то значит, что все прозрачно. Если в цифрах одно, а говорится другое, то надо разбираться, почему. Но есть риски, о которых сам банк не знает или не хочет о них думать. Например, это рискованные клиенты. Конечно, нельзя верить всему, что говорится, но надо понять, почему это сказано. Это и есть интеллектуальный вызов наших аналитиков: нам нужно понять внутреннюю суть явления.

- То есть ваши аналитики не только работают с документами, но и с разными людьми разговаривают. Это сложно? Как это организовать? - Есть банки, которые помогают своим аналитикам общаться с другими аналитиками. Есть те, которые боятся. Открытость- это один из показателей силы банка. А насчет того, как это организовать… Недавно к нам пришел на работу человек, который будет собирать неформальную аналитическую тусовку. И, конечно, очень многое зависит от умения аналитика позвонить друзьям и что-то выяснить. Иногда ведь одного слова достаточно.

- А вы сами… звоните друзьям? - Конечно. Вообще самое хорошее время для разговоров,- смеется Ричард,- бывает на конференциях, когда собеседник слегка раскован.

- И как те банки, которые в вашем списке, относятся к тому, что вы стараетесь рыть поглубже? Оказывается, очень по-разному, Одни сами просятся в список, другие - из списка.

Некоторые даже чересчур настойчиво.

Но Ричард не боится.

- Когда они делают мне намеки на русском языке, я делаю вид, что я не понял.

На одной конференции представитель одного банка говорил со мной очень жестко.

Я сказал ему: "Что же, жду братву, которая будет на меня наезжать". А он мне: "Встретимся в суде". А я ему: "Давай".

Страна чудес

До восьми лет Ричард Хейнсворт рос в Уганде, где его папа-доктор боролся с инфекциями. Выучился в Лондоне на инженера-химика. Увлекся Восточной Европой вообще и Россией в частности. Начал учить русский, приехал в Москву на восьмимесячную стажировку. Предложил услуги переводчика технической литературы в издательстве "Мир". Стажировка кончилась, Ричард вернулся в Англию к жене и стал ждать, когда издательство его вызовет. И когда издательство вызвало, он отправился в Россию уже вместе с женой Коринн, которая ни слова по-русски не говорила. Шел июнь 1982 года.

Как приходилось двум англичанам в тогдашней Москве? - Очень было сложно,- говорит Ричард.- Что сложно? Ой, все. Это ведь страна чудес и страна дураков одновременно. Быт? Ну, у нас были заказы через издательство "Мир", у нас даже есть свидетельство многодетной семьи. Жена занималась детьми. Деньги? Перевод научной тематики хорошо оплачивался. Русские ученые были ведущими, и другие ученые хотели услышать, что они говорят. Но это время быстро закончилось.

Тут надо сказать, что, кроме интереса к России, Ричарда вдохновляла задача познакомить русских с верой бахаи (в справочниках эта религия фигурирует еще и как бехаизм.- "Бизнес"). Ему хотелось рассказать людям об этой миролюбивой вере.

- В России тогда вообще не было общины,- вспоминает он.- А сегодня в России примерно три тысячи бахаи. Мы обычные люди, работаем, у нас нет священников.

Если людям интересно, мы говорим о вере бахаи, если нет, то не говорим.

Один из постулатов веры бахаи- законопослушание. Нельзя- значит нельзя.

Поэтому рассказы о бахаи приезжие отложили до принятия закона о свободе совести. Когда Горбачев принял этот закон, в дом к супругам Хейнсворт потянулись люди.

- Мы были счастливы. Наша квартира стала местом, где можно было встречаться. А сегодня в Москве восемь общин бахаи, мы участвуем в работе одной из них.

Когда случилась перестройка, Ричард стал издавать рекламный журнал, который распространялся бесплатно.

- Полноцветный, глянцевая бумага, печатали в Англии, а распространял его Госснаб. Потом Госснаб растворился,- Ричард разводит руками.

Растворился и журнал.

Потом он ввозил компьютеры - без особого успеха, работал синхронистомв одной компании.

Очень устал, как он говорит, от дураков, которые компанией управляли, и засобирался в Англию - это был уже 1997-й.

И тут все опять неожиданно завертелось.

Я знаю - кризис будет

Уже и машина была продана, как вдруг случайно старый приятель Ричарда, тоже бахаи, посоветовал ему попробовать себя в американском рейтинговом агентстве. Ричард до этого финансами никогда не занимался, но совета послушал- и успешно прошел отбор. Теперь ему предстояло составлять рейтинг российских банков.

- В течение трех лет я каждый день, все выходные и отпуска с утра до ночи читал книги,- говорит он.- Сдал экзамены и получил аккредитацию CFA (международная ассоциация финансовых аналитиков.- "Бизнес").

- И как вам такая резкая смена деятельности? - Я нашел свое место в жизни. Сбор информации, анализ, возможность понять, какова реальность. Это очень интересно.

- И удавалось разобраться, какова реальность? - До кризиса 1998-го о нас говорили: да что они, иностранцы, могут понять в русских банках!- говорит Ричард.- Во время кризиса мы взяли 30 банков и разделили их на четыре категории: от тех, которые безусловно выживут, до тех, которые безусловно погибнут. Оказалось, что мы все угадали правильно, было только одно исключение. Это банк имярек, за которым стояла такая-то компания. У нее была возможность его поддержать, а она его "кинула". Это было не совсем понятно. Теперь те люди, которые так поступили, создали другой банк. Он не может раскрутиться, потому что у владельцев плохая репутация. Им придется дождаться следующего кризиса и повести себя нормально.

- А будет следующий кризис? - Безусловно. Да это бывает во всех экономиках. Ну так вот, в течение всего 1999 года я увидел, как у тех же самых русских аналитиков, которые мне говорили, какой я дуракиностранец, все методики доказали свою недееспособность. Даже само слово "рейтинг" было дискредитировано, и пришлось доказывать, что бывают настоящие рейтинги.

По идейным соображениям

В 2000 году агентство, в котором работал Ричард, перешло в другие руки, и новый владелец закрыл московский офис. Тогда Ричард решил открыть свое собственное рейтинговое дело.

- Сколько на это надо денег? - Денег? Ноль,- смеетсяон.- Оставался офис, который был оплачен на два месяца вперед. Были списанные компьютеры, которые прежним хозяевам не имело смысла увозить. До этого я половину времени работал на Ситибанк, который стал моим первым клиентом: за $50 тыс. они подписались на пять лет вперед. Потом- Visa International, потом другие. И мы начали работать. В основном это было вложение не денег, а человеческих ресурсов.

Собственно, человеческих ресурсов было два- сам Ричард, владевший 70% компании, и его русская партнерша, банковский аналитик по специальности, с 30%.

В марте этого года они разошлись по идейным соображениям, и партнерша продала свою долю нью-йоркскому инвестиционному фонду Firebird Management. С нею ушли три финансовых аналитика из пяти. Это был серьезное событие: до следующего отчета оставался месяц, и за это время надо было найти специалистов и ввести их в курс дела. Как нашли? Очень просто: по объявлениям.

И тут, воспользовавшись переменами, Ричард перестроил всю работу фирмы в соответствии с теми самыми идейными соображениями, из-за которых все и случилось.

Он оказался демократом, желающим воплотить свои принципы в жизнь. Вот уже полгода он, как английская королева, царствует, но не правит.

Искра истины

- Я всегда хотел строить компанию с необычной философией. Я стараюсь сделать так, чтобы решения принимались коллегиально.

Тут мы, конечно, удивляемся, потому что не российская это традиция, и просим Ричарда рассказать все как можно подробнее.

В совет фирмы входит пять человек, в том числе Ричард и Коринн. Совет коллегиально принимает все решения относительно деятельности фирмы. Это одно демократическое новшество. Второе: рейтинги тоже выстраиваются коллегиально (раньше этим занимался главный аналитик).

- Неправильно, когда все идет через одного человека. Теперь раз в месяц заседает специальный рейтинговый комитет.

- Вы довольны таким подходом? Он себя оправдывает? - Ой, естественно. Более чем,- улыбается Ричард.- Но надо признать, что довольно трудно управлять фирмой таким способом.

Каждый член совета может оказаться в меньшинстве. Если в меньшинстве оказываюсь я, то я уступаю. Это тоже идет из веры бахаи. Она говорит, что из конфликта рождается искра истины и что ни один человек не может познать все аспекты одного предмета. Даже если мне кажется, что прав именно я, я знаю, что другие видят другую сторону предмета, и что они тоже правы. И потом, когда они понимают, что могут влиять на компанию, они чувствуют причастность.

А потом Ричард произносит удивительные слова: - Даже если прав я, а не они, я уступаю, и это тоже хорошо для компании.

Деловая газета "Бизнес"

23.09.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов