Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Перейдем на "ци"?

Кому нужно снимать в России цифровое кино

Мало кто знает, что United Multimedia Projects (UMP) - первая кинокомпания в России, начавшая работать в цифровом формате на всех этапах производственного цикла. Последние три года принесли ей победы на нескольких кинофестивалях. Этого оказалось достаточно, чтобы студия "Мосфильм" увидела в UMP прямого конкурента.

С распадом Советского Союза развалилась и его киноиндустрия. В 1992 году для кинематографических компаний начался непростой период, который продлился вплоть до 1996-го. Именно на эти годы и пришлось становление бизнеса Рауфа Атамалибекова, генерального директора кинокомпании UMP. В январе 1990 года, будучи студентом Ленинградского института киноинженеров, он с друзьями организовал кооператив "Студия 17", который занимался звукозаписью. "Тогда начался расцвет "кооперативного" кино, - вспоминает Атамалибеков. - Это был конец Советского Союза. Снимали все. Даже те, кто вообще не знал, с какой стороны подходить к камере. А вот профессиональных людей и оборудования не хватало. Так что мы появились как раз вовремя".

Начинать - так с Шекспира

"Студия 17" работала довольно успешно. Одним из первых ее заказов стало озвучание мультипликационного сериала по произведениям Шекспира. Он состоял из пяти фильмов, заказанных в России английской киностудией Christmas Films для показа в Великобритании телекомпанией Times Television. "На вырученные деньги - $5000 - мы тогда купили первый в нашей стране DAT-магнитофон (Digital Audio Tape - цифровая аудио-кассета. - Прим. "Ко") - рассказывает Атамалибеков. - С тех пор практически всю прибыль мы вкладываем в оборудование и расширение бизнеса".

В первой половине 1990-х в стране начал подниматься рекламный рынок. На этой волне Атамалибеков организовал новую компанию Omen, специализировавшуюся на производстве рекламных роликов. Его партнером в этом бизнесе стал Сергей Карпов - единственный человек, который работал с Атамалибековым еще до кооператива на киностудии имени Горького и продолжает работать до сих пор. Как показало время, переход от простого озвучания к полному съемочному циклу оказался одним из наиболее судьбоносных шагов в истории бизнеса Атамалибекова и Карпова. Вскоре к партнерам присоединился сценарист и режиссер Сергей Белошников ("След дождя", "Бедная Саша" и др.). Втроем молодые кинематографисты делали рекламные фильмы и разрабатывали концепции рекламных кампаний. В то время ежемесячный доход Omen составлял до $10 000.Одним из ее крупнейших клиентов стал Кредитимпэксбанк, подписавший с компанией контракт в 1995 году.

К 1996 году у Рауфа Атамалибекова созрела идея создания профессиональной студии звукозаписи. От "Студии 17", представлявшей собой по большому счету "студенческий междусобойчик", новая компания должна была отличаться примерно так же, как детская железная дорога отличается от настоящей. С предложением профинансировать проект бизнесмен обратился к руководству Кредитимпэксбанка. Так бывший клиент стал партнером, на деньги которого было закуплено современное монтажное, видео- и звуковое оборудование. Оснащение приобреталось с прицелом на будущее развитие студии. Ведь неизвестно, когда она в следующий раз нашла бы столь щедрого инвестора. Впрочем, Кредитимпэксбанк вовсе не собирался заниматься благотворительностью. За свои деньги он получил в компании контрольный пакет. Новая студия получила название UMP и обосновалась на территории киноконцерна "Мосфильм". С конца 1997 года UMP, наконец, смогла заняться именно тем, для чего и была создана из нескольких специализированных студий и агентств, а именно - объединением всех этапов кинопроизводства в единую технологическую цепочку: от идеи до продажи изготовленного на ее основе продукта. Еще до переезда на "Мосфильм" в UMP вошло актерское агентство "Макс", возглавляемое Ларисой Исаевой. Услугами агентства, названного в честь сына Исаевой Максима, уже тогда пользовались такие известные актеры, как Александр Балуев, Ингеборга Дапкунайте и Алексей Кравченко. "Рауф приютил агентство, когда у него самого офис располагался в бывшем бомбоубежище на Новинском бульваре, - вспоминает Исаева, возглавляющая агентство до сих пор. - Я благодарна Рауфу, он помог мне выжить в сложное время".

