Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Дым из "почтового ящика"

Правозащитники не позволили ВАТ отсидеться за железным занавесом

В Северной Корее, которую Запад считает частью "оси зла", журналисты газеты The Guardian недавно обнаружили засекреченный табачный завод British American Tobacco. Менеджмент компании годами скрывал факт сотрудничества с диктаторским режимом от акционеров и властей.

Северокорейский завод BAT был открыт в 2001 году, незадолго до того, как американский президент Джордж Буш причислил Северную Корею к странам-агрессорам и пригрозил ей контртеррористической операцией. Табачный гигант к тому времени уже вложил $7,1 млн в создание совместного с государственной северокорейской корпорацией Sogyong Trading Corporation предприятия Taesong-BAT в Пхеньяне. Англичанам принадлежало в нем 60%. Перед ними открывалась радужная перспектива монополизации национального рынка, и отказываться от нее из-за внезапной смены политической конъюнктуры им вовсе не хотелось.

Сейчас представители BAT пытаются доказать, что пхеньянская фабрика не упоминалась в ежегодных корпоративных отчетах лишь потому, что результаты ее деятельности не являлись существенными для акционеров компании. На секретном предприятии трудились 200 человек, которые выпускали ежегодно всего 2 млрд сигарет самых дешевых марок Kumgansan, Craven A и Viceroy. Для сравнения, в России British American Tobacco ежегодно продает 65 млрд единиц своей продукции.

Вслед за обвинениями в сотрудничестве с диктаторским режимом на BAT обрушились подозрения в контрабанде. Британские СМИ опубликовали внутренние документы компании, из которых следует, что ВАТ ради увеличения объемов продаж не брезговала незаконным экспортом и продажами на "черных рынках" азиатских стран. Лондонский офис не устает опровергать эти сообщения и настаивает на том, что законспирированное корейское производство обеспечивало исключительно внутренний рынок страны-изгоя.

Также спикеры табачной компании напирают на то, что их сотрудничество с коммунистической Кореей не помогало диктатору Ким Чен Иру, правящему государством при помощи "железного кулака и аномального культа личности". Скорее уж Taesong-ВАТ вела в стране подрывную идеологическую работу, наглядно демонстрируя простым гражданам "пример социально ответственного бизнеса" и доказывая таким образом превосходство западной культуры управления и образа жизни.

Прятки за железными занавесами

ВАТ неспроста потянуло в отдаленные экзотические страны - со второй половины 1990-х годов табачные корпорации неуютно чувствуют себя на престижных рынках США и Европы. Тогда против крупнейших табачных компаний, среди которых была и ВАТ, был подан классовый иск от имени полумиллиона курильщиков из Флориды, вошедший в историю как "дело Энгла". Адвокатам истцов удалось доказать, что корпорации располагали данными о смертельном воздействии никотина на организм и скрывали их от потребителей. Суд обязал ответчиков выплатить компенсацию, сумма которой превышала их совокупную капитализацию, что должно было привести к банкротству компаний.

Деньги эти в полном объеме не выплачены до сих пор: адвокаты продолжают оспаривать судебное решение в апелляционных инстанциях, но отношение к табаку в западном обществе уже изменилось.

У ответчиков по "делу Энгла" оставался единственный путь спасения от банкротства - расширять географию своей деятельности. ВАТ одной из первых начала масштабную экспансию на рынки развивающихся стран, где пока еще не пишут SMOKING KILLS крупными буквами на каждой пачке, а курильщики безбоязненно щелкают зажигалками в общественных местах. В период с 1993-го по 2003 год компания расширила свою долю глобального рынка с 10,5% до 14,6% в первую очередь за счет бывших стран соцлагеря и третьего мира.

Корея - одна из самых "никотинозависимых" стран мира - была для табачных компаний настоящим заповедником, где можно было пересидеть ураган, поднятый флоридскими сутяжниками. 40% населения страны, следуя примеру своего курящего вождя, являлись носителями этой вредной привычки. Сам северокорейский лидер Ким Чен Ир бросил курить лишь год назад, когда врачи обнаружили у него тяжелое легочное заболевание. Сейчас он называет курильщиков "одними из главных дураков XXI века", наряду с теми, кто не овладел навыками пользования компьютером и не разбирается в музыке. Но 9 млн из 22 млн северных корейцев продолжают оставаться активными потребителями сигарет.

Северная Корея также является одним из ведущих экспортеров сигарет в Дальневосточном регионе: дешевая продукция ее табачных фабрик поставляется в Японию, Китай и Южную Корею. Причем считается, что большая часть груза пересекает границы нелегально и без всякого учета.

Из-за "ядерных" амбиций Ким Чен Ира Великобритания не одобряла инвестиций своих компаний-налогоплательщиков в Северной Корее, но формальные санкции за это не были предусмотрены. Этические вопросы сотрудничества с диктаторским режимом ВАТ мало волновали: уже после утечки данных о пхеньянском заводе ее пресс-служба сделала заявление: "Принцип компании - не вмешиваться в то, каким образом то или иное правительство управляет своей страной. Это не наша сфера компетенции". В Северной Корее в тот момент активно работали предприниматели из Китая, Японии и Южной Кореи, многие из них кредитовались в британских и американских банках. Менеджеры ВАТ не видели причин, по которым они должны были уступить им столь заманчивый рынок. Но на всякий случай не ставили никого в известность об инвестициях компании в Северной Корее.

Громкое разоблачение в The Guardian уже нанесло компании немалый ущерб: держатели избавляются от акций, в совете директоров установилась атмосфера взаимного недоверия. Репутационные проблемы привели к осложнению отношений с Уайт-xоллом и снизили лоббистский потенциал нынешнего руководства. В частности, этот скандал поставил крест на политической карьере вице-президента ВАТ Кена Кларка. Бывший министр финансов Великобритании, а ныне топ-менеджер ВАТ, которого правозащитники считают одним из инициаторов "корейской аферы", собирался баллотироваться на пост лидера оппозиционной консервативной партии. Вскоре после публикации в The Guardian ему пришлось снять свою кандидатуру.

Дым с привкусом крови

Любопытно, что руководство British American Tobacco в процессе международной экспансии уже второй раз наступает на одни и те же грабли. Первые встретились на ее пути два года назад в Мьянме (бывшая колония Великобритании Бирма, название было изменено в 1989 году. - Прим. "Ко"), где компания владела долей в крупнейшей сигаретной фабрике страны, по своему обыкновению проигнорировав специфику политического режима в стране. В 2003 году под давлением правозащитных организаций британское правительство предписало ВАТ прекратить сотрудничество с местной военной хунтой и вывести свои инвестиции из Мьянмы.

Тогда против British American Tobacco ополчилась целая армия организаций, к которым прислушиваются в Лондоне. Правозащитные фонды The Burma Campaign UK, Friends of the Earth, профсоюзы IUF, UNISON, APHEDA, объединение промышленников AMICUS MSF и еще целый ряд общественных структур развернули совместную кампанию за выдворение BAT из Мьянмы. Противники сотрудничества западных корпораций с местным диктаторским режимом начали с хакерской атаки на электронную почту ВАТ, затем последовал вызов председателя совета директоров компании Мартина Бротона "на ковер" к министру иностранных дел Майку О`Брайену.

В ноябре 2002 года правозащитники "засветили" в скандале имя Кена Кларка. В печать было передано письмо, в котором топ-менеджер назвал военную диктатуру Мьянмы "отвратительным режимом, полностью противоречащим идеям гражданских свобод и демократии". Такое же мнение в отношении этой страны он высказал на ежегодном собрании BAT в апреле 2003 года.

Вскоре после этого власти Мьянмы арестовали лидера оппозиционной Национальной лиги за демократию, лауреатку Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. Получив в свои руки такой козырь, правозащитники обратились к традиционным мерам воздействия на противника. Электронную почту компании атаковали из 50 стран мира, около штаб-квартиры BAT в Лондоне митинговали люди в масках Кларка. К обвинениям в поддержке "отвратительного режима" протестанты добавили и стандартный набор претензий к крупным компаниям: ВАТ критиковали за то, что зарплаты сотрудников предприятия в Янгоне, столице Мьянмы, не достигают уровня минимальной оплаты труда, что компания использует детский труд и не заботится об охране окружающей среды.

BAT пыталась обелить себя всеми возможными способами - в том числе, пытаясь на основе одного из заявлений Аун Сан Су Чжи убедить мировое сообщество в том, что арестованная оппозиционерка вовсе не против того, чтобы иностранные корпорации делали инвестиции в развитие ее страны.

Но правозащитники добились своего. Уже через семь месяцев после первой атаки на компанию британское правительство потребовало от BAT уйти из Мьянмы. В ноябре 2003 года компания объявила о продаже 60% акций совместного предприятия. Но не хунте, которая через Союз экономических холдингов Мьянмы контролирует в нем почти 40-процентный пакет, а третьему партнеру - сингапурской фирме Distinction Investment Holdings.

С сингапурцев взяли торжественное обещание поддерживать на предприятии, занимающем лидирующую позицию на внутреннем табачном рынке, высокие стандарты качества и социальной защиты сотрудников. Условием сделки было сохранение численности персонала, поддержка местных фермеров, выращивающих табак, и по крайней мере формальный отказ от эксплуатации детского труда. К июню 2004-го сделка, сумма которой осталась в секрете, была завершена. DIH достались не только акции, но и лицензия на производство бренда State Express 555.

Великий исход

Пресс-релиз BAT, сообщавший об официальном уходе из Янгона, выглядел почти трогательно: "Некоторые из наших акционеров, озабоченные проблемой прав человека в стране с военным руководством, считали, что иностранные инвестиции помогают хунте оставаться у власти. Мы ценим заботу о правах человека и считаем, что международные компании играют ключевую роль в борьбе за них. Уход из страны, которую критикуют за негуманные действия властей, не лучший выход для бизнеса. Прощай, Мьянма..."

The Burma Campaign UK и ее союзники ликовали. British American Tobacco стала последней крупной фирмой, которую они фактически выдворили из страны. "Это великая победа, - заявил тогда Джон Джексон, глава The Burma Campaign UK. - BAT пришлось вытаскивать из Мьянмы пинками и криками, но нам это удалось. А уж если можно выдворить из страны такую компанию, то это можно сделать и с любой другой".

Самым крупным инвестором на местном рынке была нефтяная Premier Oil, но она сломалась и "съехала" чуть раньше. Вслед за ней страну покинули всемирно известные туристские фирмы - швейцарская Kuoni и британская Abercrombie & Kent. В стране также закрылось предприятие известного производителя нижнего белья Triumph International.

По экономическим показателям 2003 год оказался проигрышным для BAT. Незадолго до того как компанию раскритиковал Тони Блэр, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Ratings Services снизило ее долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг долговых обязательств. Обнародованные в конце года цифры действительно выглядели удручающе: по итогам IV квартала прибыль компании снизилась на 72%.

Кризис, спровоцированный уходом BAT из Мьянмы, в результате привел к смене руководства. Новый глава компании Пол Адамс в 2003 году развернул программу реструктуризации стоимостью 437 млн фунтов стерлингов. Она предполагала ликвидацию предприятий в Великобритании и Канаде, и по ее итогам чистая прибыль компании снизилась еще на 55%. Выбраться из ямы ВАТ удалось лишь после того, как скандал по поводу сотрудничества с военной хунтой был забыт. Уже в I полугодии 2004 года доходы снова начали расти, и вскоре компания восстановила утраченные позиции.

Незаменимых нет

Уход BAT из Мьянмы конечно же не подорвал позиций местной военной хунты и мало отразился на положении в стране. Лидер оппозиции Аун Сан Су Чжи до сих пор остается в застенке, курильщики в Янгоне продолжают затягиваться State Express 555. Только теперь генералы, стоящие у власти, получают деньги от сингапурской Distinction Investment Holdings, которая не столь зависима от общественного мнения в родной стране.

Режим Ким Чен Ира, с точки зрения правозащитников, куда страшнее бирманской хунты. В Северной Корее Аун Сан Су Чжи уже наверняка бы лишили жизни. Диктатор пытает и казнит политических заключенных, а помилование означает для них пожизненные каторжные работы. "На Севере страны в трудовых лагерях на данный момент содержится около 200 000 человек", - утверждает докладчик ООН по Северной Корее Витит Мунтаборн. Правозащитники Amnesty International добавляют, что люди в стране или недоедают, или голодают. Human Rights watch назвали режим Кима самым репрессивным в мире. Флагманы борьбы за права человека не упустят удовольствия атаковать ненавистную им BAT в очередной раз и уже готовятся к наступлению.

Что до рядового потребителя, то, если он предпочитает курить Kent или Lucky Strike, ему по большому счету неважно, какой кровавый режим поддерживает производитель любимого табака. Но об отношениях с правительством Великобритании, которое вскоре может предъявить British American Tobacco вторую желтую карточку, топ-менеджменту корпорации стоит заду


Ольга Кравец
17.11.2005  Журнал "Kомпания"

17.11.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов