Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Бег впереди паровоза должен быть философией жизни"

"Квазар-Микро" его президент Евгений Уткин называет компанией в стиле джаз. Он уверен, что "Квазар" благодаря своей "джазовой команде" к 2008 году станет лидером рынка системной интеграции Центральной и Восточной Европы.

Украинской компании "Квазар-Микро" было чем гордиться: она входила в число крупнейших игроков местного рынка ИТ-услуг, являлась крупнейшим сборщиком компьютеров, а ее основатель и президент Евгений Уткин еще в 1998 году был признан бизнесменом года и с тех пор так и не покидал первую десятку лучших менеджеров страны.
Но в прошлом году компанию приобрела российская АФК "Система". Входящий в "Систему" концерн "Научный центр" (КНЦ) занимался построением высокотехнологичной империи. Лидер украинского рынка как объект для приобретения КНЦ устроил вполне. В результате головной офис "Квазара" вместе с руководством компании перебрался из Киева в Москву.
Неделю назад "Квазар" подвел итоги первого года работы на российском рынке. Согласно этим данным, в 2005 году оборот компании вырастет на 50% и приблизится к $500 млн. Далее планируется стать на российском рынке ИT-компанией номер один. На это, по расчетам Евгения Уткина, "Квазару" потребуется всего три года.
Расспросив президента "Квазара", на чем основывается его уверенность, СФ узнал о концепции управления компанией в стиле джаз, о том, что для раскрытия потенциала работников требуется создать им хорошее настроение и что ни совет директоров, ни лично Уткин не собираются указывать своим сотрудникам направление. Все дело в импровизации.

ДОСЬЕ

Евгений Уткин родился в Донецке Ростовской области в 1958 году. В 1982 году окончил Московский институт электронной техники, а в 2000 году - бизнес-школу INSEAD. Он начал свою карьеру инженером в зеленоградском НИИ точной технологии в 1982 году, но через несколько месяцев переехал в Киев, где возглавил лабораторию в НИИ микроприборов, а позднее стал главным конструктором этого НИИ по разработке микропроцессоров. В 1990 году Уткин основал компанию "Квазар-Микро", является ее бессменным президентом и председателем правления. В 2004 году он был также назначен заместителем гендиректора концерна "Научный центр".

"Всегда должен быть некий внешний раздражитель"

Секрет фирмы: Недавно вы заявили, что "Квазар-Микро" в этом году планирует увеличить оборот на 50%, до $500 млн. Признайтесь, вы перенимаете амбиции своего акционера - концерна "Научный центр" (КНЦ), который собирается достичь в ближайшие годы оборота в $2 млрд?

Евгений Уткин: Для КНЦ вообще характерно устанавливать очень высокую планку. И чуть больше года назад, когда была заключена сделка по покупке КНЦ 51% акций "Квазар-Микро", меня очень зацепило как раз то, что перед нашей компанией были поставлены сверхамбициозные цели. Мы всегда и стремились к таким целям. Даже наш слоган звучит так: "Всегда на шаг впереди". Я, кстати, сам его придумал много лет назад. Такой бег впереди паровоза и должен быть философией жизни на развивающемся рынке ИT-технологий. К тому же КНЦ предоставил нам трамплин для работы на российском рынке системной интеграции, на котором мы и выросли по итогам прошлого года в четыре раза, а также лоббистский ресурс, без чего работать в России невозможно.

СФ: Тем более украинской компании?

ЕУ: Именно так. Просто Россия - еще развивающийся рынок, поэтому тема национальности игроков здесь по-прежнему активно обсуждается. К примеру, в Штатах уже давно работают индусы, китайцы, и это не имеет особого значения. Но, с другой стороны, такая "недоразвитость" рынка нам интереснее, чем его развитость.
СФ: В последнее время украинские компании все чаще стали выходить на российский рынок. Недавно, скажем, свое производство здесь открыла алкогольная компания "Союз-Виктан". Довольно долго все было наоборот: российские компании активно запускали бизнес на Украине. Чем объясняется такой поворот?

ЕУ: Приведу пример: Новосибирск и Томск постоянно конкурируют друг с другом по степени значимости в секторе высоких технологий. И очень важно, чтобы такая конкуренция сохранялась. Всегда должен быть некий внешний раздражитель. Допустим, сосед с похожей культурой, как в случае Украины и России.

"Два харизматика могут совершенно спокойно сработаться"

СФ: Генеральный директор КНЦ Александр Гончарук в интервью "Секрету фирмы" год назад назвал вас лидером и харизматичной, амбициозной личностью с тем же складом характера, что и у него. Но зачастую двум лидерам-харизматикам тяжело сработаться в одной компании. Как вы уживаетесь в КНЦ?

ЕУ: Два харизматика, объединенные одной целью, могут совершенно спокойно сработаться. Проблемы во взаимоотношениях двух харизматиков начинаются, когда необходимо задумываться об эффективности и ежедневном менеджменте, выстраивать и оттачивать внутренние бизнес-процессы. У нас же сейчас революционный рост. А ведь если вспомнить историю, у всех революций было очень много вождей.

СФ: Иными словами, вы сейчас занимаетесь революцией?

ЕУ: Конечно. А как еще можно назвать такой драматический рост нашего бизнеса? Я уже не говорю о более масштабных задачах, которые стоят перед Гончаруком.


ДОСЬЕ

Компания "Квазар-Микро" была основана в 1990 году на базе научно-исследовательской лаборатории киевского завода "Квазар". Компания занимается сборкой компьютеров, производством микроэлектроники, дистрибуцией комплектующих, системной интеграцией, управленческим консалтингом и разработкой программного обеспечения. "Квазар-Микро" является партнером Intel, Oracle, Microsoft, IBM, Sun Microsystems, Dell, Hewlett-Packard, Samsung и работает в 18 странах СНГ, Балтии и Восточной Европы. Суммарный оборот компании в 2004 году составил $335 млн. В 2005 году она планирует увеличить оборот на 50% - до $500 млн. С 2004-го 51% акций "Квазар-Микро" принадлежит АФК "Система", оставшийся пакет распределен между президентом компании Евгением Уткиным и ключевыми топ-менеджерами.

"Лабаем Гершвина по-одесски и не переходим на другой музыкальный стандарт"

СФ: Известно, что вы большой почитатель джаза: организуете джазовые фестивали и даже называете "Квазар-Микро" компанией в стиле джаз…

ЕУ: На мой взгляд, основная задача современного CEO - максимальное раскрытие творческих возможностей сотрудников его компании. В этом и состоит роль лидера джазовой команды. Существует классическая схема работы: композитор написал музыку, дирижер ее правильно "прочитал" и раздал партитуры оркестру, который ее слаженно сыграл. И было бы замечательно, если бы каждый музыкант вложил еще частичку себя в этот процесс. Ведь можно просто нажать на клавишу рояля, а можно это сделать с чувством. К тому же ИT-рынок развивается чрезвычайно динамично, на нем постоянно что-то меняется, появляются новые продукты и технологии. Все становится настолько сложным, что в ИT-компании один человек просто неспособен принять правильное решение. Поэтому руководителю нужно просто создавать настрой, задавать тон игре всей компании. Точно так же ведет себя лидер джазовой команды: мотивирует музыкантов, раскрывает их творческий потенциал и заботится, чтобы у них было хорошее настроение. Ну а люди, которые пропитываются такой корпоративной культурой, дальше все играют сами. При этом есть еще публика - внешняя среда и партнеры, с которыми тоже должен происходить обмен информацией и энергетикой. Это наиболее современная модель выстраивания бизнеса. А в ИT-бизнесе вообще можно работать только таким образом.

СФ: Однако джаз - это прежде всего импровизация. В бизнесе же так или иначе необходима система управления. Как, по-вашему, можно совместить импровизацию и систему управления?

ЕУ: Это, безусловно, импровизация, но на заданную тему. Просто нужно вести работу не с инструкциями, а с людьми, с их творческими способностями. Есть такое понятие, как KPI - ключевые показатели эффективности. Но KPI не должны быть детализированы, они должны определять в целом, какую музыку мы играем. К примеру, лабаем Гершвина по-одесски, поскольку он оттуда родом, и не переходим на другой музыкальный стандарт. Важно, чтобы люди изначально понимали, ради чего они вообще собрались в этой компании. Нужно сделать так, чтобы сотрудники компании верили в этот наш "джаз" - во все наши миссии, цели, KPI и т. д.

