Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Легонькая промышленность

Шить головные уборы и формовать фетровые шляпы — это совершенно разные вещи

АДЕЛАИДА СИГИДА

Фирму "Ваша шляпка" организовали две самоотверженные женщины - Елена Бакальчук (на фото справа) и Ольга Малолетнева. Обе они были инженерами, но в сорок лет бросили работу, чтобы заняться любимым делом. Никакого покоя или особого материального благосостояния им это не принесло. Но Ольга и Елена не отчаиваются - они знают, что многого добились, и верят, что впереди их ожидает коммерческий и творческий успех.

Арбат и кепки

Когда-то Елена и Ольга жили спокойной, размеренной жизнью. Ольга работала химиком в НИИ, Елена - инженером-электронщиком на заводе.

- Конечно, было жалко расставаться с работой,- вспоминает Ольга.- У меня было 20 научных трудов, я занималась разработками лекарственных средств. Но после перестройки наш начальник уехал в США, и дело стало загибаться.

- А мне совершенно не жалко было!- говорит Елена.- За 23 года я так устала работать на режимном предприятии. К тому же мы с мужем работали на одном заводе, поэтому зарплату в 1991 году нам перестали платить одновременно. Я села на кухне и стала думать, чем можно заработать на дому. У меня в квартире были газовая плита, телефон, стиральная машина и швейная машинка "Веритас".

Решила воспользоваться швейной машинкой.

Мысль о том, что это занятие станет когда-нибудь называться индивидуальным предпринимательством, даже в голову не приходила.

Елена взяла денег в долг, нашила юбок, красиво их вышила и отправилась на рынок продавать.

- Тогда это не приветствовалось,- вспоминает Елена.- Я надевала черные очки, куталась в платки, чтобы, не дай бог, ктонибудь из сотрудников нашего предприятия не застал меня за этим позором. Для себя решила, что после того, как продам все юбки, торговать больше не буду никогда! Но торговать Елене пришлось еще много.

- Однажды мне позвонила жена моего брата,- вспоминает Елена,- и пожаловалась на своего мужа. Он работал режиссером в одном из московских театров. Денег ему тогда тоже не платили, наступила осень, голова мерзла, а купить головной убор не было финансовой возможности. Сноха прекрасно шила, распорола старое пальто и сшила ему кепку. На следующий день он вернулся домой без кепки - говорит, денег не было на обед, вышел из театра и прямона Арбате кепку продал. Хватило и на обед, и на метро. Она сшила ему вторую кепку. Брат и ее тоже легко продал. После третьей проданной кепки сноха позвонила мне и сказала: "Лена, хватит шить юбки, будем шить кепки - приезжай, я тебя научу!" Вот так, с легкой руки моей снохи, я попала в мир головных уборов.

Днем Елена варила обед, вечерами и ночами шила, а утром ехала продавать кепки на Арбат.

- И так каждый день, без выходных.

Мне тогда казалось, что кепки именно на Арбате продаются, что это такое специальное кепочное место. За несколько месяцев я распорола все старые пальто и брюки, в козырьки для жесткости вкладывала крой из треугольных пакетов молока.

Вскоре наступила зима, покупателей стало мало. Чтобы шить меховые кепки, не было денег. И вот однажды я стою, держу кепку в руках, и совсем никто ко мне не подходит. Стою и думаю: а что если так ни одной кепки и не продам? Ведь не на что даже домой доехать.

От отчаяния перевернула кепку, простояла так некоторое время с опущенной головой, но никто ничего в нее не положил. Я разозлилась на себя за такую слабость, перевернула кепку обратно - и тут мне повезло: по Арбату шел пожилой иностранец. А погода - метель, ветер. И он идет, совсем лысенький. Подошел ко мне, взял кепку и дал мне пять долларов.

Законный предприниматель

Однажды, после того как Елене пришлось побывать в отделении милиции, куда ее забрали за несанкционированную торговлю кепками (и откуда ей чудом удалось сбежать, спрятав свои кепки под пальто и притворившись беременной), она решила больше не торговать на Арбате. Подруга посоветовала ей получить свидетельство индивидуального предпринимателя.

- У нас в Люберцах как раз только что открылась налоговая инспекция, и я была одним из первых ее клиентов. Недавно еду по Люберцам, а там растяжка: "Люберецкой налоговой инспекции - 15 лет". Я посмотрела и думаю - ну надо же! А ведь мы с налоговой вместе начинали! Когда Елена стала не просто швеей, а настоящим предпринимателем, она пошла со своими кепками в магазины. Несмотря на дефицит всего, магазины брать ее кепки отказывались.

- Они говорили, что у меня очень скудный ассортимент. Я удивлялась, как это скудный? Вот и синяя кепочка, и черная, и коричневая… Я не понимала, что магазины хотят взять все головные уборы у одного предпринимателя, чтобы не оформлять лишних документов.

В конце концов Елене удалось найти два магазина, которые согласились взять ее товар. В 1996 году она познакомилась с Ольгой. У Елены к тому времени были заключены договора уже с несколькими магазинами, а Ольга продолжала заниматься научной работой. Женщины сразу нашли общий язык: обе заядлые дачницы, обе любят шить. Вскоре Ольга тоже зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и уволилась с работы. Бывшие сослуживцы не понимали Ольгу и при встрече ей сочувствовали.

Так бы и были Елена и Ольга индивидуальными предпринимателями, каждая сама по себе, если бы не суровая российская действительность.

- Однажды Елена ко мне прибежала, кричит: "Все, магазины нам весь товар вернут!",- рассказывает Ольга.- Оказывается, государство решило ввести для частных предпринимателей такие же сертификаты, как для огромных фабрик. Только на фабрике эти сертификаты разрабатывает целый отдел, а мы - вдвоем. Я Елене говорю: "Чего ты паникуешь раньше времени? Я такие сертификаты разрабатывала для химической промышленности, а тут всего лишь какие-то кепки". Пошли в библиотеку, нашли образцы сертификатов. Проблема была в том, что на импортные ткани не было сертификатов, а чтобы получить - на ту же кепку, все материалы, из которых она сшита, должны быть сертифицированы. Но мы нашли выход- сшили кепку из российских тканей и отнесли ее в СЭС. Кепка получилась ужасная. Но зато мы получили сертификат и смогли по нему продавать хорошие кепки, сшитые из импортных тканей.

От ткани к фетру

Вначале Елена и Ольга пытались шить из ткани головные уборы для женщин и мужчин. Но вскоре выяснилось, что женщины покупают их более охотно. Поэтому предпринимательницы решили оставить мужчин в покое и шить только для женщин.

- Нашими покупательницами должны были стать женщины небогатые, такие же, как мы,- рассказала Ольга.- Уже тогда мы пытались разрабатывать для них какие-то коллекции. Помню, нашили шапочек с оторочкой из искусственного меха. До сих пор многие женщины в Люберцах в них ходят.

В 1998 году Елена с Ольгой уже не справлялись с заказами магазинов и стали привлекать к работе своих подруг.

- Это были такие работники, вернее работницы, которые ни на одной работе работать не могли: у одной мама больная, у другой дочка маленькая, у третьей еще какие-то проблемы. Мы им давали крой, они дома шили и приносили нам готовые изделия.

Однажды, когда мы принесли свой товар в магазин, продавцы спросили: "Девочки, а почему вы фетр не шьете? Посмотрите, на фетр какой спрос!" Они не понимали, что шить и формовать фетровые шляпки- это совершенно разные вещи! Изготовление формы - особый, довольно трудоемкий (особенно в домашних условиях) процесс, которым мы не владели. Тогда мы придумали вот что: поехали на фабричное производство, купили там шляпы, украсили в соответствии со своими представлениями о моде и отнесли в магазин. Шляпы моментально раскупили! А однажды в магазине столкнулись с сотрудником той самой фабрики.

Он свои шляпы не узнал. Говорит: "А что это за шляпы?" Мы ему отвечаем: "Так это же ваши шляпы!" Он очень удивился.

Все было хорошо до 1998 года. Но случился дефолт, и Елена с Ольгой лишились своей прибыли. Дело в том, что магазины не выкупали у предпринимательниц шляпки, а брали их на реализацию.

- Когда рубль обвалился, все товары смели моментально,- рассказала Ольга.- Мы поехали по магазинам, чтобы забрать наши шляпки, а они уже все проданы! Народ так перепугался, что хватал все подряд. Я сама купила два пальто.

- А я два матраса!- добавляет Елена.

- Банки не выдавали деньги, и главное- никто не мог понять, что происходит! У нас было два пути - или повысить цену, или понизить себестоимость. Мы пошли по второму. Решили самостоятельно делать формы, ведь именно изготовление формы определяет себестоимость изделия.

В тот момент дочь Елены училась на курсах вышивания и вела тетрадь, на которой так и было написано: "Курсы вышивания".

- Я потом букву "ш" исправила на "ж",- вспоминает Елена.- На курсах вышивания почему-то учили в том числе и тому, как делать шляпы. Я заглянула в тетрадку и прочла, что шерстяной или пуховой полуфабрикат-колпак проклеивается, распаривается и натягивается на деревянный "болван", прибивается гвоздями, сушится и потом снимается.

Елена сОльгой разыскали мастеров, делающих такие "болваны", накупили на фабрике колпаков и приступили к работе. Вначале распаривали колпаки над кастрюлей, потом приспособили под это дело самовар.

Работать решили по двум направлениям - делать шляпы для дам и для молодежи.

- Для дамских шляп использовали дорогой пуховый фетр, для молодежных - дешевое шерстяное сырье. Молодежные отделывали косичками, лучиками, шишечками. Отнесли пробную партию шляп в магазин, через неделю приходим - молодежные шляпы проданы, а дамские нет. Позже мы поняли, что наше качество не устраивало придирчивых дам.

Руки черного цвета

Ольге очень понравилось формовать шляпки. Она поняла, что это дело, в котором сошлись все накопленные за жизнь рукодельные умения. Распаренная шляпа - словно пластилин. Чтобы на ней не образовывалось складочек, нужно чувствовать материал, а этого невозможно достичь, работая в перчатках. В результате- мозоли, обломанные ногти, руки черного цвета… Да еще в квартире все время собирается пыль и грязь, поэтому женщинам не оставалось ничего, кроме как снять первую производственную мастерскую. Она была площадью 18 кв. м и без окон. Но оттуда вскоре пришлось съехать.

Сняли помещение в каком-то лицее.

Но случился Беслан - и учебным заведениям запретили сдавать площади в аренду.

Снова пришлось срочно переезжать.

К этому времени Ольга и Елена поняли, что им необходимо собрать всех сотрудников в одном помещении, а не давать им работу на дом.

- Если ты поручил специалисту делать шляпку дома, он наверняка сделает все на свой манер и получится совсем не то, что нужно. Шляпы надо делать сообща, одним духом, и обязательно должен быть дизайнер, который направляет работу в нужное русло, создает то самое стилевое единство коллекции.

Вам к лицу

К 2003 году Ольга с Еленой делали уже много шляп, но ситуация со сбытом в Москве складывалась не лучшим образом.

- Мы решили заняться активным маркетингом, живой рекламой - ездить по ярмаркам,- вспоминает Ольга.- Купили "четверку", объехали с нашими шляпами всю страну. В каждом городе ходили по магазинам и предлагали им взять наш товар на реализацию, посмотреть наши шляпки на выставочном стенде. Так у нас образовалась сеть клиентов. Наиболее интересно работать с восточными регионами- они охотно берут синие, желтые и другие шляпы ярких цветов. Совсем другие покупательницы в Москве: как бы им ни понравилась яркая шляпка, они чаще выберут черную или коричневую. Кстати, название компании появилось в процессе живого общения с покупательницами на стендах из фразы "Это ваша шляпка, она вам к лицу!".

В 2000 году Елена с Ольгой впервые участвовали в московской выставке-конкурсе, а уже в 2005 получили золотую медаль на международной специализированной выставке головных уборов "Шапо" в категории "фетр".

- В 2004 году нас на одной из выставок заметил мэтр - Вячеслав Михайлович Зайцев. Мы тогда выставляли коллекцию "Белая рапсодия" - белые шляпы с черной отделкой, и сами же придумали оригинальный стенд - у всех шляпы на железных решетках висели, а у нас на деревянных палочках.

Он нас и за шляпы похвалил, и за находку с палочками. Его слова, помнится, очень нас воодушевили.

Два года назад Елену с Ольгой приняли в Союз дизайнеров Москвы, в 2005 году они зарегистрировали ООО "Ваша шляпка", а этой весной везут коллекцию на международную выставку в Мюнхен.

- Нам и без этого ООО было хорошо,- говорит Ольга.- Но в последние годы стало уже неловко: начнешь заключать договор с какой-нибудь солидной фирмой и боишься доставать документы, в которых ты всего-навсего какой-то индивидуальный предприниматель.

Однажды на выставке к женщинам подошли представители фирмы, которые хотели делать спецодежду для работников ритуальных служб. И предложили изготовить головные уборы к форменной одежде.

- Мы сделали шляпки, а у них с заказом на костюмы ничего не получилось. Что делать? Не пропадать же шляпкам! Мы изготовили еще с десяток шляпок, получилась настоящая ритуальная коллекция. Повезли ее на выставку похоронных принадлежностей "Пантеон" в Санкт-Петербург. Одна дама купила сразу три штуки - есть у нас такие любительницы. У нее дома уже восемь шляпок, а она девятую покупает. Правда, в целом ритуальное направление у нас не пошло- не привыкли наши женщины носить шляпки на похоронах. Мы даже пытались предлагать эти шляпки ритуальным конторам, чтобы они давали их напрокат. Разработали для проката одноразовую сменную подкладку.

Но проблема заключалась в том, что ритуальные конторы, которые намного богаче нас, отказались выкупать шляпки, а попросили дать их в аренду. Мы не согласились.

Кстати, многие магазины именно так и поступают: возьмут самые яркие красивые шляпы, которые трудно продать, как бы на реализацию, выставят их в витрине магазина, сезон у них шляпы повисят, а потом они их обратно возвращают. А шляпа уже вся запыленная, и никому ее потом не продашь.

Неженские проблемы

За эти годы Ольга обучила мастерству формовщика девять человек, а осталось работать "полтора человека".

- Никто не хочет работать формовщиком. Это тяжелое и грязное занятие. Мы даже пытались заказать формовку шляп работникам фабрики. Привезли им наши формы, чешское сырье, пришли посмотреть, что получается. Видим, у них все шляпы в волнах: формовщики работают в толстых перчатках, не чувствуют шляпу. Мы им говорим: "Что же вы делаете?" Они удивились: "А как надо?" Мы им начали показывать. Представляете, фабрике 200 лет, а мы фетром занимаемся пятнадцать лет, и мы им показываем, как делать шляпы! Однако работать без перчаток они отказались - наделали нам таких шляп, которые продать было бы невозможно.

За эти годы Ольга с Еленой не заработали больших денег.

- Одна только аренда за последние три года выросла в 18 раз,- замечает Ольга,- а любой предприниматель знает, что бизнес- это как езда на велосипеде: либо едешь, либо, если остановился, падаешь.

Проблемы нашей "легонькой" промышленности совсем не такие легкие. И все они- наши, от очередей в налоговую, до протекающего в мастерской туалетного бачка.

Ольга и Елена признаются, что с годами им становится все труднее. Приходит опыт, накапливается усталость, Елена и Ольга давно не надеются на чудо, но не сдаются.

Деловая газета "Бизнес"

24.03.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов