Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Минутное лекарство

Последние полгода "Нижфарм" посвятил росту производительности труда рабочих. Результаты вдохновили генерального директора Андрея Младенцева повышать продуктивность работы всего персонала компании, в том числе "белых воротничков"

Андрей Младенцев всегда считал, что сумеет поднять эффективность "Нижфарма" до мирового уровня. Над этой задачей глава компании был готов энергично работать, рассчитывая, что сотрудники - каждый на своем участке - последуют его примеру. Но как-то менеджер по управлению персоналом заметила в беседе с директором, что он чересчур многого ждет от людей: "Нельзя предъявлять к сотрудникам такие повышенные требования".

- Я удивился: почему нельзя? - вспоминает Младенцев.- И услышал в ответ, что персонал "Нижфарма" не получает столько, сколько получают сотрудники тех компаний, к которым такие требования предъявляют. Вот будем платить, как в Coca-Cola, так и спрашивать сможем, как в Coca-Cola. Я тогда почувствовал что-то вроде просветления. Подумал, а ведь верно, надо повышать зарплату.

Спустя два с половиной года, прошедших с того памятного разговора, гендиректор "Нижфарма" снова говорит о повышении - но уже не зарплаты, а производительности труда. Младенцев уверен: денежное вознаграждение основной массы персонала может и должно увеличиваться только в результате более высокой выработки. Но поскольку произведенную продукцию еще нужно продать и именно деньги потребителей, а не объем выпуска, являются непосредственным источником благосостояния сотрудников, свой фонд оплаты труда "Нижфарм" строго привязал к продажам. Фиксированный процент от выручки, направляемый на зарплату, что бы ни происходило в компании и за ее пределами, из года в год остается неименным. Если при сегодняшней численности персонала продажи вырастут вдвое, значит, в среднем заплата в компании тоже удвоится. Что, в общем, звучит заманчиво. Но чтобы много и выгодно продавать, нужно уметь производить - так же много и по возможности с наименьшей трудоемкостью. Как ни крути, все упирается в производительность.

- Я стараюсь каждому году определить свой флаг (см. справку),- говорит глава "Нижфарма".- Флаг на этот год - повышение производительности труда.

ДОСЬЕ

Фармацевтическая компания "Нижфарм" (Нижний Новгород) была создана в 1994 году в результате приватизации и акционирования Нижегородского химико-фармацевтического завода, основанного в 1919 году. С января 2005 года компания входит в состав международного фармконцерна STADA Arzneimittel AG (Германия), купившего 97,5% акций за 80,5 млн евро. Объем продаж "Нижфарма" в 2004 году составил $47,4 млн. Компания имеет дочерние структуры на Украине, в Казахстане и Латвии. Выпускает около ста наименований дженериковых и брэндовых препаратов: мази, кремы, суппозитории, таблетки и желатиновые капсулы.

Под наблюдением

Совсем недавно "Нижфарм" завершил проект, целью которого был рост производительности труда в цехах. Он продолжался 25 недель, охватив деятельность девяти производственно-технических подразделений предприятия.

Как отмечает Младенцев, в компании в целом понимали, что нужно делать, чтобы улучшить производительность. Однако требовалось "внешнее воздействие, ибо сами себя за волосы мы вытащить не могли". Американская консалтинговая компания IMPAC обещала выполнить работу быстро и с гарантированным результатом. По стандартам американцев экономический эффект клиента от повышения производительности должен в два-три раза перекрывать стоимость проекта.

Правда, подобный рост характерен для производств в тяжелой ситуации, которой на "Нижфарме" нет и в помине. Поэтому показатель - отношение затрат на консультантов к прямой финансовой выгоде заказчика - оказался несколько ниже. Фактический же рост производительности труда в среднем по цехам превысил 20%.

На производстве компании заняты около 400 человек. Чтобы выявить слабые места в их работе, необходимо было внимательно пронаблюдать за 40 рабочими. "Фотографию" рабочего дня сотрудников "Нижфарма" в течение месяца составляла команда аналитиков и инженеров - специалистов, занятых изучением и оптимизацией рабочих методов. Они замеряли время, требуемое на выполнение той или иной операции, а затем думали, как сделать то же самое за меньшее количество минут и что этому мешает.

Кстати, к некоторым улучшениям приводил сам факт внешнего наблюдения: поведение работников менялось в сторону удовлетворения ожиданий исследователя в тех случаях, когда люди осознавали, что за ними наблюдают (эффект Хоторна).

Флаги "Нижфарма"

1919 - образование компании

1998 - привлечение инвестиций ЕБРР в размере $10 млн

1999 - приход новой команды менеджеров

2000 - реконструкция производства

2001 - внедрение интегрированной системы менеджмента

2002 - ориентация на маркетинг и продажи

2003 - концентрация усилий на ключевых компетенциях

2004 - развитие экспорта

2005 - интеграция со Stada

2006 - повышение производительности труда

Без лишних телодвижений

Родоначальник научного менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор проделывал тот же трюк с хронометражем еще сто лет назад (см. справку). Невзирая на критику и бесконечную модификацию тейлоровских подходов к производительности, их актуальность не вызывает сомнений. Даже японцы - с их особым видением производственного процесса - во многом разделяют их. Так, Сигео Синго, легендарный автор системы poka-yoke ("дуракоустойчивого" производства) подчеркивал, что механизация логична только после всестороннего улучшения движений человека: "На механизацию этих движений можно затратить $500 и получить 20-процентный рост эффективности. Однако можно достичь того же эффекта за счет оптимального расположения изделий и изменения процедур выполнения операций. Тогда можно сказать, что $500 выброшены на ветер".

Но эффективность движений не всегда зависит от самого работника. Запутанность технологических процессов и нерациональное размещение оборудования заставляют его совершать лишние перемещения, поглощая тем самым уйму непроизводительного времени.

Андрей Младенцев с этим согласен, но говорит, что тема внутрицеховой логистики по ходу проекта не обсуждалась.

- Мы не строили предприятие с нуля, а реконструировали его. Увы, но изначально расположение технологических линий, стадий производства не являлось оптимальным.

- А замену оборудования как способ повысить производительность вы рассматривали?

- Такая мысль была. Но мы решили сосредоточиться на главном - профессиональных навыках персонала. Лучшее, что может сделать низкоквалифицированный сотрудник с современным оборудованием, это не произвести на нем ничего путного. Худшее - его сломать. Мы, кстати, как-то купили немецкие и итальянские машины. Но в итоге смены оборудования выпуск продукции сократился. Почему? Во-первых, много времени ушло на адаптацию. Во-вторых, были приобретены линии по производству мазей, сделанные с расчетом применения передовых европейских технологий, от которых мы серьезно отстали. И вот еще что нужно понимать: мы работаем в зарегулированной индустрии. Однажды хотели сократить двух лифтеров. По нормативам им положено находится в промышленных лифтах, но фактически они там ничего не делают. Мы думали заменить их рациями и даже экономию посчитали. Но внешний регулятор нам этого сделать не позволил.

Туман производительности

Производительность - сравнительно молодое понятие. Питер Друкер, называвший производительность "источником всех экономических ценностей", отнес рождение термина примерно к середине минувшего столетия. Неудивительно, что его смысл окончательно не устоялся.

Исследователь производительности Д. Скотт Синк считает, что этим словом чрезвычайно злоупотребляют. "Количество полуправды о производительности просто поразительно,- негодует он в своей книге "Управление производительностью".- Она стала столь расхожим словечком, что к нему прибегают представители почти всех наук и профессий, чтобы рекламировать свои собственные близорукие решения". Между тем в самом общем смысле под производительностью обычно понимается отношение между продукцией и затратами на ее производство, которые принимают форму труда (людские ресурсы), капитала (физические и финансовые активы), энергии, материалов и информации. По Синку, повышение производительности происходит при любом из следующих условий: продукция возрастает/затраты уменьшаются; продукция возрастает/затраты неизменны; продукция возрастает/затраты растут, но более низкими темпами; продукция неизменна/затраты сокращаются; продукция сокращается/затраты сокращаются, но более высокими темпами.

Примерно в той же мере, в какой на сегодня изучена производительность физического труда, остается загадкой производительность труда умственного. Друкер полагал, что в 2000 году познания людей в этой области мало отличались от того, что знали о производительности физического труда наши предки в 1900 году. Возможно, XXI век восполнит пробел.

Многомерная выработка

Управлять производительностью невозможно, если не знать, как ее измерить. Компаниям здесь предоставлен широкий выбор методов. Самые распространенные - стоимостный и трудовой. В первом случае выработка - это товарная продукция в сопоставимых ценах, поделенная на численность персонала основного профиля. Трудовой метод - объем выпуска за один отработанный час. Есть еще натуральный метод, где производительность считается как отношение объема продукции в штуках к количеству работников.

Все это может органично сочетаться с косвенными показателями. Производительность энергослужб, к примеру, на "Нижфарме" измеряют в затратах компании на электроэнергию в расчете на единицу произведенной продукции.

Финансовый директор "Нижфарма" Дмитрий Ефимов говорит, что экономия от повышения производительности труда в компании считалась как разница между общей стоимостью человеко-часов, необходимых для выполнения одного и того же объема работ, до и после проекта. Однако на операционном уровне - при разработке плана конкретных действий в подразделениях - разумнее использовать натуральные методы расчета. "Они имеют четкую связь с производственными процессами. Их природа и способы улучшения более прозрачны для персонала",- говорит Ефимов.

Андрей Младенцев полагает, что лучше измерять сразу несколькими способами: "Не исключена ситуация, когда один метод показывает увеличение производительности, а другой - ее снижение".

- А насколько высока ваша производительность, как вы ее определяете? Прибегаете к бенчмаркингу?

- Мы не сравниваем компании, хотя проблем с информацией у нас нет. Западный фармбизнес в основном публичный, данные открыты, отчетность представлена в интернете. Можно сравнить среднюю зарплату и средний объем производства и продаж. Но в нашем случае это будет некорректно. Продукция разная, разные причины формирования спроса на нее. У нас большинство покупок на фармрынке оплачивает потребитель, там - страховые компании. Как, допустим, можно сравнивать себя с компаниями Америки, где потребление медикаментов на душу населения за год составляет $700, если в России этот показатель - менее $50?

- То есть западный образец производительности, если измерять ее продажами на число сотрудников, окажется для вас заоблачно высоким. И чтобы получить такие цифры, вам придется затратить несравнимо больше усилий - из-за внешних факторов, например особенностей потребления.

- Именно так. Поэтому мы не пытается достичь чужой производительности, а стараемся улучшить свою.

Младенцев ориентируется на комплексный показатель оптимальной производительности труда, разработанный специально для "Нижфарма". Сейчас он составляет 67%. При этом 70% - уровень, близкий к предельно допустимому. Он означает, что оборудование перезагружено и при более интенсивной эксплуатации грозит полным износом, так что у предприятия может не оказаться замены на случай аварии.

Парадокс избыточности

В представлении главы компании, рост производительности ведет к двум серьезным результатам.

Первый, он же самый очевидный: увеличивается объем выпуска продукта. Это влияет на динамику продаж, поскольку часто они не растут из-за неспособности компаний насытить спрос.

Результат второй: "Ты вдруг обнаруживаешь, что у тебя какие-то люди лишние,- говорит Младенцев.- Требуется некоторое сокращение штата. Косвенным следствием этого может стать решение что-то аутсорсить. Потому что объективно нельзя повысить квалификацию персонала в том, что не является для компании ключевым бизнес-процессом. Выгоднее передать эту работу внешнему подрядчику".

Еще интереснее, когда в результате естественной текучки персонала (скажем, при уходе на пенсию или увольнении по личным причинам) производительность никак не меняется. Одни люди ушли, других на их место взять не успели, а производительность та же, что и была.

- В этом случае мы просто сокращаем вакансии, которые, как выясняется, для нас избыточны. А нерастраченную часть зарплатного фонда в виде бонусов выплачиваем оставшимся сотрудникам,- объясняет Младенцев.

Пять элементов Тэйлора

Система производительной работы Фредерика Тэйлора предельно проста. Первый ее принцип гласит: надо изучить задачу и проанализировать движения, которые требуются для ее выполнения. Второй шаг сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них. Третий пункт призывает устранить все лишние движения. Четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени. Наконец, в соответствии с последним, пятым принципом необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи. Тэйлор утверждал, что традиционные инструменты требуют доработки. Он доказал это на примере совка для песка (работа с ним была одним из первых опытов физического труда, изученных Тэйлором): форма и ручка совка были неудобными, к тому же совок был не того размера. Казалось бы, выводы, сделанные Тэйлором, вполне очевидны. Однако чтобы выработать свои методы, ученый экспериментировал в течение 20 лет.

Местное время

В российском менталитете понятие "зарплата" неразрывно связано с месячным периодом. В США иначе: работодатели и работники там, как известно, мыслят категориями почасовой оплаты. Компании с большей точностью могут посчитать, сколько часов, людей и материальных ресурсов потребует решение конкретной задачи.

- Человеко-часы - правильная категория, ключевая в управлении производительностью,- уверен глава "Нижфарма".- С ее помощью можно измерить если не все, то очень многое в бизнесе. Я стал думать в человеко-часах постоянно и даже морально готов перевести зарплату всего персонала "Нижфарма" на почасовую оплату труда.

Зарплаты отдельных рабочих нижегородского предприятия уже состоят из одной переменной, целиком зависят от выработки и почасовых тарифных ставок. Здесь Младенцев стоит на принципах все того же Тейлора. Развеяв тайны ремесла и заменив их последовательностью элементарных движений, он призывал оплачивать труд по конечному результату, а именно - за выполненное в срок задание, но не за процесс, исчисляемый количеством отработанных часов (за это, к слову, Тейлора до сих пор проклинают западные профсоюзы). Однако ученый исследовал лишь физический труд.

- Есть еще белые воротнички. Их производительность вы тоже как-то намерены измерять и улучшать?

- Для меня нет существенной разницы между рабочим и менеджером: принципы организации рабочего времени у всех одинаковы. Я сам часть этого механизма. Поэтому повышать производительность мы продолжим в других своих департаментах и уже вовлекли в эту орбиту центр разработок и службы продаж и маркетинга. Сколько им нужно сотрудников и времени, чтобы выполнить задание в соответствии с KPI?

Ответ на этот вопрос, считает Младенцев, дает твердую почву для управления производительностью умственного труда. Есть цели, выраженные в критически важных показателях, и есть сотрудники, достигающие их или нет. Отрицательную результативность нужно анализировать. Причины ее могут таиться либо в завышенных целях (нуждаются в коррекции), либо в невысокой квалификации исполнителя (нужно ее повышать), либо в дефиците ресурсов (их необходимо предоставить).

- Конечно, важен человеческий фактор, и далеко не все так просто,- отмечает Андрей Младенцев.- С KPI и белыми воротничками я, признаюсь, истратил все нервы, ругаюсь, пишу гневные письма. Нерешенных проблем хватает. Но не это главное. Главное, что другого пути реализовать наши планы я не вижу.


Евгений Карасюк
24.04.2006  Секрет фирмы

24.04.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов