Интервью: Самвел Аветисян - «Не люблю казенщины. Люблю, когда попроще»
Бывший директор по маркетингу компании «Тинькофф» Самвел Аветисян создал консалтинговое агентство «Архидея» и задался целью вылечить всех менеджеров транснациональных корпораций.
«Дайте мне мускулы Майкла Тайсона!»
«Секрет фирмы»: Ваши маркетинговые акции называли «пощечиной
общественному вкусу». Как вы думаете, продвигая брэнды Олега
Тинькова, можно было обойтись без эпатажа?
Самвел Аветисян: Мораль и новое – это антонимы. Мы
позиционировали себя как компания инновационная, поэтому были
готовы к обвинениям в аморальности. Такова была наша участь. Вот,
например, Coca-Cola везде стремится к доминирующей доле рынка, а
наша доля – быть обвиненными в цинизме, пошлости и дурновкусии.
Конечно же, это несправедливо. Одна из акций «Дарьи» вообще была
направлена на улучшение демографической ситуации. Это же серьезная
проблема! Чтобы ее решить, я считаю, в России надо ввести
многоженство.
СФ: Что это за акция?
СА: Она не очень известна, потому что проходила только в
Питере. Перед Новым 2002 годом мы повесили 200 плакатов в женских
консультациях и роддомах. Идея была такой: каждой Дарье, рожденной
в 2002 году, выплачиваем единовременное пособие вдвое больше
государственного. Когда подводили итоги, оказалось, что в 2001 году
в Питере родилось 45 Дарий, а в 2002 году – 800. Откликнулись в
основном малообеспеченные люди, которые колебались в выборе имени
для дочери. Не дожидаясь, пока ребенка выпишут из роддома, за
деньгами посылали бабушек и дедушек – самую консервативную
аудиторию. Мы надевали на них респираторы и вели на экскурсию по
заводу. Они думали, что «Дарья» – это где-то в подвале с
отваливающейся штукатуркой. А у нас там действительно высокая
культура производства была. Бабушки становились нашими послами
доброй воли. Сарафанное радио начинало работать.
СФ: Всем известна эпатажная маркетинговая политика «Дарьи» и
«Тинькофф». А что инновационного было в созданной Олегом Тиньковым
сети магазинов «Техношок»?
СА: В 1996 году была губернаторская предвыборная кампания. Весь
город завешали «наружкой» с очень странным посланием. На фоне
зыбкой панорамы Питера – большие песочные часы и слоган: «Счастье –
это сейчас». Подавляющее большинство людей не понимали, о чем это.
В то время в Питере этих щитов было больше тысячи. А мы добавили
еще десять своих. Та же зыбкая панорама города, те же песочные
часы. Только вместо песка монеты перетекают в телевизоры и
музыкальные центры, а слоган «Завтра – это у нас». И внизу – адреса
магазинов. По городу пошла молва, будто «Техношок» потратил
огромные деньги на рекламу. А мы просто «сели на хвост» неправильно
адресованной рекламе. Потом такой ход многие повторяли, но мы были
первыми.
СФ: Признайтесь: дело все-таки не в инновациях, а в экономии
бюджета?
СА: Конечно, мы учитывали, что такое «первопроходимство»
позволит сэкономить деньги. Например, в 2005 году на маркетинг было
запланировано $7,5 млн, но мы достигли цели меньше чем за $5 млн и
продали «Тинькофф» компании Sun Interbrew. У нас же не было $60
млн, как у «Балтики». Как нас вообще можно сравнивать с «Балтикой»?
Это все равно что на боксерский ринг выпустить подростка против
Майкла Тайсона. Дайте мне мускулы Майкла Тайсона! Дайте мне эти $60
млн! Представляете, что на такие деньги можно устроить? Я даже
боюсь подумать.
СФ: Финансовые возможности в маркетинге играют главную
роль?
СА: Любой проект, маркетинговый или жизненный, нельзя
осуществить без идеи, людей, технологий и, конечно, финансовых
ресурсов. Я бы даже предложил отдельные рейтинги маркетологов. Для
тех, у кого бюджет от $20–30 млн,– один рейтинг. У кого $10–20 млн
– другой. И так далее.
ДОСЬЕ Самвел Аветисян родился в 1960 году. Закончил исторический
факультет Ленинградского государственного университета. Начинал как
научный сотрудник в Государственной публичной библиотеке, где
проработал семь лет. Затем переквалифицировался в маркетолога. В
качестве сотрудника и руководителя маркетинговой службы в 1995–2000
годах работал в компаниях «Петросиб» (сеть магазинов «Техношок»,
принадлежавшая Олегу Тинькову), Telenor (крупнейший европейский
оператор связи), «Петроимпорт» (сейчас «Петросоюз», производитель
продуктов питания). В 2001 году вернулся к Тинькову в «Дарью» на
должность директора по маркетингу. Потом занял аналогичную
должность в компании «Тинькофф», где и проработал (с перерывом на
четырехмесячный творческий отпуск) до мая 2005-го. Сейчас в
качестве управляющего партнера возглавляет маркетинговую компанию
«Архидея». |
«Я откровенно зевал на семинарах»
СФ: Что больше всего запомнилось за время работы с Олегом
Тиньковым?
СА: Команда. Она перетекала из проекта в проект: из «Техношока»
– в «Дарью», из «Дарьи» – в «Тинькофф». Нас объединяло чувство
юмора. Было сразу понятно, наш человек или не наш. Если не наш, то
уже через месяц он уходил из компании. Я хотел бы поддерживать с
Тиньковым теплые отношения, хотя и ушел из пивоваренного проекта.
Там достаточно поставить управляющего менеджера, а я человек
проекта.
СФ: А что за время работы в компаниях Олега Тинькова
оказалось самым ценным по части профессионального опыта?
СА: Один из красивых провалов – несостоявшееся сотрудничество с
Оливьеро Тоскани. Это талантливый, гениальный мыслитель, художник.
Мне повезло видеть, как у него рождается мысль.
У Тоскани в Париже квартира, где в свое время жила Айседора
Дункан. В декабре 2003 года я полетел к нему. В тот день арестовали
Саддама Хусейна, и весь город заполонили афиши и обложки журналов с
его бородатым лицом. Мы с Тоскани ужинали, обсуждали новости, в том
числе и Саддама. И тут он предложил идею – позиционировать
«Тинькофф» через глобальную тему мира. Его сильно возбудило, что
русское «мир» – это world и peace одновременно. Идея, предложенная
им, была проста: люди всюду одинаковы в своем желании мира, воду
мутят политики… Спустя полгода у нас случился Беслан. Гениальные
люди всегда являются провидцами, поскольку видят чуть дальше
остальных.
СФ: Так почему же сотрудничество с Тоскани ничем не
закончилось?
СА: Недавно я ездил на форум к европейским маркетологам. Хотел
почувствовать себя частью сообщества. Так вот, я откровенно зевал
на семинарах. Брэнд и экология, брэнд и ответственность, этика и
брэнд… Слишком уж благополучно там все. Проблема мира сегодня
действительно актуальна. Уезжая от Тоскани, я считал, что идея
есть. Она глобальная и сильная. А для нашего потребителя идеи мира
или экологии пока еще слишком абстрактны, неактуальны.
«Им не нужны творческие личности. Им нужны бройлерные
менеджеры»
СФ: Вы сейчас создаете собственную компанию?
СА: Да. Мы назвались «Архидея». Наша ключевая компетенция –
производство идей. Создание, вывод и репозиционирование брэндов.
Пока мы только ищем пристанище, но я хочу, чтобы «Архидея» в
будущем стала лучшей компанией на рынке маркетинговых услуг –
McKinsey в маркетинге.
СФ: Кого вы будете приглашать на работу?
СА: Телефонистка у нас будет заикой, а бухгалтер – с
ослабленным зрением. Дорога будет открыта и для «голубых», и для
«розовых». Должна получиться модель общества. Критерием отбора
будут не MBA или годы вредительства в каких-нибудь Nestle или
Unilever – люди будут подбираться исключительно по внутреннему
личностному потенциалу, способности разделять наши взгляды и
желанию создать что-то новое. Более того: всем, кто работал в
транснациональных компаниях, таких как Nestle и Coca-Cola, вход в
«Архидею» будет заказан.
СФ: Почему?
СА: Да потому что там убивают все живое в человеке. Им не нужны
яркие личности. Им нужны бройлерные менеджеры. Транснациональные
компании напоминают мне слепых бегемотов. Вся система корпоративных
стандартов и культуры там направлена на то, чтобы у менеджеров не
было никакой идентичности – ни личностной, ни национальной, ни
религиозной, ни даже половой (для этого даже придумали жупел
сексуального домогательства). Им нужно, чтобы менеджеры имели
большой универсальный разъем. В него можно воткнуть штекер, на
котором написано Nestle, Coca-Cola, Procter & Gamble – неважно.
Вышел, допустим, разъем из строя, то есть не вышел менеджер на
работу,– найдут другой разъем и подведут к нему кабель.
Опыт работы в таких корпорациях – это как кладбище. А я хочу,
чтобы в компании были люди самодостаточные и неудовлетворенные.
СФ: Складывается ощущение, что с транснациональными
корпорациями «Архидее» работать не придется.
СА: Так и есть. Мы не станем потворствовать размножению
транснациональной заразы. Наоборот, будем содействовать тому, чтобы
ее становилось как можно меньше. Поэтому будем браться только за те
проекты, которые возбуждают,– яркие, дерзкие, амбициозные. Я ушел
(из проекта пивных ресторанов «Т».– СФ), чтобы самому
выбирать клиентов. Что может предложить Coca-Cola, чтобы я
возбудился? Разговор там будет не родной, не искренний, а
тарабарский: лэй аут, экзекьюшн, маркет шеа, таргет груп и прочая
белиберда. Работать с ними мы точно не будем. Будем открывать для
них клинику.
СФ: Шутите?
СА: Нет. Есть идея учредить Общество анонимных
карьеристов-трудоголиков. При нем будет создана клиника, где станут
лечить от разного рода зависимостей: сотовой, интернет-зависимости,
брэнд-зависимости…
СФ: И на все эти проекты у вас есть деньги?
СА: Накоплений у меня нет – все уходит в унитаз и на памперсы.
Но больших инвестиций и не требуется. Лечение будет дорогостоящим.
Курс будет стоить около $50 тыс. Двадцать бройлерных менеджеров – и
уже миллион.
СФ: В чем будет заключаться лечение?
СА: Мы не будем отбирать у людей ноутбуки и телефоны. Вместо
этого на три недели сошлем их на вертолете в тайгу, в
охотхозяйство. Дадим немного спичек, и они оторвутся от
обыденности, соприкоснутся с природой и вернутся к первобытным
истокам.
СФ: Много ли найдется желающих излечиться таким
образом?
СА: На Западе это уже есть, хотя и называется по-другому –
даун-шифтинг. Топ-менеджеры неожиданно для окружающих оставляют
работу, покупают лачугу где-нибудь на Оклахомщине и просто радуются
жизни. Пишут стихи, рисуют акварелью и не гонятся за Prada, Gucci,
Armani. Ведь проблема реально существует. Среди бройлерных
менеджеров немало глубоко несчастных и неудавшихся личностей. Этого
не видно снаружи, но самый простой сеанс психоанализа выявит
залеченные фобии и комплексы. В компании будут психолог,
психотерапевт и другие люди релевантных специальностей.
СФ: Кого вы уже видите своими пациентами?
СА: Среди будущих пациентов будет много женщин 25–35 лет.
Возьмем физиологически усредненную женщину. От рождения до 20 лет
она культурно образовывается и готовится стать матерью. А с 20 лет
общественные институты начинают на каждом шагу твердить, что она
должна делать карьеру. Последующие годы уходят на преодоление
ступенек от джуниор брэнд-менеджера до директора по маркетингу. А
потом хочется простых семейных радостей, но кажется, что поздно. Мы
будем учить ее шить и пеленать – напоминать о том, что есть в
генетической памяти.
СФ: Но многим ведь удается сочетать карьеру и семью.
СА: Я знаю, к чему приводят эти сочетания. Я часто вижу у
бройлерных менеджеров два телефона, связанные резинкой. Они
говорят: «У меня звонок, повиси немножко!» – и переворачивают
телефон. Никакого общения – просто два одиноких человека на разных
концах провода.
ПРОЕКТЫ
Самвел Аветисян принимал участие в запуске брэнда «Техношок» и
создании компании «Северо-Кавказский GSM» (в Telenor). Участвовал в
создании брэндов «Моя семья» и «Пикадор» в «Петроимпорте».
Репозиционировал брэнд «Дарья» – от древнерусской лубочной
стилистики к современным продуктам легкого приготовления.
Наибольшую известность получили его проекты в компании «Тинькофф»:
слоган «Он такой один» и реклама «Черно-белые сны» («Яхта»), где
герой ролика видит радужный сон, в котором он лежит между двумя
обнаженными девушками. Последний проект в компании «Тинькофф» –
создание и запуск марки «Т» с помощью интерактивного голосования и
интернет-сайта знакомств
www.pereydemnat.ru. |
«Девять женщин не заставишь родить за месяц»
СФ: Какие еще проекты вас возбуждают?
СА: Могу сказать, что меня не возбуждает. Это финансовые и
страховые компании, фармацевтика, b2b-рынки, где объект воздействия
старше сорока лет. Мне интересно общаться с новым поколением.
Общаясь с молодежью и делая детей, я пытаюсь зацепиться за время,
пытаюсь обмануть себя, что можно не стареть и все время чувствовать
себя двадцатилетним. Несмотря на то, что виски уже седые.
СФ: А конкретнее? Есть ли у «Архидеи» какие-нибудь проекты в
работе?
СА: Пока есть два проекта. В одном мы закончили аналитический
этап: поставили диагноз жизнеспособности брэндов и разработали курс
лечения. Если клиент примет рекомендации, к осени закончим
репозиционирование. Другой проект будет создаваться с нуля.
СФ: Сами же предложили поговорить о собственных проектах, но
так ничего и не рассказали.
СА: Я связан договорами о неразглашении со своими клиентами. У
меня закончился один этап, но чтобы подробно говорить о следующем,
нужен внутриутробный период. Беременную женщину нельзя на пятом
месяце торопить: «Где ребенок?» Она так забеспокоится, что случится
выкидыш. Даже девять женщин не заставишь родить за месяц. Пока могу
рассказать про наш будущий офис. Это тоже интересный проект.
СФ: Хорошо, каким же будет ваш офис?
СА: В идеале должен получиться симбиоз офиса и
магазина-винотеки. Клиенты не смогут пройти внутрь офиса, миновав
магазин. На обратном пути они будут оставлять в магазине в среднем
$200–300. Одни – из чувства вины, другие – из чувства
признательности, из чувства любви к вину или в виде «отката». За
счет продажи вина мы будем окупать аренду офиса. Вино понадобится и
для наших креативных «штормов». Для меня человек, который
разбирается в вине,– это человек высокой культуры и глубокого
познания. Чтобы открыть вино, нужен талант. Это воспитание чувств,
вкуса и интеллекта. Каждый из членов нашей команды будет так
повышать свою общую культуру.
СФ: Собственно офис тоже будет какой-то особенный?
СА: Есть идея оформить комнату, где будут происходить мозговые
атаки и рождаться идеи, в виде операционной или родильной палаты.
Ведь мы копаемся в мозгах потребителей и потом тужимся родить
идею.
СФ: О чем вы рассказываете на лекциях по брэндингу в МГУ и
Стокгольмской школе экономики?
СА: Я делюсь эмпирическими знаниями. С каждым новым проектом я
все больше утверждался во мнении, что брэнд – это откровение. По
мере роста потребительской культуры и усложнения рынка первичные
физиологические потребности уходят на задний план. Их заменяют
социальные и духовные ценности. Казенно говорю? Не люблю казенщины.
Люблю, когда попроще. Вот, например, «Т». Основная идея этой марки
– общение, знакомство. Для студенческой аудитории это ключевая
ценность. А мы помогали им преодолеть комплексы и барьеры общения,
придавая ему тональность иронии: перейди на «Т», будь смелее,
общайся.
СФ: Идея нашла понимание?
СА: Стержнем проекта было создание сайта знакомств
pereidemnat.ru. В ноябре мне сообщили о свадьбе девушки из
Петербурга и московского парня, которые познакомились на этом
сайте. Получается, я один из крестных отцов этой семьи. Меня это
забавляет и трогает.
«Ничего не было, и вдруг он появился из какой-то сопли»
СФ: Как думаете, сколько проживут на рынке созданные вами
брэнды?
СА: Сразу оговорюсь: я участвовал в создании брэндов вместе с
командой, а не единолично создавал.
По Платону творчество – это переход из ничего в нечто. Меня,
отца пока пятерых детей, тайны творчества очень волнуют. Брэнды
сродни детям. Ничего не было, и вдруг он появился из какой-то
сопли. А ты при этом если не родитель, то, по крайней мере,
повитуха. Конечно же, как человеку, принимавшему участие в таких
«родах», мне хотелось бы, чтобы эти новорожденные проекты были
жизнеспособными. Меня, надеюсь, они переживут. Если их сознательно
не убивать, то естественной смертью они умрут нескоро. «Дарья» вот
живет – и ничего! Хотя рекламной активности давно не было.
СФ: А как же редизайн упаковки и акция, во время которой
покупатели искали в пельменях мгновенный выигрыш?
СА: И меня еще обвиняют в цинизме! Мы поддерживали рождаемость,
а кто-то пришел и запачкал пельмени деньгами. Засунул купюру в
пачку.
СФ: Деньги же были в специальных капсулах…
СА: Тем более. Их можно и сварить нечаянно и отравиться
деньгами.
Павел Куликов
21.03.2006
Секрет фирмы