Интервью: Ори Гиллиам, гендиректор ICQ
"Непросто быть глобальным брэндом"
Гендиректор ICQ Ори Гиллиам обходится сотней сотрудников
Аська русифицированное название сервиса ICQ едва ли не самая популярная бесплатная услуга среди российских пользователей Интернета. Но израильская ICQ получает свои доходы за счет продажи рекламы, поэтому для нее важно развивать интернет-контент. Позитивно оценив перспективы российского рынка, ICQ осенью заключила партнерское соглашение с Rambler, с которой теперь собирается внедрить аську в мобильные телефоны россиян. Договор о запуске SMS-услуг новые партнеры подписали буквально накануне Нового года. О конкурентной стратегии своей компании и сотрудничестве с Rambler генеральный директор ICQ Ори Гиллиам рассказал в интервью Ведомостям.
Как родилась идея создать сервис мгновенного обмена сообщениями?
Я работаю в ICQ только последние два года и не так уж подробно знаком с историей создания компании.
В 1996 г. бизнес начинался как студенческий проект группы энтузиастов. А как обстоят дела с корпоративным духом сейчас?
Стиль и дух компании во многом определяют наши пользователи. А они, как правило, очень молоды. Около 80% наших клиентов те, кому еще не исполнилось 30 лет, при этом очень велика доля людей, которым нет и 22. Наши пользователи моложе, чем у большинства других интернет-компаний. А средний возраст сотрудников самой ICQ немногим более 30 лет. Как правило, наши сотрудники хорошие приятели и при этом очень творческие натуры. От них не требуется обязательно приходить в офис гладко выбритыми и в костюмах. Я сам сегодня в костюме только потому, что у меня деловая встреча. В компании создана атмосфера, которая способствует творчеству.
А много сотрудников у ICQ?
Около сотни, причем почти все работают в Израиле.
За девять лет существования компании ее штат сильно разросся?
Да нет, с самого начала в компании примерно столько людей и работало.
ICQ не единственная служба мгновенного обмена сообщениями. Ощущаете ли вы острую конкуренцию на этом рынке?
Конечно, мы ощущаем присутствие на рынке конкурентов MSN Messenger, Yahoo!, Skype. А в Америке мы конкурируем еще и с AIM службой интернет-пейджинга AOL. Мы пока не замечаем особой конкуренции со стороны Google, но я уверен, что скоро и они заявят о себе.
А что вы считаете своими конкурентными преимуществами?
О нашей конкурентной стратегии можно судить по сотрудничеству ICQ с российской Rambler. Мы стремимся вступать в партнерство с местными игроками. В результате наши услуги дополняются сервисами и контентом наших партнеров. У нас нет возможности изобретать дополнительный контент, тем более специально для России, поэтому нам важно находить партнеров. Непросто быть глобальным брэндом, имея в подчинении всего сотню человек. Другой сервис, который мы стараемся внедрять по всему миру, это предложение услуг ICQ для сотовых абонентов.
Каким образом сотовый абонент может пользоваться ICQ?
Во-первых, можно использовать обычные SMS: если телефон подключить к сети ICQ, то человек сможет обмениваться с другими абонентами мгновенными SMS-сообщениями. Во-вторых, можно установить на телефон наш продукт ICQ Client в этом случае сотовый абонент становится полноценным пользователем ICQ.
А с сотовыми операторами как вы будете договариваться?
Нам этого делать не придется, переговоры с ними возьмет на себя Rambler. Основной предмет для переговоров это организация совместного биллинга, т. е. системы взаиморасчетов с абонентами. ICQ сервис бесплатный, но обмен мгновенными сообщениями через мобильный телефон будет считаться дополнительной услугой, за которую надо платить.
Почему вы выбрали в партнеры именно Rambler? Ведь переговоры велись и с другими компаниями.
Мы действительно встречались с несколькими компаниями, но в результате поняли, что Rambler устраивает нас больше всего. Нас привлекла готовность Rambler выполнять обязательства, занимаемая компанией доля рынка, а также спектр услуг, которые она оказывает. Rambler продает услуги для мобильных телефонов, контент, рекламу. У нас был длинный список компаний, но лишь у Rambler оказалось все, что мы искали.
Но в России аська популярна давно. Что изменится после запуска нового проекта?
За последние полтора года число российских пользователей увеличилось на 89%. Количество активных пользователей ICQ в России тех, кто пользовался нашей службой в течение последних 30 дней, составляет около 2 млн человек. Но мы рассчитываем на еще большую популярность ведь теперь к русскоязычной версии ICQ добавился еще и российский контент.
Игорь Цуканов
далее...
Ведомости