Где-то я это видел
Американские рекламодатели увлеклись ремейками
собственных роликов
Что будет, если в старую рекламу вдохнуть новую жизнь?
Ролики десятилетиями пылились в архивах, а мир в это время менялся. Изменялись
ценности, вкусы. Старый шедевр, вызывавший слезы на глазах современников,
сегодняшнего потребителя может оставить равнодушным. А может, наоборот, вызвать
ностальгию по прошлому… Так стоит ли переделывать старые ролики или лучше
оставить их пылиться в архивах?
В последнее время американское телевидение живет ностальгией.
Похоже, рекламодателям уже не остается ничего другого, как перетряхивать свои
архивы в поисках классических хитов 70-х и 80-х. На телевидении появляются их
ремейки или даже оригиналы — старые ролики, как они есть, возможно, с
парой-тройкой поправок. За последние месяцы были извлечены на свет божий
классические ролики Coca-Cola, Orville Redenbacher и Alka-Seltzer, ни одно
десятилетие пылившиеся в архивах. Что бы это могло значить? У компаний и их
агентств закончились идеи? И вообще, чем чреват возврат в прошлое?
глазам не верю
Корпорация Bayer не так давно переделала один из своих самых
известных роликов AlkaSeltzer «Не могу поверить, что я все это съел» (I can‘t
believe I ate the whole thing), созданный агентством Well Rich Greene
(Нью-Йорк) в 1972 году. Сейчас Bayer сотрудничает с другим агентством — BBDO
(Нью-Йорк). Оно и решило не обновлять рекламу, а просто поменять исполнителей
главных ролей. Сюжет спота 1972 года таков: муж сильно переел и мучается от
тяжести в желудке, а жена советует ему принять Alka-Seltzer. В новом варианте
роли запомнившейся пары исполняют актеры популярного комедийного серила «Все
любят Раймонда» Питер Бойл и Дорис Робертс. Кстати, герой Бойла в сериале
славится своим обжорством. Единственное отличие роликов в том, что в старом
жена отвечает мужу: «Да, Ральф, ты это съел», а в ремейке она, намекая на
старый вариант, говорит: «Где-то я уже это слышала».
«Мы не старую
историю вытащили на свет божий, а известное, по-настоящему сильное обращение
заставили звучать по-новому», — поясняет Джэй Колпон, вице-президент по
маркетингу и развитию подразделения Bayer в Морристауне (штат
Нью-Джерси).
Ремейк, как говорится, убил двух зайцев: он пришелся на
75-летний юбилей антацида и придал новое звучание коммерческому доводу —
«Переели? Чувствуете, что вот-вот лопнете? Примите Alka-Seltzer!». Это из слов
Колпона. «Сильная вещь, — отзывается о ремейке Шерил Свэнсон, президент
консалтинговой компании Toniq, занимающейся разработкой стратегий продвижения
брендов. — Это ведь замечательно, когда у тебя есть бренд, реклама которого
срабатывает и через 20–25 лет». Но находятся и критики. К примеру, из числа
креаторов. Марк ДиМассимо, директор нью-йоркского агентства DiMassimo, не
уверен, что ремейк вписывается в сегодняшний день. «Лично мне кажется, что
сегодня он не впечатляет так, как вчера. Есть во всем этом какая-то натяжка»,
— говорит он.
Coca-Cola в прошлом году тоже совершила путешествие в
прошлое, чтобы еще раз напомнить о своем напитке Zero, в котором ноль калорий.
И воспользовалась концепцией десятилетней давности, только слегка обновив ее.
Агентство Crispin Porter + Bogusky, работающее над рекламой Zero, решило в
очередной раз поэксплуатировать идею всеобщего единения. Так что в прошлом
июне оно представило рекламу бренда, до боли напоминавшую полюбившийся многим
в 1971 году ролик Coca-Cola «Hilltop».
Команда хотела создать такую
рекламу, которая бы подчеркнула «кокакольность» напитка. То есть нужно было
показать потребителю, что его вкус больше напоминает Coca-Cola, чем
диетическая Cola, но при этом содержит ноль калорий. «Мы хотели показать,
насколько напиток близок к классической Coca-Cola. Мы задумались о том, что
Coca-Cola привнесла в нашу жизнь, ведь она — уже наследие времени, — говорит
представитель Coca-Cola Сьюзен МакДермотт. — «Hilltop» нас поразил, его можно
было обновить, ведь он вполне вписывается в реалии сегодняшнего дня и
демонстрирует, что между новым брендом и Coca-Cola есть тесная
связь».
В «Hilltop», созданном нью-йоркским офисом McCann Erickson,
группа молодежи — представителей разных этнических культур — забралась на
вершину холма (в пер. на англ. — hilltop), чтобы вместе исполнить песню «I‘d
like to buy the world a Coke» («Я хотел бы подарить миру Coca-Cola»). Кстати,
этот ролик однажды уже обновлялся тем же агентством перед Суперкубком 1990
года. Во втором варианте были показаны повзрослевшие герои первого и их дети.
А назван он был «Chilltop». В «Chilltop» агентство решило переместить молодых
людей с холма на крышу многоэтажки. А песне особое звучание придал певец
хип-хопа G. Love, он же Гаррет Даттон. Слегка изменились и слова, которые
сегодня показались бы немного приторными. Теперь они звучали так: «I‘d like to
teach the world to chill» («Я хотел бы научить мир расслабляться»).
«В
«Hilltop» заключена идея гармонии с окружающим миром, а в «Chilltop» —
гармонии с миром внутренним», — говорит МакДермотт, добавляя, что компания
прекрасно осознавала, насколько рискованно переделывать такие известные и
любимые ролики, но игра стоила свеч, ведь полюбившаяся реклама — одна из
составляющих капитала марки. «Не важно, что вы переделываете — рекламный ролик
или фильм, — всегда найдутся люди, кому это понравится, и те, кого это будет
раздражать», — говорит МакДермотт.
Данных по эффективности рекламных
ремейков у МакДермотт пока нет, но она считает, что запуск рекламы Zero себя
во многом оправдает. «Мы не можем связывать повышение доли рынка нашего
продукта только с рекламой, — говорит она. — Но, основываясь на последних
данных, могу сказать, что она увеличилась на 0,9%, что довольно много для
этого сегмента».
И все же в мире рекламы на такие споты смотрят
по-разному. «Лично мне «Chilltop» очень нравится, — говорит Ричард Кишенбаум,
сопредседатель агентства Kishenbaum Bond + Partners. — Мне кажется, довольно
сложно удержать равновесие и не скатиться в прошлое, а, наоборот, вдохнуть в
него жизнь и получить в результате нечто новое». А рекламный критик журнала
Adweek Барбара Липерт считает, что ролик так себе и это еще высокая оценка.
«Конечно, ужасным его не назовешь. Учитывая профессионализм агентства и
популярность оригинала, скажу лишь, что в нем удалось соблюсти безопасную, но
далеко не золотую середину: нет в нем той остроты, которая бы сделала его
прорывным хитом для того поколения, которого в 1971 году и в помине не было. И
нет в нем тех навевающих ностальгию эмоций, которые бы выжали слезы на глазах
детей бума (рожденных в период с 1946 по 1960 год. — ИР)», — пишет Барбара в
своей рецензии на ремейк.
А Фрэн Келли, президент Arnold Worldwide,
автор книги «Breakaway Brand», говорит, что ремейк стал шагом назад, негоже
столь углубляться в прошлое, если хочешь преуспеть сегодня. «Бренд борется за
свое место под солнцем, — замечает Келли. — И мне странно, что агентство
решило извлечь на свет божий ролик двадцатилетней давности».
оригинал и подделка
Подобные мнения о новой рекламе Coca-Cola и Alka-Seltzer
могут натолкнуть на мысль: надо было так и оставить ее в прошлом. Но почему же
сегодня так много ремейков? У консультанта по трендам Суэнсона своя теория.
«Что бы ни говорили, но некоторые бренды отпечатываются в истории, потому что
живет в мире тоска по прошлому, по его простоте, — объясняет она. — Старые
ролики дарят ощущение того времени, когда все было не столь запутано, как,
например, сейчас. Люди стремятся хотя бы ненадолго вернуться в
прошлое».
Клифф Фриман, председатель агентства Cli. Freeman and
Partners и руководитель его креативного отдела, тем не менее, не чувствует
никакой надобности в ремейках. Фриман — создатель легендарных кампаний,
которые десятилетиями использовали такие бренды, как York Peppermint Patty и
Almond Joy‘s (помните ролик «Sometimes you feel like a nut, sometimes you
don‘t» — «Порой чувствуешь себя крепким орешком, а порой — нет»). Ремейк
Alka-Seltzer его прямо ужаснул, хотя Фриман признает, что молодое поколение,
не видевшее оригинала рекламы, может воспринимать ремейк по-другому. А о
«Chilltop» с Фриманом лучше вообще не заговаривать. «Это катастрофа, —
ужасается он. — А «Chilltop» — ее предвестник. Оригинал рекламы был таким
верным, прочувствованным и неподдельным. А его ремейк — раздражающая
фальшивка.
Собрали на крыше кучку бездельников, которым все до
лампочки… Оригинал был пронизан эмоциями. В ремейке ими и не пахнет. Я бы даже
сказал, что у ремейка и рекламируемого продукта нет ничего
общего».
Фриман также отмечает, справедливости ради, что и его старые
рекламные хиты, даже самые известные, не впишутся в сегодняшний день.
«Создание ремейка на мой старый ролик «Where‘s the beef?» («А где же
говядина?» для фаст-фудов Wendy‘s) — дурацкая идея, а вот слова можно
использовать снова. Может, и сработает, — размышляет Фриман. — Ведь тот ролик
блеснул, как вспышка молнии, явился, словно чудо. Вот в чем 90% его успеха.
Возродить такое невозможно». Откуда вообще берутся ремейки?
По мнению
Фримана, причина их популярности — в росте конкуренции в такой непростой
области, как рекламный бизнес. «Сегодня очень сложно совершать прорывы, —
поясняет он. — Все больше рекламодателей стараются развлечь потребителя
рекламой, поэтому они используют все, что, по их мнению, сможет впечатлить
зрителя».
Один из самых мудреных ходов рекламодателей — ремейки на
любимые ролики, герои которых — узнаваемые люди. К примеру, владелец компании
или ведущий какой-нибудь популярной передачи, которого уже нет в живых.
Dunkin‘s Donut недавно снова запустила когда-то вызывавшую восхищение рекламу,
в которой актер Майкл Вейл выпекал пончики. К слову сказать, Вейл скончался в
прошлом месяце на 84-м году жизни. А компания Orvill Redenbacher совместно со
своим агентством CP+B недавно снова порадовала зрителей рекламой 1982 года, в
которой снялся Реденбашер, умерший еще в 1995-м. Микроволновая печь для
изготовления попкорна в самом конце ролика и заставка с адресом вебсайта — вот
и все, что осовременило ролик. «Мы хотели показать суть, «сердцевину»
продукта, и это желание прямиком привело нас к покойному Орвиллу Реденбашеру,
— говорит Гарт Ньюффер, старший директор по связям с общественностью группы
компаний ConAgra. — Кроме того, старые популярные ролики — это классика, и они
достойны того, чтобы в них вдохнули новую жизнь».
Рич Сильверстейн,
председатель и содиректор отдела креатива Goodby, Silverstein & Partners,
называет запуск таких ремейков синдромом «мертвеца». «Мне дико, что
телевидение снова крутит ролики с тем парнем из рекламы говядины и
Реденбашером, — говорит он. — Конечно, в старых роликах находятся стоящие
идеи, и в принципе я не против их использования. Вопрос лишь в том, под каким
соусом ты их подашь».
Эксперты по брендированию уверены, что старые
ролики можно правильно преподнести зрителю. Так, чтобы потом не обвинили в
возврате в прошлое, неактуальности. Нужно просто использовать их главную идею
или слова. Сильверстейн и сам извлекал из архива и просматривал старые ролики,
когда работал в Porsche и AT&T Wireless. «Слова многих из них
действительно доходчивы и даже трогательны, — отмечает он. — Кажется, что
лучше и не придумаешь».
Кишенбаум из KB+P тоже пользуется «классикой»,
когда оно того стоит. Агентство оживило, к примеру, рекламный джингл Meow Mix.
Сюжет ролика 2002 года: кошки сидят и смотрят по телевизору рекламу Meow Mix
1976 года. «У меня просто в голове не укладывалось: почему такой джингл больше
ни разу не использовался, — удивляется Кишенбаум. — Ведь потребитель на него
реагирует. Это все равно, что топить корабль, груженный золотом». И все же он
не стал бы переделывать ролики целиком или запускать в эфир старые. В этом
году агентство Кишенбаума разрабатывало стратегию рекламной кампании для
бренда 1980 года Tab. «У нас есть наследие, и мы даем ему будущее», — отмечает
он.
Мораль всего вышеизложенного такова: хотите оживить старое, берите
из него только самое лучшее. По чуть-чуть. (Российские компании, несмотря на
недолгую историю их брендов, уже могут похвастаться ремейками собственных
рекламных шедевров — см. статью
«Вечные ценности»
).
Мэй Андерсон
14.04.2006
Журнал "Индустрия рекламы"
|