Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Внук Умки 

Мелкий производитель упаковки для конфетных наборов «Элизиум», имеющий оборот $5 млн, вложил больше $3 млн в создание национального мультгероя. В компании верят, что раскрученный персонаж увеличит продажи в десятки раз.

Компания «Элизиум» 12 лет делает пластмассовые игрушки с конфетами внутри и упаковку для детских новогодних подарков. По мнению ее основателя Михаила Энтина, у «Элизиума» в России практически нет конкурентов: его изделия не относятся ни к рынку игрушек, ни к кондитерскому рынку. Энтин работает на стыке сегментов и доволен своей маркетинговой находкой.

Однако игрушки с конфетами покупают лишь под Новый год, и бизнес Энтина быстро уперся в свой потолок – оборот «Элизиума» уже несколько лет остается на отметке $5 млн при рентабельности 10–15%. «Двенадцать лет назад в Год Свиньи мы выпустили игрушку в виде свиньи,– говорит Энтин.– Потом выпускали крысу, быка, тигра. Цикл закончился, а выпускать опять свиней совсем не хочется».

Итак, свиней больше не будет – Энтин делает ставку на медведя. Владелец компании вложил $2,2 млн в производство полнометражного мультфильма про медвежонка Эльку, которого придумала главный художник «Элизиума» Ирина Макарова. $500 тыс. истрачено на 26 короткометражных флэш-мультфильмов про Эльку, и еще $300 тыс. Энтин потратил на продвижение мультипликационного брэнда.

Многие небольшие производители предпочитают покупать права на известных лицензионных персонажей. Но Энтин хочет создать для себя героя самостоятельно – он уже ведет переговоры о премьерном показе своего мультфильма с «Первым каналом» и намерен снимать продолжение приключений Эльки. Владелец «Элизиума» уверен, что может таким образом значительно увеличить оборот компании.

ДОСЬЕ
Компания «Элизиум» была основана в 1995 году Михаилом Энтиным, бывшим инженером завода по производству текстильных машин имени Первого мая. Специализируется на контрактном производстве упаковки из ПВХ-пластизоля. Большую часть прибыли приносит упаковка для производителей детских новогодних подарков и собственные пластмассовые игрушки с леденцами внутри. Первые несколько лет компания арендовала цех литья изделий из пластмассы на карандашной фабрике имени Красина. Сейчас в собственности компании находится Воскресенская фабрика игрушки в Подмосковье. Оборот «Элизиума» – $5 млн. В штате компании 120 человек.



Геройские похождения
«Несколько лет назад я побывал в Диснейленде в Орландо,– рассказывает Михаил Энтин.– В то время Pixar снимала компьютерный мультфильм Toy Story, и на работу аниматоров можно было посмотреть прямо в парке». Главное, что поразило тогда упаковщика: мультфильм еще не был снят, но весь парк уже заполонили игрушки и футболки с изображениями его героев.

В компании «Элизиум» говорят, что прототипом корпоративного мультперсонажа стал ее гендиректор Михаил Энтин
По возвращении в Москву глава «Элизиума» задумался. В то время Энтин арендовал пластмассовый цех на карандашной фабрике имени Красина, но большую часть года этот цех простаивал. Нужен был хорошо раскрученный герой, которого покупали бы и зимой и летом. И Михаил Энтин занялся его поисками.

Сегмент диснеевских героев был занят китайскими игрушками, поэтому Энтин сначала обратился в московское представительство BBC за лицензией на производство телепузиков.

«Менеджер открыл огромный талмуд и зачитал размер роялти,– вспоминает Энтин.– Для игрушек – 3% от оборота, но при этом за два года „Элизиум” должен был произвести не менее 100 тыс. штук». Упаковщик легко согласился. За один сезон он выпускал больше 2 млн персонажей из китайского гороскопа, и телепузиков могло быть не меньше: в то время по ТВ показывали одноименный сериал.

Но этим планам не суждено было сбыться. Энтин собирался продавать упаковки в виде телепузиков Бабаевской кондитерской фабрике, чтобы она наполняла их своими конфетами и занималась распространением. Камнем преткновения стал экранчик на животе у телепузика. Бабаевская фабрика требовала разместить на нем свой логотип, а BBC была против. «Кто такие телепузики? – возмутился топ-менеджер Бабаевской фабрики.– Вот наша фабрика – это брэнд!» Сделка не состоялась, и за два года Энтин смог продать лишь 20 тыс. штук, договариваясь с мелкими кондитерскими фабриками о партиях по 500–1000 упаковок. Но с BBC все равно пришлось расплачиваться, как если бы он продал 100 тыс.

«Потом я Твинисов (детские мультперсонажи BBC.– СФ) покупал»,– продолжает перечислять Энтин. Получив у BBC новую лицензию, он делал уже не упаковку для чужих подарков, а собственные маленькие пластмассовые игрушки с леденцами внутри. Но и здесь главу «Элизиума» постигло фиаско. «Телепузиков» еще долго показывали по ТВ, а «Твинисы» быстро исчезли с центральных телеканалов, и герои этого мультфильма так и не стали по-настоящему популярны.

С Незнайкой у «Элизиума» и вовсе не сложилось: владельцы брэнда никак не могли поделить между собой права. Да и в прокате новые приключения старого героя (под названием «Незнайка и Баррабасс») провалились. Всех остальных мультгероев прошлого Энтин оценил критически. «Истории должны быть новые»,– подумал он и решил создавать своего зверя. В качестве героя новых историй выбрал белого медведя Эльку, нарисованного Ириной Макаровой.

По мнению Михаила Энтина, Элька получился небанальным: образ белого медведя мало обыгрывается в российских сказках и мультипликации. Кроме того, он «не заигрывает с властью» – в отличие от образа бурого медведя, который «ушел в политику». Легенда персонажа, на взгляд Макаровой, тоже оригинальна: создатели провозгласили Эльку внуком «советского» медвежонка Умки.

К тому же белый медведь – идеальная модель для игрушечного производства, в котором применяется пластмасса белого цвета. «Мы попали в яблочко,– говорит Ирина Макарова.– Три мазка кисточкой, и шапочка покрашена». Каплевидная форма Эльки – тоже дань производственным возможностям. Зверька с маленькой головой и расширяющимся книзу туловищем легче вынимать из формы, в которую заливают пластмассу.

Нарисованные экспаты
На российской компании «Элизиум», которая взялась производить игрушечных телепузиков, владелец лицензии телекомпания BBC заработала всего $3 тыс. Но это исключение. Во всем мире лицензионные проекты приносят обладателям прав на мультфильмы прибыль, порой превышающую доходы от проката в десятки раз. При себестоимости одной серии мультфильма в $100 тыс. ее прокат приносит лишь $10 тыс. Остальное покрывает продажа лицензий.
Сейчас персонажи практически каждого мультфильма, ориентированного на мировой прокат, создаются с расчетом на создание лицензионной программы. Особо удачные мультгерои становятся центрами экономических империй. Мировые продажи товаров с изображением, например, покемонов оцениваются в $6 млрд. Правда, и вложения в мультпроект значительны: создатели телепузиков потратили $8 млн только на исследования, связанные с поведением детей во время просмотра сериала.
Пул участников лицензионной программы формируется задолго до выхода мультфильма. Для будущих партнеров анимационные студии делают клип и разрабатывают подобие брэнд-бука. Перед художниками, как правило, стоит задача нарисовать максимально «технологичного» героя, чтобы его изображение легко переносилось на любой объект – даже самый неожиданный. Японский авиаперевозчик Nippon Airways вообще заплатил владельцу Nintendo за лицензию $1 млн и разукрасил изображениями покемонов три самолета.
В России культура коммерческих мультперсонажей только формируется. До недавнего времени единственным лицензионным мультпроектом был сериал «Смешарики», которому далеко до мировой известности. Впрочем, управляющая проектом Marmelad Media уже замахнулась на зарубежные рынки и начала экспансию – в 2006 году «Смешарики» выходят на центральном телеканале Китая CCTV под названием «Хахачу».



Фетисов и медведь
Энтин начал в конце 2003 года с пилотного двухминутного мультфильма «Песенка друзей» с участием Эльки и еще двух персонажей, придуманных Ириной Макаровой: тюлененка Мартика и пингвиненка Таши. Затем анимационная студия «Тема» начала производство флэш-мультсериала «Волшебные холмы» для программы «Спокойной ночи, малыши!» Благодаря этому Элька попал на канал РТР – сейчас «Волшебные холмы» показывают через день, чередуя с сериалом «Смешарики».

Медвежонок Элька не собирается «уходить в политику», как его бурый собрат
После этого гендиректор «Элизиума» развернул бурную деятельность внутри компании, расширив дизайнерский отдел. В помещении бывшего завода точных приборов «Измеритель», где «Элизиум» арендует офис, появилась комната, заставленная огромными мониторами. За компьютерами дизайнеры корпят над рисованными историями про Эльку, Мартика и Ташу.

Новый отдел возглавил художник-комиксист Максим Цыплаков. Энтин сделал свой журнал комиксов «Элька и его мечта» (тираж 15 тыс. экземпляров) и хочет распространять его через отделения «Почты России». Этой структуре он собирается передать одного из персонажей мультфильма «Волшебные холмы» – почтальона Весточку. Глава «Элизиума» надеется, что Весточка станет символом «Почты России», как девочка-почтальон у «Укрпошты» (украинской почтовой службы), и «Почта России» примет участие в финансировании мультпроекта.

Это не единственная крупная госструктура, которую Энтин старается заинтересовать. В феврале 2006 года «Тема» сделала для Росспорта рекламный ролик, где Элька зазывал зрителей на соревнования «Лыжня России». Центральные телеканалы отказались показывать социальную рекламу с участием брэнда компании «Элизиум»: «Просто белого медведя показывать можно, а Эльку – нельзя». Однако Энтин остался доволен: «Нашего медведя уже господин Фетисов обнимал». На пресс-конференции «Лыжни России» Фетисов действительно обнимал ростовую куклу, предоставленную Энтиным. Без государственной поддержки, считает упаковщик, лицензионный персонаж в России обречен.

Снимать полнометражный мультфильм Энтин поручил студии «Тема». Чтобы реализовать идею, ему пришлось взять кредит в $2 млн, из них $1 млн на пять лет дал Сбербанк. Работа над фильмом заняла больше двух лет, и сейчас он почти готов к прокату – идеолог проекта уже ведет переговоры не только о телетрансляции на «Первом канале», но также о выпуске мультфильма в кинопрокат и на DVD.

НОУ-ХАУ
Производитель пластмассовой упаковки «Элизиум»:
– вкладывает $3 млн в производство и продвижение полнометражного мультфильма и флэш-мультсериала о медвежонке Эльке;
– рассчитывает значительно увеличить оборот, выпуская игрушки и упаковку с изображением нового персонажа, а также заработать на роялти с партнеров, которые захотят использовать Эльку в производстве своих продуктов;
– создает сообщество корпоративных персонажей других производителей детских товаров, чтобы экономить на продвижении



Медвежьи услуги
Продолжение мультфильма, надеется Энтин, будет финансироваться уже за счет дотационных средств: «Нас поддержал департамент массовых коммуникаций, культуры и образования правительства». Имеется в виду письмо за подписью заместителя главы департамента, который «в целом поддерживает» популяризацию детского персонажа.

У Энтина есть хороший пример для подражания: анимационная студия «Петербург», создатель сериала «Смешарики», получила финансирование Министерства культуры и Госкино. Эти же структуры помогли договориться с телеканалами, выкупающими права на показ мультсериала.

Результат – активное развитие лицензирования новых героев. Сейчас среди партнеров Marmelad Media (занимается бизнес-составляющей проекта «Смешарики») такие монстры FMCG, как «Си-Про» и «Русский холод». «Си-Про» выпускает «инновационные» каши «Смешарики», «Русский холод» – мороженое. Многочисленные партнеры (под брэндом «Смешарики» производится около 200 единиц продукции) в зависимости от формы сотрудничества предоставляют Marmelad Media роялти, производственные площадки или маркетинговые идеи. Если Элька получит такую же поддержку, бизнес «Элизиума» может резко пойти в гору.

Круглая форма героев сериала «Смешарики» ограничивает Marmelad Media. В том смысле, что если они и придумают нового персонажа, то он тоже должен быть похож на остальных и напоминать шарик с ручками и ножками. Михаил Энтин от этого свободен: он может пополнять проект любыми героями, в том числе корпоративными персонажами компаний-партнеров.

Практически у каждого игрока российского рынка детских товаров, уверяет упаковщик, есть (или появится в будущем) свой корпоративный персонаж. Энтин рассчитывает выстроить из этих персонажей пул, чтобы они могли вместе перемещаться из одного проекта в другой. «Чем больше персонажей, тем лучше,– уверен Энтин.– Единая маркетинговая программа для нескольких рисованных героев позволяет сэкономить».

Тестовый пример будущей бизнес-модели – сериал «Волшебные холмы», где Элька, Весточка и Чайка – персонажи «Элизиума» (остальные придуманы в продюсерском центре «Полинэм»). К проекту легко может присоединиться, например, «Детский мир» с корпоративным псом Демой, который мог бы пополнить число одного из нынешних обитателей «Холмов».

«Будет собачка гулять на „Волшебных холмах” – очень хорошо,– предвкушает Энтин.– Захочет какая-нибудь пчелка прилететь – пусть прилетает». Любой рисованный герой кажется упаковщику потенциальным продуктом его фабрики. По сути, Михаил Энтин считает себя не игроком игрушечного рынка, а контрактным производителем.

Воскресная мощность

Собственная производственная база «Элизиума» – Воскресенская фабрика игрушек – по соотношению цены и качества изделий проигрывает китайским фабрикам. Это признает даже сам Энтин. Такое же мнение у него насчет большинства российских коллег – производителей изделий из ПВХ-пластизоля. Именно поэтому «Элизиуму» сейчас так нужен раскрученный лицензионный персонаж.

Прибыль от производства «своих» пластмассовых медведей гендиректор «Элизиума» собирается направить на модернизацию производственных мощностей. А в случае неудачи Михаилу Энтину, возможно, придется продать фабрику и все начинать с нуля.

Илья Григорьев, директор по маркетингу компании Marmelad Media, наотрез отказался комментировать перспективность эксперимента Энтина. В 2007–2008 годах проект «Смешарики» должен выйти на точку безубыточности, однако вначале Григорьев вовсе не был в нем уверен. «Я мог бы рассказывать про фокус-группы и исследования,– говорит Григорьев,– но персонаж придумывают взрослые, и невозможно предугадать, как его воспримут дети». А популярность лицензионного персонажа в конечном итоге зависит именно от этого.

ЭКСПЕРТ НОМЕРА: «Может случиться так, что мишки окажутся „сходными до степени смешения”»
Дмитрий Гранов, генеральный директор компании «Медиа Сити»:
-- По моему мнению, проект имеет две сильные составляющие. Это первый российский мультипликационный персонаж, основная цель которого – брэндировать товары для детей. Плюс опытный производитель товаров широкого потребления, у которого налажены торговые связи и который сможет довести товар до магазинных полок. Несмотря на то, что российская мультипликация сейчас возрождается, продюсеры, как правило, делают ставку только на кинопрокат и продажу DVD. Серьезного мерчендайзинга основных персонажей мультфильмов не происходит. Причин тому несколько.

У продюсеров еще нет опыта работы с производителями и продавцами товаров широкого потребления. Не развита система лицензионных соглашений. Нет компаний, которые специализировались бы на дистрибуции товаров, созданных на основе персонажей российских кино- и мультфильмов, и могли бы эффективно и своевременно довести товар до магазинных полок. Боязнь пиратства отталкивает продюсеров от разработки этого направления. Но западный, а также российский опыт использования мультяшных персонажей в продвижении товаров для детей (например, дракоша в рекламе детских молочных продуктов Danone) показывает результативность такого маркетинга. Поэтому в данный момент рыночная ситуация благоприятна для вывода нового персонажа-брэнда.

Хотя некоторые сомнения вызывает выбор самого героя. Медведь, конечно, очень популярный игрушечный образ в России, однако может случиться так, что мишки окажутся «сходными до степени смешения». Например, при желании можно обнаружить сходство Эльки и белого мишки из рекламы Coca-Cola. А при росте популярности героя может возникнуть большое количество Элек-«клонов», и отстоять приоритет в патентном ведомстве будет тяжело. Если брать для сравнения тех же телепузиков, Микки-Маусов или Hello Kitty, то они более оригинальны: довольно трудно сделать аналогичных персонажей, не вызвав нареканий со стороны патентного бюро. Думаю, юристы компании должны быть готовы к такому повороту событий.

На мой взгляд, возможными вариантами продвижения персонажа может стать распространение DVD с несколькими эпизодами из мультфильма через вкладку в детские журналы или через бесплатную рассылку заставок и флэш-роликов для компьютеров и мобильных телефонов, которые сейчас есть практически у каждого ребенка.


Павел Куликов
17.04.2006  Секрет фирмы

17.04.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов