Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Практичный разговор по душам

Спрос на обучающую программу по развитию навыков продаж по телефону растет

Самый популярный как в прошлом, так и в настоящем тренинг по продажам часто включает в себя и блок "Продажи по телефону". Однако в последнее время, в основном благодаря развитию торговли через интернет, в ведущих тренинговых компаниях появляется отдельная обучающая программа. Она направлена на развитие навыков продаж по телефону, и спрос на нее со стороны корпоративных клиентов растет очень быстро.

Теплые-холодные звонки

Несмотря на то, что тренинг продаж по телефону (телемаркетинг) появился позже, чем тренинги по деловой коммуникации, продажам, ораторскому мастерству и др., он уже достаточно популярен. "Такие программы полезны и интересны не только менеджерам отдела продаж, но и секретарям, сотрудникам call-центров и любым другим специалистам, чье орудие труда - телефон,- отмечает Оксана Чумаченко, тренер-консультант компании "Мэйнстрим консалтинг".- И, безусловно, как и все остальные тренинги, он усовершенствуется, дополняется и изменяется вслед за изменением структуры спроса".

В целом, все разновидности тренингов продаж по телефону можно разделить на два вида: тренинги входящих и исходящих ("холодных") звонков. "В прошлом продажи шли более агрессивно, поэтому тренинг "холодных" звонков был популярнее,- считает Елена ВильВильямс, директор по развитию, бизнес-консультант и тренер школы менеджеров "Арсенал".- Сегодня же людей больше интересует, как правильно принять звонок клиента, то есть совершить продажу по телефону. Интерес к этому повысился, так как сегодня очень много продаж ведется через интернет-сайты, где размещен каталог продукции, и клиент может заказать товар по телефону. При таких продажах очень важно помочь клиенту "почувствовать" продукт и сделать выбор". Еще одна разновидность этого тренинга - "продажа встречи", то есть не продажа самого продукта, а необходимость сделать привлекательной для клиента встречу в офисе или магазинесалоне, в ходе которой уже будет сделана продажа.

Светлана Пылаева, директор по маркетингу компании Club Consult, дает развернутый перечень того, что можно найти на тренинге по телемаркетингу: "Программы, как правило, включают приемы подготовки к телефонному общению секретаря, установления контакта с тем человеком, который реально принимает решение о покупке, навыки грамотного построения беседы, формирования телефонного имиджа, назначения встречи, выявления потребностей, преодоления возражений и так далее".

Специалисты рынка сходятся во мнении, что корпоративный тренинг продаж по телефону сегодня распространен куда больше, чем открытый. "Именно в таком формате можно понять все особенности бизнеса компании, а также максимально адаптировать тренинг с учетом пожеланий заказчика",- объясняет Оксана Чумаченко.

Евгений Бутенко, тренер школы менеджеров "Арсенал", полагает, что способы коммуникации с клиентами по телефону в различных компаниях могут сильно различаться.

"Сам по себе тренинг становится наиболее полезным тогда, когда жестко привязан к специфике данной компании,- отмечает Евгений.- В открытом формате сделать его эффективным для каждого участника намного сложнее".

"Сегодня все более востребованными становятся программы, обеспечивающие единый стандарт телефонного общения внутри компании, нацеленные на то, чтобы у клиентов возникало ощущение единого подхода к продаже и последующему обслуживанию, к решению спорных вопросов и претензий, возникающих в процессе взаимодействия "организация-клиент",- добавляет Светлана Пылаева.- При этом необходимость стандартов осознается, как правило, компаниями, уже имеющими опыт работы на рынке и работающими в высококонкурентной среде".

Оксана Чумаченко выделяет две группы проблем, которые возникают при продажах по телефону и заставляют компании заказывать тренинги.

Первую группу можно условно обозначить как психологическую, в нее входят такие проблемы, как неуверенность в себе, отсутствие навыков психологической настройки перед исходящими звонками, неумение восстанавливать свои силы после стрессовых ситуаций. Вторую группу проблем можно условно назвать организационной, и к ней относятся неправильная организация труда, отсутствие информационной подготовки перед звонком, трудности в работе со сложными клиентами, неумение пользоваться голосом как инструментом. Все это приводит персонал к переутомлению, хронической усталости и стрессу. И, конечно же, все эти негативные факторы не могут не повлиять как на имидж компании, так и на эффективность продаж.

Продать или выслушать?

Большинство представленных на рынке обучающих программ включают в себя два блока навыков - продаж и переговоров, так как техники, которым обучают на таких тренингах, помогают и в том, и в другом случаях (например, техника убеждения, алгоритм работы с возражениями, техника "активного слушания").

"Также программа позволяет отработать навыки работы с трудными и деструктивными клиентами, помня при этом об имидже компании,- рассказывает Оксана Чумаченко.- Ведь профессиональные требования и этика заставляют быть бесконечно терпимыми и приветливыми, а большое количество ответов по телефону вызывает раздражение, и это безошибочно распознается на другом конце провода. На тренинге есть возможность освоить различные техники по снятию эмоционального напряжения". "Общение по телефону - это специфическая ситуация, которая вынуждает делать акцент на самом процессе общения при отсутствии визуального контакта,- отмечает Евгений Бутенко.- То есть необходимо уметь хорошо слышать (то есть различать нюансы передачи информации через звуковой канал), уметь "звучать", не создавая лишние помехи (при общении по телефону очень слышны слова-паразиты, неправильная, тихая, невнятная речь, слишком быстрая и торопливая речь, монотонность)".

На иных программах много времени уделяется работе с голосом. "Так как покупатель не видит вас, вы должны вложить всю жестикуляцию и мимику в ваш голос. Вы не можете уверенно шагнуть вперед или дружески пожать руку - вы должны будете говорить уверенно и с дружелюбной улыбкой в голосе",- пишет Рос Джей в книге "Малозатратный маркетинг". Все это помогает участникам выработать личный стиль деловой беседы, который будет соответствовать имиджу компании, повысит профессионализм и компетентность сотрудников.

Эксперты на рынке несколько расходятся во мнении, что должно превалировать на тренинге - навыки продажили переговоров. Елена Ким, тренер школы менеджеров "Арсенал", считает, что тренинг близок к тематике переговоров. "Иногда человеку просто надо пройти обычный тренинг переговоров, и его результаты в работе уже улучшаются,- добавляет Елена.- Телефонные переговоры всегда при серьезной сделке будут подкреплены письменными соглашениями или продолжатся на встрече с партнером".

Светлана Пылаева же считает, что на первом месте должны быть именно навыки продаж. "Продажа - это всегда продажа, пусть даже и по телефону, и самой распространенной ошибкой менеджера по работе с клиентами остается презентация продукта до выявления реальной потребности клиента,- говорит Светлана.- Сегодня время продаж, ориентированных на клиента, поэтому необходимо предлагать не продукт или услугу, а решение той проблемы, которая есть у клиента. В этом смысле технологии телемаркетинга одинаковы для любой сферы бизнеса. Другое дело - отработка полученных навыков. При этом необходимо учитывать специфику работы организации и решать конкретные бизнес-вопросы, стоящие перед участниками тренинга: реальные возражения, претензии, сложности в общении". С ней согласна и Оксана Чумаченко: "В зависимости от сферы деятельности компании, специфики бизнеса этот тренинг для разных компаний будет разным, то есть структура, так называемый скелет, будет одной, а наполнение - разным. И здесь уже все зависит от профессионализма и мастерства тренера, задачей которого будет его адаптация с учетом сферы деятельности той или иной компании".

Тренинг продаж по телефону, пожалуй, один из немногих, оценить эффективность которого можно достаточно просто. "Возможности построения графической разметки разговора для обучающихся, а также записи разговоров позволяют увидеть, как менеджеры применяют полученные знания и навыки",- отмечает Елена Виль-Вильямс.

Обычно работу по оценке эффективности выполняет сама компания-провайдер, у которой и был заказан тренинг.

"Это может быть как анкетирование сотрудников, прошедших такой тренинг, так и проведение посттренингового занятия, на котором можно отследить, насколько те или иныесотрудники используют в своей работе приобретенные на тренинге знания и навыки",- рассказывает Оксана Чумаченко.

Также такую оценку своих сотрудников могут провести сами руководители компании с помощью специально разработанных для них чек-листов или же сотрудники, прошедшие обучение, часто сейлз-менеджеры сами указывают на то, что уменьшается число трудных клиентов и разговор дается им проще, а их руководители отмечают рост продаж.

Владимир Правоторов, Компания Begin Group, специально для газеты "Бизнес"

Деловая газета "Бизнес"

24.04.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов