Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Холодная рокировка 

Объединив на базе «Айс-Фили» предприятия по выпуску и продаже мороженого, инвесткомпания Fleming Family & Partners (FF&P) и «Рамзай» вряд ли задержатся в этом бизнесе. FF&P больше привлекает земля, на которой расположены заводы. «Рамзай» же, как говорят на рынке, хочет развивать не связанные с мороженым проекты.

Купив в конце августа московскую фабрику «Айс-Фили», британская инвестиционная компания Fleming Family & Partners тут же прибавила к ней еще несколько производственных активов. Она объединила «Айс-Фили» с предприятиями по производству мороженого группы «Рамзай»: московским «Сервис-холодом», «Волшебным фонарем», расположенным в Тверской области, и торговым домом «Рамзай», который управляет столичной розничной сетью из 800 киосков.

В объединении, по словам старшего партнера FF&P Марка Гарбера, британцам принадлежит контрольный пакет акций, остальное – «Рамзаю». «Доля FF&P может составлять до 75% акций»,– утверждает топ-менеджер одной из московских компаний по производству мороженого, знакомый с ситуацией.

Заключив союз с «Рамзаем», FF&P, с одной стороны, решила проблему менеджмента. У фонда нет опыта управления продовольственным бизнесом, и в частности, производством и продажами мороженого. Менеджерам же «Рамзая» знаком этот рынок. С другой стороны, FF&P, создав в 2003 году фонд недвижимости FF&P Russia Real Estate Ltd., который управляет несколькими офисами класса А в центре столицы, получает доступ на привлекательный участок земли в пределах Садового кольца. Фабрика «Рамзая» «Сервис-холод» расположена в районе Таганки, и Марк Гарбер не исключает возможности переноса ее производственного комплекса на территорию «Айс-Фили».

«Рамзаю» альянс тоже способен принести выгоду. Компания получает производственные активы и брэнды фабрики. Не лишней будет и финансовая поддержка от FF&P, которая собирается инвестировать в развитие союза.

ДОСЬЕ
Группа компаний «Рамзай» была создана в 1992 году несколькими физическими лицами, имена которых не раскрываются. Изначально торговала мороженым. В 2001 году торговая компания приобрела свой первый производственный актив – столичное предприятие «Сервис-холод», а в 2003-м купила фабрику в Тверской области «Волшебный фонарь». Совокупные мощности по производству мороженого составляют около 16 тыс. тонн, в прошлом году на них выпущено 7,5 тыс. тонн. По оценкам экспертов, около 40% продукции компания продает в Москве, остальное – в регионах. В прошлом же году «Рамзай» приобрел сеть московских киосков «Галион-М», увеличив количество своих киосков до 800. Кроме мороженого сеть занимается сельскохозяйственным бизнесом, оптовой торговлей продуктами питания, владеет складами низкотемпературного хранения. Совокупный оборот группы в 2004 году составил $150 млн.



Суета вокруг мороженого
Спокойствие на некогда крупнейшей российской фабрике по производству мороженого «Айс-Фили» закончилось в начале 1990-х годов. За контроль над предприятием отец и сын Анатолий и Дмитрий Шамановы, владевшие 52% акций, и компания «Альтервест», которой принадлежал почти 29-процентный пакет, начали бороться в 1992 году. Московское правительство, контролировавшее 15% акций, заняло позицию невмешательства. Спорщики довели фабрику до плачевного состояния: выпускавшая в конце 1990-х годов почти 27 тыс. тонн мороженого, в 2001 году она произвела всего около 16,9 тыс. тонн.

«Альтервест» сдался первым. Обзаведясь собственной производственной площадкой в Подмосковье, компания в 2003 году продала свою долю аффилированному с группой «Гута» холдингу «Объединенные кондитеры». А Шамановы, которым не понравилось появление нового имени в списке акционеров, начали искать покупателей на свой пакет. В июне 2003 года они продали акции Русскому генеральному банку (РГБ) и «НИКойлу» (ныне – ФК «Уралсиб»). РГБ и «НИКойл» не собирались уступать «Объединенным кондитерам» предприятие. Борьба развивалась по классическому сценарию: последовали многочисленные собрания акционеров, стороны назначали своих директоров.

Проведя в боях около года, «Объединенные кондитеры», похоже, поняли, что на фоне развивающихся стремительными темпами других производителей мороженого «Айс-Фили» становится не таким уж заманчивым активом: к концу 2004 года предприятие выпустило 12 тыс. тонн мороженого (седьмое место в стране). В результате летом 2004-го «Объединенные кондитеры» продали свою долю в «Айс-Фили» РГБ и «Уралсибу». Впоследствии «Уралсиб» консолидировал 99,45% акций предприятия, а в августе этого года продал пакет FF&P.


Несостоявшийся собственник
FF&P была далеко не единственной в списке потенциальных покупателей «Айс-Фили». Через несколько месяцев после выхода «Объединенных кондитеров» из состава акционеров фабрики о желании ее купить заявил московский «Рамзай».

Группа компаний «Рамзай» помимо мороженого занимается сельскохозяйственным бизнесом, оптовой торговлей продуктами питания, а также владеет складами низкотемпературного хранения. Ее оборот в прошлом году составил $150 млн. Но начала компания свой бизнес именно с мороженого. Первый киоск был открыт в Москве 1992 году, через год фирменные киоски стали появляться по всей столице, а еще через пять лет «Рамзай» смог стать оператором нескольких фирменных сетей конкурентов, в том числе Nestle.

Впоследствии компания приобрела московский завод «Сервис-холод», «переехавшую» в Тверскую область московскую фабрику «Волшебный фонарь» и столичную сеть киосков «Галион-М». Эти приобретения сформировали бизнес-единицу «Мороженое» с производственными мощностями около 16 тыс. тонн мороженого в год и с розничной сетью, насчитывающей примерно 800 киосков. По словам президента «Рамзая» Ильи Гордеева, его киоски самые популярные в Москве: около 60% покупателей, приобретающих мороженое, знают название этой сети, через них продается до 25% всего порционного мороженого в столице.

Интерес к «Айс-Фили» возник у «Рамзая» как-то неожиданно. Летом прошлого года управляющий бизнес-единицей «Мороженое» «Рамзая» Олег Коваленко говорил, что фабрика группе не интересна. Однако уже осенью Илья Гордеев объявил о начале переговоров с РГБ и «Уралсибом» и даже обозначил сроки завершения сделки: март этого года.

Стремление купить «Айс-Фили» представители «Рамзая» объясняли намерением усилить свое положение в центральном регионе. Приобретение потерявшей рыночные позиции «Айс-Фили» вполне укладывалось в концепцию группы покупать предприятия, находящиеся в критическом состоянии. До включения «Сервис-холода» в состав группы на нем в течение нескольких лет отмечалось падение объемов производства, а «Волшебный фонарь» вообще находился на грани банкротства.

Однако подобрать плохо лежавшую фабрику «Рамзаю» так и не удалось. Первый раз переговоры были приостановлены в феврале из-за того, что стороны не предоставили в полном объеме необходимую финансовую документацию. Тогда Илья Гордеев сообщил, что завершение покупки «Айс-Фили» перенесено на июнь. Но уже зимой предприятием стал интересоваться FF&P.

«Рамзаю» мешали и российские компании. Петербургская «Талосто», занимающая третье место среди российских производителей мороженого, в мае смогла получить разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение «Айс-Фили». А инвесткомпания «Русские фонды» рассматривала возможность строительства торгового центра на территории фабрики. Хотя и они не вынесли натиска FF&P.

РЫНОК
На рынке мороженого наблюдается медленное, но верное падение объемов производства. По сравнению с 2003 годом компании наморозили на 2,5% мороженого меньше – 377,5 тыс. тонн. Сильная зависимость от погоды – это, по словам многих производителей и экспертов отрасли, одна из главных проблем. «В прошлом году было холодное лето, мороженого ели меньше»,– объясняет гендиректор ассоциации «Мороженое и замороженные продукты» Эдуард Багирян. И хотя этим летом мороженщикам с погодой повезло больше, его производство все равно продолжало снижаться. За семь месяцев текущего года мороженого было выпущено на 5,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с погодой на развитие рынка мороженого оказывают влияние другие товары, в частности пиво, кондитерские изделия и безалкогольные напитки, которые перетягивают потребителей.

Несмотря на это, производство и продажи у лидеров рынка – «Инмарко», «Русский холод», «Талосто» и Nestle – все-таки растут. Вместе эти компании в прошлом году сделали 94,4 тыс. тонн мороженого. Производство еще у 10–12 компаний растет за счет размещения заказов от лидеров рынка на их предприятиях.





НОУ-ХАУ
Компания «Рамзай» предприняла следующие шаги:
– Построила собственную розничную сеть по торговле мороженым, в результате чего превратилась в самого значимого ритейлера на этом рынке в Москве.
– Купила предприятия, недооцененные рынком из-за имевшихся у них финансовых проблем. Сосредоточила серьезный производственный потенциал в центральном регионе России.
– Выстроила четкую структуру, сделавшую ее в глазах инвестиционного фонда Fleming Family & Partners привлекательным партнером для сотрудничества.
– Вступила в альянс с Fleming Family & Partners, благодаря чему получила доступ к высокотехнологичному производству и управлению популярными брэндами фабрики «Айс-Фили», купленной фондом.



Сплоченный коллектив
Впрочем, несмотря на неудачные переговоры «Рамзаю» все-таки удалось получить «Айс-Фили». «Изначально перед нами стояла задача объединить „Айс-Фили” с каким-либо другим производителем,– объяснил Марк Гарбер.– „Рамзай” оказался наиболее подходящей компанией: у него очень хорошо развита дистрибуция, подходящие производственные мощности».


Объединенная компания уже озвучила планы экспансии. «Инвестиции в новую компанию будут исчисляться миллионами долларов,– описал стратегию Илья Гордеев.– Их направят на модернизацию «Айс-Фили», после чего на фабрике можно будет производить около 30 тыс. тонн мороженого в год». К концу 2005 года суммарный объем производства объединения составит более 20 тыс. тонн мороженого, а через год, по прогнозам,– на 35–40% больше. Это может вплотную приблизить его к лидеру отрасли, новосибирской «Инмарко».

Однако «Инмарко» сомневается в быстрых успехах конкурента. «Приобретение производственных мощностей не увеличивает пропорционально объем продаж,– сказал СФ гендиректор „Инмарко” Дмитрий Докин.– Объединенная компания может довести свои объемы всего до 10–11 тыс. тонн».

Вместе с тем, выгоду, которую приобрел «Рамзай», отдав свой бизнес в объединенную компанию, на рынке не отрицают. По словам Дмитрия Докина, «Рамзай» получил доступ к популярным среди москвичей маркам «Айс-Фили». А гендиректор ассоциации «Мороженое и замороженные продукты» Эдуард Багирян считает, что у «Рамзая» появилась возможность работать на высокотехнологичном предприятии. «„Айс-Фили” строилась специально для производства мороженого, она обеспечена современными технологиями,– говорит он.– Тогда как многие нынешние фабрики были просто приспособлены для этого».

Вот только как долго сможет «Рамзай» пользоваться приобретенными благами, будет зависеть от прочности союза с партнером. «FF&P, будучи инвестиционной компанией, вероятнее всего, избавится от проекта в среднесрочной перспективе, через три-пять лет,– говорит вице-президент компании Delta Private Equity Partners Наталья Полищук.– Но не исключено, что он и раньше продаст свою долю».

Безусловно, «Рамзай» сам может выступить в роли покупателя. Но, по информации СФ, сейчас владельцы компании все больше смотрят на сторону: еще в начале года они в кулуарных беседах намекали коллегам по рынку, что со временем не прочь избавиться от бизнеса мороженого. Однако существует одно обстоятельство, которое снизило бы привлекательность компании, задумай она тогда продавать бизнес. «Рамзай» приобретал предприятия, которые находились в плачевном финансовом положении, вкладывал в их реконструкцию, совершенствовал технологии, и в результате «поистратился». Возможно, это и не позволило «Рамзаю» приобрести фабрику «Айс-Фили», которая, по оценкам самого Гордеева, стоит около $20 млн.

Сразу несколько представителей компаний-производителей мороженого на условиях анонимности сообщили СФ о том, что президент «Рамзая» думает вплотную развивать рыбный бизнес (группа занимается дистрибуцией рыбы). Правда, сам он ни о чем подобном не рассказывает, а PR-менеджер компании Ольга Малявина утверждает, что «Рамзай» сосредоточен именно на мороженом.

Возможно, стремление избавиться от мороженого будет зависеть от общих тенденций рынка. В 2004 году, по словам Эдуарда Багиряна, объем производства мороженого сократился на 2,5%. «Одна из главных причин в том, что у мороженого серьезные конкуренты: пиво, кондитерские изделия, безалкогольные напитки,– объясняет он.– Тенденция снижения наблюдается несколько сезонов». За семь месяцев этого года мороженщики тоже не смогли справиться с падением производства. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года оно сократилось на 5,6%. Пока тенденция отражается на «Рамзае» напрямую – в прошлом году из 377,5 тыс. тонн выпущенного в России мороженого на долю компании пришлось всего 7,5 тыс. тонн.


Марина Смовж
27.09.2005  Секрет фирмы

27.09.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов