Совладелец Талосто Алексей Абросимов не торопится продавать компанию, выжидая роста цен на мороженое и пельмени
На российском рынке мороженого пока нет ярких лидеров национального масштаба. Чтобы считаться игроком федерального уровня, достаточно контролировать около 5% рынка крупных городов, полагает Алексей Абросимов, гендиректор петербургской Талосто. На ее долю приходится около 8% российского рынка мороженого, что позволяет ей занимать 2-е место, уступая лишь омской Инмарко. По данным Союза мороженщиков, в стране насчитывается более 250 производителей мороженого, но эта цифра в ближайшие годы будет стремительно сокращаться сразу несколько крупнейших производителей заняты скупкой активов. Талосто в прошлом году проиграла сражение за московский комбинат Айс-Фили альянсу компании Рамзай и Fleming Family & Partners, но закрепилась на столичном рынке, выкупив компанию Метелица. Благодаря новым приобретениям в 2006 г. Талосто обещает инвестором ежегодно увеличивать объемы продаж в 1,5 раза до 4 млрд руб. в 2006 г. и 6,4 млрд руб. в 2007 г. В интервью Ведомостям Алексей Абросимов признался, что будет готов начать переговоры с западными инвесторами о продаже своего укрупненного бизнеса не раньше чем через три года.
Участники рынка ожидают, что 2006 год станет годом стремительной консолидации рынка мороженого. Вы согласны с этим мнением?
Рынок мороженого пока характеризуется большим количеством производителей около 300, но их число постепенно уменьшается, и, естественно, по законам капитала происходит укрупнение игроков. Появляются новые игроки, такие как Айсберри, развиваются старые Талосто, Русский холод, Инмарко, АльтерВест. Процесс консолидации начался и все время ускоряется. За последний год мы купили две компании, на этот год у нас тоже запланированы приобретения. Рынок мороженого большой, места хватит всем большим компаниям 5-7 крупных игроков смогут спокойно работать. Плюс еще мелкие компании, может быть, сотня. Страна большая, все не охватить, и локальные компании все равно останутся.
Консолидация главная тенденция на рынке мороженого?
Рынок движется из низкого ценового сегмента от стаканчиков и брикетов в средний и выше среднего, к красивому мороженому с эмоциональной составляющей. У мороженого есть четыре основных вкуса ваниль, крем-брюле, клубника, шоколад и еще 10-20 других, среди которых каждый находит свой: кому-то нравится вишня, кому-то черная смородина.
Вы из-за любви к мороженому занялись этим бизнесом?
В 1992 г., когда открылись границы и мы увидели на Западе вкусное и красивое мороженое, мы поняли, что за ним будущее. Особенно если сравнить его с тем мороженым, которое у нас было и которое не имело никакой индивидуальности. Мы начали работать c западной компанией, у нас появился опыт дистрибуции, развозки товаров по магазинам, морозильные лари, машины, склады. В России 15 лет назад ничего этого не было, поэтому тот, кто первым начал нарабатывать нужные навыки, развивать логистику, тот и выиграл. Сначала мы продавали импортную продукцию, а в 1995 г. занялись производством пельменей, и этот рынок традиционной русской еды, как мы видим, растет до сих пор. К 1997 г. мы уже производили около 170 т замороженных полуфабрикатов в массовом сегменте, а в 1998 г. пошли в среднеценовую и более дорогую категории начали выпускать пельмени Сам Самыч, блинчики Мастерица. Этот рынок продолжает расти и в тоннаже, и в денежном выражении.
Западной компанией, насколько известно, были финны. Они продолжают с вами работать?
Да, у нас были финские партнеры. Но затем они вышли из состава акционеров Талосто и сосредоточились на своих финских проектах. Это были частные лица. К 1996 г. они продали свои акции в нашей компании.
В прошлом году Илья Гордеев, президент Айсберри, предлагал такой план консолидации отрасли: крупные игроки, по сути, складывают все свои активы, а затем делят общий пирог. Почему предложение не сработало?
Таково состояние рынков. Собственники компаний не готовы к слиянию, не доверяют друг другу. К тому же немаловажно, кто будет первой скрипкой в этой команде: каждый хочет быть хозяином, пусть даже маленьким. Поэтому я не знаю ни одного слияния в пищевой отрасли, кроме, пожалуй, случая со СладКо. Слияний очень мало.
Это вопрос разницы в технологиях производства, корпоративной культуре или личных амбиций?
На 90% это вопрос личных амбиций акционеров. Защищенность бизнеса не очень высокая, быть миноритарием мало кто готов. Поэтому максимум, на что акционеры готовы пойти на этом рынке, продавать совсем маленькие пакеты акций. Альтернативный путь привлечения инвестиций брать деньги взаймы, в том числе через облигационные займы. Мы, например, в 2005 г. начали процесс по подготовке к размещению облигаций на сумму 1 млрд руб.
Из-за того что участники рынка не могут договориться, они тратят огромные деньги на завоевание рынков конкурентов: Инмарко и Талосто пытаются закрепиться в Москве, Айсберри в Санкт-Петербурге.
Это логическое завершение идеи построить национальную компанию по производству продуктов. Для этого надо обладать большими ресурсами, чтобы давать национальную рекламу. Потому что без национальной рекламы невозможно куда-либо проникнуть. Это законы рынка, и от них никуда не деться: даже на чужом рынке всегда есть место еще для одного игрока, если он вкладывает средства. Можно вытеснить местных производителей, которые, может, не умеют работать на этом рынке. Мы не очень боимся, что Айсберри придет в Санкт-Петербург: еще один производитель будет отнимать рынок у тех, кто менее успешен. Такие попытки делали и АльтерВест, и многие другие. И ни у кого не получалось.
далее...
Ведомости