Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Как в старой доброй Франции

Все признают, что ее товар уникальный, но рисковать никто не хочет

МАРИЯ ПЕТРИЩЕВА

Стефани Сенешаль называет себя "маленьким дизайнером". Она родилась во Франции, училась на модельера по классу театрального костюма. В возрасте 22 лет познакомилась с женщиной, изменившей ее судьбу. "Придумывать только театральные костюмы было немного скучно. И когда моя подруга выходила замуж, я предложила ей свои услуги по пошиву свадебного платья, хотя до этого ничего подобного не делала. Она мне сказала, что уже заказала платье в небольшом необычном магазинчике. А владелице с загадочным именем Zelia нужен ассистент". Стефани и Зелья стали работать вместе. Теперь одна в Париже, другая - в Москве.

Когда Зелья была маленькой девочкой, ее звали Натали. Однако распространенное имя не соответствовало ее фантазиям о самой себе, и она взяла имя бабушки-голландки. Зелья, в отличие от Стефани, совсем не имела профессионального образования.

Она приехала в Париж из бедного пригорода, нашла инвесторов и открыла магазинателье. На момент знакомства со Стефани магазину было три года.

- Чем вы были полезны друг другу? - Она учила меня мыслить нестандартно, экспериментировать, нарушать правила.

Зелья всегда делала экстравагантные, роскошные платья. Ее наряды не для повседневной жизни, не все их могут себе позволить, поэтому в какой-то момент она решила, что нужно сосредоточиться на свадебных платьях. Когда мы начинали, 12 лет назад, было очень тяжело. Рынок во Франции был совершенно не готов к продукции Зельи.

- В чем были сложности? - Франция - консервативная католическая страна. И с эпохи Наполеона III сложилась традиция белого свадебного платья.

Но раньше такого канона не существовало, свадебные платья были разноцветными, не однотонными, из разных тканей. И Зелья естественным образом использует этот прием. Поначалу нам приходилось уговаривать каждого клиента по три часа. Размещать рекламу во всех глянцевых журналах, участвовать в выставках. Так, постепенно во Франции Зелью узнали все.

В Москву, в Москву

Первый вынужденный разрыв в партнерстве с Зельей произошел у Стефани, когда она уехала с мужем на его историческую родину, в Киев. В 1997 году она впервые посетила Москву.

Та ей совсем не понравилась.

Вернувшись во Францию, Стефани стала работать на марку "Белла" - свадебные и вечерние платья прет-а-порте.

- Почему вы не сразу возобновили сотрудничество с Зельей? - Пока я отсутствовала, она нашла иного человека. И потом мне хотелось набраться другого опыта, узнать, как устроено массовое производство. И я еще раз убедилась, что предпочитаю эксклюзив и ручную работу. Серийные платья тоже недешевые - они стоили тогда от 800 до 3 тыс. франков, не считая тройных магазинных наценок.

Но что хуже всего - продавцы в таких магазинах к своим клиентам относятся с хамским пренебрежением. И поэтому, как только Зелье вновь понадобились мои услуги, я сразу согласилась.

В 2000 году Стефани вместе с Зельей открыли второй магазин, на Монпарнасе. Все шло чудесно вплоть до 2004 года, пока мужа Стефани не пригласили на постоянную работу в Москву.

- Я была не готова к переезду. Мы только открыли второй магазин, мне нравилось вновь работать с Зельей рука об руку. А что делать в Москве, я вообще не представляла.

Однако спустя год перед Стефани встал типичный женский выбор: либо семья, либо работа. И она решилась. Сенешаль договорилась с Зельей, что попробует продавать ее платья в Москве. Взяла 15 образчиков.

Сняла на Арбате через французских знакомых огромную квартиру за $3 тыс. в месяц, превратила ее в шоу-рум-мастерскую.

Истала думать, как привлечь клиентов.

Окно в Париж

- Вы вложили в аренду и ремонт шоу-рума свои средства. Что было дальше? - Стала изучать местный рынок. Пешком ходила по магазинам и смотрела ассортимент. Поняла, что основная конкуренция у вас идет между марками прет-а-порте и люксом, а вот мидл-класс практически не представлен. Стилистически игровых вариаций на свадебную тему в Москве вообще никто не продает. И значит, место для меня есть. Начала я с того, что устраивала мини-презентации во всевозможных мебельных магазинах.

- Это имело смысл? - Клиентов не было очень долго, но на показе в мебельном салоне "Окно в Париж" я познакомилась с Инной Чеботок, и она помогла мне открыть фирму.

Инна: "Я была очарована показом.

Нас представили друг другу общие друзья.

Я еще не успела толком понять, что Стефани хочет обсудить деловые условия, как она уже сказала: "Все, работаемвместе".

Скорее всего, это был жест отчаяния с ее стороны, но Стефани крайне нуждалась в человеке, который разбирается в местных бизнес-реалиях".

Любопытно, что у Инны также не было опыта самостоятельного бизнеса, да и к модной индустрии она не имела никакого отношения. Она финансист, долгое время работала в банке. "Когда Стефани предложила мне работу, я подумала, что это хорошая возможность проявить себя, сделать что-то новое в жизни".

Инна, как практик, решила, что проще всего будет сдавать платья на реализацию.

Но не тут-то было.

- Салоны не заинтересованы в том, чтобы брать наши платья на реализацию. Все признают, что товар уникальный, но рисковать не хотят. Проще работать с теми марками, отношения с владельцами которых уже сложились и русские клиенты к ним привыкли. Если же говорить о свадебных агентствах, то у нас этот бизнес в зачаточном состоянии, весь спектр услуг не предоставляет никто. И тогда мы поняли, что без открытия своей фирмы не обойтись.

Инна зарегистрировала ООО "Сенешаль" через обычную юридическую контору, что стоило примерно $400.

- Как они и обещали, все сделали довольно быстро, за две недели. Мы выбрали 15-процентную налоговую систему.

Основные сложности были не в этом.

Стефани до сих пор не имеет официального права работать в собственной компании, так как у нее нет грин-карты. Выступая в качестве учредителя, она не может одновременно быть генеральным директором. А право на работу для иностранца в России - очень хитрый процесс. Нужно пройти две комиссии, в каждой из которых доказать свою уникальность, незаменимость и особенную полезность для российского государства. Полезность эта заключается, как можно легко догадаться, в мере денежной благодарности за лояльность комиссий. Ведь существуют определенные квоты, на основании которых вам могут легко отказать.

В результате пока генеральным директором прописали Инну.

- Конечно, это все фикция: по сути я директор только на бумаге,- говорит Инна.- У нас со Стефани нет партнерских отношений, она руководит и принимает все решения, а я наемный сотрудник. Можно было бы, конечно, не запариваться и оставить все как есть, но мне кажется совершенно нормальным, чтоСтефани хочет руководить не только морально, но и документально.

- Официально Инна - и швец, и жнец, и на дуде игрец. А по правде - сколько человек в компании? - На самом деле трое. Третья девушка- Ирина, ассистент, она помогает принимать клиентов, ассистирует на примерках.

Расходы по содержанию небольшого персонала, по словам Стефани, составляют $800 в месяц.

Госпожа оформитель

Если попытаться оценить расходы по аренде и персоналу в период более чем за полгода- без единого клиента, получится довольно приличная сумма. Для того чтобы покрывать все текущие расходы, включая прямую рекламу и презентации, Стефани была вынуждена устроиться дизайнером в компанию, не связанную напрямую с модным бизнесом.

- Что вы там делаете и как ваша загруженность сказывается на бизнесе основном? - Я там работаю как оформитель витрин, каждый день. Если бы не эта работа, я бы просто не вытянула расходов своей компании, потому что на самоокупаемость мы не выйдем еще очень долго.

В продаже свадебных платьев нет такого понятия, как постоянные покупатели.

За полгода через ООО "Сенешаль" прошло всего десять клиенток, правда, одна из них купила сразу два наряда, но это, конечно, исключение, а не правило.

- Мы не можем позволить себе мощную рекламную кампанию. Единственное, что мы пока оплатили,- обложку в журнале Wedding и несколько съемок в этом же издании. В контактах указали наши мобильные телефоны и пометили, что принимаем только по предварительной записи. Действительно, пришло несколько потенциальных клиенток.

- Понимаете, у нас ведь продукция для продвинутых, экстравагантных женщин,- вступает вновь в беседу Инна.- Бесспорно, в Москве есть девушки и женщины, желающие выделиться. Это наша целевая аудитория. Но это достаточно закрытая среда обеспеченных женщин, и в нее нужно попасть.

- И как в нее попадают? - Мы провели серию специальных мероприятий. В санатории "Шале-Марго" на Рублевке, где участвовали телеведущие с телеканала "Домашний". Но самым результативным был свадебный показ в гастрономическом бутике Fauchon. Я сшила специальное платье с логотипом марки и в фирменных цветах Fauchon. Идея была такая: собираются известные светские женщины, актрисы, и каждая из них приезжает в своем свадебном платье. А у тех, у кого его нет, была возможность выбрать что-то из нашей коллекции. Нашими услугами воспользовались пять известных всей Москве красавиц. Это событие получило хорошие отзывы, о нас действительно узнали. Потом мы показали одно платье в "Крокус-сити молле", на Millionaire Fair, совместно с ювелирным домом Korloff. Туда, кстати, приезжала сама Зелья, ей было нужно посмотреть, все ли мы правильно делаем, какая ситуация в Москве, как нас принимает публика. Был закрытый показ в казино "Арбат", участие в выставке Extravaganza.

- Объясните точно, как строятся ваши отношения с Зельей сегодня? - Поскольку я как бы являюсь ее представителем в Москве, то все должно быть в стиле марки, и она лично это отслеживает. Есть несколько критериев, которые мы должны четко соблюдать. Что касается финансовых отношений, то тут две схемы. Первая - я покупаю ее продукцию и продаю ее здесь с наценкой. Скажем, если платье было мною взято у Зельи за 1200 евро, то для московских клиенток оно стоит 2600, и это очень выгодно, так как в магазине цена была бы тройной. Второй вариант - я придумываю платье сама, отшиваю его, согласовываю стиль с Зельей и за то, что ставлю на продукт ее логотип, выплачиваю 8%. Конечно, второй вариант более привлекательный.

- Сколько в среднем стоит ваша продукция? - Если это платье из коллекции- от 2 тыс. до 3 тыс. евро. Если новое платье в единственном экземпляре и под клиента- от 2 тыс. до 4 тыс. евро. Коллекция обновляется нерегулярно, но нужно понимать, что больше трех-четырех экземпляров одного платья не бывает. Мы никогда не покупаем много одинаковой ткани.

- Вы за тканями регулярно мотаетесь в Париж или нашли местных поставщиков? - Мы закупаем ткани не в таких больших объемах, это же не прет-а-порте. Я покупаю много индийских тканей, причем как во Франции, так и в Москве. Но в Москве они стоят намного дороже, что удивительно.

- Что пользуется большим спросом у клиентов - индивидуальный пошив или вещи из коллекции? - Пока сложно сказать. Понимаете, у нас все вещи, что называется, с характером. Для марки очень важно, чтобы каждое платье имело свое название, легенду. Есть, к примеру, платье "Красная балалайка". Или "Снежная королева", "Лотрек'BB, "Аквариум". Игра с культурными ассоциациями, ирония, а не пафосный гламур - вот что для нас важно.

- После участия в профессиональных выставках во Франции к вам пришел настоящий успех. Выставка Extravaganza дала вам нечто подобное? Собираетесь ли вы продолжить выставочный опыт? Инна Чеботок: "К сожалению, в России эта система не действует. Кроме того, что это очень дорогое удовольствие, все эти выставки проводятся в основном для магазинов и их региональных партнеров. Настоящие производители там фактически не светятся.

А у нас ведь не магазин - в шоу-руме больше 20-30 платьев не бывает. Частные лица выставки, увы, практически не посещают.

Так что нам предстоит очень долгий путь: завоевать избалованных российских клиенток будет очень непросто".

- Какие пути развития вы видите для бизнеса в России, Стефани? - Рано или поздно нам нужно будет открыть свой магазин. Нужно хорошее помещение в центре, рядом с пешеходной прогулочной зоной. С красивой витриной. Я хочу быть доступной для клиентов, система полузакрытого шоу-рума мне не нравится. Конечно, самая большая проблема - это аренда и ваши чиновники. Во Франции субаренды не существует, а в России все только на этом и строится и стоит сумасшедших денег.

Во Франции малый бизнес поддерживает государство. Там нет случайностей. А в России все только от них и зависит. Но все равно открытие магазина, несмотря на предстоящие расходы и временные затраты,- неизбежный путь. Я уже почувствовала, что мы интересны московским клиенткам.

- Стефани, вы в некотором роде всегда в тени Зельи. Вас это устраивает? Никогда не было амбиций и желания создать свою марку? - Честно? Нет. Мне нравится работать с клиентами, общаться, шить самой. Но у меня нет желания взорвать вселенную и во всеуслышание заявить о себе. С другой стороны, я и не бизнес-леди в чистом смысле этого слова. Просто мне всегда нравилось работать, делать женщин красивыми и получать от этого удовольствие. И я уверена, что, даже если произойдут какие-то изменения в моей жизни, тот проект, который я начала в Москве, я не брошу. Мне очень хочется сформировать здесь профессиональную команду, которая могла бы управлять этим бизнесом и развивать его даже без моего постоянного присутствия. Возможно, что однажды я открою магазин Zelia в другой стране. В конце концов, никто не знает, кто и где окажется через десять лет. Главное- что мы получаем удовольствие от жизни здесь и сейчас. Это и есть моя философия, если вкратце.

Деловая газета "Бизнес"

13.01.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов