Дорогой консультант?
Особенности национального консалтинга
Между привычкой давать советы и консалтингом – разница, как между милостивым государем и государем императором. Российский бизнес эту разницу понял и оценил сравнительно недавно, и теперь консалтинг и аудит прочно входят в набор обязательных инструментов повышения эффективности бизнеса. О том, зачем бизнесу независимая экспертиза, рассказывает Одинцова Елена Владимировна, исполнительный директор ЗАО Группа «ЭКФИ».
– Насколько востребован сейчас на российском рынке консалтинг?
– Структура российского рынка консалтинга все больше приближается к западному образцу, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и ИТ-консалтинг. Достаточно стабилен у нас и спрос на юридический консалтинг. При этом пик налогового консалтинга давно прошел, многие предприятия сформировали собственные квалифицированные кадры. Динамику рынка определяют относительно молодые сегменты консультационных услуг, в первую очередь стратегический консалтинг, который приходит в самые традиционно «неповоротливые» отрасли со сложной организационной структурой, в том числе – в энергетику.
– ЖКХ тоже входит в число самых «неповоротливых» отраслей?
– Начнем с того, что ни проблемами реформирования, ни повышением эффективности работы, ни оптимизацией затрат предприятий ЖКХ уже очень давно не занимались. Поэтому проблем там накопилось – как в области производства (очень высокий износ оборудования), так и в части экономики – очень много. Активный спрос на консалтинговые услуги в сфере ЖКХ вызван реформированием отрасли. В частности, это связано с необходимостью выстраивать оптимальные отношения между ТСЖ, управляющими компаниями, собственниками квартир и поставщиками услуг.
– Неужели можно навести порядок в столь запущенной – как в очередной раз показали нынешние морозы – сфере?
– Я бы не согласилась с такой постановкой вопроса. Надо сказать, что в действительно экстремальных погодных условиях энергетики и коммунальщики оказались на высоте и не допустили катастрофических последствий. Что касается «наведения порядка», то в новых условиях владельцы коммунальных предприятий сами заинтересованы в оптимизации затрат.
Вообще востребованность консалтинга заметно растет в тех отраслях, где конкуренция особенно велика. В области консалтинговых услуг, которые оказывает наша компания (в первую очередь, связанных с электроэнергетикой и ЖКХ) эта тенденция особенно заметна. На поле появляются новые игроки: независимые сетевые, генерирующие и сбытовые компании; реформируется жилищно-коммунальное хозяйство. Это порождает потребность у акционеров и/или менеджмента в реальной, а не на бумаге, экономии затрат, поиске оптимальных управленческих решений. Именно здесь возникает необходимость привлечения независимого, подчеркиваю, независимого эксперта, который может встать над ситуацией и оценить ее, не будучи связанным чьими-либо интересами.
– Приходится ли консультанту идти на поводу у заказчика, понимая, что он просто не в состоянии принять более прогрессивный путь реформы предприятия?
– Проблема в том, что консалтинг как цивилизованный бизнес, по моему мнению, еще не до конца сформировался. Не выработаны базовые принципы выполнения и реализации консалтинговых проектов. Например, на Западе исключен вариант, когда фирма, выполнившая проект, занимается его реализацией (это даже является обязательным условием предоставления кредитов на инвестиционные проекты Мировым банком, запрещающим рекомендации консультантами экономически неэффективных для заказчика решений).
В нашей же практике встречались потенциальные клиенты, которые считали непременным условием заключения договора не только разработку нами проекта реформирования, но и его реализацию, включая поставку оборудования, его установку и т.п. В такой ситуации при недобросовестном подходе консультанта возможна выдача им неоптимальных рекомендаций с целью увеличения собственной прибыли.
Задача консультанта – уметь провести грамотный анализ различных вариантов решения проблемы, помочь клиенту оценить стоящие перед ним альтернативы с точки зрения их осуществимости и возможных последствий. В любом случае консультантами предлагаются наиболее эффективные, с их точки зрения, рекомендации, а решения должен принимать заказчик.
– Как в российских компаниях относятся к внешней экспертизе? Существует ли такое понятие, как «сопротивление менеджмента»?
Такое понятие, безусловно, существует, особенно при экспертизе обоснованности тарифов на электроэнергию, тепло, услуги ЖКХ. Действующий регламент определяет необходимость проведения независимой экспертизы экономической обоснованности тарифов, предлагаемых организацией к утверждению Федеральной службе по тарифам. Проведение таких экспертиз, в том числе по результатам конкурсов, проводимых ФСТ России, является одним из основных направлений деятельности группы компаний «ЭКФИ».
Понятно, что менеджмент предприятия заинтересован в росте тарифа на свою продукцию и услуги и не всегда готов к прозрачности. Бывают проблемы с предоставлением эксперту обосновывающих первичных документов. В таких случаях мы всегда стараемся объяснить клиенту его заинтересованность в наиболее полном предоставлении информации для ее учета в экспертном заключении.
– Как бы вы охарактеризовали профессионализм в сфере консалтинга? Как вы подбираете специалистов?
– На мой взгляд, профессионализм консультанта заключается, прежде всего, в предметном знании специфики бизнеса и основного производства организации (в том числе экономики предприятия и технологических процессов), которую он консультирует. В нашем сегменте рынка консалтинга очень важны глубокие знания нормативно-правовой базы, регулирующей ценообразование на услуги естественных монополий, реформирование энергетики и ЖКХ, оптового и розничного рынка электроэнергии и тепла. Все это приходит с опытом. Вот почему большинство наших специалистов – практики, пришедшие из региональных энергетических компаний, органов регулирования, генерирующих и сетевых предприятий. Многие из них имеют два высших образования: первое – экономическое или техническое, и второе – юридическое.
Помимо прочего, при общении с заказчиками необходимо говорить с ними на одном языке. В этой связи хочу привести пример, рассказанный мне ветеранами компании. Давным-давно аудиторы (обладающие соответствующей квалификацией, подтвержденной аттестатами) впервые приехали на электростанцию для проведения общего аудита. При знакомстве представители заказчика употребили выражение «отпуск с шин» (термин, обозначающий количество электроэнергии, вырабатываемой электростанцией за вычетом ее потребления на собственные нужды). Гневная реакция наших аудиторов была такова: «Так вы еще и шины продаете?!» Легко представить, какая была дана оценка профессиональному уровню приехавших «спецов». С тех пор прошло девять лет...
– Меняются ли требования к консультантам? На чем ваши заказчики делают акцент?
– В последнее время заказчик все больше ориентирован на практическую применимость и экономическую эффективность результатов консалтинга. Проявлением этой тенденции является возрастающий спрос на проведение энергетического аудита, который ранее проводился предприятиями в основном как обязательный, по распоряжению контролирующих органов. Сейчас потребность в энергетическом аудите объективно вызывается необходимостью энергосбережения для минимизации затрат предприятия.
– Чем ваши компании отличаются от конкурентов?
– Приведу перечень наших основных клиентов: 16 федеральных и региональных органов исполнительной власти, РАО «ЕЭС России», Федеральная сетевая компания, ЦДР ФОРЭМ, концерн «Росэнергоатом», Российские коммунальные системы, Евразийское водное партнерство, 31 региональная энергосистема, 35 федеральных электростанций, 30 предприятий ЖКХ, 58 предприятий других отраслей. Многим из них мы оказываем аудиторские и консалтинговые услуги в течение нескольких лет, а некоторым – более 10 лет.
Мы принимаем участие в нормотворческой и методической работе, в частности, для Федеральной службы по тарифам, региональных энергетических комиссий, Федеральной службы по атомному, технологическому и экологическому надзору, Минпромэнерго.
Наших специалистов отличает глубокое понимание специфики деятельности генерирующих (АЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и сетевых предприятий, у них сформировалась преемственность «коллективного знания» при подготовке экспертных заключений по конкретным объектам аудита.
Если говорить кратко, то особенностью компании является возможность комплексного анализа финансово-хозяйственной и технологической деятельности предприятий энергетики и ЖКХ, основанная на большом практическом опыте аудиторов, специалистов в области тарифообразования и реформирования электроэнергетики, энергоаудиторов. Это является одной из причин востребованности наших услуг.
Возможность выполнения работ, предполагающих профессионализм исполнителей в разных сферах, связанных с решаемыми задачами (от традиционного аудита до оптимизации технологических процессов и снижения технологических и коммерческих потерь электро- и теплоэнергии), как правило, исключает необходимость привлечения специалистов со стороны. В итоге, во-первых, обеспечивается единый согласованный подход к выполнению всех стадий проекта, а во-вторых, гарантируется ответственность консультанта за конечный результат, минимизируется стоимость работ, поскольку они выполняются собственными силами.
Кроме того, на нас работает и такой капитал, как репутация.
– Насколько вопрос финансовой привлекательности проекта приоритетен при принятии решения о работе с клиентом?
– Отвечая на ваш несколько провокационный вопрос, приведу пример. Год назад к нам обратилась администрация одного из подмосковных ЗАТО. У потенциального заказчика возникла необходимость проведения работ по гидроизоляции жилых зданий, при этом средства городского бюджета были весьма ограничены. Используя собственную техническую базу, наши специалисты провели тепловизионное обследование объектов жилого фонда, результаты которого позволили провести «адресную» теплоизоляцию не всех межпанельных стыков, а конкретных мест повышенных теплопотерь с многократным снижением стоимости этих работ. Для нашей компании финансовые результаты работы были скорее отрицательными, однако государственные заказчики всегда приоритетны для группы компаний «ЭКФИ». Поясню почему: для получения бюджетного заказа необходимо соответствовать очень жестким критериям по финансовому благополучию компании, наличию сертифицированных и аттестованных кадров, опыту выполнения аналогичных работ и другим показателям, поэтому такой заказ сам по себе очень престижен и является подтверждением высокого качества нашей работы.
– Меняется ли ваша компания вместе с общерыночной ситуацией?
– Как нам кажется, мы успешно прогнозируем и стратегически планируем возможные изменения ситуации в нашем сегменте рынка аудита и консалтинга, не забывая о сохранении стабильных бизнес-связей, сформировавшихся направлений деятельности, в которых мы действительно являемся если не лидерами, то равными среди первых. Необходимость адаптации к меняющемуся внешнему окружению, формирующему спрос на рынке консалтинга, привела, например, к созданию в составе группы НТЦ «Диагностика. Экспертиза. Безопасность», основное направление деятельности которого – экспертиза промышленной и экологической безопасности.
Консультант, желающий стать и быть успешным, должен все время помнить урок, который Белая королева из Зазеркалья преподала Алисе: «Нужно идти, чтобы стоять на месте. Чтобы идти вперед, нужно бежать».
О компании
В состав Группы компаний «ЭКФИ» входят: ЗАО Группа «ЭКФИ», ЗАО «ЭКФИ-ЭНЕРГО», ЗАО «ЭКФИ-АУДИТ», НТЦ «Д.Э.Б.»
Год основания: 1991
Сфера деятельности: аудит и консалтинг в области финансово-экономической и технологической экспертизы в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленной и экологической безопасности. На протяжении нескольких лет занимает места в числе первых пятнадцати ведущих аудиторско-консалтинговых фирм России по итогам рейтингов, проводимых специализированными агентствами и СМИ.
Ключевые клиенты: Федеральная служба по тарифам, ФГУП Концерн «Росэнергоатом», РАО «ЕЭС России», Федеральная сетевая компания, ЦДР ФОРЭМ, Российские коммунальные системы, Евразийское водное партнерство, региональные энергосистемы, федеральные электростанции, электросетевые и энергосбытовые компании, другие субъекты оптового и розничного рынка электроэнергии.
Одинцова Елена Владимировна
Год рождения: 1957
Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, заочная аспирантура СОПС при Госплане СССР
Профессиональный опыт:
январь 2005 – настоящее время: исполнительный директор ЗАО Группа «ЭКФИ»;
2003 – 2004: директор департамента оптового рынка электроэнергии ОАО «Нижноватомэнергосбыт»;
2002 – 2003: директор Центра экономики естественных монополий АНХ при Правительстве РФ;
1998 – 2002: начальник отдела, заместитель руководителя департамента экономики концерна «Росэнергоатом»;
1997 – 1998: руководитель московского представительства английской консалтинговой фирмы Putnam, Hayes & Bartlett;
1996 – 1997: главный специалист Департамента экономики РАО «ЕЭС России»;
1994 – 1996: менеджер инвестиционных проектов Центра энергетической перспективы АО;
1992 – 1993: главный специалист Минтопэнерго РФ; Исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ;
1980 – 1992: инженер, м. н. с., н. с., с 1987 – зав. НИС эффективности и прогнозирования электропотребления ВГПИиНИИ «Энергосетьпроект».
Владимир Булочник
26.02.2006
Журнал "Kомпания"