Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Крахмал и Крахмалов

«Мы можем исчезнуть в один день, если новый завод неожиданно выкинет на рынок сотни тонн своего крахмала»

АДЕЛАИДА СИГИДА

Основателя компании "Крахмал сбыт" зовут Иван Владимирович Крахмалов. В один прекрасный день Иван Владимирович понял, что вокруг нас - крахмал, крахмал есть везде и во всем, крахмал был даже в Древнем Египте. В общем, Иван Владимирович так увлекся крахмалом, что даже решил организовать компанию по его производству. Так крахмала в мире стало еще больше.

Крахмальный дефицит

В жизни Ивану Владимировичу часто встречались Крахмаловы. Была знакомая (не родственница) с такой же фамилией, даже представителем президента однажды назначили Крахмалова (тоже не родственника).

- Тетрадка, в которой вы пишете, содержит крахмал,- рассказал Иван.- В занавесках, которые висят на окне, есть крахмал. В столе, может быть, нет крахмала, но и в столе он мог бы быть, потому что крахмал используют в изготовлении ДСП.

Сейчас Иван Владимирович даже не может себе представить, что 20 лет назад он не задумывался о существовании крахмала. Родился Иван Крахмалов в Москве, после окончания школы поступил в институт. Тут вдруг наступила перестройка, и друзья стали ездить за товарами в Китай.

- Вначале я просто принимал финансовое участие,- вспоминает наш герой.- Давал деньги, сэкономленные на студенческих завтраках.

После института Иван еще какое-то время упирался и не хотел заниматься коммерцией. Устроился на работу инженером, однако вскоре бросил это занятие и тоже отправился в Китай - продавать китайцам наше оборудование.

- Туда мы везли оборудование, а оттуда - кроссовки. С кроссовками все получалось хорошо: брали мы их по $1,5, а продавали за $7. С оборудованием дела обстояли намного хуже - мы предлагали китайцам оборудование завода шлифовальных станков. Такие станки делали всего два завода в мире- наш и швейцарский. Наш станок стоил $80 тыс., а швейцарский - $1 млн.

Китайцы поставили условие: любая поломка должна быть устранена в течение 24 часов, а туда только лететь 10. Поэтому в итоге китайцы купили швейцарский станок, который почему-то вообще никогда не ломался.

Вернувшись из Китая, Иван Владимирович вместе с друзьями стал заниматься дистрибуцией бытовой химии. Вскоре им понадобился картон для упаковки рекламных стендов. Чтобы закупить картон, поехали на бумажный комбинат, однако там все сидели без работы.

- В начале 1990-х годов большинство предприятий остановились. На комбинате нам сказали, что не могут делать картон, потому что им перестали поставлять сырье.

Картон делается из целлюлозы, крахмала или вторичного картона. Мы решили, что проще всего привезти крахмал. Приехали на крахмальный завод, а там тоже все стоит - нет сырья для крахмала.

Начали искать сырье. Крахмал в России можно делать из пшеницы, кукурузы или картофеля. Обратились в совхозы, но даже обыкновенную картошку оказалось купить не так-то просто.

- Для производства крахмала используется несортовой картофель, так как он на порядок дешевле,- рассказал Иван.- В совхозах только 25% сортового картофеля, который имеет больше трех сантиметров в диаметре. Остальные 75% в советские времена отбирали и пускали на нужды промышленности, в том числе на крахмал. Однако в начале 1990-х стало дешевле пустить весь картофель на корм скоту, чем нанимать людей его перебирать. Когда картофель наконец-то был закуплен, возникла другая проблема.

- Для того чтобы запустить производство, требовался такой объем, который значительно превышал наши запросы. Например, вам надо приготовить десяток котлет, а у вас огромная мясорубка три на три метра. Вы туда кинули кусочек мяса - и что получили на выходе? Ничего. Все мясо размазалось по стенкам.

Изначально была нужна тонна крахмала, для производства которой было необходимо восемь тонн картофеля. Но так как завод простаивал, для его запуска технологи потребовали не восемь, а 100 тонн картофеля.

Причем весь крахмал на выходе оказался некондиционным, ржавым. Пришлось снова закупать картофель, а излишки крахмала потом продавать, потому что самим инициаторам запуска производства крахмал в таком количестве был не нужен.

Столетние фабрики

Ржавый крахмал решили продавать как второй сорт. Продать его было не так-то просто: в начале 1990-х крахмал уже не был сильно востребованным на рынке продуктом. В советское время значительную долю крахмала забирала текстильная промышленность.

- Когда мы начинали работать, все текстильные фабрики в той же Московской области были уже закрыты и уничтожены.

Дольше всех держалась Октябрьская фабрика, но и ее закрыли, оборудование сдали на металлолом, а в помещении оборудовали выставочный комплекс.

Оставались пищевая и целлюлозная промышленности. Например, крахмал испокон веков добавляли в колбасу, чтобы он удерживал влагу. В конце концов, тот крахмал был продан. Но после подобного опыта далеко не все владельцы компании хотели продолжать заниматься крахмалом. Компания разделилась: кто-то остался на бытовой химии, кто-то стал осваивать строительный бизнес. Это было намного более простым и прибыльным делом.

Но Иван решил не сдаваться и основал компанию "Крахмал сбыт", которой в следующем году исполняется уже 15 лет. Вначале "Крахмал сбыт" занимался поставками сырья на заводы по производству крахмала и продажей крахмала потребителям.

- В начале 1990-х обстановка на заводах была такова, что мы просто приходили и спрашивали: что вам нужно? Они говорили: нам зарплату не платят, нет сырья. Мы привозили сырье, выплачивали зарплату. О том, чтобы выкупить у них акции, стать собственниками производства, тогда даже мыслей не было - мы в те времена еще не знали, что такое возможно,- рассказал Иван.

Сложность заключалась в том, что крахмальные заводы разбросаны по всей стране. В Московской области, например, никогда не было подобных предприятий. Строительство заводов всегда привязывалось к источнику сырья, поэтому большинство предприятий находятся в южных районах, где растет кукуруза. В начале 2000-х годов "Крахмал сбыт" стал производить свой собственный крахмал на орловском заводе, ставшем производственной базой компании. Из всех сфер деятельности компании производство является самым малоприбыльным.

- О какой доходности производства в нашей стране может идти речь, если у нас некоторые предприятия не модернизировали с 1905 года?- сетует Иван.- Орловский завод был построен в 1930 году, и с тех пор там мало что изменилось. В месяц он может выпускать 300 тонн крахмала, тогда как современное предприятие способно выпускать 20 тыс. тонн. Но даже эти 300 тонн нам нет смысла производить, потому что себестоимость нашего крахмала получается выше себестоимости крахмала, изготовленного на современном оборудовании. Поэтому орловский завод производит всего 160 тонн - больше не продается.

В 1990-х годах было проще: все российские производители никакого современного оборудования не имели, и покупать его никто не собирался. У "Крахмал сбыта" таких денег тоже не имелось, а в долг никто не давал.

- Стоит завод как минимум $4 млн, а наиболее выгодно строить завод стоимостью от $10 млн до $20 млн. Выгодно - это не означает, что он у вас завтра окупится. Просто такой завод будет достаточно современным и не потребует новой модернизации в течение ближайших пяти лет. В любом случае окупаемость крахмального завода составит не менее 15 лет. А кто знает, что у нас в стране будет через это время? Мы даже не знаем, какой политический курс будет у страны после президентских выборов.

Директор одного из крахмальных заводов пожаловался Ивану, что даже не хочет смотреть телевизор,- выкинул его, чтобы не видеть новостные передачи.

- Говорит, как посмотрит новости, так хочется продать завод и бежать отсюда. А если новости не смотреть, то работать можно.

Новые надежды

Однако в последние годы новости стали обнадеживающими. И не только новости. Если в 1990-е годы никаких существенных изменений в крахмальной отрасли в нашей стране не происходило, то в 2000-х инвесторы наконец-то обратили внимание на производство крахмала. Несколько заводов были модернизированы, и даже был построен один новый современный завод. Ежемесячно он производит 2 тыс. тонн крахмала, себестоимость которого на 20% ниже себестоимости крахмала орловского завода.

Новый завод составил определенную конкуренцию орловскому заводу, однако вовсе не этот факт беспокоит Ивана. Он опасается, что зарубежные производители построят в России свои заводы и задушат таким образом производителей российских.

- Под Тулой уже строится завод со стопроцентным участием иностранного капитала. Производственные мощности пока держатся в секрете, но известно, что они очень велики. Таким образом, мы можем исчезнуть в один день, если новый завод неожиданно выкинет на рынок сотни тонн своего крахмала.

Иван считает, что российские производители крахмала в любом случае исчезнут с рынка в ближайшие несколько лет.

- У рынка крахмала в России есть два пути: или отечественных производителей уничтожат западные корпорации, которые построят у нас в стране современные заводы, или такие заводы начнет строить государство. Я бы хотел, чтобы все пошло по второму пути.

Сейчас в среде производителей крахмала ходят слухи о том, что в рамках национальных проектов планируется построить два больших завода. Это, скорее всего, приведет к разорению многих российских заводов, ведь большинство из них работают на устаревшем оборудовании. В этом случае компания "Крахмал сбыт" планирует заняться глубокой переработкой крахмала, называемой по-другому "модификацией".

- Сейчас все шарахаются от слова "модифицированный", потому что связывают это с генной инженерией. Недавно пришел на выставку "Продэкспо", сказал о модифицированном крахмале, так все вокруг в обморок попадали, говорят: а на наших предприятиях ничего модифицированного нет! Я им сказал: вы же образованные люди, что же вы не понимаете, что есть генная модификация, а есть термохимическая! Используя новые способы переработки, можно получать продукты с совершенно новыми свойствами, делать из крахмала сахара, спирты, декстрины.

Вначале Иван и сам выступал против переработки крахмала в эти продукты, так как крахмал- более натуральный и чистый продукт. Однако потом с перспективой глубокой переработки крахмала смирился- говорит, перед чем только не остановится капиталист ради получения прибыли.

И все же в случае вынужденного перехода на глубокую переработку предприятие потеряет половину прибыли.

- Допустим, мы на производстве крахмала имеем 20% прибыли. А переработка крахмала в декстрин, условно говоря, дает еще 20% прибыли.

Если производство крахмала станет невыгодным и мы потеряем первые 20%, то недополучим половину прибыли, но предприятие все равно останется на плаву. По словам Ивана, многие западные крахмальные заводы спаслись именно таким способом. Однако большинство российских предприятий этот метод не спасет.

- На орловском заводе с советских времен стоит необходимое для глубокой переработки оборудование. Мы его не использовали, но и не демонтировали. А на других заводах подобного оборудования либо не было, либо его выкинули. Запуск этого оборудования не требует больших финансовых вложений. Сложность только в изучении рынка, ведь "Крахмал сбыт" всегда занимался только обычным крахмалом, а не продуктами его переработки.

- Если мы станем выпускать модифицированный крахмал, то будем идти уже впереди крупных корпораций, потому что ими такое производство не освоено. Я сам был очень удивлен этим фактом! И так во всех отраслях. Например, мой друг придумал закупать на металлургическом заводе ржавчину, окалину и из них делать краски. Большому заводу это не нужно - он делает домны, и заниматься всякой ерундой ему некогда.

Тапиоковая напасть

Сейчас половина продаваемого в России крахмала - зарубежного производства.

- Это только официальная статистика,- говорит Иван.- Сколько завозится нелегально, неизвестно. Очень много крахмала привозят под видом муки, чтобы платить за него более низкие таможенные пошлины. От окончательного разорения спасает российских производителей то обстоятельство, что иностранный рынок крахмалов отличается от нашего.

- Финны и голландцы привозят крахмал очень высокого качества, который не всегда востребован на нашем рынке. Хороший дорогой крахмал целесообразно использовать только в косметической и фармацевтической промышленностях, например, для производства пудры.

В последние годы сильно теснить отечественных производителей на российском рынке стали производители из Юго-Восточной Азии. Они поставляют в Россию тапиоковый крахмал.

- До сих пор во всем мире большая часть крахмала делается из кукурузы,- рассказал Иван.- Это намного выгодней, чем производство крахмала из картошки. Судите сами: на одну тонну крахмала из картофеля уходит 8 тонн сырья, тогда как для производства кукурузного крахмала требуется всего 1,8 тонны кукурузы. Правда, кукурузный крахмал имеет характерный привкус, поэтому не идет на производство колбас и других пищевых продуктов. Тапиоковый крахмал, предлагаемый зарубежными производителями, по цене дешевле картофельного и при этом имеет нейтральный вкус. Из-за этого российской пищевой промышленности стало выгодней использовать тапиоковый крахмал. Это еще больше подкосило российских производителей.

- По-прежнему стоит проблема качества сырья, картофеля выращивается очень мало. В СССР существовали терочные заводы, на которых тот же картофель перерабатывался, и полученный полуфабрикат везли на крахмальный завод. Везти сам картофель дорого, к тому же при транспортировке он теряет крахмал. Сейчас терочный завод выгодно строить только в том случае, если у тебя имеется несколько больших агрохозяйств, и все они расположены в радиусе 100 км,- рассказал Иван.

В России практически нет таких крупных собственников сельскохозяйственных земель, поэтому ни одного терочного завода за историю новейшей России так и не было построено, а все старые разорились.

По мнению Ивана, возродить крахмальную отрасль в России может только государство. В 2005 году правительство уже сделало шаг навстречу производителям крахмала. Были введены ограничения на ввоз крахмала из-за рубежа. Однако никаких реальных изменений на рынке пока не наблюдается.

- Должно пройти как минимум несколько лет, чтобы инвестор почувствовал, что вкладывать деньги в производство крахмала выгодно. Сейчас пока инвесторы так не считают. Судите сами: доходы нефтяных и газовых акционеров растут с каждым днем.

Крахмальная отрасль не может принести таких прибылей. Так кто же будет вкладывать деньги в крахмал, если вкладывать их в нефть несоизмеримо выгодней? "Крахмал сбыт" хотел взять кредит на строительство нового завода, так как модернизировать старый бесполезно.

- Кредит мне предложили только на год,- рассказал Иван.- Правда, успокоили тем, что через год я могу его снова взять. Но ведь перед тем как снова взять кредит, мне надо будет его отдать. А как? Заложить завод? И где гарантии, что мне удастся заполучить завод обратно? Мы не настолько богатая компания, и риски для нас очень велики.

- И все же я надеюсь, что крахмальная отрасль в нашей стране выживет,- говорит Иван.- Ведь производство крахмала имеет в России очень древнюю историю. В дореволюционной России крахмальными цехами были целые деревни, в которых крестьян заставляли тереть картошку. Средняя "крахмальная" деревня могла натереть за год 25 тонн крахмала. Значительную часть его закупали текстильные фабрики Морозова и Мамонтова. С приходом советской власти большая часть крахмала стала идти на производство пороха и динамита. Большие крахмальные заводы впервые появились в России в 1930-х годах. Второе рождение отрасли пришлось на времена Хрущева, который засадил полстраны кукурузой. Сегодня отечественная крахмальная отрасль, кажется, получила надежду на выживание. Но сбудутся ли эти надежды?..

Деловая газета "Бизнес"

27.02.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов