Отметить и отметиться
Новые оттенки старых традиций
КАРЕН ГАЗАРЯН
Всенародно любимый фильм "Карнавальная ночь" высмеивал бюрократов, зажимающих частную инициативу и творческое мышление. Но не только. В далеком 1956 году он рассказал тогда еще глубоко советскому народу о том, как сплоченный коллектив не дал упырю испортить празднование корпоративного Нового года. Упырь вроде бы и начальник, но на самом деле фильм снят во славу корпоративной этики: товарищ Огурцов - чуждый корпорации элемент, пришелец, инородное тело, исполняющий обязанности директора. С тех пор многое изменилось: традиции корпоративного празднования Нового года вполне можно назвать устоявшимися.
Лада Сюткина, директор по персоналу и административным вопросам Collers International, говорит, что традиции эти "очень разные и зависят от принятой в компании корпоративной культуры и от заложенного на празднование бюджета. Часто компании ограничиваются просто банкетом в ресторане. Некоторые добавляют к банкету еще и выступление звезд эстрады различной величины, известность которых варьируется в зависимости от платежеспособности компании".
Земфира или Дед Мороз
Приглашая звезду, компания отчаянно пытается выделиться, проявить творческое мышление. Однако параметры этого мышления заданы каналами центрального телевидения, по которым эти самые звезды поют несколько суток напролет, превращая Новый год в ночь на Лысой горе или шабаш в Пещере горного короля. Хоть на корпоративных праздниках поют другие звезды, принцип неукоснительно соблюдается.
Салат "Оливье" в горло не лезет: то ли это хорошо, что не Пугачева с Задорновым, а кто-то не слишком известный, самобытный, так сказать, художник, то ли плохо: что мы, лохи какие-то, слушать полузабытых исполнителей? Возможно, по этой причине звезда все чаще выбирается общепризнанная, институционализированная, а главное, щедро, но безболезненно растиражированная. По имени Дед Мороз. Как считает директор по развитию ГК "Институт тренинга АРБ-Про" Мария Воллина, "сейчас все более распространенной становится детская новогодняя елка, которую организуют корпорации для детей своих сотрудников".
Школьный привкус подобного праздника позволяет самим сотрудникам окунуться в счастливый и безоблачный мир детства. Так примерно рассуждает руководство компании, планируя организовать новогоднюю елку, держа в голове идею о том, что корпорация - это семья, и в самый светлый праздник лучше еще раз вколотить эту мысль в подсознание менеджеров низшего, среднего и высшего звена.
Католическое или православное
Организаторов корпоративного Нового года на их славном пути поджидает Мисс Серьезная Проблема: как быть с Рождеством? С одной стороны, привычка копировать западные стандарты диктует Рождество отмечать. С другой - это католическое Рождество, а живем мы в России. На взгляд Лады Сюткиной, традиции отмечать Рождество в российских компаниях пока нет, кроме того, далеко не все компании стараются отдыхать так же долго, как предлагает им наше государство. По словам Марии Воллиной, вопрос, отмечать Рождество или нет, "зависит от количества иностранных сотрудников в компании. Если их довольно много, они, конечно, празднуют свое католическое Рождество, и ощущение праздника как-то само собой передается и российским коллегам".
Подобный подход может в какой-то момент обернуться празднованием Рош-а-шана- еврейского Нового года, отмечающегося, как известно, в сентябре.
Словом, с теми или иными вариациями празднование корпоративного Нового года в офисе, на фуршетный манер, с ритуальными подарками, тостами, самодеятельностью сотрудников и звезд эстрады являет собой причудливый, но зачастую унылый гибрид семейного застолья с производственным совещанием. Стараясь не очень много пить, чтобы не наговорить друг другу наболевших гадостей, сотрудники сами не замечают, как становятся все больше похожи на людей из телевизора. 150-миллионный народ, влюбленно приникающий к телеэкранам в ночь с 31-го на 1-е, плохо отдает себе отчет в том, что смотрит на самом деле видеозапись грандиозной корпоративной вечеринки. Конкуренты и заклятые друзья, объединенные сферой шоу-бизнеса, обсыпанные конфетти, сидят под гирляндами и натужно улыбаются, хлопают, чокаются и всячески делают вид, что им настолько приятно друг друга видеть, будто они очень соскучились, тогда как на самом деле они видят друг друга едва ли не ежедневно и давно готовы перегрызть друг другу глотку.
Здесь или там
Может быть, ввиду заведомой скуки и предсказуемости такого локализованного празднования (даже в случае, если оно перемещено из офиса в ресторан) все больше входят в моду выезды на природу или даже за границу. Заместитель генерального директора туристической компании "Тэтис-делтур" Елизавета Серебрякова поведала нам, что туристические фирмы в последние год-два стали активно осваивать корпоративный рынок: появился спрос. "Процентное соотношение корпоративного туризма зависит от направления,- говорит она.- Если говорить о поездках по России, то удельный процент составляет примерно 20% от рынка, а если о поездках в дальнее зарубежье, то он существенно меньше - около 5-7%. Крупные корпорации предпочитают дорогостоящие отели, как правило, те, где у них проводятся обычно встречи с иностранными партнерами. Еще в чести горнолыжные курорты или морской отдых (Гоа, Таиланд). Компании среднего уровня выбирают трех-пятизвездные отели на территории Египта, Турции и Кипра. И те и другие отдают предпочтение отелям, работающим по системе all including".
В Новый год без all including никак нельзя, так как эта магическая формула предполагает наличие бесплатной выпивки не только в баре, но и в ресторане отеля. Можно не выходить за пределы трехзвездных или пятизвездных апартаментов и праздновать, праздновать, праздновать - до тех пор пока не произойдет обещанное Дедом Морозом и Снегурочкой чудо.
Впрочем, Лиза Серебрякова считает, что для некоторых корпоративных клиентов отдых в России предпочтительнее в связи с его доступностью и отсутствием необходимости оформлять загранпаспорта.
Общее или частное
Выезды на природу пользуются все большей популярностью именно потому, что чисто физическому ощущению удаленности от офиса сотрудники радуются, как дети.
Лада Сюткина рассказывает, как этим летом сотрудники их компании провели на свежем воздухе тренинг по командообразованию. Он назывался "Лесной курс". "Мы бегали по лесу, преодолевали всяческие препятствия, а вечером была дискотека под открытым небом,- говорит она.- Все сотрудники остались очень довольны. Вне всяких сомнений, проведение таких мероприятий в разумных пределах, два-три раза в год, очень эффективно для сближения людей и создания сильной корпоративной культуры". С ней согласна Мария Воллина: "Совместный корпоративный отдых помогает построить более прочные отношения между сотрудниками".
Казалось бы, более прочных отношений между сотрудниками трудно и желать: компании все реже и все с меньшей охотой предоставляют своим сотрудникам отпуска, чтобы несчастные трудоголики могли построить более прочные отношения между членами своей семьи.
Самые продолжительные в России праздники - новогодние - теперь тоже под угрозой.
Впрочем, зима, осень, весна, лето - корпоративный Новый год может случиться в любой сезон и в любой точке мира, на Гавайях, в Гоа или на Золотом кольце России. Разницы никакой. Потому что на первом плане - построение прочных отношений между сотрудниками, необходимость дальнейшего роста корпоративной культуры и подтверждения иерархических связей, чтобы никакой товарищ Огурцов, вдруг спрыгнувший с неведомой сосны, не сумел испортить светлый праздничек.
Деловая газета "Бизнес" |