Интервью: Олег Поляков, президент коммуникационной группы Aegis Media
Сегодня лидирующие российские и зарубежные рекламные группы практически не представлены на рынке product placement (PP). Когда этот сегмент рекламного бизнеса заинтересует крупных игроков?
У рекламных агентств первой пятерки интерес к этому рынку существует давно, но они не очень понимают, как с ним работать. И рекламодатели, и рекламисты, и площадки (так мы называем производителя теле- или кинопродукта), о нем слышали, все говорят: "Да, мы этого очень хотим". Клиенты вообще с большим энтузиазмом начинают переговоры на эту тему. Но стоит уйти в конкретику, как выясняется, что ни один из участников процесса не понимает, чего он хочет, сколько это стоит и как это все реализовать. Наладить взаимодействие крайне сложно, поскольку ни у кого нет четкого понимания, что такое PP. Есть клиент, которого мы спрашиваем, хочет ли он сделать PP-проект в некоем замечательном сериале, который мы готовы ему предложить. Он говорит: "Хочу", а дальше начинаются сложности. В идеале площадка должна представлять нам более или менее внятный ассортимент, чтобы мы выбирали опции, которые можно предложить клиенту. Однако выясняется, что она заточена под работу с PP по-русски: "Мы можем предложить одну минуту или сорок секунд прямого наезда камеры на ваш продукт, затем эта вставка пойдет в фильм". В таком виде PP неинтересен.
Когда же пытаешься предложить комплексный подход, площадка начинает теряться: каждый до сих пор понимает PP по-своему, определения в законодательной базе нет, как проводить этот вид рекламы по контрактам, непонятно. Кроме того, международные игроки настороженно приглядываются к нашему рынку еще из-за того, что наши кинематографисты редко выдерживают заявленные сроки и условия.
Почему в российских условиях нельзя применить обкатанные на Западе схемы использования PP?
Этому мешает целый комплекс проблем. PP в исполнении международного сетевого агентства Propaganda, которое на нем специализируется, выглядит следующим образом. У Propaganda есть определенный набор клиентов, и агентство оценивает, как тот или иной сценарий гармонирует с идеей, которая заложена в брэндах клиентов. Затем агентство приходит и договаривается с площадкой о возможных форматах спонсорства. Часто бывает, что товар не встает внутрь фильма, а рекламная кампания выстраивается вокруг картины. Однако такая схема результат эволюционного развития PP, у нас же, как всегда, революция.
Появился термин, все в общем понимают, какого рода сервис имеется в виду, и пытаются вписать новую услугу в палитру имеющихся предложений. С учетом того, что законодательная база должным образом не подготовлена (определение PP отсутствует даже в новом законе "О рекламе"), это крайне сложно. Из-за отсутствия законодательного определения PP сложно рассчитать стоимость этой услуги: часто тарифы на размещение в сериалах связываются с ценой прямой телерекламы по специальной шкале. В результате тот PP, который мы имеем сегодня в телеэфире и на киноэкранах, это разновидность прямой рекламы, которая хитро называется и немножко смахивает на джинсу. Наконец, самое неприятное у нас отсутствуют примеры по-настоящему эффективного PP.
Довольно удачно вписанный в фильм "Дневной дозор" PP пива "Старый мельник" вы не считаете хорошим примером?
По поводу "Дозора" могу сказать только, что специалисты, с которыми я говорил, в один голос утверждают, что с PP в этом фильме был явный перебор. Получилось именно так, как обычно у нас получается: куча аляповатых заплаток на продукте под названием "фильм" вместо взрослого PP, подразумевающего изначальное участие брэнда в создании картины и органично в нее встраивающегося. В своем сегодняшнем виде российский PP никого не устраивает. Одни выбрасывают деньги, а другие теряют качество: рекламодатели не получают должной отдачи, а у кинематографистов ломается продукт, который они делают. У нас создатели фильма вспоминают о PP уже после того, как написан сценарий и проведены съемки. Разумеется, на этом этапе органично вплести PP в фильм уже совершенно невозможно. Это нужно делать еще в самом начале процесса, на этапе работы над сценарием. Но этого не происходит потому, что в головах людей, которые должны это делать, отсутствует понимание сути процесса.
Кинопродюсеры и рекламисты должны понять, что PP это вписанная в фильм история о твоем брэнде. И если хочешь заставить широкую аудиторию полюбить твой брэнд, то лучше, чем через кино, это, наверное, тяжело сделать. Я, например, до сих пор курю сигареты Marlboro, и вот почему: в свое время в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" этот вор, не помню его фамилию (Жорж Милославский. Ъ), когда пел свою замечательную песню, вытащил из кармана пачку сигарет Marlboro. И тогда мне это так запало в душу, что с тех пор пачки с другими цветами мне не сильно нравятся. Эта история пример того, как брэнд иногда западает в душу. А самое главное в PP брэнд-платформа и идея фильма должны совпадать, тогда это работает.
Как же, по-вашему, можно выправить ситуацию?
Должно пройти время. Основная проблема в том, что киноиндустрия у нас незрелая. Рынок PP будет формироваться вместе с развитием кино- и телепроизводства. Надо отметить, что западные игроки, в том числе та же самая Propaganda, заинтересовались нашим рынком. Несмотря на то что в этой сфере есть невероятное количество рисков и сложностей, важность этого направления понимаем и мы. Причем PP интересует нас даже не с точки зрения получения денег, сколько с точки зрения разнообразия подхода к планированию. Наша группа сейчас работает над запуском своего PP-агентства. Если помимо прямой рекламы мы будем предлагать клиенту еще и такие опции, то его кампания будет значительно эффективнее. В современных условиях, по-моему, невозможно запустить такое PP-агентство с нуля, если ты не связан с площадкой, хотя от клиентов поступают заказы, в России сегодня нужно играть от производителя кино- и телепродукции. У нас есть партнеры, с которыми мы сейчас обсуждаем создание агентства.
Как вы оцениваете объем российского рынка PP?
Оценивать этот рынок сегодня крайне сложно. Более или менее считаемая история тот PP, который мы можем увидеть на экране телевизора. Я думаю, что в 2005 году все телеканалы собрали $3-5 млн. Бюджеты, которые независимые продюсеры привлекли для участия в полнометражных фильмах, оценить еще сложнее. Но, судя по тому, что мы видим, громких успехов и здесь нет, поэтому можно добавить еще около $2 млн, из которых процентов 70 съел "Дозор". Однако с точки зрения потенциала размер рынка PP должен напрямую зависеть от объемов средств, которые выделены на производство кино- и телепродукции. Думаю, что с учетом опыта развитых рынков эта цифра должна доходить до 10% от оборота индустрии.
Интервью взял ТИМУР Ъ-БОРДЮГ
КоммерсантЪ
|