Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Человек достатка

Как перейти от перепродажи к самостоятельному производству

Казалось бы, чего приятного можно ожидать от заводской проходной на улице Клары Цеткин? Однако маленькие радости на заводе "Дельта" начались прямо у входа. Удивил пустячок - сам пропуск. На нем красовался подробнейший план непростого, доложу, прохода сквозь промышленные дебри в фирму "Юкка". Пропуск напечатан самой фирмой. Точнее - фабрикой. На визитке главы "Юкки" Андрея Олеговича Александрова значится: "Фабрикантъ".

С этим твердым знаком, он же - старорусская буква "ер", непросто. Можно в нем усмотреть пафос определенного свойства. Как и в слове "фабрикант". Но вот известной газете простили же финальный Ъ в названии.

Почему же не может себе позволить стилизованную архаику человек, создавший с нуля фабрику? Тем более у Андрея Олеговича Александрова все продуманно, вплоть до веселеньких картинок на той же визитной карточке- слона и пальмы. На обороте визитки слоган: "Мы сильны, как слоны". Оказалось, в словах этих и попутной тропической символике зашифрован почти весь жизненный путь и вся жизненная философия фабриканта Александрова.

Все цвета радуги

Ехал я разговаривать с хозяином фирмы по торговле упаковкой для цветов, а попал на натуральное производство. Увидал и экструдер, на котором делают полиэтилен, и очень много банок с краской: новейшее направление деятельности "Юкки" - изготовление полиэтиленовых пакетов всех цветов радуги. Такое чудо трудно позиционировать как просто мусорный пакет. Да и сам вид агрегата из научно-фантастического кино 60-х, где внутри чудовищной колбы плещется голубой гранулят, располагал не только к производственной прозе.

Станки станками, но когда Андрей Олегович водил меня по цехам (900 кв. м), показывал свой автопарк (шесть машин), всякие сооружения и пеструю продукцию, я больше смотрел на людей. О команде Александров тоже успел многое рассказать. Команда- она и в спорте есть, и в бизнесе. А начал фабрикант как раз со спортивной карьеры.

Дикое плаванье

В статусе тренера по гребле на байдарках и каноэ бывший гребец Александров успешно плыл все 80-е. Дошел до старшего тренера детской школы ЦСКА ВМФ и должен был дорасти до сборной СССР. Но тут-то СССР и не стало.

- Из 12 московскихдетских школ осталось полторы. Тренеры оказались на улице.

До развала Союза мы (тренеры и не только) жили в "зоопарке", где нас кормили морковной пайкой в теплой клетке, а тигру говорили, что заяц - его друг. И вдруг сказали: а теперь вы свободны. А тигры на воле не способны ловить ничего. Но если их выпустить миллион, какие-то выживут: научатся есть. Тех самых зайцев, с которыми дружили.

Выживая "на воле", Александрову пришлось практически осваивать азы экономики: - Если я не знаю закона Ньютона, все равно яблоко упадет мне на голову. И строители говорят: без каски не ходить. Иначе будет травма. Души или тела. Или государства.

"Бизнес-травматизм" экс-тренер пережил тяжко. Слишком много было спортивных иллюзий. Деятельность первой его фирмы (кстати, именная- "Александров и сын") восходила как раз к "прошлой жизни". Он занялся рекламой и продажами весел крупной днепропетровской фирмы "Феонит".

- Их весла из углеволокна стоили на тот момент гораздо дешевле западных аналогов, не уступая по качеству.

Под эгидой спортивного промысла компаньоны мечтали открыть детский гребной клуб. Но внутренняя политика СНГ не располагала к сотрудничеству: - И выставка "Бот-шоу-93" стала началом и концом наших совместных начинаний.

"А займись-ка ты тушенкой"

Впрочем, Александров не оставил идею о детском гребном клубе. Причем о таком клубе, где бы вместе с обычными детьми занимались и дети с физическими недостатками.

- Только не пишите: ненормальными!- предупредил Андрей Олегович.- Ненормальных детей нет. Даже если он на велосипеде попал под машину, и часть ступни раздробило - он не потерян для спорта. И слепые не потеряны для гребли, и глухие. Только в госпредприятии под названием "Советский спорт" детей с такими недостатками полуподпольно тренировали тренеры-"диссиденты". Есть много их учеников, которые потом стали олимпийскими чемпионами, не подсели на стакан, самоутвердились через спорт.

Но поступил Александров со своей мечтой о детском клубе неправильно: - Я хотел по наивности взять кредит в банке, землю купить… Пришел в банк "Столичный". Естественно, к тогдашнему его хозяину Смоленскому не попал, а попал я в кредитный отдел. Там посмеялись: "Да нет, какая гуманитарная тема, вы что, с ума сошли? Давайте занимайтесь тушенкой. Под тушенку кредит дадим". Совет их я принял. Занялся всем. И тушенкой, и парфюмерией.

Дела эти тяготили, покуда Александров не стал "слоном".

На слоне - к пальме

- Методом проб и ошибок, а скорее через родную сестру, которая тоже искала себя и занялась цветочным бизнесом, я вышел на тему упаковки. Без энтузиазма вышел. И начал попросту выживать, развозя упаковку фирмам. Я придумал название "слоновая работа". Потом оно пошло по Москве.

"Слон" - человек, который курсирует между оптовиком и мелким продавцом.

В "слоновый" период Александров и познакомился с Евгением Буличевым, изобретателем, придумавшим станок, на котором можно делать упаковку для букетов. Понял, что надо уходить от мелочи и строить фирму. Так и появилась "Юкка".

- Юкка- это пальма,- объясняет название Александров.- Везде написано, что к ее листьям лучше не прикасаться: можно обрезаться. Мне это понравилось. Пальма связана и с нашим цветочным бизнесом.

Потом, правда, Андрей Олегович придумал и более изощренную расшифровку "Юкки". Уже как аббревиатуры: "Юбилейно-коммерческая компания Александрова".

- Почему юбилейная- понятно. Похороны, поминки юбилеем не называют. Коммерческая - мы не занимаемся благотворительностью. Мы зарабатываем деньги себе и государству. Потому что коммуналку платим, в пенсионный фонд, в соцстрахование, люди получают зарплату, рост зарплаты виден. В компании у нас 30 человек.

А начиналась "Юкка" с пяти человек и пяти станков на 50 кв. м.

Сейчас кроме тех самодельных станков есть и купленные в Тайване и у ростовского производителя "Алеко-груп". Станков теперь 55.

- Есть небольшое КБ, где мы разрабатываем и внедряем их. Начинаем сами делать полиэтилен низкого и высокого давления.

Каждые три месяца что-то внедряем.

Ремесленники художественного промысла

- Типовым букетом в СССР были три гвоздики в газете. Сегодня упаковочный бизнес- супертема для меня, потому что она в самом зародыше. Интерес к ней растет на глазах. Люди привыкают, что можно упаковывать подарок, упаковка несет некую информацию. Вот два наших дизайнераоформителя- Анна Везе и ЕленаПаянина - придумывают рисунки для специальной подарочной упаковки под конкретные мероприятия.

Александров не настаивает на художественной ценности: - Мы ремесленники художественного промысла.

Но попутно "Юкка" зашла и на чужую вроде территорию - делает мусорные мешки, пакеты-"майки", термоусадочную пленку.

- А зачем вам уход в пищевую тему, сегмент хозтоваров? - Наши клиенты заставили этим заняться. Приходит человек за цветами: "Будьте любезны, у вас пакетик есть?" Все уже привыкли, что пакет дают.

Но пищевая промышленность делает пакеты черного цвета. Черную краску туда добавляют, чтобы убрать нюансы "вторички", из которой делают полиэтилен. А мы делаем пакеты семи цветов. 70 см на 1 метр- в нем можно вещи на дачу перевозить. Любой цвет по просьбе заказчика и с названием салона. В любом количестве: не обязательно клиенту заказывать пять тонн. По объемам, ассортименту, рисунку и цвету конкурентов в России у нас нет, простите за нескромность. Предположу, что и в мире. Потому что цена несоизмерима. Наш рубль- это их доллар за штуку.

- Но западные конкуренты-то наверняка есть,- усомнился я.

- Основной конкурент- голландцы. Но там, где у нас вложено $20 тыс., у них- $2 млн. Там, где у нас миллион,- у них 200 млн. Их оборудование позволяет добиться качества, которое мы пытаемся получить "на коленке".

Поэтому и приходится расширять ассортимент: - В конкурентной борьбе мелкоте нельзя выжить. Но, опять же, что с чем сравнивать. С точки зрения пищевого бизнеса- мы никто и звать нас никак. По оборотам, по всему. А в своем бизнесе мы крупные.

Кстати, расширение верно и с православной точки зрения: делая крупное, ты создаешь рабочие места. Много-много людей кушает.

А раз много - тебе Бог помогает.

В знаменитую формулу "самодержавиеправославие-народность" Александров внес одно изменение. Но серьезное.

"Добрым быть выгодно"

- В России власть всегда была персонализирована,- кратко объясняет Андрей Олегович свой монархизм.- И Брежнев, и Горбачев, и Ельцин - в народном сознании все были "царями". В отличие от, скажем, Америки, где в принципе-то все равно, кто президент, лишь бы законы выполнялись.

О североамериканском континенте Александров говорит со знанием дела: в Канаде живет его 18-летний сын, сделавший первый шаг к Национальной хоккейной лиге (НХЛ). Пока он в юниорской лиге, серьезно же заиграть, по словам отца-тренера, может лет через пять.

- Он живет в частном доме, у людей, которые получают за это $400 и большие льготы по налогам. Там выгодно быть добрым.

Формула американского успеха была вычислена еще отцами-основателями США не без основ протестантской идеологии. В многоконфессиональной России 2000-х тема "бизнес и религия" не то чтобы замалчивается, но как-то разглагольствовать по этому поводу неудобно. Пишущие о верующем бизнесмене то впадают в иронию, то многозначительно подмигивают о "правильных" тайных учениях, то выливают на читателя три ведра пафоса. У Александрова с этим все в порядке. Ну да, в кабинетике стоят на полочке иконы. Но вполне по-домашнему.

- У меня бабушка- дочь священника, целая родовая ветвь связана с церковью.

Оказалось, к религии он пришел еще тренером, когда побывал и алтарником, и церковным сторожем. Не за деньги туда шел, просто чтобы храмовую жизнь изнутри понять. Но деньги в храме брать его все же научили.

- Я поговорил с батюшкой: "Вот я ворота открываю, когда покойников заносят-выносят, люди дают за это деньги, а как быть? Совестно брать-то".

"Когда ты отказываешься- это грех,- сказал священник.- Дают - бери. Но сам не выпрашивай".

Просят теперь и у самого фабриканта.

В том числе и сектанты: - Приходят: "Мы церковь Божьей Матери, помогите". Говорю: "Простите, матушка, ничего не дам. Я в ваших спорах богословских ничего не понимаю, правы вы, не правы, но другая конфессия".

О религии применительно к бизнесу он тоже говорит сдержанно: - Не надо заниматься богословием, надо заниматься своей душой. Вся наша православная проблема - в зеркале. Мы пытаемся не в зеркало смотреть, а чужие лица менять.

А бизнес- это вообще дела земные. Христос о них сказал: кесарю - кесарево. У человека есть свобода выбора как устроить жизнь.

И вот тут, по мнению Александрова, вместо туманной "народности", о которой еще в XIX веке ничего толком объяснить не могли, в игру вступает спорт.

- Если не можем построить рай на земле(а это однозначно - рай мы здесь построить не можем), давайте хотябы не будем делать ад. А спорт- это лекарство от многих болезней.

В спорте и бизнесе, по Александрову, общее- команда и цель. О команде он так и говорит: хотелось бы, чтобы это были свои по вере: - У мусульман мулла может поручиться за бизнесмена. Они даже сделали свой банк, что укладывается в запрет Корана давать деньги в рост.

Александрову для дальнейшего развития "Юкки" сегодня нужен кредит порядка $1,5-2 млн.

- А нашим банкам Центробанк запрещает быть в доле со мной. Давать деньги они могут только под проценты. А хочется, чтобы банк был моим партнером. Да, он будет из 100% отбирать 70%, но мои 30% - это 3 млн в год.

Два из этих трех миллионов я отдам коллективу. 500 тысяч мне хватит для достатка.

Фабрикант вспомнил еще одно хорошее архаичное слово.

- Богатства человеку не нужно. Человеку нужен нормальный достаток.

ВЛАДИМИР ШУХМИН

Деловая газета "Бизнес"

17.10.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов