Внук Умки
Мелкий производитель упаковки для конфетных наборов «Элизиум», имеющий оборот $5 млн, вложил больше $3 млн в создание национального мультгероя. В компании верят, что раскрученный персонаж увеличит продажи в десятки раз.
Компания «Элизиум» 12 лет делает пластмассовые игрушки с
конфетами внутри и упаковку для детских новогодних подарков. По
мнению ее основателя Михаила Энтина, у «Элизиума» в России
практически нет конкурентов: его изделия не относятся ни к рынку
игрушек, ни к кондитерскому рынку. Энтин работает на стыке
сегментов и доволен своей маркетинговой находкой.
Однако игрушки с конфетами покупают лишь под Новый год, и бизнес
Энтина быстро уперся в свой потолок – оборот «Элизиума» уже
несколько лет остается на отметке $5 млн при рентабельности 10–15%.
«Двенадцать лет назад в Год Свиньи мы выпустили игрушку в виде
свиньи,– говорит Энтин.– Потом выпускали крысу, быка, тигра. Цикл
закончился, а выпускать опять свиней совсем не хочется».
Итак, свиней больше не будет – Энтин делает ставку на медведя.
Владелец компании вложил $2,2 млн в производство полнометражного
мультфильма про медвежонка Эльку, которого придумала главный
художник «Элизиума» Ирина Макарова. $500 тыс. истрачено на
26 короткометражных флэш-мультфильмов про Эльку, и еще $300 тыс.
Энтин потратил на продвижение мультипликационного брэнда.
Многие небольшие производители предпочитают покупать права на
известных лицензионных персонажей. Но Энтин хочет создать для себя
героя самостоятельно – он уже ведет переговоры о премьерном показе
своего мультфильма с «Первым каналом» и намерен снимать продолжение
приключений Эльки. Владелец «Элизиума» уверен, что может таким
образом значительно увеличить оборот компании.
ДОСЬЕ Компания «Элизиум» была основана в 1995 году
Михаилом Энтиным, бывшим инженером завода по производству
текстильных машин имени Первого мая. Специализируется на
контрактном производстве упаковки из ПВХ-пластизоля. Большую часть
прибыли приносит упаковка для производителей детских новогодних
подарков и собственные пластмассовые игрушки с леденцами внутри.
Первые несколько лет компания арендовала цех литья изделий из
пластмассы на карандашной фабрике имени Красина. Сейчас в
собственности компании находится Воскресенская фабрика игрушки в
Подмосковье. Оборот «Элизиума» – $5 млн. В штате компании 120
человек. |
Геройские похождения
«Несколько лет назад я побывал в
Диснейленде в Орландо,– рассказывает Михаил Энтин.– В то время
Pixar снимала компьютерный мультфильм Toy Story, и на работу
аниматоров можно было посмотреть прямо в парке». Главное, что
поразило тогда упаковщика: мультфильм еще не был снят, но весь парк
уже заполонили игрушки и футболки с изображениями его героев.
|
В компании «Элизиум» говорят, что прототипом корпоративного мультперсонажа стал ее гендиректор Михаил Энтин |
По возвращении в Москву глава «Элизиума» задумался. В то время
Энтин арендовал пластмассовый цех на карандашной фабрике имени
Красина, но большую часть года этот цех простаивал. Нужен был
хорошо раскрученный герой, которого покупали бы и зимой и летом. И
Михаил Энтин занялся его поисками.
Сегмент диснеевских героев был занят китайскими игрушками,
поэтому Энтин сначала обратился в московское представительство BBC
за лицензией на производство телепузиков.
«Менеджер открыл огромный талмуд и зачитал размер роялти,–
вспоминает Энтин.– Для игрушек – 3% от оборота, но при этом за два
года „Элизиум” должен был произвести не менее 100 тыс. штук».
Упаковщик легко согласился. За один сезон он выпускал больше 2 млн
персонажей из китайского гороскопа, и телепузиков могло быть не
меньше: в то время по ТВ показывали одноименный сериал.
Но этим планам не суждено было сбыться. Энтин собирался
продавать упаковки в виде телепузиков Бабаевской кондитерской
фабрике, чтобы она наполняла их своими конфетами и занималась
распространением. Камнем преткновения стал экранчик на животе у
телепузика. Бабаевская фабрика требовала разместить на нем свой
логотип, а BBC была против. «Кто такие телепузики? – возмутился
топ-менеджер Бабаевской фабрики.– Вот наша фабрика – это брэнд!»
Сделка не состоялась, и за два года Энтин смог продать лишь 20 тыс.
штук, договариваясь с мелкими кондитерскими фабриками о партиях по
500–1000 упаковок. Но с BBC все равно пришлось расплачиваться, как
если бы он продал 100 тыс.
«Потом я Твинисов (детские мультперсонажи BBC.– СФ)
покупал»,– продолжает перечислять Энтин. Получив у BBC новую
лицензию, он делал уже не упаковку для чужих подарков, а
собственные маленькие пластмассовые игрушки с леденцами внутри. Но
и здесь главу «Элизиума» постигло фиаско. «Телепузиков» еще долго
показывали по ТВ, а «Твинисы» быстро исчезли с центральных
телеканалов, и герои этого мультфильма так и не стали по-настоящему
популярны.
С Незнайкой у «Элизиума» и вовсе не сложилось: владельцы брэнда
никак не могли поделить между собой права. Да и в прокате новые
приключения старого героя (под названием «Незнайка и Баррабасс»)
провалились. Всех остальных мультгероев прошлого Энтин оценил
критически. «Истории должны быть новые»,– подумал он и решил
создавать своего зверя. В качестве героя новых историй выбрал
белого медведя Эльку, нарисованного Ириной Макаровой.
По мнению Михаила Энтина, Элька получился небанальным: образ
белого медведя мало обыгрывается в российских сказках и
мультипликации. Кроме того, он «не заигрывает с властью» – в
отличие от образа бурого медведя, который «ушел в политику».
Легенда персонажа, на взгляд Макаровой, тоже оригинальна: создатели
провозгласили Эльку внуком «советского» медвежонка Умки.
К тому же белый медведь – идеальная модель для игрушечного
производства, в котором применяется пластмасса белого цвета. «Мы
попали в яблочко,– говорит Ирина Макарова.– Три мазка кисточкой, и
шапочка покрашена». Каплевидная форма Эльки – тоже дань
производственным возможностям. Зверька с маленькой головой и
расширяющимся книзу туловищем легче вынимать из формы, в которую
заливают пластмассу.
Нарисованные экспаты На российской компании
«Элизиум», которая взялась производить игрушечных телепузиков,
владелец лицензии телекомпания BBC заработала всего $3 тыс. Но это
исключение. Во всем мире лицензионные проекты приносят обладателям
прав на мультфильмы прибыль, порой превышающую доходы от проката в
десятки раз. При себестоимости одной серии мультфильма в $100 тыс.
ее прокат приносит лишь $10 тыс. Остальное покрывает продажа
лицензий.
Сейчас персонажи практически каждого мультфильма, ориентированного
на мировой прокат, создаются с расчетом на создание лицензионной
программы. Особо удачные мультгерои становятся центрами
экономических империй. Мировые продажи товаров с изображением,
например, покемонов оцениваются в $6 млрд. Правда, и вложения в
мультпроект значительны: создатели телепузиков потратили $8 млн
только на исследования, связанные с поведением детей во время
просмотра сериала.
Пул участников лицензионной программы формируется задолго до выхода
мультфильма. Для будущих партнеров анимационные студии делают клип
и разрабатывают подобие брэнд-бука. Перед художниками, как правило,
стоит задача нарисовать максимально «технологичного» героя, чтобы
его изображение легко переносилось на любой объект – даже самый
неожиданный. Японский авиаперевозчик Nippon Airways вообще заплатил
владельцу Nintendo за лицензию $1 млн и разукрасил изображениями
покемонов три самолета.
В России культура коммерческих мультперсонажей только формируется.
До недавнего времени единственным лицензионным мультпроектом был
сериал «Смешарики», которому далеко до мировой известности.
Впрочем, управляющая проектом Marmelad Media уже замахнулась на
зарубежные рынки и начала экспансию – в 2006 году «Смешарики»
выходят на центральном телеканале Китая CCTV под названием
«Хахачу». |
Фетисов и медведь
Энтин начал в конце 2003 года с
пилотного двухминутного мультфильма «Песенка друзей» с участием
Эльки и еще двух персонажей, придуманных Ириной Макаровой:
тюлененка Мартика и пингвиненка Таши. Затем анимационная студия
«Тема» начала производство флэш-мультсериала «Волшебные холмы» для
программы «Спокойной ночи, малыши!» Благодаря этому Элька попал на
канал РТР – сейчас «Волшебные холмы» показывают через день, чередуя
с сериалом «Смешарики».
|
Медвежонок Элька не собирается «уходить в политику», как его бурый собрат |
После этого гендиректор «Элизиума» развернул бурную деятельность
внутри компании, расширив дизайнерский отдел. В помещении бывшего
завода точных приборов «Измеритель», где «Элизиум» арендует офис,
появилась комната, заставленная огромными мониторами. За
компьютерами дизайнеры корпят над рисованными историями про Эльку,
Мартика и Ташу.
Новый отдел возглавил художник-комиксист Максим Цыплаков.
Энтин сделал свой журнал комиксов «Элька и его мечта» (тираж 15
тыс. экземпляров) и хочет распространять его через отделения «Почты
России». Этой структуре он собирается передать одного из персонажей
мультфильма «Волшебные холмы» – почтальона Весточку. Глава
«Элизиума» надеется, что Весточка станет символом «Почты России»,
как девочка-почтальон у «Укрпошты» (украинской почтовой службы), и
«Почта России» примет участие в финансировании мультпроекта.
Это не единственная крупная госструктура, которую Энтин
старается заинтересовать. В феврале 2006 года «Тема» сделала для
Росспорта рекламный ролик, где Элька зазывал зрителей на
соревнования «Лыжня России». Центральные телеканалы отказались
показывать социальную рекламу с участием брэнда компании «Элизиум»:
«Просто белого медведя показывать можно, а Эльку – нельзя». Однако
Энтин остался доволен: «Нашего медведя уже господин Фетисов
обнимал». На пресс-конференции «Лыжни России» Фетисов действительно
обнимал ростовую куклу, предоставленную Энтиным. Без
государственной поддержки, считает упаковщик, лицензионный персонаж
в России обречен.
Снимать полнометражный мультфильм Энтин поручил студии «Тема».
Чтобы реализовать идею, ему пришлось взять кредит в $2 млн, из них
$1 млн на пять лет дал Сбербанк. Работа над фильмом заняла больше
двух лет, и сейчас он почти готов к прокату – идеолог проекта уже
ведет переговоры не только о телетрансляции на «Первом канале», но
также о выпуске мультфильма в кинопрокат и на DVD.
НОУ-ХАУ Производитель пластмассовой упаковки
«Элизиум»:
– вкладывает $3 млн в производство и продвижение полнометражного
мультфильма и флэш-мультсериала о медвежонке Эльке;
– рассчитывает значительно увеличить оборот, выпуская игрушки и
упаковку с изображением нового персонажа, а также заработать на
роялти с партнеров, которые захотят использовать Эльку в
производстве своих продуктов;
– создает сообщество корпоративных персонажей других производителей
детских товаров, чтобы экономить на продвижении |
Медвежьи услуги
Продолжение мультфильма, надеется
Энтин, будет финансироваться уже за счет дотационных средств: «Нас
поддержал департамент массовых коммуникаций, культуры и образования
правительства». Имеется в виду письмо за подписью заместителя главы
департамента, который «в целом поддерживает» популяризацию детского
персонажа.
У Энтина есть хороший пример для подражания: анимационная студия
«Петербург», создатель сериала «Смешарики», получила финансирование
Министерства культуры и Госкино. Эти же структуры помогли
договориться с телеканалами, выкупающими права на показ
мультсериала.
Результат – активное развитие лицензирования новых героев.
Сейчас среди партнеров Marmelad Media (занимается
бизнес-составляющей проекта «Смешарики») такие монстры FMCG, как
«Си-Про» и «Русский холод». «Си-Про» выпускает «инновационные» каши
«Смешарики», «Русский холод» – мороженое. Многочисленные партнеры
(под брэндом «Смешарики» производится около 200 единиц продукции) в
зависимости от формы сотрудничества предоставляют Marmelad Media
роялти, производственные площадки или маркетинговые идеи. Если
Элька получит такую же поддержку, бизнес «Элизиума» может резко
пойти в гору.
Круглая форма героев сериала «Смешарики» ограничивает Marmelad
Media. В том смысле, что если они и придумают нового персонажа, то
он тоже должен быть похож на остальных и напоминать шарик с ручками
и ножками. Михаил Энтин от этого свободен: он может пополнять
проект любыми героями, в том числе корпоративными персонажами
компаний-партнеров.
Практически у каждого игрока российского рынка детских товаров,
уверяет упаковщик, есть (или появится в будущем) свой корпоративный
персонаж. Энтин рассчитывает выстроить из этих персонажей пул,
чтобы они могли вместе перемещаться из одного проекта в другой.
«Чем больше персонажей, тем лучше,– уверен Энтин.– Единая
маркетинговая программа для нескольких рисованных героев позволяет
сэкономить».
Тестовый пример будущей бизнес-модели – сериал «Волшебные
холмы», где Элька, Весточка и Чайка – персонажи «Элизиума»
(остальные придуманы в продюсерском центре «Полинэм»). К проекту
легко может присоединиться, например, «Детский мир» с корпоративным
псом Демой, который мог бы пополнить число одного из нынешних
обитателей «Холмов».
«Будет собачка гулять на „Волшебных холмах” – очень хорошо,–
предвкушает Энтин.– Захочет какая-нибудь пчелка прилететь – пусть
прилетает». Любой рисованный герой кажется упаковщику потенциальным
продуктом его фабрики. По сути, Михаил Энтин считает себя не
игроком игрушечного рынка, а контрактным производителем.
Воскресная мощность
Собственная производственная база «Элизиума» – Воскресенская
фабрика игрушек – по соотношению цены и качества изделий
проигрывает китайским фабрикам. Это признает даже сам Энтин. Такое
же мнение у него насчет большинства российских коллег –
производителей изделий из ПВХ-пластизоля. Именно поэтому «Элизиуму»
сейчас так нужен раскрученный лицензионный персонаж.
Прибыль от производства «своих» пластмассовых медведей
гендиректор «Элизиума» собирается направить на модернизацию
производственных мощностей. А в случае неудачи Михаилу Энтину,
возможно, придется продать фабрику и все начинать с нуля.
Илья Григорьев, директор по маркетингу компании Marmelad
Media, наотрез отказался комментировать перспективность
эксперимента Энтина. В 2007–2008 годах проект «Смешарики» должен
выйти на точку безубыточности, однако вначале Григорьев вовсе не
был в нем уверен. «Я мог бы рассказывать про фокус-группы и
исследования,– говорит Григорьев,– но персонаж придумывают
взрослые, и невозможно предугадать, как его воспримут дети». А
популярность лицензионного персонажа в конечном итоге зависит
именно от этого.
ЭКСПЕРТ НОМЕРА: «Может случиться так, что мишки окажутся
„сходными до степени смешения”» Дмитрий Гранов, генеральный директор компании «Медиа
Сити»:
-- По моему мнению, проект имеет две сильные составляющие. Это
первый российский мультипликационный персонаж, основная цель
которого – брэндировать товары для детей. Плюс опытный
производитель товаров широкого потребления, у которого налажены
торговые связи и который сможет довести товар до магазинных полок.
Несмотря на то, что российская мультипликация сейчас возрождается,
продюсеры, как правило, делают ставку только на кинопрокат и
продажу DVD. Серьезного мерчендайзинга основных персонажей
мультфильмов не происходит. Причин тому несколько.
У продюсеров еще нет опыта работы с производителями и продавцами
товаров широкого потребления. Не развита система лицензионных
соглашений. Нет компаний, которые специализировались бы на
дистрибуции товаров, созданных на основе персонажей российских
кино- и мультфильмов, и могли бы эффективно и своевременно довести
товар до магазинных полок. Боязнь пиратства отталкивает продюсеров
от разработки этого направления. Но западный, а также российский
опыт использования мультяшных персонажей в продвижении товаров для
детей (например, дракоша в рекламе детских молочных продуктов
Danone) показывает результативность такого маркетинга. Поэтому в
данный момент рыночная ситуация благоприятна для вывода нового
персонажа-брэнда.
Хотя некоторые сомнения вызывает выбор самого героя. Медведь,
конечно, очень популярный игрушечный образ в России, однако может
случиться так, что мишки окажутся «сходными до степени смешения».
Например, при желании можно обнаружить сходство Эльки и белого
мишки из рекламы Coca-Cola. А при росте популярности героя может
возникнуть большое количество Элек-«клонов», и отстоять приоритет в
патентном ведомстве будет тяжело. Если брать для сравнения тех же
телепузиков, Микки-Маусов или Hello Kitty, то они более
оригинальны: довольно трудно сделать аналогичных персонажей, не
вызвав нареканий со стороны патентного бюро. Думаю, юристы компании
должны быть готовы к такому повороту событий.
На мой взгляд, возможными вариантами продвижения персонажа может
стать распространение DVD с несколькими эпизодами из мультфильма
через вкладку в детские журналы или через бесплатную рассылку
заставок и флэш-роликов для компьютеров и мобильных телефонов,
которые сейчас есть практически у каждого ребенка.
|
Павел Куликов
17.04.2006
Секрет фирмы