Интервью: Ульрих Гартнер, вице-президент по коммуникации и брэндингу в Европе АВ Electrolux
«Знаете, как люди закрывают посудомоечные машины?»
На днях Electrolux начал смену корпоративного слогана. О том, что заставило концерн изменить позиционирование брэнда, рассказал вице-президент по коммуникации и брэндингу в Европе АВ Electrolux Ульрих Гартнер.
«Было очевидно, что компания нуждается в больших
изменениях»
«Секрет фирмы»: Почему вам потребовался новый слоган? Чем так не
устраивал старый – «Electrolux. Сделает жизнь легче»?
Ульрих Гартнер: Мы заканчиваем длительный и сложный процесс
изменений, затрагивающих самые основы компании. Слоган Electrolux.
Thinking of you («Думая о вас») должен продемонстрировать то, что
концерн стал больше думать о покупателях, об их реальных
потребностях. На внутрикорпоративном уровне слоган был запущен 12
января: он был представлен 250 менеджерам группы, приехавшим из
разных стран в Стокгольм. А уже 25 января слоган, так сказать,
«вывели в свет».
СФ: Какую цель ставила перед собой компания, затевая
глобальный ребрэндинг?
УГ: Несколько лет назад АВ Electrolux был промышленной
компанией, которая основное внимание уделяла производству бытовой
техники, поставкам ее на рынок и поиску потребителей, которые эту
технику купят. Продукция продвигалась под множеством брэндов – их
было около 150. При этом самая старая, основная марка – Electrolux
– оказалась чуть ли не самой слабой, она проигрывала в популярности
другим нашим брэндам: Zanussi, AEG, Frigidaire, Eureka, Flymo… Мы
все отчетливее понимали: в современном мире влияние на покупателя
оказывает в основном глобальная позиция брэнда – людям нужны
известные марки.
СФ: Поэтому вы решили убрать самые слабые?
УГ: Да, но мы оставили в портфеле приблизительно 40 марок.
Процессы глобализации сегодня происходят повсюду, в частности в
розничной торговле. АВ Electrolux просто было необходимо
соответствовать этому тренду. Наконец, в последнее время нашу
компанию как-то не отличала внятная и четкая стратегия развития. Мы
стали терять ведущие позиции. Было очевидно, что компания нуждается
в больших изменениях. Концептуально они начались в 2002 году, когда
СЕО концерна стал Ханс Строберг. Было решено, что в условиях
глобального рыночного соперничества мы сможем быть
конкурентоспособными, лишь усилив брэнд Electrolux.
Ульрих Гартнер родился в Германии. Магистр филологии,
владеет английским, французским, испанским, шведским и греческим
языками. В концерне работает с 1998 года. Должность вице-президента
по коммуникации и брэндингу в Европе AB Electrolux занял в 2004
году, в связи с чем переехал в Швецию. До прихода в AB Electrolux
работал PR-консультантом в германском отделении мультимедийной
компании Trimedia Inc. и менеджером по PR и прямому маркетингу в
компании Rockwool AB в Дании. |
«Мы стали ориентироваться на потребности покупателей»
УГ: Перепозиционирование портфеля также было связано с
внедрением принципиально иного подхода к производству техники: мы
стали ориентироваться на потребности потенциальных покупателей уже
на стадии разработки продуктов.
СФ: Но это не слишком оригинально. Многие производители еще на
этапе разработки учитывают запросы своих потребителей.
УГ: Это действительно так, но в АВ Electrolux отошли от
традиционного подхода. Создавая продукт, большинство производителей
ориентируется на покупательскую способность населения,
демографические или социолого-статистические показатели. В
результате, когда бытовая техника поступает в продажу, она в
основном сегментируется по цене: премиум, средний и низший класс.
Мы же сочли, что психоэмоциональные потребности покупателя –
гораздо более сильный фактор при выборе брэнда. Так что всю целевую
аудиторию мы разбили на сегменты, которым соответствуют
определенные позиции брэнда. У каждой позиции будет свой язык, свои
визуальные и эмоциональные атрибуты.
СФ: Производители давно изучают особенности эмоционального
восприятия покупателей и «закладывают» их в свои продукты. Выходит,
в этом тоже не много новизны.
УГ: Не согласен. В нынешней стратегии АВ Electrolux отразилось
множество идей и концепций, но мы считаем, что разработали
полностью новый (по крайней мере, в нашей индустрии) подход. К тому
же мало кто из крупных корпораций делает отношение к потребителю
центром своей корпоративной философии, закладывает нетрадиционный
маркетинг в основу всего бизнеса.
ДОСЬЕ Шведский концерн АВ Electrolux – крупный производитель
бытового и профессионального оборудования. Компания AB Lux
появилась в 1912 году, а в 1919-м объединилась с Electromekanisca и
была переименована в АВ Electrolux. Ежегодно группа продает более
55 млн единиц техники в 150 странах мира. Концерн владеет 40
марками, среди которых Electrolux, AEG, Zanussi, Eureka,
Frigidaire, Flymo, Zanker и др. В 1980-е годы АВ Electrolux
потратил более $4 млрд на приобретение различных компаний, что
обеспечило концерну долю в 20% европейского рынка. Однако удержать
ее концерн не смог, и в 1997 году начал программу реструктуризации,
а в 2002 году запустил кампанию по корпоративному ребрэндингу. По
итогам девяти месяцев 2005 года продажи группы составили $12,1 млрд
(в 1999 году обороты равнялись $14 млрд, в 2004-м – $16 млрд). |
«Мы над этим вопросом даже не задумывались»
СФ: Каковы ваши принципы сегментации потребителей?
УГ: Мы выделили три основные категории покупателей, и каждой из
них будем предлагать свою марку. К первой группе – она называется
Self-Affirmation – относятся те, для кого в обладании брэндом важен
престиж: им подойдет Electrolux. Вторые – Effectiveness, практики,
которые хотят досконально знать, как устроен прибор, и стремятся
сами контролировать весь процесс его работы. Им предназначается
AEG. А третьим, в некотором роде идеалистам (Convenience), мы
предлагаем Zanussi – для них не имеет значения, как техника
работает, главное – чтобы она была проста в управлении и экологична
и при этом выполняла свои задачи. С ценовым позиционированием такой
подход напрямую не связан: человек может хотеть от стиральной
машины только простоты в эксплуатации, хотя вполне способен купить
технику по самой высокой цене.
СФ: Вы назвали лишь три марки, хотя сказали, что в портфеле
их будет около сорока.
УГ: На некоторых рынках остаются сильные национальные марки,
которые полностью удовлетворяют потребности людей в выделенных
сегментах. Было бы неразумно от них избавляться. Некоторые из них
сменят названия. Например, на финском рынке появится
Rosenlev–Electrolux, в Италии Rex–Electrolux, а во Франции – Arthur
Martin–Electrolux. Таким образом мы даем понять, что эти марки
принадлежат одному и тому же концерну и одновременно увеличиваем
силу брэнда Electrolux. В России концерн не владеет местными
марками, так что здесь будет применена основная система
сегментации.
СФ: Очевидно, вы проводили специальные исследования, чтобы
понять, по каким критериям относить потребителей к той или иной
группе?
УГ: Мы собирали много информации о потребителях по всему миру –
при помощи глубинных интервью и других методик. Например,
сотрудники АВ Electrolux приходили прямо домой к покупателям и
смотрели, как те пользуются бытовой техникой.
Кстати, из этих исследований мы вынесли массу интересных
сведений, позволяющих нам совершенствовать свои продукты. К
примеру, вы знаете, как большинство людей закрывают посудомоечные
машины? Мы над этим вопросом даже не задумывались, а оказалось –
толкают ногой. Тогда инженеры концерна усилили эту часть агрегата,
и теперь мы с полным правом заявляем покупателям в слогане: вы
можете делать с машиной что угодно, не думая о последствиях,– АВ
Electrolux уже подумал об этом за вас.
СФ: Стратегии ребрэндинга компания разрабатывала
самостоятельно или привлекала партнера?
УГ: Значительную часть работы выполнил департамент коммуникации
и брэндинга АВ Electrolux. Но ему помогали ряд агентств. Среди них,
в частности, известная сеть рекламно-креативных агентств Lowe
Worldwide.
СФ: Советовались ли в концерне с менеджерами на местных
рынках? Ведь разница в эмоциональных реакциях потребителей,
связанная с национальными или конфессиональными признаками, может
быть существенной.
УГ: В процесс были вовлечены менеджеры из всех стран, где
продается наша техника. Многие вопросы мы решали во время дискуссий
на всех управленческих уровнях. В результате было даже сделано
небольшое открытие: по форме или силе эмоциональные реакции людей в
разных странах могут быть различны, но при принятии решения о
покупке везде просматриваются одни и те же тенденции.
РЫНОК На российском рынке электробытовых приборов присутствуют
практически все мировые брэнды – Bosch, Indesit, Candy, Beko,
Whirlpool и др. По оценкам экспертов, объем рынка бытовой техники в
2005 году вырос на 35% по сравнению с 2004 годом и приблизился к $3
млрд. В России продукция AB Electrolux впервые появилась в 1994
году. В начале 2005 года в Санкт-Петербурге было открыто сборочное
производство стиральных машин концерна, с которого, как сообщили
СФ в московском отделении АВ Electrolux, вскоре в Гонконг
отправится первая партия продукции. По данным РАТЭК, в категории
стиральных машин на марки Electrolux, AEG и Zanussi приходится 18%
рынка, в категории холодильников концерн удерживает 15% рынка. |
«Пока концерн не совершил много ошибок»
СФ: Новая концепция уже применяется на практике?
УГ: Во многих странах мы начали ее продвигать еще год назад.
Много времени уходит на то, чтобы объяснить нашим торговым
партнерам суть новой стратегии, чтобы они могли эффективнее
работать с товаром. В конечном счете от этого они сами получат
больше отдачи.
СФ: Сколько в общей сложности вы инвестировали в этот
проект?
УГ: На сегодняшний день инвестиции в ребрэндинг приближаются к
2% годового оборота всей группы (примерно $340 млн.– СФ).
Эта сумма значительно больше тех, которые концерн обычно тратил на
маркетинговые решения. Причем инвестиции в брэнд Electrolux выросли
на 60% по сравнению с 2005 годом.
СФ: Уже есть какие-то результаты?
УГ: Показатели за девять месяцев 2005 года очень хороши: по
некоторым нашим брэндам продажи резко возросли. Это свидетельствует
о том, что концепция работает. А первые отклики от наших торговых
партнеров доказывают, что пока концерн не совершил много
ошибок.
Прожекты перестройки Реформы, которые АВ Electrolux
проводит в течение последних нескольких лет, носят всесторонний
характер. Так, процесс ребрэндинга был запущен на фоне проходящей с
1997 года производственной реструктуризации концерна. Следом за
многими другими западными производителями АВ Electrolux принялся
выводить производства из Центральной Европы и США в регионы с более
дешевой рабочей силой – в страны Азии, Латинской Америки и
Восточной Европы.
В 1997 году прибыль концерна упала до $44,5 млн (годом ранее было
$268,8 млн) – к этому привели растущие цены на сталь, пластик и
электроэнергию. Кроме того, в пресыщенной Европе обозначился
дефицит спроса на бытовую технику. Одновременно с минимизацией
производственных издержек АВ Electrolux решил активнее осваивать
новые рынки. В 1998 году впервые прозвучала идея строительства
завода АВ Electrolux в Нижегородской области (правда, на деле
сборочное производство было открыто лишь в начале 2005 года в
Санкт-Петербурге). На первом этапе реструктуризации АВ Electrolux
остановил 25 из 44 своих европейских и американских заводов и
сократил более 10 тыс. человек. Попытки таким образом снизить
издержки сначала не сильно помогли концерну. К тому же закрытие и
перенос производств повлекли многомиллионные траты. Но уже в 2002
году АВ Electrolux получил первые обнадеживающие результаты: по
сравнению с 1996 годом чистая прибыль всей группы возросла почти
вдвое – до $598 млн. Реструктуризация продлится до 2009 года и
может обойтись концерну более чем в $1,5 млрд. |
ЭКСПЕРТ НОМЕРА: «Премиальность всегда требует
индивидуальности»
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, генеральный директор «Бриджтаун фудс»:
– Для любого производителя существует неписаное правило:
«потребитель всегда прав». А особенно тот, который покупает
Electrolux. Тем более – шведского качества. И компания правильно
делает, осмелившись после изучения своего клиента провести
ребрэндинг лучшей своей техники, top of the line, изменив слоган
компании и придав очертания индивидуальности флагманского брэнда.
На мой взгляд, потребителю нравится, что название компании
указывает на премиальность будущей покупки. Премиальность всегда
требует индивидуальности. Новый слоган Electrolux «Думая о вас»
значит, что кто-то думает обо мне. И это – индивидуально.
Electrolux просто уходит в коммуникации от качества в зону
эмоциональных ощущений и привязанности к брэнду.
В современном маркетинге это самый эффективный ход – заставить
человека поверить в брэнд, перевести в зону религиозных отношений,
если хотите, даже некоего таинства и причастности. Это рискованный,
но благодарный шаг, позволяющий на долгие годы установить тесный
контакт с потребителем. Для этого не жалко и десятков
миллионов.
Когда в компании налажены бизнес-процессы, есть все необходимые
мощности, практически завершены запланированные сделки M&A и
существует исторически сложившийся большой портфель брэндов,
наступает время «чистки». Из всех торговых марок всегда выделяют
одну-две, вокруг которых собирается основной пул материальных
ценностей, составляющий до 80% стоимости всего портфеля, а
оставшиеся 20% – это успешные локально, но менее известные
глобально марки. Electrolux хочет вывести третью и сделает ее
главной маркой компании. На что имеет право, как один из лидеров
индустрии.
Таким образом Electrolux завершит формирование своего портфеля
во всех ценовых и потребительских сегментах. Дальнейшая работа,
скорее всего, будет направлена на оценку правильности распределения
бюджетов между тремя марками, отслеживание изменяющихся
предпочтений потребителей и действий конкурентов.
Кроме того, было бы неплохо указывать, где производится
продукция. Я бы не спешил производство конкретной торговой марки
Electrolux переносить в Азиатско-Тихоокеанский регион, а оставил бы
его в Швеции или в другой европейской стране, поскольку лояльный
потребитель все равно традиционно ассоциирует Electrolux с
европейским качеством, и ожидает увидеть в паспорте изделия и на
тыльной стороне электроприбора заветную надпись Made in
Sweden. |
Ольга Шевель
06.02.2006
Секрет фирмы
|