Интервью: Александр Винокуров, председатель правления «КИТ финанс»
«Больше 1 млрд – уже страшновато»
Компания «КИТ финанс» на днях запустила ипотечную программу. О том, что заставило инвестбанк, специализировавшийся на облигационных займах, заняться кредитованием населения, рассказал председатель правления «КИТ финанс» Александр Винокуров.
«Ипотечные облигации могут иметь кредитный рейтинг,
сопоставимый с суверенным»
«Секрет фирмы»: Сейчас многие банки изъявляют желание заняться
ипотекой. Очень хочется принять участие в национальном
проекте?
Александр Винокуров: Приятно, когда выгодный бизнес еще и
совпадает с национальной идеей, является делом нужным и полезным
для общества. Естественно, хорошее паблисити облегчает развитие
бизнеса. Но я не думаю, что частные банкиры принимают решения,
руководствуясь только такими критериями, как социальная значимость.
Наверное, все же надо исходить из экономических факторов.
Во-первых, процентные ставки в стране уже достаточно долго
снижаются. Поэтому любой бизнес, который приносит доход, достоин
внимания, а доходность ипотечного бизнеса уже приближается к тому
уровню, который банки считают интересным. Во-вторых – тут я уже
рассуждаю с позиции инвестиционного банкира – высок спрос на ценные
бумаги, обеспеченные российским риском. Достаточно посмотреть на
сделки по секьюритизации портфеля автокредитов. Ипотечные ценные
бумаги могут при определенном качестве закладных получать рейтинги,
сопоставимые с суверенным.
Наконец, те банки, которые думают о повышении капитализации,
должны развивать ритейл, чтобы быть интересными потенциальным
инвесторам. А если еще и президент скажет, мол, вы, ребята,
молодцы, то, естественно, будет приятно.
СФ: Успешность в банковском ритейле определяется наличием
большой сети продаж. У «КИТ финанс» такой сети нет. Как собираетесь
продавать свои продукты?
АВ: Если посмотреть на наши офисы в больших городах и на
численность тамошнего населения, то получится, что немало людей
живут в получасе езды или ходьбы от офисов «КИТ финанс». Сейчас
офисы есть в 20 городах. После двух лет работы с паевыми фондами мы
имеем 15 тыс. счетов пайщиков на эти 20 офисов. Соответственно,
если мы к концу 2007 года выдадим 20 тыс. кредитов, то будем
считать это оптимальным результатом.
С точки зрения организации продаж ипотека гораздо сложнее других
розничных банковских продуктов. Чтобы наладить технологию выдачи
ипотечных кредитов, мы потратили не меньше сил, чем тогда, когда
выпускали акции и облигации. Другое дело, что с точки зрения сбора
платежей это уже чистый ритейл. И если мы будем успешны в выдаче
кредитов, то воспользуемся услугами какого-то агента или
банка-агента, которого мы попросим помочь собирать платежи по
ипотечным кредитам. Сами собирать не будем. Наша задача – много
выдавать, чтобы получить много закладных.
В принципе если бы мы могли покупать закладные на рынке у
розничных банков, тогда, возможно, не занимались бы первичной
ипотекой. Но нынешний объем закладных не так велик, как хотелось
бы, поэтому мы решили не только рефинансировать существующих
игроков, но и самостоятельно выдавать кредиты, чтобы ускорить
формирование пула закладных.
СФ: А «КИТ финанс» по силам конкурировать с АИЖК?
АВ: Сейчас с точки зрения рефинансирования мы предложили
достаточно конкурентоспособные условия. Они позволили региональным
банкам задуматься о том, кому продать закладные. Но создавать
структуру, параллельную АИЖК,– дело бесперспективное. Хотя об этом
заявили уже несколько игроков, включая «Совфинтрейд» и «ТуранАлем».
Все равно крупнейшим игроком на рынке ипотечного рефинансирования
должно остаться АИЖК. Хотя бы потому, что должен присутствовать
единый стандарт. У АИЖК есть все возможности, чтобы обеспечивать
сохранение такого стандарта.
В одиночку полноценной системы рефинансирования мы не создадим.
И конкуренции систем рефинансирования тоже быть не должно.
Насколько я знаю, в АИЖК прорабатывают вопрос о создании
организованного рынка торговли закладными. Когда эта штука
появится, параллельные системы рефинансирования просто исчезнут, а
мы превратимся в одного из участников этого рынка, надеюсь, очень
серьезного.
Александр Винокуров родился в 1970 году в Лихославле
(Тверская обл). В 1993-м, окончив экономический факультет
Калининского госуниверситета, устроился на работу в
Тверьуниверсалбанк (ТУБ). В 1997 году, после краха ТУБа, возглавил
московский филиал Ухтабанка. Однако уже в октябре 1997-го переехал
в Петербург и по приглашению своего студенческого приятеля и
тогдашнего зампреда Балтонэксимбанка Федора Андреева занял в этом
банке пост начальника управления корпоративных финансов. В 1999-м
стал одним из руководителей инвесткомпании «Балтонэксимфинанс», на
базе которой затем была создана брокерская фирма «Вэб-инвест.ру».
Банк, ныне называемый «КИТ финанс», Винокуров возглавляет с февраля
2000-го. Согласно официальной информации, ему принадлежат 18% «КИТ
финанс». |
«Некоторым застройщикам не помешает пообщаться с
налоговой»
СФ: Вы предложили клиентам оформлять сделки по покупке квартир с
помощью рублевого аккредитива. Но выдержит ли эта новация
конкуренцию с традиционно используемыми в таких случаях наличными
долларами?
АВ: Почему-то пока продавцы и покупатели квартир считают такой
способ более надежным. Но он дороже. Превращение безналичных денег
в наличные объективно подразумевает и некую себестоимость, и некую
банковскую прибыль.
Я уверен, что через два-три года 80–90% сделок будут проходить в
рублях и через аккредитив. Это очень естественный способ.
Подписывается легкий, изящный договор, и деньги поступают продавцу
только тогда, когда покупатель получил все необходимые
документы.
В Москве и Питере у нас будут ячейки – столичные жители любят
брать кредит в долларах и рассчитываться ими же. А в регионах у нас
уже прошли сделки по аккредитивам. И все в порядке – квартиры
поменяли хозяев.
СФ: В конце квартирных цепочек обычно находится застройщик. А
он, как правило, берет наличные…
АВ: Нефтяники уже платят налоги? Платят. Вот и застройщики
будут платить. А то сколько можно? При зарплате в $1000 неуютно
яхты покупать. Нервы же не железные у всех.
Торговля раньше была бизнесом, построенным исключительно на
наличке. А что теперь? Все крупные игроки на международную
отчетность переходят. Хотят привлечь дешевые займы или готовятся к
IPO. Если у кого были «скелеты в шкафу» – вынуждены их показывать,
работу по схемам прикрывать, делать все цивилизованно.
Государство должно создавать хорошие условия для тех, кто платит
налоги. Стимул номер один: можно заработать больше, если ты –
«белая» компания. Это уже для каких-то бизнесов работает. То есть
очень хорошо, что люди понимают: платя налоги, они больше
зарабатывают.
Вторая сторона. Мы – банк – заинтересованы в том, чтобы все
перемещения наличности в стране проходили «по-белому» и желательно
в рублях. Нам это облегчит процедуру и сократит значительное
количество рисков. Но банки же являются основным кредитором
покупателя. Ведь у очень многих людей нет денег, чтобы сразу купить
квартиру. Соответственно, накопив большой объем денег, мы создаем
безналичный спрос. А этому спросу должно быть адекватное
предложение.
Если застройщики будут торговать квартирами «по-черному», они не
найдут спроса. Мы – потенциальный спрос, мы и будем диктовать,
какое мы хотим получить предложение.
Естественный ход вещей гораздо лучше. Хотя некоторым
застройщикам, наверное, не помешает дополнительно пообщаться с
налоговой.
ДОСЬЕ Инвестиционный банк «КИТ финанс» был создан в 1992 году.
Тогда он назывался «Пальмира» и контролировался структурами,
близкими к питерскому «Метрострою». В 2000 году контрольный пакет
банка был куплен возглавляемой Александром Винокуровым брокерской
фирмой «Вэб-инвест.ру». А в 2001-м «Пальмира» была переименована в
честь своего нового главного акционера. И уже под этим именем банк
получил известность, став одним из лидеров национального рынка
долгового капитала. С 2001-го по 2005 год Вэб-инвест банк принял
участие в 100 сделках по привлечению финансирования для российских
корпораций и субъектов федерации. В числе его клиентов АЛРОСА, РЖД,
«Аладушкин групп», «Талосто».
Очередной ребрэндинг банк затеял в 2005 году, желая избавиться
от «интернета в названии». Новый брэнд «КИТ финанс» позаимствован у
входящей в группу «Вэб-инвест» управляющей компании «Креативные
инвестиционные технологии» (КИТ). По размеру собственного капитала
(3 млрд руб.) «КИТ финанс» занимает 46-е место в рейтинге
крупнейших российских банков. |
«Можно остаться без контрольного пакета, но с доходностью»
СФ: Наряду с ипотекой у «КИТ финанс» есть еще один громкий проект,
связанный с Транскредитбанком. В прошлом году вы вошли в совет
директоров ТКБ. Что дальше?
АВ: У банка «КИТ финанс» есть ряд клиентов, которые
инвестировали свои деньги в 25% акций Транскредитбанка. Эта группа
клиентов-инвесторов выражает заинтересованность в увеличении своего
пакета акций ТКБ. По их поручению мы изучаем такую возможность. Для
этого мы получили в московском главном управлении Банка России
разрешение на приобретение контрольного пакета ТКБ, если аукцион
состоится, а цена удовлетворит клиентов. В программе приватизации
на 2005 год ТКБ упомянут. Но информации о том, в какой форме и в
какие сроки будет проводиться аукцион, у нас пока нет.
СФ: «КИТ финанс» активно сотрудничает с РЖД. А эта корпорация
также претендует на контрольный пакет ТКБ. Не возникнет ли тут
конфликта интересов?
АВ: Я тоже читал, будто ОАО РЖД заинтересовано в том, чтобы ТКБ
оставался опорным банком отрасли. Но в принципе все же зависит от
цены: все равно банковский бизнес не является для РЖД профильным. И
я думаю, что при обсуждении таких параметров, как цена и размер
выставляемого на аукцион пакета, РЖД и наши клиенты могут
договориться. Тем более что наши клиенты уже являются акционерами
ТКБ, а РЖД пока еще нет.
Если же в РЖД посчитают приобретение пакета ТКБ экономически
очень важным, то компания сможет предложить на аукционе цену,
превышающую ту, которую готовы заплатить другие претенденты. А наши
клиенты в любом случае получат выгоду, даже если им не удастся
приобрести контрольный пакет ТКБ. За прошедшие полтора года
российский финансовый сектор заметно повысил свою инвестиционную
привлекательность. Как акционер «КИТ финанс» я очень доволен этим
обстоятельством. И наши клиенты тоже имеют возможность зарабатывать
на росте финансового сектора. Мы, будучи держателями 2% акций
Промстройбанка, принимали участие в торжественном росте его акций.
Сейчас мы активно работаем с банком «Возрождение». Тоже очень
перспективный объект инвестиций.
Можно остаться без контрольных пакетов, без «политики», но с тем
главным продуктом, который мы производим для клиента,–
доходностью.
РЫНОК
Эксперты прогнозируют, что объем выданных в России ипотечных
кредитов в 2005 году достигнет $1,2 млрд. Это почти в полтора раза
превышает показатель предыдущего года. Тем не менее по ипотеке в
стране приобретается не более 2% квартир. И по соотношению объема
ипотечных кредитов к ВВП Россия значительно уступает не только США
и Западной Европе, но и странам бывшего соцлагеря.
Иными словами, емкость ипотечного рынка, несмотря на лидерство
государственных Сбербанка и Внешторгбанка и иностранного
Райффайзенбанка (которые в совокупности на сегодняшний день выдали
около 70% от общего объема кредитов), позволяет занять свое «место
под солнцем» частным российским финансовым институтам.
Рефинансированием ипотечных кредитов сегодня занимаются Агентство
по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), банк «Дельтакредит»
(ныне принадлежащий французскому Societe Generale), Райффайзенбанк
и «Совфинтрейд» (аффилирован с Газпромбанком). |
«По работе с долговыми инструментам мы – номер один»
СФ: А в какой степени в своем бизнесе вы используете пресловутый
административный ресурс?
АВ: На мой взгляд, имеющие давнюю историю доверительные
отношения, которые не были омрачены какими-либо неприятными
ситуациями, только помогают в бизнесе. Когда возникает отход от
стандартной процедуры, очень важно наличие высокого доверия. Когда
кроме контрактов есть еще и некая ответственность, желание не
подвести человека, с которым ты давно сотрудничаешь. Но те сделки,
которыми мы гордимся, не имеют отношения к административному
ресурсу, это чистый рынок.
СФ: В отличие от других российских инвестбанков «КИТ финанс»
пока не организовал ни одного IPO. Хотя впору уже говорить о том,
что в России начинается бум первичных размещений. Порой создается
ощущение, что вы занялись ипотекой и ипотечной секьюритизацией,
когда осознали, что на рынке акционерного капитала занять
лидирующие позиции не удастся.
АВ: На самом деле сейчас наш бизнес делится на две
составляющие: инвестиционно-банковский, для институциональных
клиентов и эмитентов, и управление благосостоянием частных
клиентов. Ипотека – часть последнего. Точно так же, как ПИФы,
управление пенсионными накоплениями и т. д. IPO, LBO, облигации –
это работа инвестиционного банка. Там тоже все идет своим чередом,
согласно определенной стратегии.
Рынок IPO растет, хотя сделок еще не очень много. Но, к
сожалению, растет в сторону глобальных инвестбанков. Самые крупные
российские размещения происходят в Лондоне.
Нам хотелось бы, чтобы лучшие российские эмитенты размещались на
ММВБ. Если не удастся сохранить и развить национальную фондовую
инфраструктуру, то все наши стратегические конкурентные
преимущества, позволяющие «КИТ финанс» стать одним из организаторов
IPO, резко будут таять.
СФ: Но МДМ-банк, «Ренессанс капитал» все-таки организовывают
IPO…
АВ: Тут есть и субъективные причины. Основной бизнес у нас
долгое время был сосредоточен на работе с долговыми инструментами.
В этом секторе мы однозначно «номер один», как в торговле бумагами,
так и в работе с институциональными инвесторами.
Но на рынке акционерного капитала принципиально другая структура
инвесторов. Поэтому мы активно развиваем equity trading, но
объективно в этой сфере не являемся лидерами.
А ведь здесь все взаимосвязано. Рынок первичных размещений, так
же как и в случае с облигациями, обязательно должен быть подкреплен
работой трейдеров. Поэтому у нас хорошо идет работа по
андеррайтингу облигаций, но пока не было IPO.
Мы рассматриваем сочетание M&A, организации выпуска акций и
облигаций как наиболее перспективное направление с точки зрения
именно инвестиционно-банковского бизнеса. Тем более, я думаю,
сейчас будет много всего происходить именно в нашем размере сделок
– когда сливаются компании с оборотом по $50–100 млн, когда речь
идет о финансировании в пределах $1 млрд. Больше миллиарда – уже
страшновато. Тут уже надо выходить с кем-то вместе на международный
рынок.
Александр Бирман
18.12.2005
Секрет фирмы