Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Китайская грамота

Рентабельность этого бизнеса не высчитывается из разницы между тем, за сколько купил и за сколько продал

ЕЛЕНА МУЛЯРОВА

Предупреждаю: то, что вы сейчас прочтете, не есть история бизнеса, описываемого простой формулой "вложил-продал-наварил".

- Бизнес- это довольно примитивная коммуникационная технология, охватывающая очень небольшой спектр человеческой жизни,- говорит Бронислав Виногродский.

Он сидит на ковре в окружении красивых девушек, поющих канареек, нефритовых бодхисатв, антикварных книг, бамбуковых флейт и тому подобных артефактов. И это все его. Хотя не совсем понятно почему.

- Вид у вас, конечно, маргинальный,- честно говорю я.

- Это чем же?- удивляется Виногродский.- Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что одет я не как маргинал, а как очень стильный и успешный человек. Тюбетейка- это XIX век, Туркмения, штаны у меня сшиты по индивидуальному заказу, рубашечка очень такая неплохая. Вот тут у меня золотой значок с изображением Мао Цзедуна, а вот это значок Российской академии проблем национальной безопасности, а вот ручка за $6 тыс.

Как же к человеку с банальным филологическим образованием все это пришло- и ручка за $6 тыс., и золотой значок, и чайный клуб "Ист", в котором мы разговариваем, и галерея антиквариата "Виногродский Китай"? Буквально разводя руками мистическую ауру места, я задаю Брониславу простой вопрос: - Как вы начали делать деньги? И из чего? - Я не начинал делать деньги, не начинаю и никогда не начну. Люди сами приносят и дают. За что? Ну посмотрите, разве мне можно отказать? Определенно, человеку с такими глазами, голубеющими под антикварной тюбетейкой, отказать невозможно.

Кто-то знает Бронислава Виногродского как удачливого бизнесмена, подсадившего московских менеджеров на китайскую чайную церемонию. Кто-то как гадателя по Книге Перемен. Кто-то как переводчика фундаментальных китайских текстов, ктото как консультанта по вопросам отношений с Китаем. Кто-то как антиквара. Сам же многоликий Виногродский представляется просто: китаевед.

О небизнесе

Родился и вырос будущий китаевед под Комсомольском-на-Амуре, китайскому языку учился во Владивостоке. Причем намерения такого - овладеть китайской грамотой- изначально не имел. Просто не добрал баллов на японское отделение. Китаем не интересовался вообще, но институт закончил, и язык как-то выучил.

Идаже проработал некоторое время академическим переводчиком, трудился над техническими текстами. Этим же занимался в Киеве, куда переехал в 1981 году и прожил два года, женившись и став отцом двоих детей. А потом перебрался в Москву.

- Прописки не было, а как-то зарабатывать было надо и я взялся за перевод древнего трактата по медицине Чжень-цзю да чэн.

Перевод текста объемом в 1000 страниц занял два года и пробудил-таки в Виногродском интерес к китайскому языку в частности и к Китаю вообще. В это же время - первой половине 1980-х- у России начались отношения с Китаем, и Бронислав вновь оказался на Дальнем Востоке. В 1985 году в Благовещенске он создал центр по изучению китайских традиционных технологий.

И тогда же впервые отправился в Китай. Китай особого впечатления не произвел.

- Я по жизни вообще не очень впечатлительный человек. Я мистик по своему мировоззрению и на все смотрю как на сон, иллюзию.

Во время своей первой поездки в Китай Виногродский не интересовался ничем иллюзорно-внешним, а лишь скупал книги и предметы. Что и продолжает делать до сих пор. И довольно успешно. Но называть себя бизнесменом решительно отказывается.

- Есть такое русское слово "дело", значительно более подходящее для обозначения того, во что пытается втиснуться бизнес. Поэтому я не занимаюсь бизнесом, что подразумевало бы такой стиль отношения с миром: вот здесь дело, а здесь- дом; вот здесь бизнес, а здесь - моя личная жизнь. Это противоречит моему видению целостности восприятия.

Мое дело можно назвать бизнесом настолько, насколько это пространство (канарейки, книжки, девушки, нефрит.- Е. М.) можно назвать офисом. А если серьезно, то я неплохо знаю свое дело - древнекитайскую традицию, которая является основой всего происходящего в Китае. Предположим, вы знаете меня как бизнесмена, но при этом у меня есть полное основание называться ведущим специалистом в области китаеведения в стране. И в области изучения Книги Перемен. И в области китайского антиквариата. И как при всем при этом то, что мне нужно (это он, видимо, о деньгах.- Е. М.), могло посметь не прийти ко мне? О метаидее

- У меня есть некая метаидея. Я осознаю, что Россия - это страна, болеющая сильно и давно. И я тоже болею за свою родину и хочу, чтобы здесь произошло что-то хорошее, чтобы она пришла в себя, чтобы стала думать и начала делать усилия для обретения этого здоровья. Мне кажется, что китайские модели построения быта - употребления чая, отношения к еде, к здоровью, к телу, к предметам - очень важны для России. И смогут ее вылечить. Вот потому я всем этим и занимаюсь. А вы говорите- бизнес.

О чае

Чайная история Виногродского - это вам не Книга Перемен. Рассказывать о ней проще всего. Дело было так. Еще в 1995 году Бронислав Виногродский открыл свой первый чайный магазин на 3-й улице Ямского поля, где в первый раз и была опробована на москвичах китайская чайная церемония. В 1997 году Бронислав Виногродский и специалист по тайцзицюань Михаил Баев в московском саду "Эрмитаж" открыли первый в России "Клуб чайной культуры". Уже через год помещение пришлось расширить - отбою от посетителей не было. Москвичам понравилось сидеть на полу и маленькими глотками приобщаться к четырем чайным драгоценностями: вкусу, цвету, запаху и настроению. В 2001-2002 годах в Москве начали открываться и другие чайные клубы: "Железный Феникс", "Чжун Дао", YNBY World, а также клуб "Ист", который сейчас является вотчиной Виногродского.

- Это чайное помешательство я запустил не как бизнес, а как социальную технологию,- объясняет Виногродский,- чайную в Эрмитаже я конкретно сделал как лабораторию по изучению социальных процессов.

Я долго осуществлял мониторинг чайного дела и только недавно перестал заниматься чаем или почти перестал.

Если верить Виногродскому, то в "Исте" все уже вертится само собой, не без помощи коммерческого отдела, конечно. Клуб "Ист" работает в арендованном помещении площадью 400 кв. м, арендная плата - около $300 за квадратный метр в год. Чай выбирают в Китае, покупают, а потом привозят сюда специально обученные люди. Судя по всему, Виногродский действительно уже не вникает в подробности чайного бизнеса, потому что на вопрос, сколько они чая привозят, ответить сразу не может. Посоветовавшись с коллегами, выдает цифры - около тонны в год.

- Это действительно сложно подсчитать, потому что доставка идет в разное время и по разным каналам. Статистику мы не ведем, просто мы видим - кончается чай, значит, надо новый привозить. Но за всем этим я уже не слежу.

Следит персонал. К себе кого попало Виногродский не берет.

- Люди приходят ко мне, просятся, а мы выбираем: смотрим, чтобы человек был серьезный, аккуратный, сообразительный, имел сильную мотивацию. Он не обязан быть в чайной теме, поскольку люди, которые здесь работают, все равно тем или иным способом учились у меня. Значит, и новых научим.

- А вы их как-то воспитываете? - "Мадам, если бы вы знали, как дрессируют этих крокодильчиков"! - искренне отвечает Виногродский. В это время "крокодильчики", то есть, извините, сидящие вокруг сотрудники, смотрят на своего "дрессировщика" с немым обожанием и радостно кивают.

Несмотря на абсолютную неформальность обстановки и до обидного несерьезное отношение Виногродского к вопросам журналиста, дела свои он ведет весьма аккуратно.

Все лицензии имеются, пожарные и СЭС претензий не имеют, налоги платятся исправно, в бухгалтерии работают целых три человека.

Но и без этих троих Виногродский знает, что сверхрентабельность чайного бизнеса (по мнению одного делового издания, она превышает 1000%) - это миф.

- Рентабельность чайного бизнеса составляет за всеми вычетами 100-150%. Но высчитывается она не из разницы между тем, за сколько купил и за сколько продал. Сюда же накручиваются и накладные расходы, которые очень высоки. Большую часть мы везем самолетами, если это дорогие чаи (от $500 за кг), то небольшими партиями. Но иногда возим и контейнерами - морем.

Как правило, там мы покупаем чаи по цене от $10 до $1500 за килограмм, а уж во что мы их здесь превращаем - это другой разговор. Ведь чай - это не макароны, которые один раз сделали- и все. Процесс ценообразования чая- штука очень тонкая.

В этом смысле элитный чай можно сравнить с вином. Скажем, если вино существует только в количестве 10 бутылок, то продать его можно за любые деньги. С чаем похожая тема - есть чаи, которых просто очень мало. Тот же чай Те гуань-инь, про который все слышали, каждый год получается разным.

Представьте себе, что есть виноградник, и на участке в 100 кв. м уродилась особо выдающаяся лоза, и именно вино, полученное из этой самой лозы, будет самым дорогим.

То же самое и с чаем. Но только значительно сложнее, потому что в нашей стране еще нет сложившегося механизма ценообразования.

И хотя цена элитного китайского чая колеблется в диапазоне от $50 до $2 тыс. за килограмм (бывают и суперэлитные и супердорогие чаи стоимостью несколько десятков тысяч долларов за килограмм), спрос на него не убывает. Согласно данным компании "ACNielsen Россия" на рынке чая доля сегмента премиум (в который входят и элитные китайские чаи) с декабря 2004 года по сентябрь 2005-го выросла с 20,2% до 21,9%.

Чаи этого сегмента реализуются через супермаркеты или чайные бутики. Бронислав Виногродский свою продукцию реализует в клубе "Ист", магазине на "Братиславской" и еще в нескольких точках. Но при этом утверждает, что отнюдь не чай приносит ему основные доходы.

О нефрите

На вопрос, "тогда что же", Бронислав задумчиво тянет: - Может быть, антиквариат… В сентябре прошлого года в торговом центре "Гименей" открылась галерея "Виногродский Китай", в которой работают чайный клуб, чайный магазин и собственно салон антиквариата. Интерьер галереи несколько более впечатляющий, чем у клуба "Ист" - в отделке задействованы полудрагоценные камни, ценные породы дерева и тускло-золотой цвет. Красиво упакованный чай можно подержать в руках, резные изделия из белого нефрита - разглядывать сквозь стекло витрин.

Вот, например, амулет "Выражение сыновней почтительности с пожеланием долголетия и исполнения намерений", сделан из синьцянского белого нефрита во времена династии Мин (1368-1644), стоит $1900. Другие нефритовые фигурки не дешевле, а есть и значительно дороже- до $5 тыс. Часть предметов- из личной коллекции Виногродского.

- Как они к вам попали? Но Виногродский свои источники не "сдает". Делает какие-то намеки на связи с китайскими антикварами и потомственными резчиками по нефриту, не более того. Про ценообразование говорит тоже загадками.

- Китайский антиквариат стоит от одного до сотен миллионов долларов за предмет.

А о рентабельности этого бизнеса говорить нельзя вообще. Это еще более нелепо, чем разговоры о рентабельности чая. А если и говорить, то эта самая рентабельность высчитывается по суммам затрат на поездки, на время, на экспертизы, на поддержание пространства, на публикации книг. Кто покупает антиквариат? Самые разные люди. Они же не сумасшедшие, и если у них есть деньги и они видят красивую вещь, то покупают ее, потому что она им нравится. Нельзя упрощать людей. Все люди со средствами очень разные. Вот я человек со средствами, я люблю эти предметы, я их изучаю… И вообще,- начинает сердиться Виногродский,- человеку, руководящему крупным предприятием (это он про себя.- Е. М.), совершенно необязательно отвечать на все эти вопросы- про килограммы чая и про рентабельность антикварного бизнеса.

Более разговорчивой оказывается администратор и продавец галереи "Виногродский Китай" девушка Нина: - Изделия из нефрита покупают люди, осознавшие его ценность- не денежную, а ценность этого камня вообще. Но чаще всего люди к нам приходят не за нефритом, а попить чай. Многие приходят днем - чтобы за чаем провести переговоры в специальной комнате, которая так и называется "Переговорная". Чайные церемонии у нас не слишком дорогие, хотя стоимость их зависит от цены чая.

Сейчас в галерее появился черный чай пуэр стоимостью $14 тыс. за килограмм.

Естественно, люди не рискуют заваривать такую ценность дома, приходят в галерею- к чайным мастерам, которые уж точно не испортят чудесный напиток, одно чаепитие которого двоим любителям обойдется в 10 тыс. руб.

О знании и неклиентах

Помимо чая и антиквариата Виногродский занимается издательской деятельностью, а также самыми разнообразными консультациями.

- Я располагаю информацией, которая нужна людям,- о том же Китае. И эта информация с каждым годом стоит все дороже. Тем более что это даже не сама информация, а знания - то есть способность рассказать, что с этой информацией делать.

За информацией и знаниями к Виногродскому приходят самые разнообразные люди. Что касается оплаты этих консультаций, то никакой гонорарной сетки тут нет.

- Я сразу говорю человеку: заплатите любую значимую для вас сумму. И никогда эту сумму не оспариваю. С этим не связано счастье и здоровье моих детей. Я же не занимаюсь этим как промыслом. От того даст мне человек 10-100-1000$ в моей жизни ничего не изменится. Я же не принимаю клиентов, я вообще не имею клиентов, я общаюсь с людьми. И никогда не вступаю в отношения "клиент-реципиент-амбиент".

Деловая газета "Бизнес"

06.02.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов