Покровительница знаков
«У нас очень много клиентов, имена которых зарегистрированы как товарные знаки»
ЕЛЕНА МУЛЯРОВА
Вначале бывает имя. Потом некоторые имена становятся товарными знаками. У товарных знаков непростая судьба: если они успешны, на них совершают посягательства. А значит, товарным знакам, как и прочей интеллектуальной и промышленной собственности, нужны защитники. В должности патентных поверенных.
Татьяна Вахнина - патентный поверенный РФ №122 и партнер фирмы патентных поверенных ИННОТЭК. У фирмы есть офисы или представительства во всех странах СНГ, а среди ее клиентов - ЦСКА, фабрика "Ударница", Алла Пугачева, "Вимм-БилльДанн", Daewoo, Валентин Юдашкин, Nokia, Сергей Зверев, "Макдоналдс", Сasio, Red Bull и многие другие персоны и корпорации, названия и имена которых у всех на слуху.
Первым делом гироскопы
Защитой интеллектуальной собственности Татьяна Вахнина занялась не то чтобы случайно, но и во всяком случае не преднамеренно. По своему первому образованию она инженер-электромеханик, закончила МАИ по специальности "гироскопические приборы и устройства". А закончив, сама занялась изобретением гироскопов. Как изобретатель стала работать в патентных отделах разных НИИ, где прослужила до полного развала СССР. А потом в 1991 году вместе с двумя коллегами по КБ имени Туполева создала собственное предприятие - фирму "Опыт". Изобретательская мысль в "Опыте" била ключом, ее воплощением стали спасжилеты, бирки с названиями сортов яблок, которые надо было вешать на дерево, скамеечки для прополки и множество других полезных вещей.
- Оказалось, что производство - это очень трудно: надо арендовать помещение, нанять рабочих, закупить материалы… В какой-то момент я поняла, что очень приличные деньги можно заработать, не занимаясь по ночам шитьем спасжилетов. И что будущее- за защитой интеллектуальной собственности.
Материализация идеи
- Я покупала газеты, в которых появились первые рекламные объявления частных фирм. На рекламные объявления все тогда смотрели с интересом и любопытством: как бы использовать эту рекламу в бизнесе? Рекламу мы вырезали, коллекционировали, разглядывали и обсуждали. Но никому не приходило в голову ни одной достойной идеи, хотя какие-то мысли постоянно витали в воздухе. Но в один прекрасный момент мысль материализовалась: я поняла, что надо подавать заявки на регистрацию названий этих предприятий как товарных знаков.
Тут уместно сделать небольшое историческое отступление. Само понятие "товарный знак", оно же Trade Mark, существует со времен Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая была принята в 1883 году.
В СССР действовало положение о товарных знаках, но закона о них не было. Как практически не было и самих товарных знаков. Десятки и сотни предприятий на просторах нашей необъятной родины делали конфеты "Красная Шапочка", сигареты "Ява" и пиво "Жигулевское". Но свои товарные знаки в СССР регистрировали фактически одни лишь иностранцы, торговавшие на советском рынке "Пепси" и кроссовками "Адидас".
В 1992 году был принят закон о товарных знаках. И тогда же стали появляться фирмы с названиями типа "Ромашка" или "Ласточка". Им-то Татьяна Вахнина и начала рассылать предложения о регистрации товарных знаков. "Ласточки" отреагировали настолько хорошо, что кооператоры "Опыта" тут же забыли про свои скамейки и жилеты.
- Тогда я и двое моих партнеров, которые до сих пор со мной, ушли из "Опыта" и основали свою фирму ИННОТЭК, название которое было аббревиатурой слов: Innovation, Technology, Education, Consulting.
На регистрацию фирмы нам надо было набрать 50 тыс. руб., никто из нас таких денег в руках не держал. Мы созвали десять человек друзей, и каждый внес по 5 тыс. Я свою долю заработала на научно-исследовательской работе, но денег этих не увидела: едва получив, внесла их за регистрацию фирмы.
Сперва у новоявленных акционеров не было ничего, и первых клиентов они принимали на Цветном бульваре в маленькой комнатке, арендованной у детского сада.
Вахнина и партнеры успели очень вовремя. До них в России появились только две фирмы патентных поверенных, но обе ориентировались на иностранных клиентов.
- А мы даже и не думали, что будем когда-нибудь выходить за рубеж,- вспоминает Татьяна Алексеевна.
Окно в Европу
Зато иностранные клиенты ИННОТЭК быстро заметили. И какие! Одна из старейших, известная во всем мире фирма патентных поверенных Forrester Ketley! Вышли они на Татьяну Алексеевну почти случайно - через знакомых. Сперва долго переписывались, но потом все же пригласили в Великобританию.
- Это был такой стресс! До этого я работала на военном заводе, была невыездной.
Ивдруг мне надо лететь на переговоры с одной из ведущих английских патентных фирм. Меня собирали всем миром - набрали $200-300. Провожая в аэропорт, партнеры мне сказали: "Ничего не бойся и ни в чем себе не отказывай". С собой у меня были один костюм и один плащ. И еще новая очень красивая юбка, которая была мне мала. В Бирмингеме я проработала около трех недель в офисе Forrester Ketley - лучшие юристы и патентные поверенные фирмы проверяли мой уровень знаний и соответствие высоким требованиям и английским стандартам. И когда в один прекрасный день я решила надеть новую юбку…, она тут же с меня свалилась - за это время я похудела почти на 10 кг.
- Как развивалось ваше сотрудничество с фирмой Forrester Ketley? - Работа с англичанами осуществлялась по следующей схеме: если их клиенту надо было подать заявку на регистрацию товарного знака в России, то эту заявку из Великобритании пересылали нам. Специально для таких случаев было создано новое предприятие Forrester Mostek. Forrester- от Forrester Ketley, а Mostek - это Москва плюс ИННОТЭК.
Наши первые иностранные клиенты пришли к нам именно через фирму Forrester Ketley. Одним из первых удачных для нас событий была перерегистрация товарных знаков в странах бывшего СССР.
Тогда как раз случился развал Союза, и всем иностранцам, зарегистрировавшим свои товарные знаки в Советском Союзе, дали срок, за который они должны были успеть перерегистрировать их в странах СНГ.
В каждой стране срок был свой, и до его окончания можно было подать заявку на регистрацию в ту или иную страну. Иностранцы сами писали и звонили нам с просьбой, чтобы мы для них это сделали. Очень многие клиенты к нам тогда обратились впервые и стали постоянными. Но самым знаменитым, пожалуй, была Berlin-Chemie- огромная немецкая фармацевтическая компания, с которой мы работаем уже много лет.
Рост фирмы и человека
Став партнером ИННОТЭКа, представители Forrester Ketley поинтересовались, а является ли Татьяна Вахнина патентным поверенным. Она им не являлась, поскольку в Советском Союзе таковых не было вообще.
Но вскоре возможность появилась, и Татьяна Вахнина стала патентным поверенным по товарным знакам, чтобы соответствовать занимаемой должности.
- Я очень боялась, что не сдам экзамен, но сдала и стала по списку 122-м патентным поверенным в России.
Затем Татьяна Алексеевна сдала еще один экзамен и стала патентным поверенным без ограничений - то есть специалистом и по товарным знакам, и по изобретениям, и по промышленным образцам, и по полезным моделям - то бишь по всем видам интеллектуальной собственности. А после этого - еще и евразийским патентным поверенным, то есть патентным поверенным, который может представлять интересы своего клиента в любой стране, входящей в Евроазиатский союз.
Потом, когда в России приняли новый закон, запрещающий патентным поверенным защищать интересы своих клиентов в суде, Татьяне Вахниной пришлось пойти учиться на юриста, защищать диссертацию и сдавать экзамен на адвоката. Татьяна Алексеевна очень надеется, что адвокатский экзамен был в ее жизни последним. Больше она ничего сдавать не хочет.
ИННОТЭК все это время тоже не стоял на месте. Чем больше у фирмы появлялось денег, сотрудников и престижных клиентов, тем лучше становились ее офисы. Сейчас ИННОТЭК арендует большое помещение у одного НИИ. Там очень красиво, и на второй этаж ведет лестница с фигурными перилами. Правда, на первом предприимчивые тетеньки торгуют одеждой, медом и видеокассетами - наверняка контрафактными.
- Сейчас, после 15 лет существования, мы наконец переезжаем в новый офис, потому что сюда опасно приглашать престижных клиентов. В свое время нас уже не выбрала она крупная иностранная компания, и я случайно узнала, что причина была как раз в этом здании. Мне так и передали: "У вас внизу какое-то мясо, тряпки, разве можно туда послать клиента?" Я много раз убеждалась в этом и с другими клиентами, которые говорили мне: "Как у вас тут хорошо, но, пока мы дошли, были напуганы". Иностранцы все это тяжело воспринимают.
В новом офисе мы будем принимать VIPклиентов и особенно иностранных. Однако старый офис также остается - в нем будет продолжаться работа по регистрации товарных знаков и изобретений для российских клиентов. Также в нем останется наш огромный архив, который хранит в себе 15 лет напряженной и увлекательной работы, тысячи заявок, сотни судебных дел… "Амазон" против "Амазона"
- Сейчас у вас много конкурентов? - Много. Особенно в Москве и СанктПетербурге.
- Как вы с ними боретесь? - Мы не боремся, просто стараемся работать хорошо.
- Сколько стоят ваши услуги? Как вы определяете ценовую политику фирмы? - У нас средняя цена на рынке. Ценовую политику мы определяем в сравнении с другими фирмами. Время от времени отдел маркетинга занимается исследованием рынка. Если мы поднимем цены, клиент пойдет к другому. Если мы опустим - нам будет хуже. Так что крутимся. А так, у нас открытый прайс-лист, и каждый может узнать, сколько стоят услуги наших сотрудников.
Узнать это действительно оказалось несложно. Так, гонорар патентного поверенного составляет от $50 до $70 в час, гонорар Татьяны Алексеевны - $300 в час. Регистрация товарного знака для иностранных клиентов стоит около $1090, сюда входят оплата гонорара патентного поверенного и госпошлина. Российский клиент за ту же услугу заплатит примерно на $100 меньше.
В ИННОТЭКе сейчас около 70 сотрудников. Из них половина - патентные поверенные, юристы, а половина - обслуживающий персонал. Сама Татьяна Алексеевна уже не может, как 10 лет назад, консультировать каждого клиента. Она занимается только сложными, конфликтными клиентами и делами, которые требуют защиты в суде, вФедеральной антимонопольной службе (ФАС) и в Палате по патентным спорам.
Как раз таким сложным клиентом оказался "Амазон", но не интернет-гигант, а небольшая фирма из Ростова-на-Дону, производящая установки для очистки воды и тоже имеющая свой скромный сайт в интернете. Выйдя на российский рынок, "большой" "Амазон" попытался аннулировать товарный знак "малого" в связи с якобы неиспользованием.
Ихотя тот использовался вовсю, доказать это было довольно сложно: очень часто договоры и платежные документы или неправильно оформляются, или вообще не хранятся нашими бизнесменами-производителями.
- Мы встречались с представителями американского "Амазона" и здесь, и в Америке, и все же, несмотря на их большие деньги и громкое имя, мы смогли доказать, что наш "Амазон" использует свой товарный знак, и выиграть дело. А гигант ничего доказать не смог.
- Бывает,что вы отказываете клиентам? - Мы отказываем только тем, с которыми вообще не можем работать по положению о патентных поверенных. Я не могу взять клиента, если его интересы каким-то образом сталкиваются с интересами того клиента, которого я раньше консультировала по этому вопросу.
Сейчас это сужает круг моих клиентов.
Но это обычная практика патентных поверенных. В таких случаях мы рекомендуем обратиться к тем фирмам, которые мы уважаем.
Аони в свою очередь присылают нам тех клиентов, с которыми они не могут работать.
Без военных действий
- С какими проблемами к вам обращаются звезды шоу-бизнеса? - У нас очень много клиентов, имена которых зарегистрированы как товарные знаки. Их конфликтные ситуации связаны с тем, что или продюсеры регистрируют их имена на себя, или это делают посторонние люди.
Например, во Франции некий директор парфюмерной фабрики зарегистрировал на себя имя "Алла" с факсимиле и профилем Пугачевой. Естественно, певица возмутилась.
Но потом оказалось, что этот француз- большой поклонник Аллы Борисовны, мы с ним договорились, и он уступил товарный знак. Военных действий не понадобилось.
О коварстве и любви
- Что у вашей фирмы в ближайших планах? - Любая компания должна развиваться во всех направлениях. Чем крупнее становится фирма, тем больше у нее заказов, российских и иностранных. Правда, расти в смысле развития направлений нам уже больше некуда, потому что мы занимаемся всеми видами интеллектуальной собственности, а также авторским правом. Что касается видов деятельности, то это подготовка и подача заявок на регистрацию в патентное ведомство, ведение делопроизводства по этим заявкам, разрешение конфликтных ситуаций в Палате по патентным спорам, арбитражных судах и ФАС.
Здесь я не собираюсь расширяться, не хочу заниматься ни хозяйственными и договорными спорами, ни займами. Если расширяться, то только количественно, чтобы больше денег заработать. Денег же все хотят.
- Можно как-то посчитать рентабельность вашего бизнеса? - Я этого никогда не делала. Я работаю, у меня есть два партнера, один - талантливый менеджер и руководитель, а второй- финансовый директор. Вот пусть они деньги и считают. Деньги всегда должны считать мужчины, управление и финансы - это их сфера. Я полностью доверяю своим партнерам.
Крупных фирм патентных поверенных в России всего пять. Всеми кроме ИННОТЭКа руководят мужчины. Когда я сказала Татьяне Вахниной, что та является единственной женщиной-патентным поверенным такого уровня, она удивилась.
- Я над этим никогда не задумывалась.
- Вы как-то используете в работе свою женскую сущность? - Что вы имеете в виду? Обаять кого-нибудь? Коварство и любовь? Нет, только профессионализм и, может быть, артистизм. Он очень важен, но не с партнерами, а с клиентами. Артистизм - это умение быть хорошим переговорщиком, а не какие-то женские штучки.
Деловая газета "Бизнес"
|