Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Прагматичный смех

Действенный метод управления и командообразования

ПЕТР СУПОНЕВ

Древняя китайская пословица гласит: "Если вы не умеете улыбаться, вам не стоит быть торговцем". Поговорка актуальна не только для тружеников ритейла. Руководителю любого ранга умение улыбаться и шутить ничуть не менее важно, ведь юмор был, есть и будет одним из самых действенных методов управления и командообразования.

Авторы известной книги "Эмоциональное лидерство" Гоулман, Бояцис и Макки относят чувство юмора к ключевым навыкам руководителя. По их мнению, задача любого лидера в коллективе - создать рабочую атмосферу, в которой одинаково соседствуют рабочий энтузиазм, непринужденность и легкость в общении как между сотрудниками, так и в руководящем "эшелоне". Авторы, опираясь на исследования в области нейрофизиологии, сделали вывод, который, впрочем, и без того известен давным-давно: управление за счет положительных эмоций во сто крат более эффективно, нежели без оных. И чтобы создать желанную атмосферу энтузиазма, лидеру нужно иметь хорошее, даже отличное чувство юмора. Когда у руководства таковое отсутствует, в компании может воцариться атмосфера удушливого занудства, лени, а то и страха. Сильные специалисты в такой обстановке работать не станут, а это приговор для бизнеса.

- В любой компании должен быть "центр притяжения", веселый и непосредственный человек,- говорит Вениамин Уткин, генеральный директор консалтинговой компании Naive Media Group.- Если такового нет, работа пострадает.

Приведу яркий пример. К нам как-то обратился руководитель одного небольшого завода, на котором неожиданно стала падать выработка. Причем безо всяких видимых причин. Когда стали разбираться, прояснилась невеселая картина микроклимата на производстве. Директор завода - чистой воды сухарь, с коллективом практически не общающийся. Производственная атмосфера - как в игре Doom. Мрачно, сухо, напряженно.

А потом выяснилось, что месяц назад руководитель уволил своего помощника, 23летнего парня с психологическим образованием, музыканта и байкера. По словам директора, "потому что ничего не делал". Хоть и получал не слишком много, но зачем "тратить и это"? - Когда я стал разговаривать с сотрудниками, выяснилось, что заместитель был единственным "живым" человеком на заводе,- поясняет господин Уткин.- Накоротке с рабочими, дарил коллегам подарки на дни рождения, доставал билеты в кино-театр, ну и иногда выпивал с коллективом. В общем, был свой человек, привносивший толику радости в цех автоматических станков. Он делал то, чему его учили на психологическом факультете,- общался с людьми.

По словам Уткина, уже через две недели после ухода этого заместителя выработка сократилась на 4%, а через пять недель- и на все 17%.

Команда шутников

По мнению того же Вениамина Уткина, для успешной работы во многих сегментах рынка необходимо, чтобы юмор присутствовал на всех участках работы, а не "тлел" редкими очагами. В первую очередь это важно для клиентоориентированных или продающих компаний. Sales-менеджер, не умеющий шутить,- "не сейл".

- Очувстве юмора в данном контексте стоит говорить, как о личностной характеристике, необходимой для работы,- полагает Вениамин Уткин.- Ведь юмор свидетельствует об уверенности в себе, о высоких коммуникативных качествах, столь необходимых для этой работы.

Правда, чувство юмора напрямую не сказывается на результатах работы - продает все-таки лучше тот, кто лучше знает свой товар. Однако опосредованно, в перспективе это сказывается, поскольку для разрешения проблем, возникающих при общении с клиентами, юмор оказывается незаменим.

- На втором месте в "офисной иерархии" юмор требуется топ-менеджерам,- продолжает Уткин.- Ведь генеральный - он пример для всех, его задача ставить цели. И зачастую цели эти труднодостижимы. Начальник должен мотивировать людей сверху донизу, а для этого надо войти с ними в контакт. Шутка же для этого- наилучшее средство. Опыт тимбилдинга показывает: тем, кто неудачно шутит на тренингах или угрюмо расхаживает туда-сюда, и в работе сложно.

И меньше всего, по мнению Вениамина Уткина, юмор востребован начальниками отделов: они как сержанты в армии, их задача - строить и немудрено мотивировать людей, раздавая премии и штрафы. Впрочем, и начальнику отдела юмор может понадобиться, чтобы корректно "поддеть", увлечь работой сотрудника.

Юмор как маркетинг

Помимо того, что юмор и самоирония - свойства человека сильного, к которому тянутся (а руководителю это просто необходимо), они могут стать и инструментом маркетинговой войны.

Один из претендующих на хрестоматийность российских примеров - личность создателя "Евросети" Евгения Чичваркина. Те, кто видел якобы случайно появившиеся в Сети письма Чичваркина к коллективу и иные внутренние документы (как, например, "разнос" сотрудников за посещение порносайтов), отсмеявшись, наверняка оценили креативность создателя писем и живую, незабюрократизированную политику руководства компании.

Имидж веселого и прикольного предпринимателя, сами PR-ходы, разработанные, надо полагать, под руководством опытных пиарщиков и имиджмейкеров,- это тоже трудная и ответственная работа, которая сторицей окупается, принося феноменальную известность компании и ее создателю. Кроме того, "непосредственный" Чичваркин весьма выгодно смотрится на фоне большей частью чопорных и пытающихся быть солидными "буками" топ-менеджеров. Мало кто может позволить себе прийти на представительный экономический форум в пиджаке со стразами или в джинсах и цветастой футболке с немыслимыми бусами на шее… Результат подобной политики налицо: "Евросеть" - ведущая ритейл-компания на рынке сотовой связи, а Чичваркин - желанный гость на любых форумах, конференциях, герой деловой и глянцевой прессы.

Впрочем, лидером в области "юмористического" менеджмента был и остается великий Ричард Брэнсон, легенда предпринимательства, создатель миллиардной корпорации Virgin. Брэнсон может явиться на прием к королеве в разных ботинках, прийти в публичное место, мягко говоря, не слишком одетым и на одном из пресс-мероприятий облить ведущего водой из ведра. Может на фуршете схватить и бросить в бассейн "официальное лицо", перелететь Атлантику на воздушном шаре, прийти на открытие одного из своих бизнесов, свадебного агентства, в платье невесты… Продолжать можно до бесконечности.

А можно задаться вопросом: зачем все это? Дело в том, что подобный PR приносит вполне ощутимые плоды. Популярность предпринимателя-авантюриста в его родной Англии просто невероятна. Согласно социологическим опросам, на вопрос "кому бы вы доверили переписать 10 христианских заповедей?" Брэнсон оказался на четвертом месте после матери Терезы, папы Римского и архиепископа Кентерберийского.

Успех его предприятий и того заметнее: в Британии человек просыпается под звуки радио Virgin, покупает продукты в супермаркете Virgin, летает на самолетах Virgin, слушает пластинки от Virgin и читает книги с тем же лейблом. В скором будущем Брэнсон собирается и всех желающих в космос возить, для чего создал первую на планете космическую туристическую компанию. И никому теперь не приходит в голову вспоминать, что в детстве Брэнсона считали едва ли не идиотом: из-за врожденной дислексии ему было очень трудно научиться читать и считать.

В корпоративных масштабах

Впрочем, и с корпоративным чувством юмора можно зайти далеко. Американские компании, настойчиво ищущие собственный философский камень успеха, активно используют популярные за океаном корпоративные тренинги, направленные на личностное развитие сотрудников. В США индустрия тренингов - одна из самых быстрорастущих, ее оборот, по разным оценкам, превышает $15млрд. И все бы ничего, но то, как это иногда делается, может дать фору героям любых юмористических передач.

Так, например, авиационный гигант Boeing, занимаясь личностным развитием топ-менеджеров, рекомендует им излагать на бумаге все произошедшие неудачи, а затем сжигать листы в ритуальном акте корпоративной "смерти" и "воскрешения". Корпорация Honeywell отправляет своих руководителей в командировку - изучать традиции индейских племен.

Надо полагать, для постижения мудрости. Ну а для полного раскрепощения подойдет рецепт профессора одной из американских бизнес-школ: он предлагает своим студентам средь бела дня выходить в центр кампуса и кричать что есть духу. В качестве альтернативы желающие могут притвориться куском пиццы или тарелкой с желе. Ну а самые робкие - просто полаять. После этого, видимо, никакие бизнес-проблемы не страшны.

Деловая газета "Бизнес"

13.03.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов