Интервью: Хамзат Хасбулатов, президент McDonald's в Восточной Европе
"Мы не ставили задачу забрать себе весь рынок"
Президент McDonald's в Восточной Европе Хамзат Хасбулатов обнаружил, что россиянам не хватает завтраков
Визитка Хамзата Хасбулатова, президента корпорации McDonald's в Восточной Европе, сделана по образу и подобию бигмака. Показав ее в любом российском ресторане компании, можно бесплатно получить этот сэндвич. Работая в российском Макдоналдсе с 1988 г., Хасбулатов научился убедительно говорить о пользе гамбургеров. Его преданность компании, знаменитой своим особым корпоративным духом, в прошлом году была отмечена: ему доверили руководство только что созданным восточноевропейским дивизионом американской корпорации. В интервью Ведомостям Хасбулатов рассказал, как передовой российский опыт будет внедряться в новых странах Евросоюза.
Что изменилось в работе Макдоналдс-Россия после того, как вы стали руководить развитием компании еще и в Восточной Европе?
Для Макдоналдса в России не изменилось практически ничего. Некоторые российские топ-менеджеры, работающие у нас уже 15 лет, получили дополнительные полномочия по координации работ в восточноевропейских странах. Для них это своеобразный рост. Структура европейского Макдоналдса в прошлом году была изменена: появилось четыре укрупненных дивизиона западный, северный, южный и восточный. В этом есть свой резон. Страны Восточной Европы исторически имеют много общего: их экономика находится на схожем этапе развития, уровень доходов населения сопоставим, есть возможности для роста. Команды менеджеров, ранее управлявших развитием нашей компании на этих рынках, остались теми же. Моя задача помогать им.
Можно ли рассматривать ваше повышение в Макдоналдсе как признание успехов российского подразделения?
Скорее всего да. Российская команда показывает очень хорошие результаты на протяжении последних 16 лет. Наша работа в России могла бы стать хорошим примером успешной работы в период сложных экономических реформ. Однако это не означает, что вся Восточная Европа будет учиться только у нас. Эффективность большой корпорации в том, что мы имеем возможность заимствовать хорошие инициативы, придуманные в других странах. Такие программы, как МакАвто, МакКафе, Завтраки, были реализованы в Северной Европе и Австралии, а теперь успешно адаптированы у нас. Новые интерьеры, разработанные во Франции, внедряются по всей Европе. Мы будем применять в России производственные технологии, разработанные на Украине, методы управления персоналом, существующие в Румынии. Российские принципы обслуживания посетителей можно будет реализовывать в странах Балтии. Наше объединение это хорошая возможность для более тесного контакта и обмена опытом.
Уже есть примеры обмена?
Мы решили, что принятые в России формы мерчандайзинга, т. е. оформление меню, общая презентация продукции, самые простые и понятные для покупателя. Их будут использовать на всех восточноевропейских рынках, чтобы у жителей, скажем, России, Украины и Прибалтики было единое представление о меню Макдоналдса. Кроме того, мы унифицируем сеть поставщиков и наше рекламное обслуживание, для того чтобы снизить издержки. Восточноевропейские страны работают с одним рекламным агентством DDB. Это очень удобно позволяет вырабатывать единые подходы к рекламе. Таких примеров будет очень много. Ведь мы только начали: восточноевропейская группа создана во второй половине прошлого года.
Как компания растет в России?
Наши темпы роста в последние годы составляют около 25%.
Эту цифру вы называете уже много лет подряд. Как вам удается управлять темпами роста? Вы его иногда ограничиваете, а иногда подстегиваете?
Нельзя сказать, что мы рост ограничиваем. Но для нас очень важно, чтобы он был качественным и не снижал наш уровень обслуживания. Конечно, темпы роста могут колебаться: в прошлом году мы выросли на 26%, а в 2004 г. на 23%. Этот рост обеспечивается в соотношении примерно 50 на 50 за счет открытия новых ресторанов и роста выручки в уже открытых.
А как Макдоналдс развивается в Восточной Европе?
Весь восточноевропейский рынок для нас очень интересен. Здесь живут 300 млн человек 35% всего населения Европы! Наши продажи во всех этих странах за прошлый год выросли на 10-20%. Как видите, по темпам роста Россия в лидерах. Главный козырь нашего рынка огромные возможности по открытию новых ресторанов.
А какой оборот у Макдоналдса в России, в Восточной Европе?
Макдоналдс регулярно объявляет общий объем продаж и объемы продаж по регионам. Данные по отдельным странам а мы работаем в 118 странах мира не публикуются. В нашей работе важны темпы роста, количество посетителей. В 2005 г. в России мы обслужили 200 млн человек. Рестораны Макдоналдс в России самые посещаемые в мире. В среднем у нас на один ресторан приходится 1 млн посетителей. А в Западной Европе это показатель составляет около 300 000 человек в год.
Сколько Макдоналдс инвестировал в Россию в минувшем году?
Капитальные затраты на новое строительство и переоборудование ресторанов составили $50 млн. Мы открыли 20 новых ресторанов и переоборудовали 11 старых.
Какие планы на этот год?
Мы планируем открыть около 25 ресторанов в Москве, Санкт-Петербурге и тех городах, где мы уже работаем. Плюс, возможно, мы откроемся в новых для себя регионах, например в Тюмени.
А кроме новых ресторанов?
Мы фокусируем свое внимание на расширении услуг. В прошлом году мы включили в свое меню завтраки, состоящие из 12-13 новых блюд, в том числе привычных для всех яиц, блинов. Эффект от введения завтраков превзошел наши ожидания, поэтому мы будем развивать эту программу дальше. Если до сих пор завтраки были только в наших московских и питерских ресторанах, на которые, правда, приходится 90% нашего бизнеса, то с этого года мы вводим их по всей стране. В России завтраки таят огромный потенциал для ресторанного бизнеса.
Что значит эффект превзошел ожидания?
Мы предлагаем завтраки уже почти год. За это время доля выручки в утренние часы увеличилась с 4% от дневного оборота до 6%. То есть рост составил 35%. По нашим данным, около 85% людей, которые хотели бы завтракать вне дома, в удобном месте и недорого, лишены такой возможности. Мы сейчас эту совершенно свободную нишу начинаем разрабатывать. Надеюсь, завтраки помогут нам привлечь посетителей в те часы, когда рестораны мало загружены. В США и Канаде, где завтраки входят в меню Макдоналдса уже много лет, их доля в дневном обороте составляет 15-20%. Так что нам есть к чему стремиться.
далее...
Елена Виноградова
Ведомости