"Мы нередко решали какие-то кейсы, сидя в лесу с выключенными телефонами"

СФ: А каким образом вы заставляете их в это поверить?

ЕУ: Мы используем несколько способов. Так, у нас для внутрикорпоративного общения есть клуб под названием "Е = КМ в квадрате", где Е - это энергия, а КМ - это "Квазар-Микро". Кроме того, мы постоянно прибегаем к тому, что скучно называется деловыми играми. С нами работает команда психологов и гуру-профессор, который под нас создал определенную методику. Задается тематика игры, и мы выезжаем на три-пять дней куда-то за город. Людей разбивают на группы - на творцов, администраторов и пр.- таким образом, чтобы между ними возник конфликт. Причем пока не будет готово решение, никто не может уехать домой: выключаются телефоны, люди не спят, не принимают алкоголь. И вот в таких условиях они просто вынуждены что-то создать.
Еще одним действительно уникальным опытом в плане сплочения команды я считаю переезд штаб-квартиры "Квазар-Микро" из Киева в Москву. Вы даже представить себе не можете, насколько это серьезное испытание: в сжатые сроки перенести штаб-квартиру в другую страну, и чтобы компания с ходу принялась за новые проекты.
Разумеется, человеческие отношения в таком "джазовом" коллективе, как наш, разрулить непросто. Летом мы задействуем еще и так называемые кампусы: люди выезжают в лес и селятся в палатках - просто пожить и поработать не в офисных условиях.


СФ: Я знаю, что помимо всего прочего из-за вашего увлечения бегом команда из "Квазар-Микро" даже пробежала марафонскую дистанцию в Греции, из Марафона в Афины.

ЕУ: Обычно мы не заставляем наших людей бегать марафоны. Тот эпизод рассматривался скорее как хороший PR-ход. "Квазар-Микро" исполнилось тогда 10 лет, и мы себя позиционировали как компанию-марафонца. Конечно, можно поставить перед собой спринтерские цели - каким-то образом быстро увеличить свой оборот. Но для нас важнее, чтобы обороты и стоимость компании увеличивались не столько быстро, сколько постоянно, в течение долгих лет.
Что же касается остальных способов, отвечу так. Мой самый любимый режиссер - Андрей Тарковский. И в его фильме "Андрей Рублев" есть герой, мальчик, который отливает колокол. Причем этому мальчику никто не передал секретов мастерства. И ему пришлось создавать колокол, опираясь только на свою интуицию. Но он твердо верил, что все делает правильно, и у него в итоге все получилось. Точно так же и с нашими сотрудниками: над ними нет человека, который определял бы их судьбу и решал, в каком направлении им идти. Не я и не совет директоров, а именно они сами интуитивно выбирают путь развития бизнеса. Да и формат создания критических условий для принятия решений был придуман уже давно и не нами. В свое время я учился во французской бизнес-школе INSEAD, и мы нередко решали какие-то кейсы, сидя в лесу с выключенными телефонами. Я считаю, что невозможно в нашей повседневной суете принять неординарное решение. Для этого нужно попасть в новое замкнутое пространство и посмотреть на себя сверху. Как в каратэ: когда делаешь движение или наносишь удар, ты должен смотреть не по сторонам или вперед-назад, а сверху - на себя и своих противников. Правда, есть одна сложность: ты придумываешь в лесу нечто великое, возвращаешься в офис, а здесь тебя ждут квартальные отчеты и прочая текучка.

РЫНОК

По данным аналитической компании J'son & Partners, объем российского ИТ-рынка в 2004 году составил около $8 млрд. При этом, как добавляет в своем отчете компания IDC Services, рост российского рынка ИT-услуг в 2004 году достиг 26,3%, а объем - $1,9 млрд. По прогнозам экспертов, к 2009 году объем этого сегмента ИT-рынка вырастет до $5,8 млрд. Причем по темпам роста он значительно опережает рынки стран Восточной и Западной Европы. Традиционно крупнейшими потребителями ИT-услуг в нашей стране считаются финансовый, производственный, государственный и телекоммуникационный сектора, суммарно обеспечивающие чуть более 65% рынка. Тем не менее для многих российских ИT-компаний госсектор является самым крупным клиентом: у некоторых из них доля заказов на информатизацию со стороны госструктур в общей выручке достигает 50% и даже 70%.
По данным IDC, лидерами рынка (по объемам прибыли от ИT-услуг) в 2004 году стали "Крок", IBS, R-Style Group, HP, "Открытые технологии", "Борлас", Optima, "Ланит", "Техносерв" и "Ай-Теко".

"Себя я считаю не очень хорошим и эффективным менеджером"

СФ: Вы долгое время входили в десятку лучших менеджеров Украины. После сделки с КНЦ вы стали всего лишь одним из многих российских управленцев. Не обидно?

ЕУ: Да сколько ж можно входить в эти рейтинги? В 1998 году я впервые был признан бизнесменом года на Украине, и тогда это стало для меня очень интересным опытом. А сейчас я фактически отдалился от одной тусовки, а в другую пока еще не влился. Не скрою, последний год был достаточно сложным для меня в психологическом плане, тем более что моя семья осталась на Украине, а Москва - это очень агрессивная и порой враждебная среда. Я бы сказал, в этом она чемпион среди других мировых столиц. Нью-Йорк или Лондон ведут себя гораздо менее агрессивно по отношению к новым лицам. Наверное, это объясняется тем, что бизнес в Москве развивается всего 15 лет, пока еще не сложилась его культура, и все так или иначе жестко борются за место под солнцем. Да и вся страна никак не может определиться, куда ей дальше идти.

СФ: Но и на Украине все очень неспокойно.

ЕУ: То, что сейчас происходит на Украине, я называю становлением демократии. Все более или менее нормально. Совершилась революция, а революционеры просто не могут эффективно управлять страной. Это исторически подтверждаемая аксиома. Так было всегда и везде. К слову, и себя я считаю не очень хорошим и эффективным менеджером: во мне больше предпринимательских качеств. Я скорее революционер, чем управленец. На Украине же пора думать не о политике, а об экономике. И чем быстрее к власти придут профессионалы-экономисты, тем лучше будет для страны.

СФ: Когда-нибудь революционный рост "Квазар-Микро" и КНЦ закончится, и что тогда? Чем вы будете заниматься?

ЕУ: Трудно сейчас загадывать. Хотя если призадуматься, еще в прошлом году объемы российского ИT-рынка были такие же, как в Польше,- около $8 млрд. Это говорит об огромном потенциале рынка. И в тех отраслях, на которых мы фокусируемся - системной интеграции и ИТ-консалтинге, двукратный ежегодный прирост бизнеса можно будет обеспечивать еще несколько лет. Поэтому я так или иначе буду заниматься новыми проектами. К тому же мы одни из первых на постсоветском пространстве декларировали достижение лидерства на глобальном рынке. Стало быть, революционно расти нам еще есть куда.

СФ: В сферу особого интереса и КНЦ, и "Квазар-Микро" входит Индия. Постоянно появляется информация о переговорах о сотрудничестве с местными компаниями, их покупке. Почему вы ориентируетесь на Индию, а не на Китай, подобно многим другим компаниям?

ЕУ: Для нас сейчас наиболее интересен тот сектор ИT-бизнеса, где индусы являются безусловными лидерами - аутсорсинг. Кроме того, в Индии работают местные нишевые компании, выпускающие очень интересные и прогрессивные новые продукты, особенно в области телекоммуникаций. Китай же в области системной интеграции - это скорее потенциальный лидер.

СФ: Кстати, считается, что с китайцами сложнее работать в силу определенных культурных и политических особенностей этой страны.

ЕУ: Мое мнение таково: работая с партнером, нужно заботиться не столько о своей, сколько о его выгоде. Например, мы нередко сами думаем, как наши дистрибуторы могут на нас заработать. Только если я буду четко понимать мотивацию своего партнера, что именно он собирается получить от нашего совместного проекта, только тогда это будет успешным партнерством. К сожалению, те китайские компании, с которыми мне доводилось сталкиваться, демонстрируют иной подход. Они все хотят делать сами. Иными словами, в партнерстве с ними нет этого самого партнерства.


Станислав Мных
12.10.2005  Секрет фирмы

12.10.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов