Современный покупатель избалован донельзя. Поэтому продавцы товаров и услуг идут на любые ухищрения, чтобы привлечь и удержать клиента. Все чаще используется метод два в одном например, органичное соединение кафе и библиотеки. Компания LVMH идет дальше и предлагает взыскательному клиенту новое сочетание бутик-музей.
Владельцы нового центрального бутика Louis Vuitton на Елисейских Полях в Париже по-разному называют свое детище: храм роскоши, символ Франции или культурный эксперимент все, что угодно, но только не магазин или бутик. И это несмотря на то, что в четырехуровневом помещении площадью 1800 кв. м представлены тысячи товаров. То, чему действительно удивляется посетитель, так это культурному эксперименту, а именно: произведениям современного искусства, чрезвычайно удачно вписавшимся в интерьер, художественной галерее и магазинчику, где продаются книги по истории брэнда Louis Vuitton, туризму, искусству и дизайну.
Два в одном
Идея соединить бутик с музеем возникла два с половиной года назад, после того как Марк Джейкобс был назначен главным дизайнером Louis Vuitton, а ассортимент товара компании вырос более чем в три раза. Тогда же представилась возможность увеличить площадь магазина на Елисейских Полях. Встал вопрос о том, как организовать огромное пространство таким образом, чтобы оно не довлело над посетителями. Было решено разбить его на уровни и многочисленные закутки. Получилось что-то вроде площадки для прогулок, а-ля музей Гуггенхайма.
Решив вопрос с организацией пространства и воплотив идею путешествия по бутику, владельцы подумали о его контекстном, культурном наполнении. Так в бутик пришло искусство.
Особого внимания заслуживают три арт-объекта. Первый видеоролик под названием Alpha американца Тима Уайт-Собески, показываемый на экране размером 2 на 2,5 м. Ролик транслируется рядом с эскалатором (или, как ее здесь называют, лестницей путешествий), соединяющим отдел сумок с отделом женской обуви. Второе произведение мерцающая световая скульптура под названием Новая жизнь работы американского художника Джеймса Туррелла. И наконец, Потеря восприятия датского автора Олафура Эльяссона инсталляция, имитирующая потерю ощущений, она располагается рядом с эскалатором, доставляющим посетителей из отдела дорожных сумок на седьмой этаж. В самом скором времени здесь, на седьмом этаже Louis Vuitton, откроется Культурное пространство Louis Vuitton иными словами, художественная галерея.
Конечно, то, что люксовая компания открыла свою художественную галерею, факт не оригинальный. У Prada есть Fondazione Prada это одна из самых значительных галерей современного искусства в Италии, Cartier владеет Fondation Cartier в 14-м округе Парижа. Да и соединение бутика с галереей стало уже рядовым явлением в частности, в торговом зале бутика Azzedine Alaia витрины и стеллажи созданы по эскизам режиссера Джулиана Шнабеля.
Однако внедрение настоящего не декоративного современного искусства, произведения которого можно увидеть в таких музеях, как лондонский Tate Modern, или, например, в Национальной галерее в Берлине, это явление совсем другого порядка. Мы являемся свидетелями больших перемен, уверен арт-критик Алекс Коулс. Он цитирует другого художественного критика Клемента Гринберга, который однажды заметил: Искусство всегда, как золотой магнит, притягивало к себе обеспеченных людей.
При этом, добавляет Коулс, искусство всегда находилось в некоторой недосягаемости. Теперь же, когда искусство помещено в контекст коммерции, расстояние между ними полностью исчезает.