Совладелец Техносилы Вячеслав Зайцев обещает выйти на публичный рынок в ближайшие 2-3 года
Компания Техносила одной из первых появилась на российском рынке и с тех пор не покидает тройку лидеров в торговле электроникой и бытовой техникой. Сейчас у нее появился хороший шанс потеснить конкурентов. Техносила готовит облигационный заем на 2 млрд руб., что позволит ей до 2008 г. увеличить число магазинов до 140, а оборот в 4 раза, до $2,4 млн. Как будет развиваться конкуренция на рынке, каковы планы развития собственной сети, рассказал основатель Техносилы Вячеслав Зайцев.
С чего все началось? Почему вы решили заняться этим бизнесом?
Честно говоря, я никогда не думал, что стану предпринимателем. После окончания Московского государственного института геодезии и картографии в 1985 г. я попал по распределению в московский проектный институт Мосгипротранс. Там я работал пять лет в отделе станций и узлов. Сначала был инженером, потом меня повысили присвоили категорию. Потом началась перестройка, и я понял, что необходимо оставить профессию и заняться чем-то другим. Тогда многие пытались зарабатывать торговлей. Вот и мы с братом решили заняться предпринимательством продавали видеотехнику: телевизоры, видеомагнитофоны и камеры. Все закупали в России, сперва частным образом по нескольку штук. Постепенно пришли объемы. А в 1993 г. была создана компания СВ.
Что значит СВ?
Это аббревиатура имен акционеров. Я Слава, второй акционер мой брат Виктор. Вместе получилось СВ. Честно говоря, не знаю, почему мы остановились именно на этом названии, просто при регистрации нужно было за пару минут что-то придумать. Первый магазин мы открыли на ул. Монтажной, арендовали небольшую комнату, метров 20, на территории проходной управления механизации треста СПЭМ. Ассортимент состоял из нескольких моделей черной техники: телевизоры, видеомагнитофоны, видеокамеры. Постепенно раскрутились, в товарной линейке появилась белая техника: холодильники, стиральные машины, кухонные плиты. Сейчас у нас больше 22 000 товарных наименований практически от всех всемирно известных производителей электроники. Единый бренд Техносила появился в 1997 г. За первые шесть лет работы сети в столице открылось девять магазинов. В середине 1999 г. в сеть вошли также восемь магазинов нашего конкурента компании Диал Электроникс. Могу сказать, что это была первая сделка M&A подобного уровня на рынке электроники и бытовой техники.
Что представляет собой компания сейчас? Сколько магазинов и в каких регионах насчитывает ваша розничная сеть? Все ли магазины в собственности?
В группу компаний СВ входят четыре компании, которые занимаются розничной продажей бытовой техники, ее дистрибуцией, оптовыми поставками и производством. Сегодня наша розничная сеть Техносила состоит из 57 магазинов, из них 25 в Москве и Подмосковье. Сеть имеет магазины в Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Тольятти и других городах. Общая площадь торговых объектов более 117 000 кв. м, из которых 24% в собственности торговой сети. В каждом регионе России, где мы присутствуем, мы имеем на аутсорсинге складские комплексы, в том числе несколько в Москве. Всего это порядка 52 000 кв. м на текущий месяц.
Расскажите подробнее про собственную торговую марку.
В сентябре 2003 г. мы создали собственную торговую марку Techno. Под этим брендом в Калининграде производится практически вся линейка бытовой техники. Комплектующие мы закупаем в Китае и других странах Восточной Азии. По нашим планам эта техника в ближайшие два года будет занимать примерно 10% от общего объема наших продаж.
Каковы финансовые показатели компании за прошлый год? Динамика роста по сравнению с 2004 и 2003 гг.?
Компания развивается очень динамично. Основные финансовые показатели таковы: в 2003 г. выручка от реализации составляла $361 млн, чистая прибыль $26 млн, в 2004 г. нам удалось увеличить выручку на 40% до $507 млн, прибыль $28 млн. Прошлый год завершился с увеличением выручки на 18% до $601 млн, чистая прибыль составила $30 млн. Это хороший показатель.
В стратегическом плане развития Техносилы сказано, что до 2008 г. число магазинов сети увеличится до 140, а оборот в 4 раза, до $2,4 млрд. Откуда такой рост, ведь свободных площадок практически нет?
В планах Техносилы увеличить долю рынка в первую очередь за счет регионального развития. Я говорю о настоящей региональной экспансии. В этом году мы планируем открыть 35 магазинов. Да, только до конца апреля будет открыто 10 или 11 магазинов. К тому же не секрет, что сейчас бурно развивается строительство торговых центров и каждому такому центру необходим магазин бытовой техники и электроники. Второй момент это повышение выручки с 1 кв. м торговой площади. Сейчас этот показатель у нас в сети колеблется от $8000 до $10 000 в год. Так вот мы планируем его повысить на 30%. Сделано это будет за счет работы над ассортиментом, ценами и рекламой.
Какую долю рынка вы хотите занять к 2008 г.?
Нас бы устроило 10%. По данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), общий объем российского рынка бытовой техники в 2005 г. составил $12 млрд. Сейчас Эльдорадо бесспорный лидер: у них примерно 28%, М.Видео контролирует порядка 10%, у Техносилы пока 7-8%. Поживем увидим.
Фактические владельцы сети Вячеслав и Виктор Зайцевы. Каковы доли в компании каждого из них? Есть ли сейчас сторонние акционеры?
Это вопрос несколько интимный. Но вам скажу, что компанией владеем мы с братом на паритетных началах, сторонних акционеров нет.
Какова была роль в компании Александра Зайонца, который с 1994 по 1998 г. работал вице-президентом СВ Техносила? Был ли он совладельцем? Кому досталась его доля после того, как Зайонц покинул компанию?
Зайонц действительно входил в состав акционеров на заре становления компании. Нам показалось интересным привлечение энергичных людей, тогда и было принято такое решение. Когда он ушел из компании, его доля 15% была поделена между мною и братом.
Компания развивается только на собственные средства или у вас есть финансовые партнеры?
Пока мы не можем себе позволить развиваться только на собственные средства. Мы привлекаем кредиты. По состоянию на 1 января 2006 г. задолженность сети Техносила по банковским кредитам составляла $151 млн. Основными кредиторами являются Банк Москвы (32%), КБ Петрокоммерц (28%), банк Зенит (11%) и Альфа-банк (10%). Около 44% общей суммы кредитов предоставлено под обеспечение товаров в обороте, 45% кредиты без обеспечения, 11% под поручительство предприятия ГК СВ с последующим залогом.
Не собираетесь привлекать средства через продажу части акций? Не вдохновил ли вас пример Эльдорадо, заключившего опцион с Dixons Group?
Наша стратегия выйти на публичный рынок в ближайшие 2-3 года. Сначала разместим около 10%, посмотрим, как пойдет, но могу сказать: речь может идти о размещении до 75% акций. С Эльдорадо пример брать не будем. Вообще-то сделка с Dixons Group не очень прозрачная. На мой взгляд, продать акции на открытом рынке гораздо выгоднее, чем просто привлечь инвестора.
далее...
Татьяна Романова
Ведомости