САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Петербургская сеть кофеен Идеальная чашка, основанная в 1998 г. предпринимательницей Анной Матвеевой, долго задавала тон на рынке. В Чашке многие петербуржцы впервые узнали, что кроме эспрессо и капучино существуют десятки способов приготовления кофе и что в кофейни ходят не только за кофе, но и за атмосферой. В апреле этого года Матвеева в очередной раз подала пример коллегам по отрасли она продала контрольный пакет Чашки скандинавскому инвестиционному фонду Trigon Capital, оставив себе миноритарный пакет и место в совете директоров.
Новый акционер начал со смены менеджмента. Вместо Матвеевой гендиректором Чашки стал швед Стаффан Таст, компанию покинули еще несколько топ-менеджеров. В остальном же петербургская сеть, развитие которой в последний год замедлилось, пока не меняется. Экспансия в Москву, которую планировала еще Матвеева, так и не началась, массового открытия кофеен в спальных районах тоже не происходит. Более того, в этом году две Чашки закрылись. Флагманская кофейня в начале Невского проспекта на ремонте, как и весь квартал от Большой Морской улицы до набережной Мойки. А Чашку в гипермаркете О Кей на Гагарина пришлось закрыть из-за низкой рентабельности, объясняет Таст.
Мы беседуем с ним в заведении, которое называется Da Albertone. Я бы не удивилась предложению встретиться в одной из Чашек, но мой собеседник предпочел итальянский ресторанчик. В кофейне, конечно, нереально заказать на ланч салат по-милански, как это сделал Таст, не говоря уже о выбранном мной лингуине с соусом песто по-генуэзски.
Пока мы ждем заказа, Таст рассказывает о себе. Изучать экономику и русский язык он начал в Шведской школе экономики (Хельсинки), изучал бизнес и финансы в мельбурнском университете Monash, а русский язык в Дальневосточном университете. Во Владивостоке Таст отучился в 1997 г. целый семестр. Тем не менее разговариваем мы по-английски, а на телефонные звонки он отвечает на родном шведском языке.
Русский язык Таст выбрал, потому что его интересовала как русская история, так и огромные возможности для бизнеса, которые открываются в России. В 2000 г. вместе с партнером создал IT-компанию Jipeq, специализировавшуюся на офшорном программировании. Ее головной офис располагался в Хельсинки, офис по продажам в Стокгольме, а программный продукт производился в Петербурге. В 2002 г. партнеры продали Jipeq. Таст говорит, что ему хотелось проводить больше времени в России, а не разрываться между Хельсинки, Стокгольмом и Петербургом. Эта мечта осуществилась в 2003 г., когда он стал консультантом фонда малого бизнеса ЕБРР, Таст ездил по всей стране, участвовал в создании сети офисов КMB-банка, дочки ЕБРР, которая финансирует малые предприятия. А в конце прошлого года начал работать консультантом в консалтинговой фирме REIM-SMT. Новым акционерам Чашки его порекомендовал Роберт Паулиг, основатель сети кофеен Robert's Coffee. Паулиг с апреля входит в совет директоров Чашки. Мы с Паулигом говорили об открытии кофеен под этой маркой и в России, рассказывает Таст, однако добиться от него подробностей этого плана не удается до конца разговора. Единственное, о чем он говорит с уверенностью, Robert's Coffee не заменит Идеальную чашку. Возможно, мы будем развивать Robert's Coffee параллельно, сказал он.
Цель у нового директора весьма амбициозная. Я должен подготовить компанию к экспансии, заявляет он, но от вопросов о масштабах этой экспансии, которая кроме Москвы коснется и регионов, и о будущих инвестициях упорно уклоняется. Я не готов говорить о конкретных планах, говорит он.
далее...
Анна Щербакова
18.10.2005
Ведомости