Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Цена качества

Качественный, дорогой спектакль — это послание коллегам и рынку

НИКОЛАЙ ФОХТ

Юлий Малакянц, владелец "Открытого театра", одного из первых антрепризных театров в нашей стране, человек опытный. А с опытными людьми легко: они знают, чего сами хотят и чего можно ждать от остальных, от окружающих. Беседы с такими людьми, как Юлий Малакянц, проходят всегда на фоне легкой грусти - это именно из-за большого опыта твоего собеседника. Отличительная особенность подобных встреч - после разговора сам становишься печальным: узнаешь многое, потому что твой личный опыт тоже увеличивается. Но случилось так, что к разговору с известным театральным организатором Юлием Малакянцем я сам подошел в некоторой задумчивости.

Дорогой инструмент

Дело в том, что пару недель назад в Москве появилась долгожданная компьютерная игрушка The Movies- экономический симулятор кинопроизводства. Что-то из серии Sim, только про кино. В этой игрушке есть возможность самому как бы снимать маленькие фильмы и пускать их как бы в прокат. Я купил "крякнутый" диск, не выдержал, не дождался лицензионного варианта. И вот какая штука обнаружилась: если играешь стандартно, условно изготавливаешь картины, не вмешиваясь, не усложняя процесс,- зарабатываешь кучу денег. Стоит только, поддавшись искушению, поколдовать со сценарием, подвигать электрическими артистами, заложить не одну, а несколько съемочных площадок, а потом и в постпродакшн вмешаться - музычку свою подписать, шрифты поменять, эффекты всякие в кино порассовать, короче говоря, стоит только использовать те возможности, ради которых все это и было приобретено,- как моментально вылетаешь в виртуальную трубу. И почти без вариантов: получаешь удовольствие от процесса, а также хорошую прессу на свою выстраданную картину, но теряешь миллионы.

В общем, наигрался я до виртуальной творческо-продюсерской депрессии и на встречу с продюсером реальным явился с готовым ответом: на качественном продукте от искусства много не заработаешь. Юлий Малакянц в сущности подтвердил мои игрушечные выводы, но сумел преподнести все это в оптимистическом ключе.

- Вот я сейчас делаю заведомо убыточный спектакль. Для антрепризы - абсолютно безумный: кроме того что там 15 действующих лиц, так это еще и классика- "Кречинский. Вольный стрелок" по Сухово-Кобылину. Спектакль для репертуарного театра. С точки зрения моего бизнеса - невыгодное дело. Но я иду на эту постановку, почти точно зная, что спектакль не окупится. И тут две вещи, на первый взгляд к чистому бизнесу отношения не имеющие. Первая: мне нравится делать этот спектакль, я знаю, что это будет хорошая постановка.

Вторая: некоторое время назад я отошел от производства спектаклей, продюсировал телесериалы, но решил вернуться. И вернуться нужно красиво. Я считаю, что качественный, дорогой спектакль - это послание коллегам, мессадж этому рынку. Хороший спектакль работает на репутацию. А репутация в любом деле - капитал, тем более в деле производства спектаклей.

Юлий Малакянц говорит тихо и грустно. Но, как я уже говорил, слова его воодушевляют. Великое качество для продюсера, дорогой высококлассный инструмент. Воодушевить, например, инвестора, партнера, просто участника проекта, не сказав ему практически ничего утешительного,- высший пилотаж. И вообще, перспективная позиция для любых переговоров. Я так понял, что искусством делового общения Юлий Малакянц владеет в совершенстве: ну еще бы, с таким бэкграундом, с таким опытом!

Так учил Смольный

Юлий Малакянц прошел, на мой взгляд, все стихийные, неформальные бизнес-курсы, какие только существовали в СССР.

Во-первых, это КВН. Рожденный в Баку и выросший в семье технарей Юлий играл в знаменитой бакинской команде КВН. Стал двукратным чемпионом страны по этому делу. Малакянц был в команде администратором, и этим многое сказано. Это, я считаю, первая заочная бизнес-школа.

Вторая, как водится, комсомол. Веселые и находчивые люди в конце 1960-х- начале 1970-х годов были нарасхват, популярность дала плоды: Малакянца приглашают в Самару, в ГМК - городской молодежный клуб. Все как положено: фестивали, конкурсы, концерты - всем этим занимается Юлий. В активе - организация второго по значимости (после таллинского) джазового фестиваля.

Дальше - больше. Он основывает в только что народившемся Тольятти (до автовазовской эры - Ставрополь-на-Волге) молодежную филармонию, с размахом удовлетворяет молодой голод рабочейи технической интеллигенции в культуре и искусстве. Разумеется, дорожка эта могла привести только в одно место- в Москву. В начале 1970-х Юлий становится помощником Эдуарда Смольного.

- Это был, конечно, великий человек, я у него очень многому научился. Когда он меня пригласил к себе, вокруг него был такой специфически романтичный флер: как и положено крупному эстрадному администратору, Смольный только что отсидел 25 месяцев.

На тот момент он занимался городскими праздниками искусств. Нужно было иметь колоссальный талант и энергию, чтобы устраивать эти многотысячные спектакли, что-то типа нынешних дней города.

Мне очень понятны были его работоспособность, его темперамент: ночью (накануне спектакля) он мог перелопатить отрепетированное, готовое представление - и в результате был успех! Он так работал: если нужно было что-то сделать, посылал человека. Через минуту - второго, на это же задание. Через пять минут- меня (делать то же самое). А потом и сам бежал контролировать. Он был полностью подключен ко всем процессам. Я тоже так работаю: для меня не существует дела, если я не могу заниматься им круглосуточно.

Хотя группа Смольного занималась нужным, "идеологически правильным" делом, все ее участники были, что называется, под колпаком: досье в соответствующих структурах лежало на каждого. А раз есть досье, надо хоть как-то ему соответствовать. Под руководством Эдуарда Смольного Юлий учится трактовать свод законов о труде в сфере искусства- это пригодилось, когда Малакянц стал работать самостоятельно.

- Чтобы хоть как-то зарабатывать, нужно было уметь читать между строк пункты этого трудового законодательства. Чтобы нормально жить, артисту или коллективу артистов на гастролях надо давать три-четыре концерта в день, а по норме положено не более 17 концертов в месяц. Как обойти законодательство, чтобы его не нарушить, чтобы и артисту дать заработать, и самому жить достойно? Вот пример схемы, которую я использовал.

Я и несколько артистов, с которыми мы работали вместе, устроились в магаданскую филармонию. Во-первых, 210 руб. северных. Вовторых, суточные не 2,60 руб., как везде, а 3,50 руб. В-третьих, после того как мы с группойартистов вырабатываем лимит 17 концертов магаданской филармонии, заключаем договор с хабаровской, где артистов просто не хватает, и законно вырабатываем лимит этой филармонии.

А ведь эта комбинация красивая, простая и надежная, как школьная математика.

Когда в экономику пришла пора хозрасчетов и личных инициатив, Юлий Малакянц организовал первый в стране частный цирк - вместе с иллюзионистом Игорем Кио.

После цирка Малакянц вплотную приблизился к театру, стал работать на специально созданной под него должности (помощник худрука) в "Сатириконе". Малакянц, как я понял, был в театре свободным коммерческим художником. Если мне не изменяет память, на годы его творчества пришелся первый сверхдорогостоящий театральный проект новейшей театральной истории - "Трехгрошевая опера". Еще, можно сказать, до нынешних мюзиклов было дело. Кроме яркой, на грани скандала прессы и слухах о баснословных инвестициях в спектакль, у постановки была насыщенная и успешная гастрольная судьба- заслуга продюсера Малакянца.

"Я видел в этом смысл"

В 1998 году Юлий Малакянц решает начать свое театральное дело. "Независимая антреприза", переименованная через пару лет в "Открытый театр Юлия Малакянца", выпускает свой первый спектакль.

- Наверное, я чувствовал себя не до конца реализованным. Поэтому нужно было собственное дело и именно театр. Серьезное, благородное искусство. Честно: хотелось и хочется делать неслучайное дело. Хочется не просто зарабатывать, но и удовольствие получать, и человеческую репутацию не терять. Когда открылись возможности для частного бизнеса, у меня были свои свободные деньги. Поступали всякие предложения: лес предлагали продавать, вагоны с обувью куда-то перегнать… Я вложил свои деньги в спектакль. Потому что мне это было и понятно, и интересно. Я видел в этом смысл. А в обуви и лесе я смысла для себя не видел. Лично мне очень важно, каким образом я зарабатываю деньги.

- И сколько стоило открыть новое театральное дело? - Первый спектакль "Мужской сезон" обошелся в общей сложности в $50 тыс. Сюда, естественно, входят расходы на аренду офиса, зарплату сотрудникам, производственные расходы: оплата работыхудожника, создание декораций, костюмов, гонорары артистам, гонорары работникам, обслуживающим спектакль, реклама, аренда театральных площадок в Москве, печать билетов… - А этот спектакль окупился? - Да, за год.

- По-моему, это хороший результат. Хотя и первоначальные вложения довольно серьезные. А вы бизнес-план на каждый спектакль пишете? - Бизнес-план не бизнес-план, но всю экономику четко считаю. Когда я принимаю решение брать спектакль в производство, первым делом рассчитываю свои силы: хватит ли мне финансовых ресурсов этот спектакль сделать. Нельзя никого подводить- это аксиома. Рассчитываю с запасом прочности 15-20%. Еще очень важный психологический момент: если это мои личные деньги, нужно суметь отказаться от выделенной суммы на год-полтора. Попрощаться с ней. Дальше я рассчитываю, смогу ли окупить спектакль максимум за 18 месяцев. Минимально в год надо сыграть 50-60 спектаклей, следовательно, за полтора- 75-90.

С учетом того, что основной доход дают гастроли. ВМоскве ты работаешь на кассу: сколько продашь билетов, столько и заработаешь - риск высокий. В гастролях же работа на гарантии: организаторы выкупают у меня каждый спектакль за фиксированную сумму, а то, что они зарабатывают сверх нее, идет им в карман. Плюс организаторы же оплачивают все накладные расходы- транспорт, питание, гостиницу. Важно не просто иметь хорошие связи по всей стране и за рубежом, но и прогнозировать, что купят в провинции. Конечно, тут все достаточно просто, ведь люди придут на медийных (раскрученных в сериалах артистов) и на добротную коммерческую пьесу. Можно почти не глядя заплатить любые деньги сериальной звезде - спектакль окупится в любом случае.

- А насколько любые деньги можно выделить телезвезде? - Просто любые. Ну вот. После того как спектакль отобьется, он должен просуществовать еще пару лет.

На новый уровень

- А какая рентабельность считается хорошей для театрального производства? - Я считаю, что за три года спектакль должен принести 50% от общей суммы вложений. Это около 17% годовых. Чтобы увеличить прибыль, чтобы уменьшить финансовые риски, нужно одновременно или последовательно, с определенной фазой запускать несколько спектаклей. С 1998 года "Открытый театр" выпустил шесть спектаклей, один из них не окупился. Но спектакли, которые просуществовали трипять лет, скомпенсировали убытки.

- А "Кречинского" чем будете компенсировать? - Во-первых, параллельно запускаю другой, менее дорогостоящий проект. Вовторых, у "Открытого театра Юлия Малакянца" есть дочернее предприятие - студия "Открытый театр", где мы с моим партнером Александром Лебедевым производим сериалы для телевидения.

Хочется или нет, а телекино - это бизнес в чистом виде, тут (в отличие от театральных проектов) не имеет смысла работать без прибыли. И третье, самое главное: я все-таки думаю, "Кречинский" окупится. Не через 18 месяцев, а скажем, через три года. Все дело в том, что качественный спектакль может продержаться три года и больше. Это просто более долгие инвестиции, чем традиционные, ставшие нарицательными антрепризные постановки.

Мне кажется, наступил новый этап для российского театра: если еще несколько лет назад репертуарные театры, чтобы выжить, брали на вооружение приемы антрепризы (легкие коммерческие пьесы, недорогие декорации, небольшое количество действующих лиц - лаконичные, быстроокупающиеся спектакли), то теперь антреприза выходит на новый уровень, на уровень репертуарного театра.

Это вечный спор долгих денег с быстрыми, качества с количеством, опта с розницей. Печальный и опытный Юлий Малакянц выбирает долгое качество, пытается выбрать. Я лично не то чтобы сомневаюсь, я просто не до конца уверен, что мозг даже театрала после всего, что с нами случилось за отчетный период, способен различать оттенки и распознавать нюансы. А может, Малакянцу виднее? Точно виднее. С его-то опытом…

Деловая газета "Бизнес"

30.01.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов