На всех шарах
В России всегда были в моде синие и красные шары размером 8 см
АДЕЛАИДА СИГИДА
Всего лишь несколько фирм в России занимаются производством елочных игрушек. В тройку лидеров входят компании "Елочка" и "Иней", существующие еще с советских времен. Третья компания, "Зимние сказки", появилась в 2000 году, и за этот короткий срок успела добиться значительных успехов. Два года подряд она выигрывала тендер на право наряжать своими игрушками кремлевские елки. В этом году игрушки у "Зимних сказок" Кремль закупать не стал: "Сказали, что еще прошлогодние разбить не успели",- пояснил директор фирмы Ринат Зайнетдинов.
Город мастеров
Москвич Ринат Зайнетдинов закончил Плехановский институт в ту пору, когда, по словам Рината, никакого образования Плехановский институт не давал: "Учили одну историю КПСС и насаждали идеологию".
Еще в советские времена Ринат понемногу стал заниматься бизнесом, а в 1990-е побывал даже соучредителем небольшой газовой компании.
В 2000 году друзья предложили ему возглавить производство елочных игрушек.
Фирму назвали "Тойс продукт": - Я никогда не мечтал заниматься елочными игрушками,- говорит Ринат.- Но в принципе мне было все равно, чем заниматься. Я очень быстро вникаю в технологию любого производства. Через несколько дней после назначения меня директором "Тойс продукта", я знал, как дуется игрушка, как она раскрашивается.
Производство Ринат организовал в Клину - это исторически сложившийся город российских стеклодувов. Там множество заводов и фабрик, в том числе производственные цеха российского лидера в области игрушек компании "Елочка": - В Москве стеклодува не найти,- рассказал Ринат.- Да и открыть цех очень сложно. Нужен подведенный газ, газовые горелки. Некоторые стеклодувы до сих пор работают на керосиновых горелках, но это уже устаревший метод. Чтобы открыть новый стеклодувный цех, нужно пройти огромное количество инстанций, согласовать проект с десятками различных служб. С одной стороны, это тормозит развитие производства, с другой- это правильно, ведь газ опасная штука. Конечно, мы не стали открывать новый цех, просто арендовали уже существующий.
Вначале на производстве работали десять стеклодувов. В день каждый выдувал по 300 шаров. В Польше Ринат заказал пресс-формы для изготовления фигурных елочных игрушек: - Вначале хотели заказать их на российском заводе. Приехали, нас там долго разглядывали, а потом заломили цену в три раза выше, чем за границей.
В Польше каждая пресс-форма обошлась Ринату в тысячу евро, но зато теперь "Тойс продукт" мог выставить на рынок такую продукцию, которая отличалась от продукции конкурентов. Выдувать фигурки намного сложнее, чем шары,- в день стеклодув может выдуть всего лишь 100 фигурок, поэтому и цена их значительно выше.
В своем производстве Ринат столкнулся с целым рядом проблем - например, выяснилось, что мужчины у нас в стране не хотят работать: - Мужчины желают трудиться только на руководящих постах. А на любом другом фронте лучше работает женщина. У меня даже стеклодувы - женщины, хотя это очень тяжелый и вредный труд, стеклодувы раньше других уходят на пенсию.
Творческие натуры
Если в Клину шары выдували женщины, то раскрашиванием шаров в Москве занялись мужчины. Ринат подошел к этому вопросу со всей серьезностью и решил делать такие елочные шары, которые были бы не просто игрушкой, а настоящим произведением искусства.
Пригласил студентов Суриковского, Строгановского и других художественных училищ. Но поскольку шары предназначались все-таки не для коллекций, а для обычных новогодних елок, то и плата за труд была невысокой: - За пейзаж Коломенского на шарике я платил 15 рублей,- рассказал Ринат.- Художники спрашивали: нам за 15 рублей работать? Я говорил: а вы разрисуйте за день 100 шаров, и получите 1500 рублей.
Но нет, художник так не может- два шара разрисовал, и ходит, курит. Подходит ко мне и говорит - а вам картину не надо нарисовать? Три на три метра, Куликово поле. Студенты Строгановского еще более-менее старались, а Суриковского - только вели разговоры и мечтали, как они прославятся.
Под мастерскую Ринат снял отдельное помещение. Там постоянно работали два десятка художников. Еще столько же трудились дома: - Художники вообще очень любят работать дома.
Из-за подобных сложностей от труда художников Ринату вскоре пришлось отказаться - сейчас труд студентов используется только раз в году в январе, когда фирма объявляет в художественных училищах конкурс. Студентам раздаются шары, они их раскрашивают, и лучшие шары запускаются в производство. В конце зимы все производители елочных игрушек собираются на выставку, где демонстрируют свои новые коллекции на следующий Новый год. То есть новые елочные игрушки приходят к нам с годичным опозданием - те, которыми мы будем на этот Новый год наряжать свои елки, были придуманы почти ровно год назад, и целый год производители выпускали эти игрушки, хранили их на складах, чтобы в этом году выставить на продажу.
Фирма Рината делает каждый год 50 новых шаров и 15 новых фигурок. Но есть такие шары и фигурки, которые все пять лет существования фирмы пользуются неизменной популярностью: - Это домики и избушки. Я думаю, они никогда не выйдут из моды.
Колючий бизнес
Хотя "Тойс продукт" всеми силами старался не занимать ту нишу, которую занимает расположенная поблизости "Елочка", из Клина им все же пришлось уйти. К этому времени владельцам "Тойс продукта" надоело это бестолковое занятие, и они отдали игрушечное производство в собственность Ринату Зайнетдинову. Он сразу переименовал "Тойс продукт" в "Зимние сказки" - хотел, чтобы у российской фирмы было российское название.
Ринат перенес производство в другой "город мастеров" - Карачев Брянской области. При этом все управление фирмой осталось в Москве: - В Карачеве у нас только женщина-директор, которая вовсе не управляет производством, а просто выдает зарплату. Я сам езжу туда на машине по несколько раз в неделю - 400 км в один конец. Гостиницы в Карачеве нет, негде даже остановиться. Поэтому я приезжаю утром и уезжаю вечером.
В Карачеве, как и в Клину, производство было основано не на пустом месте- "Зимние сказки" купили готовый завод елочных игрушек, который к тому времени не работал: - У них все склады были забиты продукцией, которую они до сих пор все еще пытаются продать. Когда мы туда пришли, прежние хозяева предприятия с радостью приняли наше предложение продать нам производство. А когда мы запустили цеха, и они увидели, что предприятие может функционировать и приносить прибыль, то спохватились - такая коровка нам и самим нужна! Теперь строятнам всякие козни.
Первой неприятностью было то, что Рината угораздило купить завод без туалетов: - Оказалось, что туалеты у них находятся в отдельном строении,- рассказал Ринат.- Когда я покупал здание, то этого не знал, и никто мне ничего не сказал.
Потом оказалось, что все производственные площади - в моей собственности, а помещение с туалетами - в собственности бывшего хозяина. Рабочие в первый же день пошли к нему в туалет, а он их не пустил. Я тогда сам поехал в Карачев, пришел к нему и говорю - это же твои рабочие, они же у тебя работали. Давай, я тебе буду платить. Он ни в какую. Пришлось срочно проводить канализацию.
Однако туалетами дело не кончилось - прежние хозяева стали обвинять рабочих в предательстве: - Начали их запугивать, говорить "не верьте москвичам, москвичам лишь бы урвать- они тут денег нахапают и уйдут". Дошло до того, что стали угрожать нашим работницам, что если они не уволятся, то потом их прежние хозяева на работу не возьмут, когда мы уедем "обратно к себе в Москву".
Бывшие владельцы предложили Ринату продать фабрику обратно, а, получив отказ, начали строить рядом новое производство: - Я не понимаю, почему они так не любят москвичей? - удивляется Ринат.- В Москве человек садится за руль и проезжает в день сто километров, а в провинции ему лень на другую улицу перейти. Я приезжаю в Карачев, там на лавочке сидят мужики - все безработные. Предложил им работать на предприятии на стройке. Они спрашивают, а какая зарплата? Показалось мало. Отказались - и дальше сидят, нигде не работают.
Скоро я привезу бригаду из Белоруссии, а в Карачеве мужики будут дальше на лавочке киснуть и говорить, что москвичи сидят на шее у всей страны.
Зато работой женщин Ринат вполне доволен: - Слава богу, женщины рисовать Куликово поле размером три на три метра не стремятся. Они старательные, хорошо делают свою работу. И стеклодувы в Карачеве опять же женщины. В основном старой закалки, но недавно взяли несколько учениц, чтобы передать им свое мастерство.
Ведь стеклодувов ни в каких учебных заведениях не учат.
Несмотря на уникальность профессии, получают стеклодувы всего 4 тыс. руб.
Шаровая технология
Сейчас на производстве Рината работают полтора десятка женщин-стеклодувов и 60 женщин-художников. Художники не имеют специального образования, но владелец пришел к выводу, что этого для разрисовывания шаров и не нужно: - Рисовать самый сложный пейзаж можно научиться за два месяца,- рассказал Ринат Зайнетдинов.- В Москве ко мне однажды пришел отставной военный, который никогда ничего не рисовал, а тут вдруг решил разрисовывать новогодние шары. Сначала за день раскрашивал один шар, потом два.
Через неделю пришел ко мне и говорит- наверно, я никогда не научусь. А потом стал раскрашивать в день по сто шаров! Перед тем как шар попадает к художникам, его окрашивают маляры. Маляров на производстве всего два, они красят шары не вручную, а с помощью распылителя.
Чтобы шар приобрел блеск, его серебрят изнутри методом распыления. Если шар предполагают сделать матовым, то серебро не наносится.
По словам Рината, каждый российский производитель имеет свой собственный стиль, и перепутать шары разных фирм невозможно. Особенностью продукции "Зимних сказок" является сложный рисунок. Поэтому цена шаров выше, чем у конкурентов: - У нас есть шары, которые нужно рисовать очень долго. Таких художник может нарисовать в день не сто, а всего 15. И цена, соответственно, повышается. Или те же корпоративные заказы: цена на шары с символикой выше, чем цена обычных шаров, мэрии Сургута шары обошлись в 500 руб. за штуку, Гостиному двору- по 800 руб. Обычный же шар в магазинах не стоит дороже ста рублей.
"Зимние сказки" делали шары с символикой "Самсунга", МТС, "Смирнова" и других компаний. Некоторые фирмы хотели видеть свое наименование не на шарах, а на фигурках, например на колокольчике.
Металлические штучки, за которые шары за ниточку вешают на елку, фирма закупает в Польше. По словам Рината, у нас в России такие металлические детали есть, но они слишком простенькие и некрасивые. Краску для шаров производит специализированная фирма в Германии, блестки делают корейцы.
Раскрашиваются шары обычными кисточками, но часть художников красит шары по старой советской технологии - тампонами.
Их стараются переучивать.
Падение конкурентов
На первый взгляд этот малоконкурентный бизнес кажется еще и довольно прибыльным- доход от одного елочного шарика составляет 40%. Однако, по словам Рината Зайнетдинова, делать шары очень непросто: - Постоянная головная боль. Вы представляете, что такое выпускать продукцию, которая востребована один раз в году! Нужно иметь большие склады. Все осложняется еще и тем, что у нас огромная страна, и наши игрушки, например, не доходят до Сахалина. Там игрушки китайские.
По словам Рината, в Москве китайские шары нашим не конкуренты - они пластиковые и довольно низкого качества. Европейцы отечественному производителю конкурентами тоже не являются: - Поляки продают свои шары по 10 евро. Это очень высокая цена для нашего потребителя. Иногда я вижу в продаже елочные игрушки, на которых написано, что они произведены в Германии. В это я не верю: привезти сюда игрушки из Германии- очень дорогое удовольствие, и они не могут стоить тут столько, за сколько продаются.
Самыми серьезными конкурентами для наших производителей несколько лет были украинцы: - Когда они получали наш газ практически бесплатно, то выдували елочные игрушки в каждом коровнике и поставляли их в Россию по копеечной цене. Мы не знали, как с ними бороться: всего год назад они очень сильно выдавливали нас с российского рынка.
Однако в этом году на Украине появились проблемы с газом, и шары исчезли с рынка: - Российские производители новогодних игрушек очень довольны: наконец-то правительство повернулось лицом к отечественному производителю и подняло цены на газ для внешних потребителей.
По словам Рината, серьезной конкуренции между отечественными производителями на российском рынке не существует: есть несколько постоянных производителей и несколько таких, что пытаются делать игрушки в сезон. К последним относится, например, Томский электроламповый завод. Однако их продукция до Москвы не доходит.
Что же касается "Зимних сказок", то они большую часть своих шаров и фигурок продают в Москве через торговые сети.
- На елочные шары, как на одежду, каждый год своя мода,- рассказал Ринат.- В мире постоянно меняется цвет популярных шаров, их украшения. Законодателем моды является выставка елочных украшений во Франкфурте. Однако мы за мировой модой не всегда следим, как и наши граждане не всегда следят за мировой модой на одежду. Вот европейцы модничают, а россияне и американцы в чем ходили, в том и ходят. Так и елочные игрушки - у нас в России всегда были в моде синие и красные шары размером 8 см.
Деловая газета "Бизнес" |