Интервью: Максим Калинин, глава «НИКойла»
«Мы так или иначе вовлечены в корпоративные захваты»
В начале ноября рынок был взбудоражен сообщением о свободной продаже базы данных одного из крупнейших российских регистраторов – «НИКойл». К каким последствиям может привести утечка этой информации, рассказал «Секрету фирмы» глава «НИКойла» Максим Калинин.
«Незаметно украсть нашу базу физически невозможно»
«Секрет фирмы»: О базе данных «НИКойла» поступала крайне
противоречивая информация. По одной версии, в компании
действительно была утечка, по другой – данные сфальсифицированы.
Что же произошло на самом деле?
Максим Калинин: Не исключено, что мы никогда не сможем точно
сказать, что случилось. По сей день нам не удалось ознакомиться с
тем «товаром», который был якобы выведен на рынок. Как известно,
журналисты, связавшиеся с его «продавцом», попытались проверить
подлинность этой базы, сопоставив ряд данных из нее с известными им
фактами о наших клиентах. При этом, насколько я знаю, речь шла о
компаниях, информацию о которых можно почерпнуть из открытых
источников. А какого-либо диска или флеш-карты с нашими реестрами
никто на суд общественности так и не представил.
СФ: Вы инициировали внутреннее расследование по этому поводу.
Дало ли оно какие-либо результаты?
МК: Расследование на то и было внутренним, чтобы с его помощью
проанализировать прежде всего наши собственные слабые места. И, как
оно показало, столь масштабное исчезновение информации практически
нереально. Доступа к нашей базе данных нет ни у кого, кроме двух
программистов. То есть незаметно украсть ее физически невозможно.
Теоретически, можно было снять копию – к примеру, скопировать
данные за последний год. Но опять-таки это могли бы сделать только
конкретные уполномоченные лица и лишь по определенным компаниям.
Для того же, чтобы скачать информацию по всем 350 нашим клиентам,
потребуется, наверное, не менее трех месяцев упорной работы «без
отрыва от производства» с привлечением тех самых уполномоченных
специалистов. Однако никаких подобных фактов установлено не
было.
СФ: А почему вы решили обойтись только внутренним
расследованием, не привлекая правоохранительные органы? Не захотели
выносить сор из избы?
МК: Я пока еще не могу комментировать все эпизоды этой истории.
Скажу лишь, что мы направляли соответствующие запросы в «органы»,
но не стали прислушиваться к советам некоторых горячих голов и
заводить уголовное дело. Ведь сегодня я просто не могу прийти в
милицию с конкретным диском и заявить, что он был куплен на рынке,
что это моя информация, которая была похищена злоумышленниками, и
что я требую принять меры. А без заведения уголовного дела и без
санкции следователей мне не предоставят даже полную переписку
журналистов с неким «продавцом» этой базы данных.
СФ: Кстати, говорят, что рейдеры узнали о появлении этой базы
на рынке более месяца назад и что тогда она предлагалась по цене
около $100 тыс. А то, что теперь ее продают всего за $12 тыс.,
объясняется тем, что главный покупатель уже был найден и сейчас
похитители пытаются заработать на вторичной продаже.
МК: Только эту версию и можно высосать из пальца, чтобы
объяснить, почему база стоит именно столько. Ведь в представлении
простого обывателя такая информация даже чисто гипотетически должна
стоить намного дороже.
СФ: А во сколько вы сами ее оцениваете?
МК: Лично я бы вообще не стал прицениваться к такого рода базам
и тем более их покупать. Если хотя бы приблизительно представить
объем этой якобы украденной информации, то, по моему убеждению, в
ее покупке просто нет смысла. Это даже не надводная часть
«айсберга» нашей базы, а лишь сидящий на нем пингвин. Ко всему
прочему, информация еще и довольно быстро устаревает. Да и самого
главного преимущества рейдера – внезапности атаки – в этом случае
уже никак не достичь.
Максим Калинин родился 31 августа 1968 года в Москве. В
1994 году окончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова. Еще
до получения диплома Калинин начал трудиться в финансовой сфере. В
1991–1992 годах работал в центре «Московские финансы», в 1992–1993
годах – в банке «Московия», в 1993–1994 годах – в банке
«Гермес-Центр». В 1994 году Калинин перешел в регистратор «НИКойл»,
а в 2000-м стал генеральным директором предприятия и занимает этот
пост по сей день. |
«Мы в данном случае не более чем ворота»
СФ: Насколько велика вероятность того, что реальная утечка
информации может повредить вашим клиентам, которые рискуют
пострадать от действий корпоративных захватчиков?
МК: По моей экспертной оценке, рейдерам среди наших клиентов и
захватывать-то некого. Мы всегда анализировали свою клиентскую базу
на предмет возникновения корпоративных конфликтов и не связываемся
с потенциально опасными в этом отношении компаниями. У нас,
пожалуй, всего пара клиентов, которым могут угрожать рейдеры.
Они-то, собственно, и забеспокоились. Остальные встревожились чисто
рефлекторно.
Вообще на тему рейдерства в последнее время поднялась целая
волна непонятных спекуляций. Это как, знаете, несколько столетий
назад испанцы и португальцы чаще всего списывали потери
перевозимого ими на кораблях из Америки в Европу золота на набеги
флибустьеров. А на самом деле пираты захватили меньше одного
процента от общего объема перевозившегося золота. Я уже 11 лет
работаю в регистраторском бизнесе. И поверьте мне, никто из
профессиональных рейдеров не станет ни красть базы регистраторов,
ни покупать их на рынке. Это было бы слишком мелко и
непрофессионально. Есть гораздо более простые и гарантированные
способы получения информации.
СФ: Например?
МК: К примеру, инициирование запроса по акционерам предприятия
через ФСФР или правоохранительные органы. Такое происходит
регулярно. Но на самом деле потенциальных источников утечки гораздо
больше: это и сами эмитенты, небрежно хранящие полученную от
регистратора информацию, и крупные акционеры, которые имеют право
получить ее по закону. А куда еще первым делом идти рейдерам,
готовящим корпоративный захват, или расследующим его
правоохранительным органам, как не к регистратору? В итоге и
получается, что мы так или иначе вовлечены в корпоративные захваты.
А что нам делать? Кто виноват в том, что забили гол? Вратарь и
защитники. Мы же в данном случае не более чем ворота.
Единственное, что мы можем сделать, это максимально тщательно
изучать документы и проверять, действительно ли акционер согласился
на проведение той или иной операции с его акциями. Кроме того, мы
установили для себя некий критический порог по стоимости акций.
Операции с акциями выше этого порога подвергаем более тщательному
анализу. К примеру, в прошлом году нами была отслежена и
предотвращена попытка провести операцию с акциями на значительную
сумму по фальшивому паспорту. Поверьте: попытки хищения ценных
бумаг по подложным документам для регистраторов более серьезная
проблема, чем утечки информации. Ведь воспрепятствовать им крайне
сложно. Если у нас возникают хотя бы сомнения, мы стараемся
отказаться от проведения операции.
СФ: А что вообще сказали вам ваши клиенты после появления
информации об утечке?
МК: Безусловно, можно было предполагать, что наши клиенты
прореагируют истерически и что в первую же неделю после появления
информации нас завалят заявлениями о прекращении сотрудничества.
Однако ничего подобного не произошло. И я очень признателен за это
нашим клиентам. Хотя, наверное, еще некоторое время у них будет
сохраняться негативное впечатление, вроде «ложечки мы нашли, но
осадочек остался».
Вообще же большинство наших клиентов и коллег по рынку полагают,
что в данном случае была предпринята попытка дискредитации
компании. И с гордостью могу сказать, что коллеги нас поддержали
единым фронтом. Очевидно, потому, что все понимают: это общая
проблема, которая может коснуться любого регистратора. Впрочем, у
нас очень специфический бизнес. Для компаний регистратор – это
своего рода семейный доктор. Если клиент понял, что вы хороший
врач, он будет с вами работать долго. Чтобы компания сменила
регистратора, требуется очень веский повод: например, если бы его
поймали за руку на игре в пользу рейдеров против клиентов.
ДОСЬЕ Регистратор «НИКойл» был создан в 1993 году. Сегодня
«НИКойл» считается одной из крупнейших российских регистраторских
компаний. Компания обслуживает 800 тыс. акционеров более восьмисот
АО и 70 тыс. пайщиков шестнадцати ПИФов. Крупнейшими клиентами
«НИКойла» являются ЛУКОЙЛ и его «дочки» – МТС и «Мечел». Кроме
того, под управлением «НИКойла» находятся реестры «Новороссийского
морского торгового порта», «Скай Линка», «Уралсиба»,
«Союз-Виктана», группы компаний «Разгуляй» и др. Основным
владельцем регистратора является финансовая группа «Уралсиб». |
«Каждую неделю мы получали от кого-нибудь по голове»
СФ: Вскоре после сообщения об утечке из «НИКойла» на рынке
появилась очередная база ФНС с данными о доходах москвичей в 2004
году. Весной в продажу поступила база за 2003 год, а в ноябре
2004-го – за 2002 год. Такое ощущение, что весна и осень – сезоны
«распродаж».
МК: Вообще-то спам с соответствующими предложениями приходит
круглый год. Возможно, к октябрю-ноябрю налоговики просто успевают
наконец обработать данные по налоговым декларациям, собранным как
раз весной. Знаете, у меня есть друг, который очень хорошо готовит
хреновуху – настойку водки на хрене. И я как-то весной спросил у
него, не сделает ли он для меня немного этого напитка. Но он
ответил – нет, потому что нужно собрать свежий хрен, а тот пока еще
просто не вырос.
СФ: Иными словами, товар «созревает» для продажи?
МК: Похоже. Хотя, оказавшись отчасти в их шкуре, злорадствовать
совсем не хочется. Думаю, руководство налоговых органов пережило
немало тяжелых дней в связи с этими утечками.
СФ: То есть вы солидарны с мнением руководства ПАРТАД и
многих участников рынка, что основным каналом подобных утечек
являются прежде всего госорганы?
МК: Я бы не хотел уж очень сильно их обижать. Скажем так:
отношения с госорганами – одно из наиболее уязвимых мест в нашей
системе. Ведь мы просто не имеем права критически подходить к
поступающим от них запросам. В связи с этим на совете директоров
ПАРТАД уже обсуждалась идея, с которой я солидарен. Она состоит в
том, что регистраторам негоже общаться со всеми многочисленными
проверяющими инстанциями. Почему бы Минюсту или другому ведомству
не аккумулировать все эти запросы, проверять их законность и только
потом уже направлять нам? Тогда, возможно, будет меньше претензий к
регистраторам как со стороны клиентов, так и со стороны
госорганов.
СФ: Вы считаете, что это действительно можно осуществить в
условиях нашей государственной системы?
МК: Не знаю. Это, безусловно, сложная реформа. Но такие меры
помогут бороться не только с самими утечками, но и со спекуляциями
на сей счет, а их тоже немало. При том, что я прекрасно понимаю тех
же милиционеров, налоговиков, сотрудников ФСФР, которые подозревают
регистраторов в махинациях. Это вообще их работа – подозревать и
противодействовать. И ко всему прочему, для таких подозрений есть
основания. Я лично неоднократно подвергался серьезному прессингу со
стороны тех или иных компаний, добивавшихся совершения нами
каких-либо махинаций или фальсификаций. А несколько лет назад,
после того как в 1998 году в стране начался бум корпоративного
шантажа, работать было еще сложнее. Это был период
перераспределения собственности в стране. Все самое вкусное и
дешевое уже было поделено, и рейдеры занялись поисками того, что
плохо охраняется новыми собственниками. Это было действительно
тяжелое время, когда, наверное, каждую неделю мы получали от
кого-нибудь по голове – конечно, в фигуральном смысле.
«Очевидно, кто-то хочет нам помешать»
СФ: В марте стало известно, что лидер мирового регистраторского
бизнеса компания Computershare ведет переговоры о покупке
регистратора «НИКойл». Эти переговоры уже привели к каким-либо
результатам?
МК: Я не могу комментировать эту тему. Наша компания даже
подписала соглашение о соблюдении конфиденциальности по поводу этих
переговоров.
СФ: А по какому пути вы сами собираетесь развивать бизнес
«НИКойла»?
МК: От акционеров мне поступило указание о заключении
стратегического альянса. И не исключено, что именно наши активные
поиски новых партнеров могли спровоцировать последние негативные
события вокруг нашей компании. Очевидно, кто-то хочет нам
помешать.
СФ: Например, «уронив» цену вашей компании?
МК: Уронить цену можно, вчинив большой судебный иск или уведя
клиентов. А за счет раздувания негативного информационного фона
можно разрушить сделку. Из-за репутационных рисков от нас могут
отвернуться потенциальные партнеры. В целом же могу сказать, что
нами рассматриваются, в частности, и варианты продажи «НИКойла»
какой-либо зарубежной компании – причем не обязательно
западной.
Кроме того, наши ключевые клиенты работают в достаточно узких
областях бизнеса. Поэтому в целом не так сложно найти
стратегических партнеров из числа крупных финансово-промышленных
групп, не имеющих регистратора, чей бизнес в обозримом будущем не
станет пересекаться с направлениями деятельности наших ключевых
клиентов.
СФ: В одном из интервью вы сказали, что, учитывая финансовые
возможности Computershare и стоимость нашего регистраторского
рынка, ей ничего не стоит стать в России монополистом. А разве у
вашего владельца, ФК «Уралсиб», таких возможностей нет?
МК: А зачем им на нас тратиться? Это же по сути инвестбанк,
который строит финансовую империю, а мы являемся для него
непрофильным активом, да еще и приносим ему репутационные риски.
Кстати, тот факт, что «Уралсибу» принадлежит регистратор, постоянно
вызывает опасения у его иностранных партнеров. По их мнению, такой
актив может вызвать на рынке подозрения в использовании «Уралсибом»
инсайдерской информации. «Уралсиб» же позиционирует себя как
совершенно открытая и публичная компания. Да и «НИКойл» как бизнес
ему неинтересен и не нужен. Поэтому в долгосрочной перспективе
«Уралсиб» намеревается избавиться от нас как от актива и работать с
нами только в качестве клиента.
СФ: Поэтому ваша компания и не была переименована в рамках
общего ребрэндинга этой финансовой группы после слияния банка
«Уралсиб» с ИБГ «НИКойл» в 2004 году?
МК: Именно поэтому.
РЫНОК
В настоящее время происходит процесс консолидации и укрупнения
российского рынка регистраторов. В основном это объясняется
ужесточением требований к ним со стороны регуляторов финансового
рынка. Так, с 1 января этого года регистратор должен располагать
собственным капиталом не менее 30 млн руб. (до этого – 15 млн
руб.). Кроме того, у него должно быть не менее 50 клиентов,
количество акционеров которых – 500 или более. Это приводит к тому,
что многие компании, обслуживавшие по 10–15 эмитентов, становятся
филиалами более крупных регистраторов. На сегодня регистраторские
лицензии имеют не более 80 компаний, причем, по оценкам экспертов,
реально функционируют еще меньше.
В конце 2004 года, по данным Профессиональной ассоциации
регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), на рынке
лидировало сразу несколько компаний. По величине собственных
средств крупнейшим был признан регистратор «Никойл» (более 240 млн
руб.). По суммарной величине собственных средств и страхового
покрытия всех превосходил Центральный московский депозитарий (более
440 млн руб.), а по количеству обслуживаемых эмитентов с числом
владельцев более 500 крупнейшим считался регистратор «Реестр» (221
акционерное общество). Кроме того, в число главных игроков входят
«Регистратор Р.О.С.Т», «СР-ДРАГа», «Национальная регистраторская
компания», «Статус» и «Иркол». |
«Лично мной в данном случае движет самый настоящий страх»
СФ: Ставит ли сейчас ваша компания перед собой задачу «подвинуть»
на рынке кого-либо из конкурентов?
МК: Ну что вы! Рынок нам этого просто не позволит. Помните, как
Ленин в свое время оценивал колонизацию стран третьего мира
ведущими мировыми державами: «Германия пришла к столу яств слишком
поздно». Или, как говорил Марк Твен: «Покупайте землю – ее больше
не выпускают». У нас уже все поделено. Должно произойти нечто
экстраординарное, чтобы крупнейшие клиенты ушли от одного
регистратора к другому,– и уж точно не похищение базы.
СФ: А что, например?
МК: Я думаю, это может случиться в первую очередь, если
регистратор будет проявлять излишнюю строптивость в вопросах цен на
свои услуги. К печальным последствиям для бизнеса регистратора
может привести и массовое хищение акций у акционеров его клиентов.
Однако пока самым серьезным основанием является продажа
регистратора другому собственнику – что мы и можем сейчас наблюдать
на примере «Сибнефти», которая после сделки с «Газпромом» перешла
от Р.О.С.Т. к «СР-ДРАГа».
СФ: Кстати, в августе именно «Сибнефть» стала первой
компанией, оштрафованной Высшим арбитражным судом из-за ошибок ее
регистратора. Каких последствий для рынка вы ждете от этого
прецедента?
МК: В данном случае ничего особенного не произошло.
СФ: Разве справедливо, что «Сибнефти» присудили штраф в 8 млн
руб. за невнимательность Р.О.С.Т., со счетов которого около трех
лет назад было незаконно списано 143 тыс. акций этой компании?
Получается, ваш клиент всегда неправ?
МК: Клиент так или иначе несет ответственность за свой реестр.
Хотя очевидно, что никто из регистраторов просто так не спустит
подобную ситуацию на тормозах – ведь была установлена его ошибка, и
его клиент понес убытки. И регистратор будет пытаться
компенсировать этот ущерб, чтобы не поссориться с компанией и не
остаться без клиента.
Да у нас и без этих судов хватает проблем с клиентами. К
примеру, к нам могут прийти со сделкой на $100 млн и совершенно
«кривыми» документами по ней. Скажем, у клиента не хватает
доверенностей или устарели уставные документы. В итоге получается,
что он просто не может сейчас провести в реестре эту сделку. По
всей Европе уже сидят банкиры и ждут от него перевода денег за
купленные активы, а ему еще месяц собирать документы, чтобы я в
соответствии с законодательством смог разрешить провести эту
операцию. Ведь завтра он куда-нибудь исчезнет, а ко мне придут из
соответствующей инстанции и расскажут, что сделка-то, оказывается,
оспариваемая. И проблемы начнутся уже у меня. Люди, бывает, сильно
удивляются, когда такая мелкая, в их понимании, сошка, как
регистратор, бизнес которого стоит на порядок меньше их сумм на
карманные расходы, пытается заморозить сделку на $100 млн. И они,
как правило, начинают его «прессовать». А лично мной в данном
случае движут не только принципиальность, но еще и самый настоящий
страх. Ведь проведение операции с акциями по «кривым» документам
грозит и компании, и лично мне много чем: потерей лицензии,
здоровья и даже свободы. Вот и приходится лишний раз все проверять
– ибо с претензиями-то в первую очередь придут именно к
нам.
Станислав Мных
28.11.2005
Секрет фирмы