Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Замкнутый круг Хартманна 

Бывший гендиректор Ehrmann в России Аксель Хартманн занялся привлечением в Московскую область иностранных инвесторов. Полгода назад его компания AksiS & Co запустила проект по созданию первого промышленного округа.

Аксель Хартманн фломастером чертит круг на листе бумаги, изображая будущий промышленный округ. Так называют территорию, где концентрируются предприятия одной отрасли, так что, как правило, получается полный производственный цикл: от сырья и комплектующих до конечного продукта. Занятие для Хартманна привычное: за то время, пока его компания AksiS & Co вместе с правительством Московской области работала над проектом, таких кругов нарисованы сотни. В результате вскоре в Лобне должен появиться первый подмосковный промокруг.

Хартманн хорошо говорит по-русски. Язык он начал изучать около десяти лет назад, когда после окончания Высшей технической школы в Висбадене решил заняться бизнесом и приехал в Россию. Наш стремительно развивавшийся рынок показался ему более перспективным, чем европейский. Сначала предприниматель представлял интересы немецкой компании MTS GmbH, а в 1997 году основал AksiS & Co. Компания импортировала бакалейные товары и консультировала выходящие на местный рынок фирмы, среди которых были Nestle, Ferrero, Stollwerck. Но больше всего сотрудничество с AksiS & Co оценили в Ehrmann, где Хартманну предложили возглавить российское подразделение.

Считается, что именно благодаря Хартманну «Ehrmann-Россия» через год после запуска весной 2000 года собственного производства в Подмосковье вышла в лидеры на российском рынке йогуртов, а затем стала одним из ведущих игроков на рынке молока. Однако, по признанию Хартманна, бюрократические проволочки чиновников тормозили любые новые проекты компании. И глава «Ehrmann-Россия» задумался над тем, как изменить ситуацию.

ДОСЬЕ
Аксель Нильс Хартманн родился в Висбадене (земля Гессен, ФРГ). Окончил Высшую техническую школу в Висбадене по специальности «химия» и в середине 1990-х приехал в Россию. Его компания AksiS & Co импортировала бакалейные товары и оказывала консультационные услуги в сфере дистрибуции и маркетинга иностранным производителям, пытающимся закрепиться на российском рынке. С ноября 2000-го по июнь 2005 года Хартманн возглавлял российское представительство Ehrmann. В июле 2005 года совместно с инвестором Хартманн приобрел контрольный пакет Gutta — завода по розливу напитков и соков в Мытищах — и стал его гендиректором. С декабря 2004 года AksiS & Co является управляющей компанией проекта первого подмосковного промышленного округа в Лобне. Годовой оборот компании составляет около $50 млн.



Промокруг вне закона
Правительство Московской области еще с 2002 года участвовало в федеральной программе создания промышленных округов. Речь шла о внедрении их итальянского варианта. В Италии существование исторически сложившихся промокругов было закреплено законом. Но в России, по словам руководителя Центра инвестиций и инноваций Института экономики РАН Николая Новицкого, идея промокругов не могла быть реализована из-за отсутствия законодательной базы.

Дальше конференций, заявок в ЕС на получение грантов и загранпоездок дело не пошло. Из десятков запланированных промокругов в 17 регионах ни один не был создан, за исключением проекта Merloni в Липецкой области. Да и то назвать промокругом чиновники задним числом решили строительство завода, начатое Merloni в 2001 году.

В Московской области первый промокруг должен был появиться еще в 2003 году в Волоколамском районе при участии итальянской компании Terre di Lama. Но и здесь ничего не вышло. И это несмотря на то, что в Подмосковье налоговая нагрузка составляла всего 20% от валового регионального продукта против 28% в среднем по стране, и, по данным областного минэкономики, регион занимал второе место в стране по объему иностранных инвестиций.

Однако губернатор Московской области Борис Громов не считал потенциал своей «епархии» полностью реализованным.

РЫНОК
Программа создания промышленных округов была утверждена российским правительством в 2003 году, после подписания с Италией меморандума «О взаимопонимании между правительствами РФ и Италии об образовании промышленных округов в России». Документ появился в результате попыток России минимизировать финансовые выплаты по советским долгам перед Парижским клубом. Так, Италии и Испании было предложено конвертировать часть задолженности перед ними в инвестиции в экономику РФ. Испания не откликнулась, а итальянскому премьеру Сильвио Берлускони такой вариант пришелся по душе. Промокруга должны были появиться в 17 областях, некоторые на базе существующих предприятий. В качестве «округообразующих» были выбраны в Липецкой области итальянская Merloni Elettrodomestici, (в 2004 году переименована в Indesit Company), в Татарстане —«Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и КамАЗ, в Волоколамском районе Московской области— Terrе di Lama, в Свердловской — Duferco, в Пензенской — Tonutti. Однако пока реально развиваются только округ Merloni в Липецкой и лобненский проект AksiS & Co в Московской области.



Инициатива награждаема
Задуманный Громовым проект не имел отношения к федеральной программе, хотя и преследовал ту же цель — улучшить инвестиционный климат в области. Промокруга решили создавать по облегченному варианту: в виде логистических центров, агро- и технопарков, промышленных зон. Главное было при-влечь крупных производителей, а уж за-тем вокруг них сами начнут собираться отечественные и зарубежные поставщики сырья и компонентов, создавая замкнутый цикл производства (такой вариант, кстати, сразу предусматривала федеральная программа).

Громов предложил заняться созданием пилотного округа в подмосковной Лобне Хартманну, с которым был знаком уже несколько лет, и предоставил определенную свободу действий в этом начинании.

Губернатор знал, кому доверить столь ответственное дело. Будучи гендиректором «Ehrmann-Россия», Хартманн разработал инвестсоглашение между правительством и западными инвесторами. «Ehrmann гарантировала определенный размер инвестиций в Московскую область, а правительство обещало не вмешиваться в дела компании,— объясняет Хартманн.— Аналогичные соглашения были заключены с Auсhan и другими фирмами».

С тех пор Хартманн принимал активное участие в разработке местных законов, регулирующих приток инвестиций в область, так что он хорошо ориентировался в ситуации. Поэтому быстро принял предложение губернатора. Как раз тогда он начал подыскивать себе новое занятие. Хартманну было интереснее выстраивать что-то с нуля, устоявшийся бизнес в «Ehrmann-Россия» был ему уже не так интересен.

В конце 2004 года AksiS & Co начала разрабатывать механизм создания промокруга в Лобне с общим объемом инвестиций 400 млн евро. Первый опыт имел особое значение, ведь на его основе до 2010 года под Москвой должны были появиться еще 39 промокругов.

К участию в проекте Громов пригласил предпринимателей немецкой земли Гессен. План Хартманна не вызывал у него сомнений. «Мы не стали следовать итальянской или какой-нибудь другой моде-ли,— говорит Хартманн,— а пошли наиболее эффективным путем. А заключался он в том, чтобы привести иностранные „якорные” фирмы и тем самым заложить предпосылки для дальнейшего развития промокруга».

Условие администрации Лобни не формировать округ с «вредными» производствами совпадало с желанием самого Хартманна поработать с компаниями из родного для него пищепрома. Для разработки проекта AksiS & Co заключила партнерское соглашение с российским отделением Knight Frank, известной британской консалтинговой компании в области недвижимости. Обычно иностранные инвесторы долго и скрупулезно просчитывают риски. Но в данном случае все произошло быстро.


Риски не гарантированы
От предложения Хартманна было трудно отказаться. Помимо стандартных девелоперских услуг AksiS & Co фактически предложила иностранцам гарантии правительства Московской области в том, что их бизнес в безопасности. Хартманн получил «зеленый свет» при оформлении документов, проведении огромного числа согласований у чиновников.

Алексей Новиков, заместитель начальника отдела индустриальной и складской недвижимости Knight Frank, считает, что участие зарубежных компаний в проекте округа значительно удешевляет для них выход на наш рынок. «Они приобретают сразу готовое комплексное решение по более низкой цене,— объясняет он.— В нашем случае экономия средств достигается двумя путями. Первый: ускорение подготовительного этапа, а в российских условиях он может растянуться на несколько лет (к тому же можно предположить, что, оформляя документы через AksiS & Co, иностранцам не придется давать взятки чиновникам.— СФ). Второй: разовые затраты на оформление документов и создание инфраструктуры в промокруге будут поделены между всеми его участниками».

Сегодня AksiS & Co оформляет покупку 88 гектаров земли, где к началу следующего года собирается предоставить каждому из инвесторов обустроенную производственную площадку. «В какую цену нам обойдется земля, я не скажу,— говорит Хартманн.— Но перед продажей земли инвесторам мы значительно увеличим ее стоимость, проложив коммуникации. В свою очередь их цена — это 70–80% себестоимости обустроенного куска. Но ведь без коммуникаций земля никому не нужна. Через несколько лет для инвесторов при принятии решений, где же строиться, ключевым моментом будет не близость к Москве, как сейчас, а транспортная инфраструктура, коммуникации и рынок труда».

По оценке специалистов компании Swiss Realty, земля под Лобней может обойтись AksiS & Co примерно в $30–35 млн, если учитывать, что обычно стоимость земли составляет 7–8% от общего объема инвестиций. Еще около $100 тыс. потребуется на проводку газа, водоснабжения, электроэнергии, канализации и постройку очистных сооружений (без коммуникаций инвесторы даже не стали бы рассматривать участие в округе). А вот возведением газогенераторных станций обычные девелоперы, как правило, не занимаются.

Скоро AksiS & Co начнет строительство автономной станции на 10 МBт — в дальнейшем ее мощности могут возрасти до 23–25 МBт. Расположенные в области генерирующие мощности слишком слабы, чтобы стабильно обеспечивать промышленные производства электроэнергией. А собственная станция в округе эту проблему полностью решает. Общие затраты на ее постройку Хартманн также не называет. Но об объеме инвестиций можно судить исходя из затрат на возведение мощностей на 1 МBт электроэнергии — они оцениваются в $1 млн. Таким образом AksiS & Co на равных делит риски с остальными инвесторами.

Кроме того, пуск станции превратит девелопера AksiS & Co в управляющую компанию. Поставляя клиентам электроэнергию, обслуживая коммуникации и решая возникающие споры между иностранными компаниями и властями, Хартманн надеется окупить свои инвестиции, а после получать прибыль.

НОУ-ХАУ
Компания AksiS & Co:
// приняла активное участие в подготовке документа, призванного создать в Подмосковье привлекательные для иностранных компаний инвестиционные условия;
// решила осваивать нарождающийся рынок промышленных округов;
// начала создавать промышленный округ в подмосковной Лобне и привлекать туда иностранных производителей.



Направление круга
Некоторые фирмы, которые придут в промокруг под Лобней, уже известны. Одной из первых участвовать в проекте вы-звалась компания из Гессена Doeller GmbH –производитель фруктовых наполнителей и концентратов для пищевой промышленности. Финская компания по производству плавленых сыров Valio также подтвердила СФ, что приняла решение строить свой первый российский за-вод именно в лобненском округе. Шведская Tetra Pak уже начинает строиться. Всего же на данный момент AksiS & Co и Knight Frank ведут переговоры с 8–10 компаниями.

— После того как округ в Лобне заработает, мы займемся другими. Должно быть, AksiS & Co станет управлять проектами по созданию промокругов в Пушкинском и Ленинском районах. Возможностей у нас много,— рассуждает Хартманн и снова начинает рисовать круги.


Эксперт номера:
«За идеей подобных округов большое будущее»

Георгий Трефилов, президент холдинга «Марта»:


— В условиях увеличения ВВП и роста отечественного производства идея создания промышленных округов весьма актуальна. Я считаю, что описанный в статье бизнес-проект хорошо подходит для нашей страны с ее неразвитой инфраструктурой. Ведь кроме производства необходимо построить современные транспортные развязки, складские площади, системы коммуникаций и т. д. Достаточно важно, на мой взгляд, при создании промышленных зон учитывать и иностранный опыт. Другими словами, инвестировать средства, как говорится, с прицелом на будущее.

Предприятиям, работающим в одной области (например, пищевой) и при этом не являющимся конкурентами, размещаться на одной промышленной площадке достаточно выгодно, поскольку это позволяет им экономить средства, вкладывая их в общую инфраструктуру. Также замечу, что такое соседство заметно упрощает процесс получения различных разрешений и согласований, а это в условиях российской действительности является немаловажным фактором.

К тому же в тандеме двух компаний, одна из которых является крупным поставщиком другой, выгодное расположение производства значительно снижает затраты прежде всего на логистику, что в конечном итоге ведет к снижению себестоимости производимой продукции.

Холдинг «Марта» в свою очередь поддержал идею промышленных округов, создав совместное предприятие с «Нижнекамскнефтехимом» и ЕлАЗом по производству БОПС-пленки на территории промышленной площадки «Алабуга», которая входит в Нижнекамский промышленный округ. Этот округ изначально задумывался как технопарк, объединяющий потребителей продукции «Нижнекамскнефтехима», по аналогии с промышленными зонами Dow и BASF. Уверен, что за идеей подобных округов большое будущее и она будет способствовать развитию современного производства в различных областях экономики России.

Остается надеяться, что это начинание, да и реализация самого проекта по созданию промышленных зон найдут поддержку как федеральных, так и региональных властей.


Ольга Шевель
13.10.2005  Секрет фирмы

13.10.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов