Интервью: Аркадий Волож, генеральный директор компании "Яндекс"
"Ждем больших денег от крупных компаний"
Почему именно сейчас интернет-реклама становится популярной?
Сейчас в России накопился критический объем аудитории, который интересен рекламодателю. По данным социологических опросов, в России уровень проникновения интернета составляет около 19%. Это более 20 млн человек в возрасте от 18 лет (более молодую аудиторию социологи, к сожалению, не опрашивают). Кроме того, рекламодатели сами стали пользоваться интернетом. Раньше рекламодатель смотрел телевизор и понимал, что его знакомые и соседи смотрят те же передачи, что и он, и видят его рекламу. Теперь он смотрит в интернет, и к нему приходит ощущение, что в интернете находится и значительная часть его целевой аудитории. В любом офисе сейчас есть компьютер с интернетом.
Достаточно ли этого для того, чтобы начать тратить на интернет-рекламу миллионы долларов?
Интернет-площадки пока получают малую долю рекламных бюджетов. Объем рекламного рынка в России за 2005 год, по оценкам Российской ассоциации рекламных агентств, почти $5 млрд, а доля интернет-рекламы в лучшем случае составит 2%, то есть $100 млн. Малый и средний бизнес давно понял эффективность интернета. А для крупных компаний интернет становится естественной частью медиамикса, хотя еще недавно рекламодателю не приходило в голову выделить часть рекламного бюджета на интернет. Сейчас это отношение меняется.
Но сайты у крупных рекламодателей есть уже давно...
Действительно, однако перестройка маркетинговых процессов с вниманием к тому, как работает интернет, началась совсем недавно. Яркий пример рекламная кампания Volvo в США. В свое время 60-я модель Volvo рекламировалась только в интернете. 100% рекламного бюджета было потрачено там. Основные затраты это, собственно, сайт Volvo, а также рекламные ролики и баннеры, которые призваны заманить потребителей на сайт компании. Понятно, что на сайте можно узнать о новой модели во всех подробностях, укомплектовать автомобиль и купить его.
Однако даже в США доля рынка интернет-рекламы не превышает 10-15%.
Это так, но сейчас уже звучат прогнозы аналитиков о том, что доля эта будет быстро расти, и такой процесс мы наблюдаем. В то же время крупных игроков (площадок) на рынке интернет-рекламы не так много, и 10% рекламного рынка вполне достаточно для того, чтобы такие компании, как Google или Yahoo, становились медиаимпериями. По реальным оборотам Google занимает четвертое место после крупнейших в США телевизионных империй. Однако даже сейчас процесс обращения рекламодателей к интернету в такой стране, как США, мог бы идти быстрее. Дело в том, что возможности, которые открывает интернет-реклама, перестраивают сам рекламный рынок, а это довольно тяжело и не быстро.
О каких открывающихся возможностях вы говорите?
В отличие от традиционных рекламных носителей интернет очень хорошо измерим. В этом его преимущество и его недостаток. Традиционно рынок рекламы строился на ощущениях рекламодателя и его личных взаимоотношениях с рекламным агентом. Ну как, скажите, измерить эффективность конкретных носителей в массовой рекламной кампании, если она шла и на телевидении, и на радио, и в наружной рекламе? Ведь не скажешь, с какого конкретно билборда к тебе пришел человек. Интернет заставляет рекламодателей смотреть на рекламу совершенно иным образом. В интернете можно с высокой точностью рассчитать эффект рекламных показов. При желании маркетинговый отдел может получить толстый отчет, в котором все сказано: с каких рекламных площадок приходили потребители, что их интересовало. Эти измерения не оставляют места для ощущений и личных взаимоотношений.
А в России рекламодатели уже используют преимущества интернета описанным вами образом?
Да, конечно, как и во всем мире, первыми "распробовал" интернет поисковую рекламу малый и средний бизнес. Хотя и у больших брэндов бывают очень интересные решения. Например, компании Danone надо было дать рекламу на детей в возрасте 12-14 лет. Она проводила футбольный турнир среди детей "Кожаный мяч", кажется. А там уже и продвигались соответствующие аудитории продукты Danone. Ей нужно было привести на это мероприятие довольно большое количество участников турнир проводился по всей России. Как это сделать? Дать массированную рекламную кампанию по телевизору или в наружной рекламе? Слишком дорого. Даже в интернете забивать все популярные площадки баннерами было бессмысленно, ведь обозначенная аудитория составляет всего 5-10% от всего российского интернета, а кампания-то узконаправленная. И мы нашли интересный выход из ситуации показывать рекламу только тем людям, которые явно обозначили свою принадлежность к данной возрастной категории. Для этого мы изучили школьную программу соответствующих классов по литературе ведь школьники часто ищут в интернете материалы для сочинений. И стали показывать рекламу "Кожаного мяча" в ответ на запросы по "Тарасу Бульбе", "Капитанской дочке" и "Отцам и детям". У Гоголя, Пушкина и Тургенева нет никакой прямой связи ни с "Кожаным мячом", ни с йогуртами Danone. Однако аудитория была определена точно, и рекламная кампания получилась эффективной. Пример с Danone показывает, насколько эффективной может быть поисковая реклама. И пример успешного развития Google и "Яндекса" показывает, насколько она может быть прибыльной. Важно отметить, что поисковая реклама привлекает в первую очередь малый и средний бизнес, который активно способствует росту рынка интернет-рекламы в России. Уже сейчас доходы от продаж интернет-рекламы таким бизнесам измеряются миллионами долларов. У покупателей поисковой рекламы, как правило, маленькие рекламные бюджеты, и они тщательно считают деньги. Малому бизнесу нужно не создание имиджа, а клиент здесь и сейчас. И если клиент использует для поиска фразу "доставка пиццы", задача бизнеса состоит в том, чтобы разместить по этому запросу рекламное объявление со ссылкой прямо на страницу заказа, чтобы заказ клиента был отработан немедленно.
За счет чего сейчас главным образом растет рынок рекламы в интернете?
Во-первых, растет общий объем рынка рекламы в России. Во-вторых, внутри этого объема растет доля интернета. Кроме того, происходит некоторое перераспределение. Малый бизнес размещает в интернете небольшие текстовые объявления. Похоже, что здесь интернет уменьшает долю рекламно-справочных изданий, таких, как телефонные справочники или "Экстра-М". Это подтверждается и статистикой рекламного рынка: за первую половину этого года все его сегменты выросли в объеме и только сегмент рекламно-справочных изданий практически не вырос. Кроме того, мы ожидаем роста и медийной рекламы. Совсем недавно компания "Видео Интернешнл" объявила о том, что интернет сильно недооценен с точки зрения рекламы и она собирается менять ситуацию. По идее это должно привести в интернет дополнительные большие деньги от крупных рекламодателей. Мы ждем.
Интервью взял ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ
КоммерсантЪ |