Один, совсем один
Германская розничная сеть Marktkauf, появившаяся в России в 2003 году, открыла с тех пор всего один гипермаркет. Пассивность немцев породила слухи об их отказе от российского рынка. «Секрет фирмы» выяснил, как на самом деле обстоят дела у Marktkauf.
«На уходе Marktkauf из России настаивает Альфонс Френк,
председатель совета директоров владеющей сетью компании Edeka»,–
сообщила в середине января германская газета Die Lebensmittel
Zeitung. Именно так она интерпретировала заявление главы Edeka о
том, что компания намерена сосредоточиться на развитии
перспективных направлений своего бизнеса в Европе. Вслед за немцами
версию подхватили российские СМИ.
Топ-менеджеры столичных розничных компаний даже начали
комментировать сенсацию, высказывая свои предположения о промахах
Edeka. Но, как оказалось, хоронить Marktkauf начали
преждевременно.
«Слова руководства компании были неправильно истолкованы,–
подчеркнул в разговоре с СФ генеральный директор „Маркткауф
Рус” Херманн Шпильбергер.–Безусловно, мы намерены развивать
наш бизнес в Европе, но это не значит, что мы будем делать это в
ущерб российскому или любому другому направлениям».
Наверное, это логично. Ведь, как сообщили СФ в «Маркткауф
Рус», компания не стоит на месте: оборот магазина в Котельниках в
2005 году вырос на 21%, до 95 млн евро. По словам Шпильбергера, в
ближайшем будущем его компания планирует открыть в столичном
регионе еще несколько торговых центров.
Но подобные заявления звучали еще три года назад на открытии
первого и пока единственного российского Marktkauf в подмосковных
Котельниках. Тогда представители компании AVA – «дочки» Edeka,
учредившей «Маркткауф Рус» – объявили, что к 2005 году в столице и
ближнем Подмосковье появятся не менее пяти гипермаркетов
Marktkauf.
За это время Metro Group – основной конкурент Edeka в Германии,
появившаяся в России всего годом раньше – успела открыть в Москве
семь центров Metro Cash & Carry. Французская Auchan с лета 2002
года построила в столичном регионе шесть гипермаркетов, Marktkauf
же по-прежнему всего один.
Правда, как заявляет Херманн Шпильбергер, «Маркткауф Рус» сейчас
присматривает участки для новых гипермаркетов. Вопрос в том, будут
ли они освоены.
ДОСЬЕ Edeka-Gruppe – один из старейших европейских ритейлеров.
Компания была основана в 1898 году и свою историю начала с
небольшого продуктового магазинчика в Берлине. Сейчас Edeka –
ведущая розничная структура Германии с оборотом более 31,5 млрд
евро. Всего же группа объединяет более 8500 магазинов практически
всех форматов – от гипермаркетов и cash & carry до дискаунтеров
– в пяти странах (Германии, Австрии, Дании, Чехии и России).
Единственный магазин Edeka в России – Marktkauf – был открыт в
феврале 2003 года в ближнем Подмосковье. Его оборот в 2005 году
составил 95 млн евро, прибыль до налогообложения – примерно 950
тыс. евро.
Пока доля продаж Edeka за пределами своей родины составляет лишь
7%. Помимо торговли продуктами питания и другими товарами
повседневного спроса, Edeka-Gruppe занимается также развитием сети
аптек, издательским и банковским бизнесом. |
Не в ценах дело
«Единственный магазин Marktkauf быстро
стал слишком дорогим,– отмечает Максим Мискилев, директор по
торговым маркам сети „Дейли фудс”, ранее работавший начальником
отдела закупок в „Перекрестке”.– Когда этот ритейлер только пришел
в Россию, поставщики были готовы отгружать ему продукцию на
льготных условиях. Однако затем из-за негибкого отношения Marktkauf
многие не захотели поставлять ему продукцию по тем же ценам, что и
другим розничным компаниям, не говоря уже о льготах. К тому же
Marktkauf оказался не очень удачно расположен, что важно для
первого магазина сети. Движение вокруг него большое, но
столпотворения покупателей, как в Auchan или Metro, там никогда не
было».
С ним соглашается менеджер по работе с ключевыми клиентами
крупной дистрибуторской компании, попросивший не называть его
имени: «У Marktkauf две проблемы – высокие цены и неудачное
расположение. Соответственно, клиент к ним не шел, он выбирал более
доступные и удобные сети».
Справедливости ради надо сказать: концепция Marktkauf –
совмещение продуктового супермаркета с магазином строительных
материалов и товаров для дома и сада – довольно оригинальна для
российского рынка (хотя можно предположить, что формат Auchan,
представляющий собой классический торговый центр, более удачен). И
многие из нынешних поставщиков Marktkauf положительно отзываются о
партнере.
«В отличие от других сетевых клиентов, там с легкостью принимают
новые предложения и практически никогда не торгуются, хотя
стараются и не переплачивать»,– рассказал СФ начальник
отдела по работе с розничными сетями одной из таких фирм. «К
закупкам товаров в Marktkauf подходят со знанием дела,– отметил
руководитель аналогичного отдела другой дистрибуторской фирмы.– В
этом плане, если сравнивать, например, с Metro Cash & Carry,
Marktkauf более профессионален, с ним приятнее работать».
Тем не менее Metro в России развивается гораздо успешнее. Так, в
октябре прошлого года Юрий Лужков объявил на одной из своих
пресс-конференций, что в скором времени в Москве появятся пять-семь
гипермаркетов Real. «Мы давно хотели, чтобы сеть Real, входящая в
компанию Metro Group, обосновалась в Москве»,– подчеркнул столичный
градоначальник.
Marktkauf похвастаться подобной благосклонностью властей не
может. Лишь в конце декабря 2005 года «Маркткауф Рус» получила от
столичной мэрии распоряжение о выделении ей участка в районе
Новокосино – своеобразный подарок накануне праздников. До этого, по
словам упомянутого выше менеджера крупной дистрибуторской фирмы,
Marktkauf упустил два интересовавших его участка на границе с
Москвой, доставшихся в итоге Auchan (этому ритейлеру, к слову,
покровительствует правительство Подмосковья). Впрочем, как уверяет
Херманн Шпильбергер, «никто, в том числе Auchan, не перекупал
потенциальные участки Marktkauf».
Однако и торговцы, и девелоперы отмечают неумение Marktkauf
«выбивать» для себя нужные земельные участки. «У них, судя по
всему, есть определенные ограничения на общение с местными
властями,– говорит директор по развитию компании Leeds Property
Group Алексей Могила.– Они пытаются работать здесь так же,
как в Германии – все „вбелую”, без взяток, а это практически
невозможно». По его словам, немцы очень строго подходят к выбору
участков, изучают каждую деталь. «Понятно, что тем, кто ведает
землей, такая щепетильность не по душе»,– добавляет он.
Так что, по всей вероятности, причины нынешних неудач Marktkauf
в России кроются не в ценовой политике и неудачном размещении
магазина, а именно в неумении работать с местными властями.
Конкуренты, разумеется, этим охотно пользуются.
ПРОМАХИ Компания «Маркткауф Рус»:
– не сумела быстро наладить отношения с чиновниками, от которых
зависело получение земельных участков. В результате поиск места для
строительства второго торгового комплекса затянулся почти на три
года;
– выбрала неудачное расположение для своего первого магазина,
который появился далеко за пределами МКАД и по сравнению с
конкурентами оказался не так заметен для покупателей (что важно для
продвижения брэнда);
– не смогла наладить отношения с рядом поставщиков, которые
отказались обеспечивать ее товарами на льготных условиях. |
Дипломатическая миссия
Metro Group и Auchan в отличие
от Marktkauf смогли не просто наладить контакты с чиновниками, но и
воспользоваться противостоянием, возникшим однажды между столичными
и подмосковными властями.
«На шести магазинах мы останавливаться не будем, нам нужно
создать разветвленную сбытовую структуру»,– как о решенном вопросе
заявил Юрий Лужков на открытии третьего Metro Cash & Carry в
Москве в ноябре 2002 года. Мэр намекнул, что кое-кто пытается
воспользоваться близостью к Москве. «На столицу приходится 40%
товарооборота в России, и мы не собираемся снижать свою долю»,–
пригрозил градоначальник.
Под «кое-кем» он явно подразумевал подмосковное правительство с
его инвестиционными льготами, благодаря которым на самой границе с
Москвой, по внешней стороне МКАД, выросло почти два десятка
торговых центров. В частности, в августе 2002-го свой первый
гипермаркет на подступах к столице открыла французская Auchan
Groupe.
К инвестиционному соперничеству Юрия Лужкова и подмосковного
губернатора Бориса Громова осенью того же года добавился конфликт
из-за контроля над системой столичного водоснабжения, а позднее –
из-за прав на управление аэропортом Шереметьево.
Auchan в это время спокойно открывала свои магазины в Подмосковье.
В столице французы построили только один гипермаркет – видимо, из
дипломатических соображений. «Открытие торговых центров за линией
МКАД обеспечивает приток денежных средств в виде налогов, зарплат и
закупок у предприятий Московской области, которая так нуждается в
средствах для развития»,– разъясняется на российском сайте
Auchan.
Metro Group же как дружила, так и продолжает дружить со
столичной мэрией: все ее торговые центры расположены в границах
Москвы. В знак особого доверия в январе этого года Юрий Лужков
подписал с главой Metro Cash & Carry International Томасом
Хюбнером соглашение «о взаимной поддержке в сфере производства,
продажи и закупки продовольственных товаров».
Напомним, что мэр держит под своим контролем и планы развития
сети Real. Причина таких успехов Metro Group, по мнению Алексея
Могилы, кроется, в частности, в том, что «компании удалось найти
русских, которые знают, как в нашей стране решаются земельные
вопросы, и которые согласились помогать ей в этом деле».
Успехи Metro Group в России, несомненно, бьют по самолюбию
немецкого руководства Marktkauf, на протяжении последних лет
считающего Metro своим основным конкурентом как на германском, так
и на мировом рынке. И, хотя Metro Group в европейском рейтинге
ритейлеров находится на втором месте, а Edeka всего на девятом, в
родной Германии эта компания – лидер. В апреле 2005 года Edeka
купила местную сеть магазинов SPAR и сеть дискаунтеров Netto, в
результате увеличив свою долю на германском розничном рынке до
18%.
В России же Edeka попала в глубокий штиль, и первые публикации о
возможной продаже ее местного бизнеса появились в московской прессе
еще в августе 2005 года. Тогда это были всего лишь предположения
отраслевых аналитиков, отмечавших полный застой в развитии
Marktkauf (в числе наиболее вероятных покупателей назывались в
первую очередь «Рамэнка», владеющая сетью «Рамстор», и
«Перекресток»). Поэтому публикация Die Lebensmittel Zeitung была
воспринята как подтверждение прогноза.
РЫНОК
Российский розничный рынок сейчас плотно осваивают пять крупных
иностранных компаний, торгующих товарами повседневного спроса.
Безусловным лидером среди них является Metro Group, появившаяся в
России в 2000 году и открывшая 22 магазина Metro Cash & Carry в
столице и в регионах, а также три гипермаркета Real в Москве. По
предварительным подсчетам, оборот Metro Group в России в 2005 году
превысил 1 млрд евро. В 2006 году компания планирует открыть в
нашей стране еще восемь магазинов формата cash & carry.
Следующее за Metro место в рейтинге крупнейших иностранных
ритейлеров России занимает французская сеть Auchan, открывшая с
2002 года шесть гипермаркетов. Их совокупный оборот в прошлом году
превысил $700 млн. На третьем месте – турецкая компания «Рамэнка»,
владеющая сетью «Рамстор» (49 магазинов в Москве и девяти
регионах). Прогнозируемый оборот российских «Рамсторов» за 2005 год
– не менее $600 млн. Последними в списке ритейлеров заграничного
происхождения стоят германская Rewe Group, представленная в столице
22 магазинами «Билла», и сеть Spar, 12 магазинов которой находится
в Москве и еще четыре расположены в ближайших областях. |
Большие надежды
Как уверят Херманн Шпильбергер, «Россия
является для Marktkauf очень перспективным рынком». «2005 год был
для нас очень удачным, мы многое сделали и достигли хороших
результатов»,– похвалился он в интервью СФ.
По словам гендиректора «Маркткауф Рус», на примете у компании
«уже есть несколько участков, на которых после получения всей
разрешительной документации начнется строительство
гипермаркетов».
Пока же перспектива ясна только в отношении «свежеполученного»
участка в Новокосине. По крайней мере, в этом районе, на
пересечении МКАД и шоссе Энтузиастов, уже появились баннеры с
анонсом «Здесь скоро будет стоять Marktkauf», сулящие местным
жителям большой магазин, в котором можно купить все: от
стройматериалов и саженцев яблонь до нарезного батона и «корейской»
морковки.
Но и конкуренты не дремлют. Буквально за пару недель до того,
как Marktkauf получил участок от мэрии, председатель совета
директоров Auchan Groupe Кристоф Дюбрюлль и губернатор Борис
Громов подписали договор о сотрудничестве на срок до 2010 года.
Французы собираются построить вдоль МКАД со стороны области еще
пять гипермаркетов и осваивать крупнейшие города ближнего
Подмосковья.
Marktkauf, для того чтобы угнаться за конкурентами, придется
развить поистине крейсерскую скорость. Ведь если развитие Metro и
Auchan в России пойдет как задумано, то привлекательных для
Marktkauf земельных участков будет оставаться все меньше.
Анна Шпак, Иван Просветов
31.01.2006
Секрет фирмы