Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Поход по головам

Что общего у руководителя и психа

Американский миллиардер Дональд Трамп как-то пошутил, что лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье. Впрочем, даже если вам не повезло с семьей, но зато вы мотивированы на результат, умеете подсиживать, врать, льстить и заискивать, то власть, слава и деньги у вас рано или поздно будут.

Известная истина – плох тот карьерист, который не хочет стать президентом компании. Поэтому речь в этом материале пойдет о людях, которые задолго до выпускного вечера в школе понимают, что они будут делать карьеру – занимать ответственные посты, получать большую зарплату, наслаждаться высоким положением и предвкушать светлое будущее. Для этого недостаточно просто хорошо делать свою работу. Нужно еще и обладать качествами, которые помогут обойти конкурентов и достичь вершины первым.

С места в карьер

Сегодня Россия – третий в мире по потенциалу роста рынок товаров и услуг после Китая и Индии. Поэтому практически все по-настоящему крупные международные компании уже давно открыли у нас свои офисы и активно работают. Российский бизнес также на подъеме и предлагает потенциальным соискателям сотни привлекательных вакансий. Правда, лишь 5 – 7% из них подходят под определение entry level, то есть ориентированы на выпускников институтов. Несмотря на попытки государства ужесточить процесс лицензирования деятельности вузов, их количество постоянно растет. Поэтому каждую весну на рынок труда выходят толпы новоиспеченных экономистов, маркетологов и менеджеров широкого профиля. Они стремятся обменять свой диплом на первую запись в трудовой книжке. Но все – с разными целями.

Прежде всего, карьерист должен иметь четкое представление о работе коммуникационных каналов в его компании – как формальных (передача информации о клиентах, предоставление данных о выставлении счетов и т. д.), так и неформальных (кто с кем и против кого дружит, кто кому и о чем имеет обыкновение рассказывать). Но мало просто владеть этой информацией, нужно ею еще и активно пользоваться: брать на себя ответственность за формальные информационные потоки и нарабатывать инструменты воздействия на неформальные (дружба с..., авторитет в глазах..., борьба против... и пр.). Это требует достаточного напряжения сил и внимания, но все затраченные усилия вернутся сторицей. Хороший пример, подтверждающий этот тезис, привела гендиректор АКГ «ФинЭкспертиза» Елена Трубникова. «В сентябре 1998 года Оксана Тимонина пришла к нам на работу курьером, причем попала в «ФинЭкспертизу» совершенно случайно – подменяла заболевшую подругу, – рассказывает Трубникова. – Компания ей понравилась, и она осталась у нас работать сначала курьером, а потом офис-менеджером. В 2000 году, будучи руководителем курьерской службы, Оксана получила второе высшее образование в Плехановской академии по специальности «бухучет и аудит». В том же году она перешла работать в бухгалтерию компании и начала пробовать себя в аудите, участвуя в проверках. В 2002 году стала главным бухгалтером нашей компании. С 2004 года Оксана – финансовый директор АКГ «ФинЭкспертиза». Год назад Ассоциация менеджеров России включила Тимонину в «Топ-200» самых профессиональных финансовых директоров страны».

Шеф как воздушный шар

Постоянное желание расти профессионально, готовность к изменениям и ориентация на результат – основные личностные качества, необходимые для карьерного роста. Когда человек уверен, что он – самый умный, самый образованный, самый квалифицированный, он сам себя загоняет в ловушку. «Важно не быть «зацикленным» только на росте заработной платы. На мой взгляд, ориентированность лишь на материальный фактор сужает горизонты, мешает смотреть на все служебные задачи широко и нетривиально», – считает президент страховой компании «Наста» Гарри Дерби.

Если карьерист докажет, что он профессионал, то ради сохранения нужного человека начальник пойдет на дополнительные издержки и оплатит его обучение. Поэтому работать нужно так, чтобы руководитель испытывал страх при мысли о расставании с вами и был готов платить за вашу лояльность. Неплохой идеей будет создать себе дополнительный фронт работ: не очень сложный и не слишком ответственный, но выгодно отличающий вас от других сотрудников, которые, еще не переступив порог офиса, уже думают, как бы побыстрее уйти домой. Заняться можно чем угодно: хоть покупать лампочки в коридор, хоть организовывать банкеты.

Конечно, есть определенная категория работодателей, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не оценят подчиненных, а тем более – не заплатят за их дополнительное образование. Они считают своих сотрудников одноразовыми батарейками бизнес-процесса. Кредо таких работодателей: «Находишь подходящий «топливный элемент», выкачиваешь из него всю энергию, а потом обновляешь штат». Ради идеи они требуют от людей работать по 12 часов в сутки, даже не задумываясь насчет того, что не плохо было бы как-то поощрить переработки денежно. Зачем? Ведь наша компания и так «самая лучшая». Кроме того, «энергетические вампиры» имеют обыкновение ставить совершенно бесполезные задачи, которые отменяются на полпути. Юля работает главным бухгалтером в пензенском подразделении одной нефтяной компании. Поскольку это подразделение является финансово автономным, местное руководство с удовольствием назначает своим работникам зарплату пониже. И все бы было ничего, если бы генеральному директору этого подразделения не захотелось открыть ночной клуб. Главным бухгалтером которого была также назначена Юля. За ночным клубом стартовал еще один бизнес, а потом еще один. И везде работа с финансами ложилась на плечи бессменного главбуха. Однако если вы думаете, что Юле сказочно повезло в жизни, и она ездит на службу на «Феррари», то вы заблуждаетесь. За всю свою работу она получает около $300. При этом ее начальство искренне не понимает, что в таком положении дел может не устраивать сотрудника – «она же все равно отрабатывает свой рабочий день, какая разница, сколько компаний она успевает обслуживать». Стоит отметить, что московские работодатели при виде резюме Юли готовы с радостью платить в 5 – 10 раз больше. Пока девушку держат в провинции организационно-семейные вопросы. Но уже очевидно, что долго такое положение вещей не сохранится.

Если вы вдруг понимаете, что ваше настроение зависит от настроения босса, то знайте: на вашей работе карьеристу ловить нечего и лучше подыскивайте себе другой вариант. Идеально было бы найти начальника с большим карьерным потенциалом. Надо попытаться попасть в круг его соратников или, что еще лучше, друзей. Если вы будете выполнять за него хотя бы часть работы, он станет «воздушным шаром», который поднимет вас до небес. Правда, тут важно учитывать один момент: если выполняя поручения начальника вы будете думать только о своей выгоде, то рано или поздно он это поймет и вряд ли оценит. Нет ничего плохого в том, чтобы преследовать при построении карьеры свой корыстный интерес, но при этом работу надо выполнять все-таки с душой. В противном случае, как не раз доказывала практика, окружающие почувствуют фальшь.

Найти хорошего начальника – значит пройти полпути к карьерным высотам. Однако сделать это крайне непросто. Зачастую руководители боятся роста молодых сотрудников, подозревая тех в намерении «подсидеть». Посредственный, пробившийся на свой пост за счет больших нервов и, как говорят, «оловянной задницы» шеф не стремится развивать своих сотрудников и расти вместе с ними. Его пугает активность новичков, и вместо построения доверительных отношений с ними он старается как можно быстрее указать им «их место». Если вам попался именно такой начальник, то не нужно ставить под сомнение его компетентность. Настоящий карьерист всегда выступает на стороне шефа (даже если тот – клоун, не показывайте этого: он проявит себя сам). Мудрый сотрудник будет внешне спокойно и с удовольствием выполнять ту работу, которую шеф не любит или не успевает сделать.

Как стать «своим»

Большая удача, если подчиненный и его руководитель психологически «настроены на одну волну» и имеют похожие взгляды на жизнь. Цену таким «совпадениям» хорошо знает гендиректор ОАО «Межрегионгаз» Кирилл Селезнев. Ему всего 31 год. Коллеги характеризуют его как стопроцентного члена команды главы «Газпрома» Алексея Миллера, с которым он работал еще в морском порту Санкт-Петербурга и которому всегда беспрекословно подчинялся. С 2002 года Селезнев возглавил департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов «Газпрома», а с 2003 года стал еще и гендиректором «Межрегионгаза».

Понятно, что большинство руководителей предпочитают видеть вокруг себя людей, которым могут доверять, так что у сметливого новичка всегда есть хороший шанс стать своим. Максим Соколов, управляющий партнер Management & Business Development Group, поделился случаем из собственной практики. «Будучи руководителем московского отдела продаж в бурно развивающейся компании, я надеялся со временем занять позицию ее коммерческого директора, – рассказывает он. – На тот момент такой позиции в штатном расписании не было. И все шло вполне ничего до того момента, пока меня не вызвал генеральный и торжественно не предложил отдельный свежеотремонтированный кабинет и личную секретаршу. А я в тот момент был полностью поглощен развитием своего отдела: 12 человек, большинство из которых только-только набраны, процессы не отработаны, все сидим в одной комнате (open space). Я, исходя из своих представлений, генеральному и сказал: «Кабинет мне только мешать будет, да и как там новые люди без меня справятся? К тому же мне вполне хватает секретаря отдела, чем я еще личного загружу? Давайте на нем сэкономим...» Короче, отказался... И сразу понял свою ошибку: просто физически увидел, как в глазах шефа ко мне погас интерес. Так и вышло – злополучный кабинет был предложен директору по развитию, который впоследствии и стал коммерческим. Произошло это, правда, уже без меня: отношения с генеральным резко ухудшились, и я спустя полгода вынужден был уволиться... Позже, поумнев, понял, что проблема заключалась только в том, что у меня с моим руководителем были разные ценности. И стать для него «своим» я бы при всем желании не смог».

Человек должен видеть и уметь принимать новое, потому что всякий бизнес находится в постоянном и очень динамичном развитии. Рынок все время диктует необходимость изменений – и это касается не только компаний в целом, но и каждого менеджера. Если сотрудник закрыт и излишне консервативен, то гораздо быстрее достигнет своего «потолка».

Чтобы сделать карьеру, надо не только уметь хорошо работать, но и уметь пиарить результаты своего труда, особенно, если они есть. «Нельзя пренебрегать планами и отчетами, надо действовать по формуле «задумал – четко изложил план действий – получил одобрение руководства – исполнил в срок», – советует гендиректор ООО «Медиа платформа» Анатолий Комраков. – Не стоит бояться взять на себя больше, чем положено по должностной инструкции. Нельзя «зацикливаться» на том, как сделать карьеру. Лучше фантазировать, выдвигать идеи, получать удовольствие от новых проектов. Если вы будете чувствовать себя в «своей тарелке», вас заметят».

Вот наглядный пример. Генеральный директор, не увидев в одном из замов (назовем его Стасом) «своего», при появлении вакансии следующего уровня принял решение взять на нее человека со стороны. Стас сначала хотел уволиться, однако гордость не позволила. Он решил побороться и сосредоточился на написании долгосрочных планов развития компании. Не «туфтовых», а способных принести реальный результат в будущем. С этими планами он приходил к своему новому шефу. Тому требовалось определенное время, чтобы разобраться в них, так как полной картины происходящего в компании у него еще не сложилось. Но не успевал он разобраться с одними планами, как Стас уже приносил следующую идею. Выждав, когда планов накопится достаточное количество, Стас задействовал известный ему неформальный информационный канал – начальника отдела кадров Раису. Стас знал о том, что она регулярно «стучит» обо всем происходящем в компании генеральному. Наш герой стал периодически заходить к ней, показывать свои проекты и радостно рассказывать: так много идей есть, разработал, мол, такой-то план и такой.

Через некоторое время генеральный стал задавать вопросы шефу Стаса: а где та или иная разработка, почему этот проект стоит, почему та перспективная идея «похоронена»? Началась серия мини-конфликтов, в результате которых генеральный заявил, что шеф Стаса тормозит процесс развития и предложил тому покинуть компанию. Сам же Стас был вызван к генеральному в кабинет, где тот извинился за свое неправильное решение и предложил ему занять заслуженное место. На всю операцию у Стаса ушло 7 месяцев.

Психопат = прирожденный лидер?

Принято считать, что оптимальный срок работы в одной компании составляет два-три года (если, конечно, не брать в расчет принципиальный карьерный рост внутри одной организации). Именно в эти сроки удается показать максимальные результаты и в то же время не «зарыться» в текучку. К тому же этот срок совпадает с «горизонтом планирования» в российском бизнесе. «И владельцы бизнеса, и топ-менеджеры не строят бизнес-планов на слишком долгие сроки, – говорит управляющий партнер компании Ward Howell International Сергей Воробьев. – Хотя, что значит «слишком долго»? Сейчас все позволяют себе планировать на три года. А еще совсем недавно считалось, что человек не должен «заморачиваться» и планировать больше, чем на полгода».

Хороший карьерист чувствует ритм происходящего в компании и всеми силами старается его сохранить, а еще лучше – ускорить. Если рост на данном месте не просматривается, он ищет новые варианты. Так, нынешний глава «Вымпелкома» Александр Изосимов фактически признал в одном из интервью, что курируемый им в период работы в Mars амбициозный проект по выпуску шоколадных конфет «Держава» оказался неудачным. Но он не стал воспринимать это как личный провал, а вынес из проекта ценный опыт, который пригодился ему затем в «Вымпелкоме».

Впрочем, карьера карьерой, но харизматичным людям надо думать не только о ней, но и о здоровье. Не секрет, что у большинства людей, занимающих высокие должности в крупных компаниях и пробившихся к ним благодаря собственным качествам, рано или поздно выявляются определенные признаки психических расстройств. Собственно, грань между «способностями лидера» и расстройством психики очень тонка. Психопат, как и прирожденный лидер, способен убеждать других людей, он «знает себе цену», любит власть, умеет представить ситуацию в выгодном для себя свете и обычно обладает высоким интеллектом, позволяющим ему на протяжении какого-то времени принимать правильные решения. Но если прирожденный лидер действительно ведет людей в правильном направлении (а в случае ошибки признает ее и меняет курс), то психопат пытается добиться поставленных ранее целей даже тогда, когда ошибочность его действий становится всем очевидна. И вот с такими начальниками хорошему карьеристу решительно не по пути.

Принято ли в российских компаниях задерживать сотрудников после работы? (%)

Это в порядке вещей, никакой компенсации не предусмотрено – 44

Дополнительная оплата за переработки возможна, но не обязательна и оговаривается индивидуально – 22

Сотрудника могут задержать на работе; компенсация существует, но меньше предусмотренной ТК – 9

В случае вынужденных задержек сотрудники получают компенсацию согласно ТК – 10

Задержек после работы в нашей компании не бывает – 15

*Всего опрошено 277 человек

Источник: www.kadrovik.ru


Андрей Неверов
09.02.2006  Журнал "Kомпания"

09.02.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов