Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Аморалка на потоке

Алиби-агентства превратили обман в выгодный бизнес

Люди,в большинстве своем - никудышные лгуны и бездарные манипуляторы: убедительно наврать жене или боссу для них - непосильная задача. Профессиональная помощь в плетении паутины лжи сейчас превратилась в коммерческую услугу, на которой неплохо зарабатывают алиби-агентства.

Нравственный закон - не во мне

Фирм, продающих алиби на заказ, в России и во всем остальном мире становится с каждым годом все больше. Новаторами в этом специфическом бизнесе принято считать немцев. В Германии о "профессиональных лгунах" впервые заговорили в начале 1995 года, когда механик Иенс Шпигензиф основал "Бюро безупречного алиби". На создание нового бизнеса его вдохновил пример школьного товарища, который был вынужден постоянно оправдываться перед собственной супругой за измены и долги. На работе у него тоже возникали неприятности с начальством из-за прогулов, которым он без особого успеха пытался придумать уважительные причины.

Шпигензиф начал давать консультации беспутным мужьям и никчемным работникам, а также обеспечивал их показаниями лжесвидетелей, готовых подтвердить придуманную им версию событий. Догадываясь, что соотечественники не захотят платить за столь сомнительные услуги, результат которых непредсказуем, Шпигензиф решил брать с клиентов вознаграждение только после удачного разрешения их проблемы.

Стоимость подобных услуг колебалась в диапазоне от 8,5 до 60 евро, и хотя на недостаток клиентов владелец "Бюро безупречного алиби" не жаловался, его бизнес не мог долго просуществовать при столь низких расценках.

В дополнение к консультациям для неверных супругов Шпигензиф вскоре освоил еще одну экономически интересную, хотя и неоднозначную с точки зрения закона, нишу на рынке профессиональной лжи: он предложил своим клиентам услуги по созданию так называемых новых идентичностей. Компания открыто предлагала помощь в смене имени, оформлении новых удостоверений, водительских прав и дипломов. Мотивация и дальнейшее использование документов агентство не интересовало. Цена услуги, в зависимости от срочности и сложности заказа, могла достигать десятков тысяч евро.

В рекламных обращениях к потенциальным клиентам Иенс утверждал, что ничего противозаконного не совершает: он не занимается подделкой документов, а лишь оказывает профессиональную помощь в получении новых. У полиции, которая неоднократно проверяла деятельность бюро, в итоге не нашлось к нему никаких претензий. Но пресса придерживалась мнения, что Шпигензиф - обычный мошенник, зарабатывающий на заметании следов как мелких грешков, так и серьезных правонарушений.

На подобные выпады предприниматель неизменно отвечает, что деятельность его если и можно назвать преступной, то лишь с позиций особо рьяных моралистов. И если он преступает закон, то только нравственный.

Идея в Германии прижилась, и уже через пару - тройку лет последователи Иенса вовсю действовали на территории страны. В прессе это явление получило название "агентства бессовестной лжи". Затем, уже в конце 1990-х годов, профессионалы обмана появились в Японии. Их там называют "вакаресасейа", или "разбиватели": при помощи современной техники и профессиональных актеров они помогают японцам и японкам порвать отношения с надоевшими супругами, без лишнего шума уволить подчиненного или "поссориться" с неугодным приятелем. Услуги этих специалистов стоят дорого, но носители культуры, в которой табуировано слово "нет" и не приняты открытые конфликты, готовы за это платить. По различным оценкам, в Стране восходящего солнца действует 12 - 15 компаний-"разбивателей", оборот которых превышает $10 млн в год.

Женщины в русских селеньях

Почти одновременно с Японией подобные структуры появились и в нашей стране. Одним из первых в начале 1999 года в столице открылось "Алиби Агентство" Дмитрия Петрова. Как и немецкий родоначальник индустрии, он начал с услуг по обеспечению алиби неверным супругам.

Самый доступный сервис его агентства выглядит следующим образом: клиент получает телефонный номер, по которому отвечает оператор агентства, подтверждающий легенду заказчика. "Да, это спортзал..., санаторий, и т. п."

Значительно более сложная по исполнению услуга - "алиби-туризм". Клиенту, которому необходима полная иллюзия пребывания в той или иной стране, оформляется путевка и билеты. Заказчик по "прибытии" может продемонстрировать сфабрикованные фото и - если того требует легенда - заранее приобретенный в солярии загар. Кроме того, "путешественника" снабжают полной информацией о том месте, которое он "посетил", памятными сувенирами и, при необходимости, даже "попутчиками", которые могут подтвердить ложь о совместной поездке.

Но застенчивые российские "ходоки налево" пока еще не привыкли при угрозе возможного разоблачения обращаться за профессиональной помощью в решении столь интимных вопросов. Поэтому компания переключилась в основном на организацию корпоративных розыгрышей и так называемых случайных знакомств - искусственных ситуаций, которые помогают клиенту наладить контакт с интересующим его объектом.

К Дмитрию Петрову нередко обращаются люди, запутавшиеся в паутине собственной неумелой лжи. Он вспоминает случай из практики, когда к нему пришла студентка, сочинившая для своих друзей историю про собственное замужество. Когда обман раскрылся, девушку затравили насмешками. В агентстве фантазерке надели обручальное кольцо, снабдили свадебными фото и подыскали "молодого мужа" для знакомства с подружками. Создание иллюзии брака обошлось фантазерке в $700.

Похожие проблемы регулярно приходится решать хозяину компании "Алиби для Вас" Андрею Райскому. "Молодая особа, живущая в другом городе, обратилась в фирму с просьбой прислать актера на роль будущего супруга и отца ее ребенка, - рассказывает Райский. - Сотрудничество продолжалось довольно долго, и на данный момент "жених" отрабатывает гонорар за границей".

Идея заняться нестандартным бизнесом посетила Андрея Райского в 2003 году. Как и во многих аналогичных компаниях, команда сотрудников формировалась из знакомых специалистов и приятелей "не без способностей". Людей со стороны алиби-агентства стараются не брать: в соискателях чаще всего оказываются безработные аферисты. Над креативным сценарием готовящегося действа в агентстве Райского работают сообща и решают проблему клиента настоящим мозговым штурмом. Часто заказчики приходят уже с готовой идеей, а бывают случаи - приводят родных и друзей, желающих поучаствовать в шоу.

Основная клиентура Райского - женщины с не сложившейся личной жизнью. Брошенные жены обеспечивают "Алиби для Вас" около 80% заказов. Соответственно, агентство специализируется на особо изощренных способах, с помощью которых можно вернуть в семью или просто проучить загулявшего супруга.

Не только любовь

В Санкт-Петербурге клиенты алиби-агентств испытывают необъяснимую тягу к разного рода ограблениям, похищениям и незаконным арестам. Типичный питерский заказ - помочь клиенту сбежать к любовнице со скучного семейного торжества. Сотрудники агентства грозно стучат в дверь, представляются милиционерами и забирают заказчика "на следственный эксперимент".

В Краснодаре специалисты алиби-агентств, напротив, отмечают больший интерес к их услугам со стороны сильной половины человечества. Особым спросом там пользуются проверки на преданность жен-бесприданниц. Семья переезжает в бедную "хрущевку". В короткие сроки продается мебель, машина и любимая шуба жены. Роли грубоватых грузчиков и счастливых покупателей семейных ценностей исполняют сотрудники агентства. Проверку "суровой правдой жизни" выдерживает лишь малый процент жен, попавших под подозрение. Обычно за мнимым разорением следует настоящий развод.

Впрочем, подобные спектакли используются не только для того, чтобы убедиться в искренности чувств супруги. Это также популярный способ "развести" партнеров по бизнесу, чтобы выйти из игры или отсрочить выплату долга. Иллюзия нищеты помогла уже не одному заказчику, сыграв на жалости настоящих кредиторов, отсрочить или даже списать долг.

В последнее время все чаще в российские алиби-агентства обращаются служащие, которые ощущают в себе нереализованный потенциал, но не могут найти путь к сердцу начальника, чтобы вознестись по карьерной лестнице на соответствующий уровень. Примером манипулирования решениями руководителя может служить "операция", проведенная одним из агентств в Новосибирске. К начальнику отдела местной компании, который возвращался поздно с работы, неподалеку от офиса пристала группа хулиганов. Когда у жертвы уже не осталось сомнений, что сейчас его будут бить, на сцене появился молодой сотрудник отдела, тоже засидевшийся в офисе допоздна. Он столь решительно встал на защиту босса, что хулиганов как ветром сдуло.

Банальный сценарий отлично сработал, у объекта манипуляции даже возникло было ощущение, что его разыграли, но преодолеть в себе чувство благодарности и дружеское расположение к своему спасителю он уже не смог. Молодой человек получил повышение, а прибавка к его зарплате за пару месяцев с лихвой окупила затраты на постановку этого розыгрыша.

Агентства берутся также за формирование личного имиджа внутри компании. Заказчика начинают заваливать по факсу и электронной почте приглашениями на деловые встречи, банкеты или конференции. Затем корпоративная система перлюстрации перехватывает несколько писем этому сотруднику от компаний-конкурентов: ага! его пытаются сманить на двойной оклад. Пристальное внимание руководства к деятельности такого сотрудника гарантировано.

"Профессионалы лжи" также принимают заказы на создание трудностей в личной или профессиональной сфере у противников клиента. В этом случае они требуют полную информацию о жизни и деятельности "объекта". Метод используется для временного устранения от дел бизнес-партнеров, коллег или конкурентов. Эта услуга считается самой трудоемкой и дорогостоящей, за нее просят от $1500. Накладные расходы агентств тоже ложатся на клиентов, а они обычно немалые. Фирмам приходится содержать автопарки, штат актеров, закупать сложную аппаратуру.

Невидимая индустрия

Кто же эти люди, которые выбрали ложь в качестве профессии? Как правило, это выходцы из творческих цехов, по духу - романтики с деловой хваткой. Среди основателей агентств можно встретить представителей журналистской братии, психологов, писателей, рекламщиков и актеров. Связи в профессиональной среде помогают им подобрать креативную и творческую команду. К тому же занятость в агентстве далеко не всегда предполагает уход из основной профессии. Друг с другом агентства почти не контактируют, о своих реализованных проектах не распространяются и за деятельностью конкурентов почти не следят.

Услуги по обеспечению алиби рынком можно назвать с большой натяжкой. Алиби-агентства, обслуживая в среднем 200 клиентов в год, как правило, не регистрируют юридического адреса. Офисом им служит арендованная квартира, где проводятся встречи с клиентами. Заказы они принимают по телефону или электронной почте, а рекламируются только в Интернете. Для отваживания праздно любопытствующих агентства берут плату $50 - 80 при первой встрече с клиентом. Свою проблему обратившийся излагает в присутствии психолога и юриста. На первой консультации определяется круг задач, которые хочет решить клиент, и примерно оценивается бюджет, который он готов на это выделить. Стоимость стандартной услуги - вроде подготовленного оператора на телефоне - не превышает $150 - 200. Постановка "случайных знакомств" при простом сценарии стоит от $400 до $1000. Забавно, что во многих бюро можно приобрести месячные абонементы на пользование некоторыми сервисами, а также предусмотрены дисконтные программы для постоянных клиентов.

Конечно, опасность разоблачения велика, даже если врать помогают профессионалы - фирма не дает никаких гарантий. Кроме того, документы, которые могут предоставить в агентстве: справки из больницы, выписки, рецепты, сертификаты или дипломы - всегда являются фальшивыми. И если объект манипуляции решится на проверку подлинности, обман непременно вскроется. В таком случае призывать кого бы то ни было к ответу бессмысленно, агентства обещают лишь помощь в создании легенды, а всю ответственность за результат дела несет заказчик.

Сотрудники алиби-агентств все как один отвечают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не возьмутся за работу, связанную с криминалом и обманом лиц моложе восемнадцати лет. Некоторые из них утверждают, что им приходилось отказывать клиентам, желавшим заказать особо жестокие и циничные розыгрыши. Впрочем, представления о границах нравственности у этих людей, надо признать, довольно специфические.

Когда коварный план уже приведен в исполнение, клиент нередко начинает испытывать муки совести. Неверные супруги каются обманутым половинам, работники приходят с повинной к начальству. Часто разочарование возникает в результате осознания несоразмерности затраченных денег и результата. В любом случае, обращаясь в алиби-агентство, нужно помнить, что договоры, подписанные с дьяволом, не подлежат судебной защите.


Инга Фоменко
15.12.2005  Журнал "Kомпания"

15.12.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов