Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мафия бессмертна 

«Кто за то, чтобы убить директора? Единогласно». «Мафия» захватывает российские корпорации, но это может пойти бизнесу на пользу.

Поздний вечер, почти ночь. Офис компании Pynes & Moerner полон сотрудников. Мы садимся за круглый стол, и каждый берет себе по одной карте. Корреспонденту СФ достается черная. Я – мафия. В голове ненавязчиво звучит мотив из «Крестного отца». Все закрывают глаза. Когда начинается обсуждение и мне дают слово, я говорю: «Как честный человек, ночью я спал и ничего подозрительного не слышал». Но изображать из себя добропорядочного гражданина – трудное искусство. Итог печален: даже коллеги-мафиози, не моргнув глазом, голосуют против меня. Я убит. Как только они сговорились? Теперь надо убедить голосовавших против меня честных граждан, что они ошиблись. Бессовестно вру, что мафия – «номер четвертый», который меня, честного человека, оболгал.

Следующей «ночью» мафия «убивает» партнера компании Федора Шеберстова. «Никакого уважения к начальству»,– сокрушается руководитель. Но сразу же поправляется: «Это хорошо». Даже сотрудник ресепшена легко может отстранить босса от дел. Елена Копылова, секретарь, соглашается: «Конечно, рабочие отношения накладываются на игру, но они быстро теряют значение. Посчитала, что так будет легче выиграть,– убила». Жестоко, но честно.


Бизнес как игра
Игра «Мафия» стремительно захватывает корпоративный мир. В Pynes & Moerner вот уже два с половиной года каждую среду сотрудники перевоплощаются в мафиози, шерифов и честных граждан. Но не только в этой компании по ночам «убивают» сотрудников: по всей столице активно действуют «мафиозные» клубы.

Возникнув в студенческой среде (говорят, придумали игру в МГУ), «Мафия» пускала корни везде, куда судьба забрасывала выпускников вузов. Из молодежной забавы в серьезное увлечение ее превратили игроки команды КВН Ереванского медицинского института, когда в 1997 году открыли в Москве первый «армянский» маф-клуб. Ужесточив правила, они придали игре логико-психологический характер. Затем на базе маф-клубов стали открываться корпоративные клубы. Кстати, управляющий директор компании «Тройка Диалог» Гор Нахапетян в свои студенческие годы играл в КВН. И, по слухам, в самой «Тройке» тоже увлекаются «Мафией». Говорят, даже президент «Тройки Диалог» Рубен Варданян – горячий поклонник этой игры. Около пяти лет назад по инициативе одного из топ-менеджеров, закончившего МГУ, в «Мафию» начали играть в ИФК «Метрополь». По словам PR-менеджера компании Олега Зверькова, сначала это было просто приятное развлечение во время корпоративных выездов, но впоследствии игра «переползла» в стены компании. До сих пор сотрудники, полюбившие эту игру, собираются по вечерам раз в неделю. А в IBS сегодня «Мафией» увлекаются несколько менеджеров, включая директора одного из департаментов.

Популярность «Мафии» среди персонал-зависимых компаний отчасти объясняется игровой природой деятельности этих организаций. Так, в инвестиционном бизнесе получение дохода основано на манипулировании портфелем. Рекрутинг – это всегда шоу, где кандидат разыгрывает роль перед рекрутером, а рекрутер – перед заказчиком. В консалтинге помимо деловых результатов важным конкурентным преимуществом являются навыки презентации: здесь для успеха недостаточно быть профессионалом, надо еще и уметь убедительно играть в профессионала. Используя игру в качестве модели поведения в бизнесе, компании впускают ее и в свою корпоративную культуру. Неудивительно, что их выбор чаще всего падает на «Мафию».

Исследователи выделяют два типа игр: состязание (борьба) и представление (маскарад). «Мафия» удачно сочетает в себе черты обоих типов. Она одновременно и шоу, и борьба за выживание. В отличие от карт эта игра никак не связана с деньгами, в отличие от гольфа не требует финансовых затрат, в отличие от футбола – хорошей физической подготовки. Самое главное: она приносит столь ценимое в бизнес-среде интеллектуальное удовольствие. В бескорыстной несерьезности игры скрыт ее потенциал. Кроме того, «Мафия» создает особый корпоративный календарь, и сотрудники Pynes & Moerner прекрасно помнят, когда была и чем запомнилась та или иная сессия игры. Наконец, «Мафия» способна по-новому организовать офисное пространство. Федор Шеберстов считает эту игру настолько важной, что, планируя переезд в новый офис, заказывает комнату для заседаний совета директоров с роскошным дубовым столом, который собираются использовать и для «Мафии». «Членам совета директоров стол нужен меньше, чем игрокам»,– поясняет Шеберстов.

Многие «мафиози» играют в компаниях просто так, ради забавы. Но, начавшись как развлечение, игровые сессии оказываются хорошим способом решения ряда организационных проблем.

Посвящение в мафиози
В «Мафию» играют обычно по 10–12 человек, иногда больше. Ведущий раздает каждому игроку по одной карте, которая обозначает его роль. Мелкая карта красной масти обозначает мирных жителей. Их цель -- не дать мафии одержать победу. Мафия получает черные карты; мафиози всегда меньше, чем честных людей (иногда всего двое). Бандитская группировка должна уничтожить мирных жителей и захватить власть в городе. Шериф (другое название этой роли -- Комиссар Каттани) -- бубновый король, он борец за добро и справедливость, вечный враг мафии. Для разнообразия можно добавить еще несколько ролей. СФ, например, встречал упоминание о таких экзотических персонажах, как Маньяк, Доктор, Падшая Женщина, Консильери и т. д.
После распределения ролей начинается игра -- наступает первая «ночь». Все участники надевают повязки или закрывают глаза, а мафия потихоньку открывает глаза и безмолвно знакомится друг с другом. Затем наступает «день», все «просыпаются» и вступают в дискуссию -- пытаются вычислить подозрительных людей, причастных к мафии. Каждый игрок имеет право выставить на голосование любого человека. Естественно, задача мафиози -- запутать честных жителей. После того как голосование завершилось, человек, набравший наибольшее количество голосов, считается убитым и выбывает из игры. Перед «смертью» он имеет право произнести «прощальное слово».
Наступает следующая «ночь» -- «кровавая». Опять все закрывают глаза, а мафиози, наоборот, открывают. Посовещавшись на языке взглядов и жестов, они указывает ведущему (им становится первый «убитый» игрок), кого приговаривают к смерти. Мафия закрывает глаза, и следующий ход делает Шериф (если он, конечно, еще жив). Шериф имеет право проверить на причастность к мафии одного игрока: если человек, на которого он показал, является таковым, то ведущий кивает головой. Полученную информацию Шериф будет использовать во время следующих обсуждений. «Ночь» заканчивается, и снова наступает «день». Так продолжается до тех пор, пока не победит одна из сторон.



Круговая порука
Виртуозен сисадмин в роли мафиози. Выдавая себя за Шерифа, он слезно умоляет поверить, что его коллеги по общему делу – честные люди. Кажется, что добропорядочные граждане уже готовы казнить очередного невиновного. Но коварный замысел раскрывают молодые сотрудницы компании: «Он ведет себя как „черная карта”». Мафия повержена, честные люди празднуют победу. Спустя минуту все собираются в «курилке» и начинают обсуждать ошибки друг друга.

Пожалуй, главная сила «мафиози» (впрочем, как и «честных людей») – умение организовать взаимодействие в мини-командах. В работе этот навык очень полезен. Договор с важным клиентом, интервью с ценным кандидатом, реализация рекламной кампании требуют готовности к быстрому, слаженному, но не шаблонному взаимодействию. Опыт показывает, что небольшие, из двух-трех человек, рабочие группы лучше справляются с такими проблемами, чем одиночки. Но персонал далеко не всегда готов объединяться в мини-команды.

Тренингов, нацеленных на взаимодействие в подобных группах, на рынке почти нет. Специалисты могут порекомендовать ролевые модели, в частности тренинги по системе Мередита Белбина (см. СФ 02/2005), где поведение людей в составе группы определяется совместимостью их командных ролей. Согласно теории Белбина, два-три человека с разным набором сильных ролей могут создать боеспособную команду. Для тренировки таких групп «Мафия» подходит идеально. Упрочить коллектив может любая совместная деятельность, «Мафия» же ставит перед участниками четкую задачу: построить правильную коммуникацию с союзниками. Каждый раз (обычно играют несколько сессий в один день) игрок оказывается в команде с новыми людьми и должен выработать с ними совместную стратегию против всех остальных. И неважно, знакомы и симпатичны ли ему коллеги по команде. Главное – есть общая цель.

В Pynes & Moerner за игровой стол сажают новых сотрудников. Каждый новичок получает приглашение на игру, и, как утверждают в компании, почти никто не отказывается. После нескольких сеансов незнакомые люди становятся ближе и понятнее друг другу. Это самый быстрый и недорогой способ адаптации. А консультантам рекрутинговой компании Lyte, тоже играющей в «Мафию», часто приходится искать и совместно оценивать кандидатов. В этой ситуации необходимо, по их словам, «выступить единым фронтом»: оценить реакцию кандидата на вопросы, сообщить свою оценку партнеру и подготовить согласованное решение. «Мафия» вырабатывает у специалистов своеобразные навыки оценки людей. Так, один из сотрудников Lyte говорит: «Во время встречи я оцениваю, насколько адекватно ведет себя собеседник, обманывает он или нет. Посмотришь в глаза и видишь: ведет себя как „мафия”. И подумаешь: а что, если его „убить”?” Порой ловлю себя на том, что анализирую оговорки кандидатов. Однако прямо сообщить коллеге свое мнение нельзя, и мы используем инструменты невербального общения, приобретенные во время игры».

Сами игроки рассматривают «Мафию» как удобный и, главное, бесплатный тренинг по проведению переговоров. Каждый участник предлагает собственное решение, а потом защищает свою точку зрения. Как говорит сотрудница ИФК «Метрополь» Анна Иванова (кстати, победительница чемпионата мира по игре в «Мафию», который регулярно проходит в Ереване), «игра учит быть внимательным и читать мысли других людей, основываясь на их поведении». А сотрудница компании IBS призналась, что потеряла дар речи во время своего минутного выступления, когда надо было убедить остальных игроков, что она не «черная карта». «Жуткое ощущение, но через это надо пройти. После такого тренинга во время настоящих переговоров не растеряешься»,– говорит она.

Опыт «мафиозного» взаимодействия помогает в работе и с клиентами, и с партнерскими организациями. Например, компания IBS организовала сеанс игры в «Мафию» для своих сейлз-менеджеров и представителей Microsoft. Как призналась директор IBS по связям с общественностью и увлеченный игрок Лада Щербакова, после игры общение с партнерами стало намного легче и приятнее.

Яд мафии
«Почему ты не засчитал убийство? Мафия стреляет по сговору один раз в ночь. Моя жестикуляция после первого выстрела тебя, как ведущего, совершенно не должна касаться!» – кричит консультант Pynes & Moerner Александр Мурзов на щуплого паренька. Тот парирует: «Зачем спорить! Ты же знаешь, что я всегда прав». «Да не орите вы! Все, что клиентам не можете сказать, решили друг на друга вылить?» – пытается успокоить их руководитель службы маркетинга и PR Pynes & Moerner Антон Красовский и, обращаясь к корреспонденту СФ, поясняет: «Да, такой у нас тим-билдинг».

Несмотря на всю свою безобидность, этот эпизод указывает на серьезный недостаток «Мафии» или любой другой игры, используемой в качестве корпоративного тренинга. Страсти, накалившиеся за игровым столом, могут выплеснуться в жизнь. Более того, как любая ролевая игра, «Мафия» кристаллизует сложившиеся в коллективе ролевые установки, усиливая их, что вызывает не только позитивные, но и негативные последствия. Один из подобных примеров – шпильбрехеры, т. е. игроки, нарушающие принятые в «Мафии» правила. Отказ от соблюдения правил может создать сотруднику негативную репутацию внутри организации. Если же шпильбрехерами становятся партнеры, это может привести к серьезным проблемам, например к срыву переговоров.

У «Мафии» есть еще одно важное ограничение: далеко не всякая корпоративная культура способна переварить этот «неструктурированный элемент». Промышленные предприятия, госорганизации, скорее всего, не примут эту игру. По мнению председателя совета директоров компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, «Мафия» неприемлема для так называемых серьезных бизнесов. «Я не могу представить себе совет директоров РАО „ЕЭС России” играющим в „Мафию”»,– объясняет Чичваркин.

Наконец, как это ни парадоксально, но отдача от «Мафии» будет сильнее, если воспринимать ее не как обязательное мероприятие, а именно как игру. И относиться к ней соответственно. Главное, чтобы люди не уставали друг от друга.


ЭКСПЕРТ НОМЕРА: «Для сотрудников гораздо полезнее вместе кататься на лыжах или играть в футбол»
Дмитрий Котляренко,
вице-президент Русской инвестиционной группы:


-- В нашей компании мы нашли только одного молодого человека, окончившего, кстати, Академию МВД, который слышал об этой игре и знает ее правила. Игра в «Мафию» может быть полезной для компании, она может быть интересна молодым, новым сотрудникам. Однако, по-моему, «Мафия» -- это всего лишь хороший способ поближе познакомиться сотрудникам, интересно провести время, а вот на создание командного духа требуется гораздо больше сил и времени, чем может занять игра. Настоящий командный дух появляется, когда люди вместе работают над интересными задачами, вместе решают серьезные проблемы.

Думаю, в России командный дух существует главным образом потому, что перед всеми лидирующими компаниями и теми, кто пока мечтает стать лидером, стоит ряд нестандартных, далеко не рутинных вопросов, которые приходится совместно решать. Эти задачи очень тяжелые, учитывая особенности рынка и делового климата в стране, поэтому мне кажется, что для успешного тим-билдинга играть в «Мафию» недостаточно. Командный дух поддерживается не «Мафией», а прежде всего профессиональной работой, совместным преодолением трудностей. Именно это максимально раскрывает способности сотрудников, позволяет им учиться друг у друга, к тому же помогает узнать своих коллег не только с профессиональной точки зрения, но и с человеческой, личностной.

Сидеть долгими вечерами и ночами в офисе, подкидывая друг другу черные и белые карты, не самый лучший, на мой взгляд, способ времяпрепровождения, не самый полезный. Для сотрудников гораздо полезнее вместе кататься на лыжах или играть в футбол. Особенно это необходимо тем работникам, кто слишком много времени проводит в офисе. Это не только укрепляет командный дух, но и позволяет поддерживать физическую форму и столь нужный нам всем здоровый тонус.

В нашей компании сотрудники вместе отмечают многие праздники, укрепляя тем самым корпоративный дух, создавая единую команду, способную достичь общих целей. А командные игры вроде футбола или баскетбола позволяют еще и дружески взаимодействовать с другими компаниями, что тоже может принести пользу.


Дмитрий Лисицин
02.12.2005  Секрет фирмы

02.12.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов