Президент Visa International Кристофер Родригес поражен успехом социальной карты москвича
В отличие от американцев, которые чаще оплачивают покупки с помощью пластиковых карт, чем наличными долларами, россияне пока используют свои карты главным образом для снятия наличных в банкоматах. Причем некоторые делают это даже в торговых центрах, после чего идут в кассу оплачивать товар только что полученными купюрами.
Более того, по данным Центробанка, доля оплаты товаров и услуг в общем объеме операций по картам даже сократилась с 10% в 2003 г. до 6,2% в первом полугодии 2005 г. Попытки переломить эту тенденцию предпринимает международная платежная система Visa International, на долю которой приходится почти половина выпущенных в России карт (20 млн из 43 млн штук). О том, как распространение кредитных карт и новых технологий поможет повысить интерес российских потребителей к безналичным платежам, а также об успехе чисто российских изобретений, например карты москвича, президент Visa International Кристофер Родригес рассказал в интервью Ведомостям.
Вы возглавили Visa полтора года назад, когда компания уже была крупнейшей платежной системой мира. В чем же состоит ваша задача по управлению компанией?
Когда мои предшественники создавали этот бизнес, на операции через карты Visa приходился лишь 1% потребительских расходов в мире. Сейчас мы приближаемся к отметке 10%, а индустрия [платежных систем в целом] приближается к 20%. Эксперты считают, что в ближайшие 10 лет этот рынок вырастет на 50-100%. Все больше людей и компаний так или иначе участвуют в работе этой отрасли, и с ними со всеми необходимо поддерживать и развивать отношения. Этим мы активно и занимаемся в последние полтора года.
Какие рынки особенно быстро растут?
Несмотря на феноменальный рост, который мы наблюдали в России и который, надеемся, продолжится в ближайшие пять-семь лет, бизнес Visa будет расти в основном за счет развитых рынков. Мы рассматриваем три категории рынков. Развитые это прежде всего США, Канада, Великобритания. Вторая категория это крупные рынки, которые все еще развиваются, и здесь главный пример, как ни удивительно, Япония. Там сейчас происходят значимые структурные изменения: со времен Второй мировой ведущие банки не могли выдавать потребительские кредиты, и это ограничение было отменено лишь в 2004 г. Крупные банки сейчас выходят на этот рынок, и здесь открываются потрясающие возможности.
На ранней стадии развития находятся страны BRIC Бразилия, Россия, Индия и Китай. Темпы роста здесь впечатляющие, хотя рост идет с относительно низкого уровня. Китай, например, сейчас стал четвертым по величине туристическим рынком мира, так что там есть где развернуться. И, в-третьих, есть рынки, которые сейчас находятся в таком состоянии, в котором Россия находилась лет пять, а то и 10 назад. Это страны, куда приезжают держатели карт из-за рубежа. Такие рынки требуют пристального внимания на ранней стадии своего развития, нужно быть уверенным, что он формируется и будет управляться правильным образом.
Вы используете разную стратегию для разных категорий рынков?
На развитых рынках наша задача обеспечить рост за счет набора эффективных продуктов. На крупных развивающихся рынках нужно сформировать эффективную команду. Visa децентрализованный бизнес, мы считаем, что нам нужен сильный местный менеджмент, тогда добьешься хорошего результата. Россия в этом смысле отличный пример. А на только формирующихся рынках нужно разработать правила их деятельности, должно быть законодательство, описывающее правила кредитования.
А какая стратегия для России?
Россия развивается очень быстро. Меня впечатлили темпы роста активов местных банков. Я не привык слышать такие цифры от руководителей, например, британских розничных банков. Сейчас этот рост идет в значительной степени за счет увеличения объемов потребительского кредитования. В России мы стараемся, используя наш 40-летний опыт, привлечь всех, кто в этом заинтересован, к формированию эффективной и хорошо управляемой системы электронных платежей и кредитования.
Какое место занимает Россия в глобальном бизнесе Visa?
Для нас Россия 12-й по величине рынок, хотя в 1972 г., когда я сюда приехал в первый раз, этого никак нельзя было ожидать. Поскольку основной бизнес для Visa работа с потребителями, мы идем туда, где есть люди. Средний уровень расходов в Лихтенштейне, может быть, и высок, но там просто недостаточно людей, чтобы Visa могла развернуть большой бизнес. В России быстро развивается рынок современного потребительского кредитования, поэтому здесь большой потенциал для возникновения крупного рынка. Стремительный рост ритейла подтолкнул развитие рынка кредитных карт. Есть и другие необходимые условия для его развития: сформировалась достаточно широкая сеть приема карт (более 88 000 предприятий по всей стране), у банков появилась база заемщиков, вступила в действие поправка к Налоговому кодексу, дающая владельцам карт возможность беспроцентного пользования кредитом, вступил в силу закон о кредитных бюро.
Развитие рынка кредитных карт в России является одной из приоритетных задач платежной системы, и Visa прилагает для этого усилия в различных направлениях: поддержка юридических и законодательных инициатив, разработка маркетинговых программ, проведение исследований рынка и консультационная помощь банкам. Все крупнейшие российские банки члены Visa выпускают карты Visa с различными кредитными возможностями.
Крупнейший банк в области потребительского кредитования Русский стандарт уже несколько лет выпускает кредитные карты MasterCard. Почему Visa и Русский стандарт не сотрудничают по кредиткам?
Банк Русский Стандарт намерен начать выпуск карт Visa в ближайшее время.
Как вы конкурируете с другими платежными системами?
Конкуренция между платежными системами с точки зрения расценок и качества услуг весьма жесткая. Основное отличие [нашего бизнеса] высокая роль местных подразделений. Именно эти люди предоставляют услуги местным клиентам, приспосабливая обширные знания, которыми обладает Visa, к местным условиям. Например, программа Социальная карта москвича это чисто российское изобретение. Люди в других странах удивляются, когда мы им говорим: У нас есть рынок, на котором 3 млн человек получают социальные выплаты на свои карты. Как вы думаете, что это за рынок? Мало кто ответит: Россия. И это здорово, потому что тогда человек задумается и о Visa, и о России.
Visa сейчас занята ребрэндингом. Зачем он понадобился?
Поначалу карты имели такой, знаете ли, оттенок гламурности, были продуктом сектора путешествий и развлечений. Мы очень тщательно сегментируем бизнес, поддерживаем банки, предлагающие специальные услуги для VIP-клиентов, но образ человека, развалившегося в кресле и потягивающего мартини где-то на острове в Полинезии, больше не является символом карточного бизнеса. Это рутинный, каждодневный бизнес, люди в развитых странах пользуются картами, чтобы жить. Им нужно, чтобы все было удобно, чтобы карты везде принимались, чтобы было качественное обслуживание и надежная система защиты данных.
В марте мы объявили о намерении обновить образ и структуру своего брэнда. Изменения коснутся в том числе и знаменитого сине-бело-золотого логотипа Visa, и характеристик дизайна карты. Visa и наши банки-члены открывают для себя новые рынки и возможности, и обновленная структура брэнда отразит расширение ряда платежных продуктов и услуг, доступных уже сейчас, или тех, которые будут доступны в будущем.
далее...
Михаил Оверченко
17.10.2005
Ведомости