Розовый и пушистый
Как самарский Газбанк завел птичку
Одно из крупнейших самарских
финансовых
учреждений —
Газбанк всегда
считался в Самаре
банком «не для
всех». Выход
на розничный
рынок потребовал
отказа от прежнего
образа и перепозиционирования.
Решив заговорить
с потребителем «на обычном
языке», Газбанк
запустил розовожелтую птичку ГаБу.
На этапе создания в 1993 году Газбанк
был ориентирован на «оптовых покупателей» — крупные промышленные предприятия, связанные в основном с добычей,
транспортировкой и реализацией газа.
Поэтому в Самаре, пожалуй, не было
более «серьезного», «классического»,
«интеллигентного» банка. Естественно,
ничего экзотического во внешнем виде
и коммуникациях учреждения тоже не
было — сдержанный фирменный стиль,
стандартная бело-синяя гамма.
В 2000 году Газбанк стал активнее развивать свой розничный бизнес — принимать
вклады населения, выпускать пластиковые карты, развивать кредитные системы,
правда, сделав упор на работу с VIP-клиентами — частными лицами и сохраняя при
этом прежний классический стиль. И только
в 2004 году банк сделал первые шаги на
пути к «массовости». Правда, к этому времени рынок банковских услуг в Самарской
области был уже сформирован и насыщен.
Борьбу за лидерство в сегменте розничного
банковского бизнеса вели сразу несколько
брендов — Сбербанк РФ, «Солидарность»,
Промэкбанк, ФИА-БАНК, Автовазбанк, НТБ.
Одним из решающих факторов при выборе
банка чаще всего являлась его узнаваемость, а также «понятность» для простого
клиента предоставляемой услуги и условий
ее получения. Ни тем, ни другим в то время
Газбанк похвастаться не мог. Тогда и было
принято решение о перепозиционировании банка.
«Мы хотели сформировать новый образ
банка — доступный, простой, открытый, —
рассказывает Капитолина Колиниченко,
зам председателя правления Газбанка. —
Создать рекламу, которая бы выделялась
на фоне конкурентов, увеличить объем
привлеченных вкладов на 300 млн рублей
(октябрь 2004 — март 2005) и портфель
кредитов, выданных частным лицам до
уровня 2,5 млрд рублей (к июлю 2005 года).
Для начала решили провести рекламу самой
«понятной» для населения банковской услуги — вкладов, а затем перейти к рекламированию кредитования».
В качестве потенциальных вкладчиков
рассматривались жители Самары, Тольятти
или пригородов в возрасте от 25 до 40 лет
со средним уровнем дохода (4 тыс. рублей на человека в семье), которые имеют
привычку откладывать часть доходов «на
всякий случай» или просто на что-то копить. Портрет потенциальных заемщиков
отличался несильно. «Семейные, с 1–2 детьми, специалисты и менеджеры среднего
звена, как правило, с высшим образованием. Уровень дохода: выше среднего (6 тыс.
рублей на человека в семье). Стремятся к
успеху и благополучию, активны и мобильны» — гласил бриф.
«оторвусь по полной»
Сама рекламная кампания стала нетипичной для банка. Чтобы продемонстрировать простоту и легкость, с которой можно
воспользоваться услугами Газбанка, с
потребителями решили заговорить на
понятном, «небанковском» языке. Рекламным персонажем кампании стала птичка
ГаБа (производное от Газбанк): пушистая
и яркая (розово-желтая), эмоциональная и непосредственная, но умная и сообразительная, она не прочь поделиться
со всеми радостью и рассказать, как она в очередной раз
удачно сходила в Газбанк, что там нового и хорошего.
Каждый ролик был выстроен следующим образом: нестандартное начало — стук в экран, разговор в темноте и шепотом, затем обращение ГаБы непосредственно к зрителю,
как к своему другу. А в конце каждого ролика пэкшотом
шли фразы: «ГаБа — умная девочка! ГаБа ходит в Газбанк!»
или «ГаБа — умная девочка! ГаБа дружит с Газбанком!»
Аналогичные слоганы были использованы в наружной
рекламе, прессе и т.д. Но основной «фишкой», пошедшей
«в народ», стали крылатые фразы ГаБы: «Че сидим, че
шифруемся?», «Хватит ныкать свои евры под матрасом!»,
«Оторвусь по полной!», «Затарилась по самое не хочу!»,
«ГаБа-везучка», «Куда хочу, туда и отдыхаю!» и т.д. Вся
реклама — и ролики, и принты — была сделана в «мультяшном» стиле.
«Хотелось раз и навсегда покончить с традиционным восприятием банка как крайне консервативного и далекого
от народа учреждения, — говорит Капитолина Колиниченко. — Поэтому, придумывая ГаБу, мы хотели создать
яркий, позитивный и необыкновенно активный персонаж.
В ней нет пафоса. Она говорит на простом языке, никому
ничего не навязывает и ни к чему не призывает. Она просто рассказывает, как в очередной раз очень удачно сходила
в Газбанк.
«Когда на самарском рынке появилась ГаБа, все поделились на тех, кто влюбился нее, и тех, кто завидовал Газбанку, — вспоминает Мария Решетина, директор самарской
коммуникационной группы «Понедельник». — Многие стали
утверждать, что такой фирменный персонаж отпугнет солидных клиентов. Но, тем не менее, многие компании тут же
захотели себе такую же ГаБу, свой фирменный персонаж.
И тогда появился клоун Копилкин у банка «Солидарность»,
пират в рекламном ролике ФИА-БАНКа: «Хочешь кушать шоколад — открывай в ФИА-БАНКе вклад».
Разработкой образа ГаБы, ее внешнего вида и характера, ее
жестов, фраз, интонации и даже мимики, так же как и ее продвижением в СМИ, занимается креативная группа Газбанка.
Воплощать идеи и сценарии доверили самарской студии 3D-
анимации «Макс». «Это наша самая заметная работа, — признается Макс Аброськин, директор студии, — в месяц мы рисуем по 1–2 ролика. Сценарии нам присылают».
несолидная реклама
Рекламная кампания началась с тизера в наружной рекламе
и прессе, где изображалась ГаБа: «Иду в Газбанк». Появление
«несвойственного» для Газбанка розово-желтого персонажа
послужило пищей для разговоров.
А с декабря 2004 года началась основная кампания «В Газбанке клевые вклады…» 70% полумиллионного бюджета
«ушло» на ролики по ТВ. Дополняла кампанию реклама в прессе и outdoor. ГаБа
появилась и в офисах продаж Газбанка —
изображенная на плакатах в виде игрушек… Одновременно для воздействия на
самую активную и «продвинутую» часть
аудитории был запущен промосайт www.
gaba.ru. На сайте можно не только посмотреть все 12 телевизионных роликов
с участием ГаБы, но и развлечься, через
игру узнавая об услугах Газбанка.
Собственно PR в продвижении ГаБы
использовался также весьма активно.
Например, в преддверии своего 12-летия в апреле 2005 года Газбанк провел конкурс рисунка «Нарисуй ГаБу!»
Принять участие могли все желающие.
За 8 дней конкурса Газбанк «обогатился» на 2500 изображений веселой
птички. Основными участниками стали
дети. «И это неудивительно, — комментирует Капитолина Колиниченко. —
Дети испытывают к ГаБе неподдельную
любовь и трепет. Звонят и приходят
в банк вместе с родителями, надеясь
встретить ГаБу в офисе, поговорить с
ней, погулять, поиграть. Пишут ей письма, сочиняют стихи, песни, присылают
рисунки…»
«О «несолидности» рекламы Газбанка
можно рассуждать сколько угодно, —
говорит Мария Решетина. — Может, когото из «солидных» ГаБа оттолкнула. Тем
не менее свою задачу персонаж выполнил — с ГаБой банк вышел на массовый
потребительский рынок кредитования.
ГаБа — персонаж масскульта. И в Газбанк
потянулись люди. Раньше они думали, что
банковские услуги не для них. А теперь?
Хочешь квартиру и машину? – Дружи с
Газбанком. Кредитка? – Пожалуйста. Хочешь в Турцию? – Тоже не проблема. ГаБа
продвигает только те услуги Газбанка, которые рассчитаны на массового потребителя, а не на юридических лиц и крупный
бизнес. И поэтому эффективна. И Газбанк
в этом плане четко разделяет бренд «Газбанк» и бренд «умная девочка ГаБа».
По мнению Владимира Соболева, регионального директора по связям с
общественными организациями и рекламе Альфа-Банка, рекламная кампания
Газбанка излишне резкая, но свою задачу
выполнила. «С точки зрения привлечения большого количества клиентов, на
которое рассчитывал Газбанк, запуская
ГаБу, рекламная кампания успешна и эффективна, — считает Соболев. — Думаю,
она изначально была просчитана. Но мое
личное мнение — иногда ролики, особенно транслируемые в вечернее время,
когда человек настроен на отдых и покой,
могли вызывать отрицательную реакцию
своей резкостью и красочностью».
в свободном полете
По итогам рекламной кампании оказалось, что большинство жителей
Самарской области (81%) видели, по
крайней мере, два ролика с участием
ГаБы. Рекламные слоганы («ГаБа — умная девочка, ГаБа ходит в Газбанк»),
фразы «Че сидим? Че шифруемся?»,
«Куда хочу, туда и отдыхаю!»), озвученные в телевизионных роликах и
использованные впоследствии в наружной рекламе и прессе, запомнили
72% опрошенных (данные Газбанка).
Спустя два месяца после старта рекламной кампании образ ГаБы у 57%
опрошенных вызывал положительные
эмоции и симпатию. По данным за
июнь 2005 года знание о ГаБе с подсказкой составило 65% в ЦА, а спонтанная известность — 18%. За период
октябрь 2004 — июль 2005 клиентская
база банка увеличилась на 45%.
За полгода рекламной кампании по
вкладам их прирост составил почти
1 млрд рублей (вместо запланированных 300 млн). Портфель потребительских кредитов превысил запланированные показатели на 440 млн рублей.
Кроме того, среди банков Самарской
области доля Газбанка в секторе кредитования частных лиц на 1 июля
составила 11,7% (на 1 октября
2004 года — 11,5%), в секторе привлечения вкладов — 7,4% (на 1 октября
2004 года — доля 5,8%). И, наконец, по итогам первого полугодия
2005 года прибыль Газбанка составила
301 млн рублей (в прошлом году эта
сумма составила прибыль банка за
первые девять месяцев). «Результаты
даже превзошли наши ожидания, —
комментирует Капитолина Колиниченко, — постоянно увеличивается объем
привлеченных вкладов, растет портфель кредитов, выданных населению.
ГаБа постепенно начинает жить самостоятельно, выходя за рамки продвижения только банковских услуг».
Наталья Антонова
21.02.2006
Журнал "Индустрия рекламы"