А время для киноиндустрии тогда было действительно сложное. Так, за весь 1997 год в России сняли только 19 фильмов. В период 1995 - 1997 годов компания Атамалибекова предоставляла в основном услуги постпродакшна (монтаж, озвучание и т.п.). Да и за ними клиенты в очереди, мягко говоря, не выстраивались.

Изгнание с "Мосфильма"

Августовский кризис 1998-го UMP преодолела довольно успешно. Имело место некоторое падение производства, но до серьезного простоя мощностей дело не дошло. Наиболее известные первые проекты UMP - это "Бременские музыканты" Александра Абдулова, "Остановка по требованию" Джаника Файзиева и все телесериалы, прошедшие на телеканале "Россия". В стенах "Мосфильма" Атамалибекову работалось хорошо. "Тогда у нас не было вообще никаких конкурентов, так как в кинопроизводстве наблюдался упадок, - рассказывает бизнесмен. - На студии Горького в то время все развалилось. На "Мосфильме" разрухи, конечно, не было, но и новые заказы приходили нечасто. Поэтому мы делились клиентами с "Мосфильмом".

Именно запуск полного производственного цикла, позволявшего снимать фильмы, как говорится, "под ключ", во многом поспособствовал развитию UMP после августовского дефолта. "На "Мосфильме" мы не имели возможности расширяться дальше, - вспоминает Атамалибеков. - К тому же в 2000 году, когда наша киноиндустрия только-только начала подниматься, на "Мосфильм" пришел новый директор Карен Шахназаров и попросил нас освободить помещение, отказавшись продлить договор аренды. Несмотря на то, что в тяжелые для "Мосфильма" времена мы отдавали им часть своих заказов, Шахназаров посчитал нас своими конкурентами". Поэтому в 2001 году UMP пришлось переехать в Дом ветеранов кино. Атамалибеков арендовал там чердак, который переоборудовал под офис. Актерское агентство "Макс" в 2001 году снова стало самостоятельной компанией. За четыре года существования под крылом UMP оно окрепло и начало работать автономно. Больше две компании друг в друге не нуждались. Так что "на крышу" Дома ветеранов кино Атамалибеков переезжал уже без "Макса", который до сих пор располагается на "Мосфильме".

К настоящему времени UMP (если считать ее правопреемницей всех предыдущих инкарнаций кинобизнеса Атамалибекова) участвовала в создании более 35 художественных фильмов и сериалов. С компанией работают Валерий Тодоровский, Алексей Учитель, Александр Митта, Сергей Члиянц и другие. Успех своего бизнеса Атамалибеков во многом связывает с уважительным отношением к клиентам. "В киноиндустрии многое построено на личных связях, - аргументирует он свою позицию. - Если клиенту нравится с нами работать, то он придет еще раз. Это основная идея, которую я отстаиваю с момента основания нашей компании. Если кто-то из клиентов не возвращается, то это мое поражение". Впрочем, об успехе или неуспехе бизнеса Атамалибекова приходится судить исключительно по косвенным признакам, таким как количество проектов и список сотрудничающих с компанией знаменитостей. О своих оборотах и прибыли в UMP предпочитают не говорить, что лишний раз подтверждает тезис о непрозрачности отечественной киноиндустрии.

С первых дней работы UMP ее постоянным клиентом и партнером стала компания Валерия Тодоровского "Рекон-ТВ", сотрудничающая с телеканалом "Россия" (так начиная с 2002 года называется канал РТР; сам режиссер в 2000 году стал советником генерального директора "России" по кинопроизводству. - Прим. "Ко"). Практически все свои проекты Тодоровский делает с UMP. "Я был хорошо знаком с Рауфом Атамалибековым задолго до того, как он стал бизнесменом, - вспоминает режиссер. - Мне он был симпатичен и близок как человек. Когда я запускал проект "Каменская" в 1999 году, передо мной остро встал вопрос о постпродакшне. Ведь одно дело - озвучить один-единственный, пусть и полнометражный фильм, и совсем другое - 16 серий. Здесь нужна помощь партнера, который мог бы взять на себя всю ответственность за качество и сроки производства. К тому времени Рауф уже создал компанию, специализировавшуюся на постпродакшн. Мне было очевидно, что для него это не только зарабатывание денег, но и призвание. "На стороне мы сделали буквально считанные проекты. Да и то лишь потому, что у Рауфа не хватало мощностей".

Примерно с 2000 года в России начали появляться новые киностудии, специализировавшиеся на постпродакшн. Несмотря на то что в 1998 году Атамалибеков диверсифицировал свой бизнес за счет запуска полного производственного цикла, постпродакш по-прежнему оставался важным источником дохода для его компании. Конкуренция между киностудиями возросла. Крупнейшими конкурентами UMP в сфере постпродакшн являются RWS (Russian World Studio), которая по заказу американской компании Hallmark Entertainment сейчас снимает в Москве фильм "Икона" - экранизацию одноименного бестселлера Фредерика Форсайта, и "А-Медиа", специализирующаяся на телесериалах. Именно благодаря последней россияне получили возможность насладиться сериалами новой формации таких, как "Моя прекрасная няня" и "Бедная Настя". С некоторых пор две эти компании вторглись и в другую "вотчину" UMP - цифровое производство кинопродукции. Около полутора лет назад они начали снимать часть своих фильмов "на цифру". Да и "Мосфильм", глядя на более молодых и агрессивных конкурентов, недавно приобрел одну цифровую камеру. Однако на полный отказ от пленки никто из них пока не решился.

К сожалению, конкуренты не откликнулись на просьбу "Ко" прокомментировать деятельность UMP. "Мы все в хороших отношениях, - говорит Атамалибеков. - Что касается "Мосфильма", то мне трудно назвать его своим конкурентом. Ведь это огромная государственная компания. Мы ожидаем появления на рынке новых игроков. Для нас это было бы хорошо. Мы постоянно ищем, где бы разместить новые заказы, так как своих мощностей уже не хватает".

Народ хочет нон-фикшн

В 2003 году Кредитимпэксбанк продал свою долю в бизнесе UMP структуре, связанной с одним из иностранных банков. Покупатель, как и продавец, был в свое время клиентом UMP, у которой заказывал рекламу. По словам Атамалибекова, новый акционер никак не влияет на политику компании.

В 2005 году Атамалибеков пригласил в UMP своего давнего знакомого Никиту Евгана, автора и ведущего телепередачи "Двойной портрет" на ТВЦ. Впрочем, UMP он понадобился не как телеведущий, а как автор ряда документальных фильмов, среди которых, например, "Секретное досье: фанатские войны". При его участии в UMP был создан департамент документального кино. Два фильма производства этого департамента в 2005 году стали номинантами национальной телевизионной премии ТЭФИ: лента о Фрунзике Мкртчяне была выдвинута каналом "Россия" в качестве лучшего документального проекта, а "Летаргический сон. Мнимая смерть" - Первым каналом как лучшая научная передача. Телеакадемики подарили Орфея Мкртчяну и "прокатили" Первый канал. Документальным кино UMP начала заниматься своевременно. Сегодня оно пользуется большой популярностью у телезрителей. Особенно людей привлекают фильмы, посвященные знаменитостям.

Технология работы киностудий с телеканалами весьма проста. Первые представляют вторым список тем для съемок фильмов. Телеканалу остается выбрать интересующие его темы, а затем выкупить готовый продукт у студии. Без предварительного заказа канала нет смысла снимать ни телесериалы, ни документальное кино. "По рейтингам документальное кино довольно успешно, и в определенных тайм-слотах на равных конкурирует с художественным, - рассказывает Атамалибеков. - Так что для нас оно является хорошим подспорьем. С его помощью мы реализуем свои творческие и бизнес-амбиции". По мнению Атамалибекова, у российских документалистов есть неплохие шансы со временем достичь уровня коллег из BBC. "Бюджеты у них, конечно, огромные, нам такие и не снились,- говорит он. - Но отечественный рекламный рынок растет высокими темпами, по некоторым оценкам - на 20% в год. А вместе с ним растут и бюджеты на кино. Так, например, сегодня за документальный фильм можно получить от заказавшего его телеканала до $25 000 - 35 000". По привычке доверяя своему антрепренерскому чутью, Атамалибеков в 2005 году вновь активизировал работу департамента по производству рекламы, который последние годы функционировал достаточно вяло. "Мы начали развивать услуги product placement'а, - говорит Сергей Карпов. - Рекламные ролики как таковые сейчас не являются для нас приоритетом. Хотя, если появляются интересные предложения, мы от них, конечно, не отказываемся".

Последние несколько лет обороты UMP растут на 100% в год. Прибыль составляет в среднем 10 - 15% от оборота. В штате киностудии сегодня числится около 30 человек - инженеры, звукорежиссеры и операторы. Творческие единицы - сценаристы, художники, актеры и другие работают по контракту.

Кроме того, кинокомпания активно развивает свое анимационное направление. Заканчивается производство полнометражного анимационного фильма "Бабка-Ёжка и другие" и начинается работа над фильмом "Синяя Борода". Их бюджеты в UMP не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну.

В 2005 году компания открыла второй офис на территории киностудии им. Максима Горького. Полтора года назад Рауф Атамалибеков и генеральный директор киностудии Станислав Ершов договорились переоснастить весь ее производственный участок, связанный с монтажом и озвучанием фильмов. С тех пор за данное направление на киностудии отвечает UMP.

Космос против пиратов

За последние пять лет отечественная киноиндустрия выросла в разы. Так, если в 2000 году на большой экран было выпущено 22 российских фильма, которые собрали в прокате смехотворную сумму $1,5 млн, то в 2004-м 51 российский фильм собрал уже $32,5 млн. Наряду с низкой платежеспособностью населения развитие киноиндустрии сдерживается малым количеством современных кинотеатров. Сейчас их в России менее 500 (около 850 экранов). Для сравнения: в СССР их было порядка 10 000, тогда кинопрокат являлся для государства вторым по прибыльности бизнесом после продажи алкоголя. "Если количество экранов в России возрастет хотя бы до двух-трех тысяч, это уже будет здорово, - считает глава UMP. - У нас, например, есть планы по развитию сети цифровых кинотеатров". Особенность последних заключается в том, что загрузка фильмов в базу данных осуществляется посредством спутниковой связи, и весь контент защищен многоступенчатой системой кодировки. При этом у каждого кинотеатра есть собственный уникальный ключ доступа. Такой подход, во-первых, сокращает расходы на дистрибуцию фильмов, а во-вторых, в какой-то мере защищает от пиратства.

Проект строительства собственной сети цифровых кинотеатров Рауф Атамалибеков вынашивает уже несколько лет. По его словам, он близок к началу реализации своего бизнес-плана. "Рауфа я знаю давно, он всегда добивается успеха в своих начинаниях, - рассказывает издатель журналов "Видеомагазин" и "Кинобизнес сегодня" Александр Семенов. - Однако я пока не вижу особой перспективы для цифровых кинотеатров. Подобный проект потянет только крупная корпорация, у которой есть большие финансовые резервы. То, что задумал Рауф, - штука перспективная, но сейчас рано даже говорить о каких-то конкретных сроках. Хотя сейчас все так быстро развивается..."

Что такое United Multimedia Projects

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1997

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: производство художественных фильмов, телесериалов, рекламы; постпродакшн

ПАРТНЕРЫ: телеканалы Первый, Россия, НТВ, ТВЦ, СТС, ТНТ, "Студия ТРИТЭ", "Централ Партнершип", "Мосфильм" и др.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: постпродакшн - 100 серий в год, собственное производство - 25 серий в год (одна серия - 52 мин.)

ШТАТ: около 30 человек. На контрактах могут работать до 200 человек одновременно

ВЛАДЕЛЬЦЫ: Рауф Атамалибеков, Сергей Карпов, зарубежный банк (принадлежит более 51% акций)

Кассовые сборы отечественных фильмов в кинопрокате СНГ

Год Количество фильмов Сборы, млн $
1997 19 0,2
1998 24 0,4
1999 24 3,0
2000 22 1,5
2001 39 2,0
2002 42 6,2
2003 40 8,3
2004 51 32,5

Количество фильмов, собравших в российском кинопрокате более $1 млн


Год Количество фильмов
1997 0*
1998 3
1999 4
2000 9
2001 21
2002 24
2003 49
2004 77

*самый кассовый фильм "Люди в черном" собрал $540 000

Источник: журнал "Кинобизнес сегодня"


Елена Абрамова
07.12.2005  Журнал "Kомпания"

07.12.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов