Украина и Казахстан помогли главе российской Indesit Кахе Кобахидзе выполнить план продаж
Итальянская Indesit Company решила избавиться от импортеров-посредников. Компания будет сама поставлять свою технику в Россию, открыв сегодня для этой цели логистический центр в Липецке. Это первый подобный случай на нашем рынке, но Indesit, которая вплоть до нынешнего года называлась Merloni, не привыкать к активным действиям в России. В 1970-х компания построила первый в СССР завод по выпуску автоматических стиральных машин Вятка. А в 2000 г. группа первой из иностранных компаний обзавелась российским производством, купив липецкий завод холодильников Стинол. О том, как компания справляется с постепенно замедляющимся спросом на российском рынке, в интервью Ведомостям рассказал директор представительства Indesit Group в России, СНГ и странах Балтии Каха Кобахидзе.
Зачем вам понадобился собственный логистический центр?
Мы инвестировали в его строительство 32 млн евро и пошли на такие серьезные затраты по нескольким причинам. Во-первых, объем производимой в Липецке продукции за последние четыре года увеличился в два раза, к холодильникам добавились стиральные машины, и нам стало не хватать складских помещений. Общая площадь складов в новом центре 55 000 кв. м, и одновременно в нем может находиться до 250 000 единиц бытовой техники. Вторая причина в том, что российский рынок бытовой техники становится все более цивилизованным. Мы решили, что пришло время создать единого импортера. Через логистический центр в Липецке мы будем поставлять технику Indesit во все страны СНГ и Прибалтику. В России это первый случай в нашем бизнесе, когда производитель берет на себя ввоз и растаможивание всего ассортимента крупногабаритной техники. Такая доставка без посредников снизит затраты сетей и гарантирует им таможенную чистоту товара. Третья причина в желании самостоятельно обслуживать наших клиентов национальные и иностранные торговые сети. Мы хотим взять на себя все сложности, с которыми сталкиваются российские дистрибуторы. К тому же мы хотим минимум на один шаг опережать наших конкурентов. Думаю, что в ближайшие полтора года инициатива будет полностью в наших руках.
А кого вы считаете своими основными конкурентами?
Конкурентами мы считаем всех, кто производит технику, которая готовит, стирает и охлаждает. На рынке холодильников, объем которого в 2005 г., по нашим данным, составит 4 млн шт., лидируют брэнды Indesit, Ariston и Stinol. Их совокупная доля больше 30%. На 2-м месте белорусский Атлант с 20% рынка, после идет российская Бирюса 13%, корейские Samsung и LG по 6-7% каждый. Правда, LG, построив завод в России, сможет претендовать на 2-е место. На рынке стиральных машин объемом 4,2 млн шт. наши брэнды занимают 26-27%, правда, к концу года мы планируем увеличить эту долю до 30%. На
2-м месте корейцы Samsung и LG, каждый с результатом около 16%.
Получается, что корейцы догоняют?
Корейские компании ведут очень агрессивную ценовую политику. К тому же, по нашим подсчетам, их совокупные рекламные расходы составляют $200 млн в год. Еще один козырь корейцев четкая система дистрибуции, которую они выстроили, являясь лидерами по продажам аудиовидеотехники и мобильных телефонов. Их развитие на российском рынке можно выразить словами Цезаря Пришел, увидел, победил. Корейцев нельзя не уважать, за два года они оттеснили практически всех. К счастью, им не удалось достигнуть подобных результатов в наших сегментах бизнеса. В сегменте встраиваемой техники мы опять доминируем, занимая не менее 35%. Основные конкуренты здесь у нас европейцы Bosch-Siemens и Electrolux, занимающие примерно по 15%. А вот в продажах кухонных плит 1-е место занимает белорусский Брест (20%), на 2-м месте Газмашаппарат (брэнд Дарина) 17%, наши Indesit, Ariston занимают в целом около 13%.
Как будет развиваться производственный комплекс компании в Липецке?
Все зависит от динамики рынка. Пока мы каждый год делаем серьезные инвестиции. С момента приобретения завода холодильников в Липецке в расширение производства было инвестировано более 15 млн евро. В 2004 г. мы открыли завод стиральных машин, инвестировав более 50 млн евро, а в этом логистический центр. Если рост рынка, как и в последние годы, будет выражаться в двузначных цифрах, мы, несомненно, продолжим инвестировать.
А какие проекты вы еще планируете?
Мы точно инвестируем около 10 млн евро в расширение производства стиральных машин и холодильников. Возможно, будем производить технику других брэндов, принадлежащих нашей компании, и не исключено, что построим новый завод. Однако готовых планов по строительству завода пока нет. Кроме того, мы планируем организовать собственную сервисную службу в Москве и Петербурге. Сейчас наши инженеры контролируют деятельность сервисных партнеров. В будущем заказы на ремонт будет принимать наша собственная диспетчерская служба, а на вызовы будут выезжать наши инженеры. Инвестиции в этот проект составят несколько миллионов евро.
Вы говорите о расширении производства, но весной конвейер завода останавливался. Это был кризис сбыта?
Действительно, в конце апреля завод остановился, но это произошло в плановом режиме для модернизации сборочных линий. Мы подготовились к осеннему пику спроса, увеличив мощность производственных линий почти в два раза. Кроме того, мы запустили новые продукты холодильники table-top, рассчитанные на установку в офисах, и суперузкие стиральные машины шириной 33 см. Совокупные инвестиции в модернизацию составили около 1 млн евро.
Значит, кризиса на рынке не было?
То, что завод был остановлен планово, не означает, что на рынке не было проблем. Во II квартале этого года в продажах бытовой техники наблюдалась определенная стагнация. Отчасти это было связано с низким сезоном для нашего бизнеса: перед летом потребители копят деньги на поездки и обустройство дач. Еще одну причину я вижу в активном развитии потребительского кредитования. За последние два года оно заметно истощило спрос: люди ускорили покупку техники с помощью кредита и обзавелись всем, чем хотели. По нашим данным, в среднем по рынку до 30% бытовой техники продается в кредит, а в национальных сетях еще больше. Однако объективной причины, ограничивающей рост рынка, с нашей точки зрения, не было. Поэтому мы не меняли свои производственные планы. Начиная с июля месяца рынок возобновил рост, и позитивная динамика по итогам года сохранится.
Насколько замедлился рост рынка?
Думаю, в этом году его рост составит порядка 5-6%. Но ведь ежегодно увеличиваться на 20%, как было последние три года, рынок не может.
ДАЛЕЕ...
Ведомости