Прикуп на сто центов
В Европе на продажу выставлены тысячи бизнесов. Сегодня у российских компаний есть масса возможностей купить себе европейское подразделение. Причем по сходной цене.
В Европе нарастает волна продаж бизнеса, зародившаяся в 2003
году. По словам Михаила Царева, руководителя отдела
финансового консультирования компании KPMG, указывающего на эту
тенденцию, в Старом Свете в начале 2005 года продавались 3 тыс.
компаний в самых разных отраслях: от тяжелого машиностроения до
сферы услуг. Продавались сравнительно недорого. Основных причин
роста предложения на европейском рынке готового бизнеса три:
– постоянный рост конкуренции и тенденция к доминированию
крупных игроков ставят многие небольшие компании на грань
банкротства;
– многие наследники небольших семейных фирм, оставшихся без
отцов-основателей, желают продать доставляющую одни хлопоты
собственность;
– во время экономической депрессии крупные европейские концерны
стали избавляться от непрофильных предприятий, приобретенных в
более благоприятные для роста времена.
Естественно, далеко не каждый бизнес будет удачным
приобретением. Особенно если речь идет о фирме, близкой к разорению
или уже разорившейся. Одно дело, когда компания выпускает добротную
продукцию, имеет мощные наработки в сфере НИОКР, но оказалась в
плачевном положении из-за небольшого объема операций и негибкого
сбыта, и совсем другое – когда ее крах стал закономерным следствием
низкой конкурентоспособности. Но если точно представлять, что от
покупки надо получить, то шансы найти то, что ищешь, очень
велики.
Охота на банкрота
Подобрать себе компанию-цель, которая
находится на грани банкротства, и решить свои проблемы на
отечественном рынке вполне реально. По оценкам германской
организации Creditreform, в 2005 году в Швейцарии и Норвегии и
странах Евросоюза обанкротились 147 тыс. предприятий. Лидируют по
числу разорившихся компаний Австрия, Франция, Дания и Германия.
Значительная часть этих банкротств приходится, конечно, на не
выдержавшие столкновения с реальностью стартапы. Но есть и тысячи
компаний, существовавших по десять и более лет.
Например, германский бизнес «Альтервеста» начался после того,
как генеральный директор компании Владимир Лутовинов услышал
от своих польских партнеров о банкротстве немецкой фабрики
FrostDog. Он поехал в Германию на аукцион, чтобы по сходной цене
приобрести распродаваемое для покрытия долгов оборудование. А на
месте выяснилось, что завод с объемом производства 15 тыс. тонн в
год можно целиком купить за 2,5 млн евро (то есть меньше чем за 10%
его стоимости).
Причина краха многих таких компаний не только в плохой
конъюнктуре рынка, говорит Александр Идрисов, управляющий
партнер компании Strategica, но и в том, что небольшие компании,
даже обладая хорошими технологиями и продуктами, из-за уровня
затрат не могут конкурировать с лидерами западного рынка.
Предприятия эти, как правило, пользуются закостеневшей системой
сбыта. Причиной банкротства той же фабрики FrostDog стала ее
зависимость от двух клиентов. И когда у главного покупателя, на
долю которого приходилось 86% продаж мороженого, начались
финансовые трудности, «рухнул» и бизнес FrostDog. Дополняют список
причин крахов исчерпанный кредитный лимит и проблемы с профсоюзами.
Все эти проблемы решаемы, когда появляется российская компания –
новый владелец.
Отцы-одиночки
В европейских странах число семейных
компаний составляет 60–95% всех фирм. Положение дел с наследованием
бизнеса по всему миру не внушает оптимизма: на 100 семейных фирм
только 30 передаются от первого поколения второму. По данным
Еврокомиссии, в ближайшие 10 лет треть всех нынешних европейских
предпринимателей уйдут из бизнеса просто из-за возраста. А это,
между прочим, 610 тыс. компаний, которые обеспечивают 2,4 млн
рабочих мест. Еврокомиссия с тревогой отмечает, что найти
наследников для семейного бизнеса становится все сложнее. Многие
семейные компании могут просто прекратить существование. Дети часто
не видят смысла в продолжении отцовского дела и готовы продать
бизнес за символическую цену, лишь бы нашелся покупатель.
Компания «Офис-премьер» купила завод Norcar за символическую
плату в 1 евро. Завод, конечно, был обременен долгами, рынок
картонных файлов стагнировал, и эта компания еле сводила концы с
концами. Сын основателя, который руководил фирмой, был рад
отделаться от ненужного ему бизнеса. И он далеко не одинок.
Нежеланное наследство может стать средством исполнения желаний
российских производителей и торговцев.
Непрофильная жила
С 1995 по 2001 год в Европе прошли
216 сделок, называемых spin-offs. Под этим названием скрываются
выделение и продажа большими корпорациями и холдингами своих
подразделений и бизнес-единиц, ставших по каким-либо причинам
ненужными.
Группа «Станкоимпэкс» покупала компанию SKM фактически у
немецкого Volkswagen, которому подконтрольна Skoda, в рамках
программы реструктуризации немецкого промышленного гиганта. Одна из
причин продажи состоит в том, что в период экономического роста
крупные концерны, прежде всего германские, скупали предприятия с
целью диверсификации бизнеса. Но сейчас эти предприятия
распродаются как непрофильные активы. Их, как правило, можно купить
сравнительно дешево, говорит Александр Идрисов.
SKM, например, далеко не первый непрофильный для Volkswagen
актив, проданный русским компаниям. Так, в прошлом же году
российской компании «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ)
были проданы три бизнеса, входившие в Skoda Holding: Skoda Hute,
Skoda Kovarny и Skoda JS (первые две являются изготовителями
спецстали, а третья производит атомное оборудование). Skoda
находилась на грани банкротства, поэтому ОМЗ смогли купить три
подразделения Skoda всего за $40 млн. Сумма сделки между
«Станкоимпэксом» и SKM не разглашается, но, по оценкам экспертов,
она тоже сравнительно невелика и не превышает $50 млн.
Как искать
Предложение относительно недорогого
готового бизнеса, который может быть интересен россиянам,
существует. Технология его поиска – тема для отдельного
разговора.
Большим компаниям, желающим сделать многомиллионные
приобретения,– прямая дорога в инвестиционные банки с мировыми
именами. А вот компаниям поменьше уже приходится выбирать между
несколькими альтернативами. Их проблему могут решить так называемые
M&A-бутики, работают в которых чаще всего выходцы из тех самых
инвестбанков. Если сумма приобретения совсем небольшая – от нуля
(когда приобретаемая компания имеет долги) до $10 млн, к услугам
покупателя – бизнес-брокеры. Но работа с посредниками не исключает
и самостоятельных усилий. Как правило, это потребует некоторых
расходов – на оплату, например, объявлений на специализированных
ресурсах. Но если речь идет о покупке в несколько миллионов
долларов (а тем более несколько десятков), расходы не будут
обременительны.
Достаточно просто искать компании, испытывающие финансовые
проблемы. Можно обратиться, например, к интернет-ресурсу Troubled
Company Reporter (http://www.bankrupt.com) и выбрать подходящее
предложение в нужном регионе и отрасли. Просто и с непрофильными
предприятиями: нужно отслеживать новости в электронных источниках,
потому что избавляются от ненужных предприятий, как правило,
крупные публичные компании, действия которых получают достаточное
паблисити.
Изучение сообщений СМИ при помощи баз данных типа Factiva,
hoovers.com – тоже подспорье для инвестора. Кроме того, существуют
специализированные сайты по теме M&A, например mergermarket.com
или thedeal.com, B2B-Europe.com. Часто они поддерживаются сетями
бизнес-брокеров. В частности, в разделе Intelligence сайта
mergermarket.com размещаются новости о потенциальных продажах и
покупках, правда там не отслеживаются сделки размером менее $5
млн.
Интернет и аналитика – это хорошо, однако самый лучший способ,
говорит Михаил Царев из KPMG,– это интегрироваться в среду:
нужно звонить и общаться. С самого начала можно опросить своих
зарубежных партнеров, поставщиков, с которыми у предприятия есть
доверительные отношения, поинтересоваться, не знают ли они
подходящего актива. В некоторых случаях, как с «Альтервестом», это
срабатывает. Знакомство с ситуацией в отрасли в конкретной стране
можно начать с посещения отраслевых выставок, на которых
присутствуют производители, приобрести каталоги, а также навести
предварительные справки. Важным подспорьем являются отраслевые
союзы, а также государственные организации по поддержке инвестиций,
которые весьма благосклонно относятся к потенциальным инвесторам. В
Германии при администрации каждой федеральной земли существуют
такие «поддерживающие» департаменты. Они дадут общую справку, а
также подскажут, где найти отраслевые отчеты. Таким образом можно
составить «длинный список» кандидатов. Если интересует предприятие
с определенной клиентурой, имеет смысл заказать соответствующее
маркетинговое исследование либо в России, либо на месте: это
обойдется не дороже услуг бизнес-брокера.
Работы много – обзвонить государственные комитеты, отраслевые
союзы, игроков, маркетологов, походить по встречам. Все это требует
знания языка, так что руководителям российского
предприятия-покупателя все равно не обойтись без посредника,
который возьмет на себя коммуникационную нагрузку.
Сватайся и женись
Предприятие найдено, хотя это
может занять и много времени – и год, и два. Осталось только
сделать предложение и договориться о цене. Наступает черед
контактов с фирмами, сбора информации о финансовом состоянии. Из
первоначальной информации часто трудно понять многие важные
подробности и тем более внутреннюю кухню. Все нюансы выясняются
только в процессе назначенной встречи в офисе брокерской фирмы или
непосредственно с продавцом. Встреча начинается с подписания
соглашения о конфиденциальности. Это стандартное условие. Во время
одной встречи у посредника обычно обсуждается один бизнес, поэтому,
если вы «клюнули» не на то объявление, обсуждать будет нечего.
На каждый продаваемый бизнес брокерские фирмы подготавливают
business profile, содержащий описание бизнеса, сведения о
владельцах и финансовый отчет за три года. Отчет не аудиторский,
поэтому достоверность цифр остается на совести его составителей.
Первая страница содержит длинное заявление брокера о том, что он не
проверял информацию, предоставленную владельцем продаваемого
бизнеса, и ни за что не несет ответственности. За информацией о
компании можно обращаться и к крупным игрокам информационного рынка
– таким, как Dun & Bradstreet.
Главный вывод таков: даже если привлечены квалифицированные и
надежные посредники, ответственность за проверку того, что
представляет собой выставленный на продажу бизнес, и принятие
окончательного решения, никому нельзя доверять. Сделка совершается
на собственный риск покупателя.
Юлиана Петрова
06.03.2006
Секрет фирмы